Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса
материал (русский язык, 8 класс) по теме

Васенина Тамара Александровна

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

 Усиление практической напрвленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографическиз, пунктуационных и речевых умений и навыков. Усиление теоретических сведений осуществляется в практической деятельности прми анализе и сопоставлении фактов языка.Предложенный материал поможет учителю в системе повторять теорию, проводить закрепление, систематизировать знания учащихся.. Вопросы и тексты подобраны в соответствии с программой. Тексты можно использовать как раздаточный материал при закреплении, повторение или для зачета по итогам года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

Дидактический  материал для уроков русского языка в 8 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск

2012 год.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

в 8 классе

 №1.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи

слов в словосочетаниях. Приведите примеры словосочетаний из данных предложений.

 

На утиное озеро я шёл по пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые боры. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.

2.В данном  предложении объясните знаки препинания, произведите указанные виды разбора

Кричат в кустах коростели, и бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, и заря дотлевает над далями и туманами.

 №2.

1.Простое предложение. Деление простых предложений по строению грамматической основы, по цели высказывания и интонационной окраске. Дайте общую характеристику указанных простых предложений.

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом! Позади молодой осинки высится старый лес. Я нагибаюсь и поднимаю с земли свежие листья.        

              У меня зазвонил телефон.

             -Кто говорит? – Слон.

             - Откуда?- От верблюда.

2. В данном предложении объясните знаки препинания, произведите все виды разбора.

   

   Наступила ночь, и я долго шёл под гудящими в тумане сводами горного бора, склонив голову.

 №3.

1.Подлежащее. Способы его выражения. В указанных предложениях найдите подлежащее.

    Наступило роковое послезавтра.

   Разговаривать с ним было наслаждением.

   Приезжий был невысок ростом.

   Утром его хо-хо-хо раскатилось по всему дому.

   Наступает хмурое утро.

   Я в город уеду.

   Пятеро спорили

.

2.В данном предложении объясните знаки препинания, произведите все виды разбора

.

 За снежными полями на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

 № 4.

1.Простое и составное глагольные сказуемые и способы их выражения. В    данных предложениях найдите ПГС и СГС

 Он принялся читать газету.

 Я вышел на платформу подышать.

 Меня просили уехать из города.

 Он не упускал случая взять верх в споре. Кто-то догадался сбегать за    доктором.

.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал ничего.

 №5.

Составное именное сказуемое. В данных предложениях найдите составные именные сказуемые.

Вдали показался дымок поезда.

Лодка показалась мне ненадёжной.

Он явился без предупреждения.

Его приезд явился для меня сюрпризом.

Сыр делается из молока.

От долгого хранения сыр делается ломким, сухим.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая.

№ 6.

1.Тире между подлежащим и сказуемым. В данных предложениях объяснить постановку тире.

 Компьютер – это электронная машина.

 Курить – здоровью вредить. Наша задача – хорошо учиться.

 Москва – столица России.

 Он геолог. Руки как лёд. Бедность не порок.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

№ 7.

1.Второстепенные члены предложения, способ их выражения. В данных предложениях укажите, какими частями речи  выражены второстепенные члены предложения.

 Сквозь деревья сверкнула вода, и вскоре дорога привела к большому озеру. Озеро это было без берегов. Сквозь желтоватую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

Московский поезд отправляется. Поезд на Москву отправляется.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

По обеим сторонам дороги торчали голые камни, кое-где из-под снега выглядывали кустарники.

№ 8

1.Приложения. Кавычки и дефис при одиночных приложениях. В указанных предложениях найдите приложения.

 Не забудет народ – победитель беззаветных героев своих.

 Вечная слава героям, павшим за Родину – мать.

 Мы читаем удивительную сказку «Соловей».

 Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал долину совершенно.

.

№ 9

1.Основные виды односоставных предложений, их общие и отличительные признаки. В данных предложениях найдите односоставные разберите их.

Жду команды пилота. Молча пьём за друзей, не пришедших с войны. Его везли из крепости. Тянет холодом зимних ночей. Лес. Палатка. Плеск речной волны. Вечер. Дождь. Унылое ненастье.

 

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор  предложения.

 Перед бором, уходя вниз, расстилался луг, пестреющий цветами.

Билет №10.

1.Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. В данных предложениях найти однородные члены

Озеро обступили старые липы и осокори. Здесь было безветренно и сумрачно. Все лето я занимался сбором трав и цветов.

2.Призведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Солнце садится в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу.

№11.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. В данных предложениях объясните знаки препинания. Составьте возможные варианты предложений, объясните знаки препинания.

       И кочи, и моховые болта, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.

       Всё: дорога, крыши домов, деревья и кусты – было покрыто недавно  выпавшим снегом.                

       Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

 Весной и летом, осенью и зимой я часто ходил на Бисеру, наблюдал жизнь птиц, живущих на её берегах, любовался цветами.

№ 12.

1.Обращение. Назначение обращения

В. данных предложениях найдите обращения Выделительные знаки

препинания при обращении.

Прекрасны вы, поля земли родной.

О Волга, после многих лет я вновь принес тебе привет.

