статья"Воспитать человека"
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Симаненкова Татьяна Александровна

статья по формированию кругозора подростков, развитию духовно-нрвственных качеств школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitat_cheloveka.doc36 КБ
Файл urok_literatury_po_garshinu.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Воспитать человека.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя  воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно…

Л.Н. Толстой                                                                                       

      Во все времена в России почитались добродетель, милосердие, образованность, служение Отечеству, любовь к Родине. Много лет работая в школе, общаясь с коллегами, я прихожу к твердому убеждению, что учителя не меньше, чем заботой о хлебе насущном, обеспокоены проблемой: чему и как учить детей. Как выстоять, сберечь ценнейшее богатство народа – нравственность?

  Преобладающая роль в формировании личности ученика, его нравственных принципов принадлежит учителям-словесникам, на плечи которых сегодня ложится огромная ответственность при решении зачастую кажущихся неразрешимыми проблем.

  В процессе изучения литературы мы прививаем детям любовь и интерес к русскому языку, который является неотъемлемой частью нашего национального достояния, нашей отечественной культуры. Ведь главная задача учителя-словесника сегодня, на мой взгляд,  состоит в следующем: мы должны передать своим ученикам хотя бы часть великого богатства русской литературы, научить слышать и понимать слово писателя, сочувствовать исканиям его героев, прививать интерес к серьезному, вдумчивому чтению – то есть, научить старшеклассников думать об окружающем мире и о своем месте в нем.

  Патриотизм,  чувство гражданского долга перед Отечеством, духовность, христианские ценности – вот главные составляющие романов Гончарова и Тургенева, Толстого и Достоевского, Горького и Булгакова, драматургии Островского и Чехова, рассказов Бунина и Куприна, стихов Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, Ахматовой и Бродского – словом, всех русских писателей и поэтов, чье творчество изучается в школьном курсе литературы.

  В произведениях этих замечательных авторов – трепетная и страстная любовь к России, судьбы русских людей в разные периоды истории страны, гордость и уважение к своему Отечеству. В них заключено богатство внутреннего мира человека, неповторимость русской души, мудрой и смиренной, бунтующей и мятежной, но всегда щедрой и милосердной, отзывчивой и сострадающей.   И мы должны раскрывать перед старшеклассниками эти лучшие черты русского национального характера на примере авторов и героев русской классики, формируя тем самым стремление ценить и уважать нравственные идеалы, призывая хранить и развивать их в себе.            

  Вся русская литература  будит в человеке совестливость, заставляет читателя сочувствовать обиженному,  негодовать против любого проявления зла.

  Все русские писатели были верующими.

  «Пушкин послал за священником, исповедовался и причащался святых таин» , - так вспоминал последние часы Пушкина его лицейский товарищ и секундант Данзас.

 «Нет, я умру! Сегодня ночью, я видел Христа, и он меня простил», - за день до смерти скажет своему другу А.Ф. Кони  Иван Александрович Гончаров.

 «Я просил нашего священника посещать тебя. Слушай советов его и поручи молиться о душе моей», - написал перед казнью своей жене поэт Кондратий Рылеев.

  К умирающему на чужбине Жуковскому «из Штутгарта приехал русский священник Иоанн Базаров.

  Меньше месяца оставалось жить Салтыкову-Щедрину, когда к нему приехал и молился Иоанн Кронштадский.

   Мучился, метался в поисках истины Л. Толстой. Сопровождавший его в последнем странствии в Оптину пустынь Д. П. Маковицкий вспоминал: «Лев Николаевич желал видеть отшельников-старцев не как священников, а как отшельников, поговорить с ними  о Боге,  о душе, об отшельничестве, видеть их жизнь и узнать условия, при каких можно жить при монастыре».