В каждом сердце возникает, и томит, и увлекает образ твой, весна!

Опять я ваш, о юные друзья! Я жду тебя, мой запоздалый друг.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Луна выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.

.

 № 13.

1.Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите знаки препинания, укажите их значение.

Это было совершенно очевидно. Очевидно, с удалением от моря мы вступили в «озеро холодного воздуха».

Вы сегодня пришли кстати. Всё казалось ему давно знакомым…Серебряный месяц, казалось, весь растопился и разлился. За лесом видно село. За лесом, видно, находится село. Ученик верно ответил.                             Ученик, верно, уже ответил.

 

2.Произведите синтаксический разбор предложения и указанные виды разбора.

   Птицы заливались в проснувшемся лесу, пологие лучи солнца проникли между стволами сосен.

№ 14

1.Обособленные определения и приложения. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите обособленные определения и приложения, объясните знаки препинания.

 Темная туча, закрывавшая всё небо, ушла.

 Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели.

 Травка стояла и глядела в лицо маленького человека, освещенного   лучами заходящего солнца. Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула её щеку.

Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

Плотник, он прижился и здесь. Смышленые звери, бобры строят плотины.

2. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Землю кропит мелкий дождь, предвестник осени.

 № 15

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены.

Снег шёл весь день, не переставая.

Машина, переваливаясь с боку на бок, пробиралась по разъезженным песчаным колеям. Я остановился, любуясь звездным небом.

Луна, склоняясь к горизонту, краснела и увеличивалась. Молча мерцая, звезды говорят нам о бесконечных тайнах.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

 Тишина и тайна реяли над этой поляной, молчаливо прощавшейся с умирающими звёздами.

 

№ 16.

Обособление уточняющих членов предложения .Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите уточняющие члены предложения, объясните знаки препинания.

  Обоз расположился в стороне от деревни, на берегу реки.

  На прибрежном песке, неподалеку, лежал поваленный плетень

  В темной дали ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

  Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.

  Там, на перекате, звенели водяные струи.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Спокойная вода, негромко шурша, лизала мокрый песок.

 № 17.

Способы передачи чужой речи. В данных предложениях укажите, каким способом передана чужая речь.

          Мой брат говорил маме: «Позвони, как приедешь»

          И я говорил: «Позвони, мы будем беспокоиться».

          Мы с братом просили маму, чтобы она позвонила нам как приедет.

          Жду твоего звонка, мамуля» - поддерживала нас сестра.

         Учитель спросил: «Что такое счастье?».  «Счастье – это мир», -     ответили дети. Учитель говорил с детьми о счастье. По словам детей, счастье – это мир.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

           

          Из окон низеньких домов струился свет и длинными косяками ложился      на блестящую землю.

            № 18.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. В данных предложениях объясните знаки препинания

«Завтра идем в поход», - сказал учитель. Ребята восторженно закричали: «На Бисеру! С ночёвкой!».

«Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил».

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

      Июньское солнце жарило безжалостно, в воздухе плавал тополиный пух.

 № 19.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. В данных предложениях объясните знаки препинания.

«Петя, тебе понравился фильм?» - спросил дедушка.

Дедушка спросил у Пети, понравился ли ему фильм.

«Кажется, будет дождь», - сказала Мария. Мария предположила, что будет дождь.  «Безусловно, погода изменится», - говорит Никита. Никита утверждал, что погода изменится. «Откройте окно», - попросила сестра. Сестра попросила, чтобы открыли окно.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

       Пруд уже замерз, но речка ещё шумела в своих пушистых берегах

 №20.

1.Цитаты, знаки препинания при них. Включите в текст предложения с цитатами.

В своём стихотворении поэт вспоминал умершую уже няню:

              Вот опальный домик,

              Где жил я с бедной нянею моей.

              Уже старушки нет…

Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В.Г. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии»

« Природа, - утверждал Михаил Пришвин, - есть родина всех талантов..»

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения

. Лисица не замечала меня, я не отрывал от неё взгляда, любуясь красивым зверьком.

 ЛИТЕРАТУРА

1.Программа по русскому языку 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.»Просвещение», 2007 год

2. Учебник «Русский язык», 8 класс, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М. «Просвещение», 2007г.

3Л.А.Тростенцова, М.Х.Шхапацева « Пунктуация без секретов», М.»Дрофа» 2002г.

4.И.А.Мартьянова. Русский язык. Трудные случаи разбора предложения. Издательство «Эксмо», 2007г.

5, Сборник задач и упражнений по русскому языку, М.»Просвещение», 1989г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса.

Материал содержит задания на проверку сформированности знаний по темам курса русского языка 9 класса....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

Карточки -задания в двух вариантах для прверки знаний в 9 классе....

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Материал направлен на развитие орфографической зоркости учащихся, а также поможет закрепить навыки проведения орфоэпического, фонетического и словообразовательного разборов....

Дидактический материал по русскому языку в 5 классе

Материал направлен на развитие орфографической зоркости, а также позволит отработать навыки орфоэпического, фонетического разборов....


 

Комментарии

Васенина Тамара Александровна

По усмотрению учителя предлагаются различные виды разборов: фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и т.д.