 Русские писатели страдали о человеке, видя в нём образ и подобие Божие. Отказавшийся от мести кому бы то ни было Пушкин есть пример христианского прощения и смирения. А его любимая героиня Татьяна Ларина, не пожелавшая наказать Онегина, поражает глубиной оценки главного героя:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

  Её любовь - результат напряжённого душевного борения со страстью, сопряжена с чувством долга, пронизана чистотой и светом.                                

 В повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» главный герой, лишившись отца, имущества, доброго имени, отказывается мстить обидчику во имя любви к его дочери.      

 Проблема мести русскими писателями решается с позиций религиозной нравственности. В этом плане все творчество Ф.М. Достоевского отрицает месть как орудие преодоления зла.  Готовый защищать всех униженных и оскорбленных Раскольников оказывается поверженным кротостью и жертвенной любовью Сони Мармеладовой. А сцена чтения Евангелия о воскрешении Лазаря становится идейным центром романа. Не месть спасёт, а покаяние, всечеловеческое усмирение страстей. Человек, вовлекаемый в страстные помыслы, в грехи, только борясь с ними, идёт к свету Христовой истины, ощущает любовь Божию или погибает, если сдаётся, - так можно сказать о любом герое русской литературы.

  Будить в человеке милосердие и сострадание – одно из величайших предназначений русской литературы, которая всей своей сущностью утверждает, что попустительство в делах веры, Божьих истин ведёт к трагедии личности, семьи, народа в целом.  Увидеть милосердие в образах  самых неожиданных  -  значит возвысить душу,  показать выстраданный путь к спасению, увидеть  в произведении готовность оказать ближнему добро, сделать чужую боль  своей – это и есть увидеть любовь Христианскую, ибо «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит…» (Апостол Павел: 1 Кор. 13, 4-8).

  Всего лишь несколько примеров тематических бесед на уроках литературы свидетельствуют о назревшей необходимости систематического обращения к формированию круга понятий  - «вера», «духовность», «совесть», «патриотизм», «отечество», то есть тех понятий, без которых освящённое любовью к Богу, озарённое светом Евангельской истины, немыслимо православие, да и вся наша жизнь.

 Таким образом, развивать духовность и нравственность на своих уроках – это высокий моральный долг учителя-словесника, несущего ответственность за формирование мировоззрения будущего поколения.                                  

                                                                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

           Урок литературы.

                 5 класс

В.М. Гаршин «Attalea Princeps».

Героическое и обыденное в сказке.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить со сказкой «Attalea Princeps», идейно-смысловым и художественным содержанием произведения.

Развивающие: развивать умения интерпретировать художественное произведение, развивать устную речь, развивать образное и логическое мышление, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:  воспитание норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board, презентация.

1.Организационный момент.

  2.Подготовка к изучению новой темы.

       Актуализация опорных знаний.

Учитель: О чем-то скрипит половица

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

По комнате ходят С К А З К И.

Отправимся в «Бюро сказочных находок»

Бюро сказочных находок состоит из различных ячеек. У каждой сказки своя ячейка.

Герой какой сказки получил волшебное конопляное семечко? «Чёрная курица или подземные жители» А. Погорельский

В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора»

В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро

В какой русской сказке царевич нашёл жену на болоте? «Царевна лягушка»

В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин

Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь?  «Лиса и журавль»

В какой сказке у обитательницы морских глубин хвост превратился в стройные ноги? «Русалочка» Г.Х. Андерсен

В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу…»? «Маша и медведь»

Как вы думаете, чем отличаются жёлтые ячейки от синих? (жёлтые – это фольклорные сказки, а синие – это  литературные сказки)

 А чем отличаются фольклорные сказки от литературных?

Найдите соответствия характеристик каждому типу сказок.

3.Сообщение темы и цели урока.

  На сегодняшнем уроке мы изучим еще одну литературную сказку В.М. Гаршина «Attalea Princeps», которую прочитали дома самостоятельно.

  Сформулируйте цель нашего урока (познакомится со сказкой, определить её поучительный смысл).

Ребята, есть ли среди вас те, кто в семь лет прочитал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» или «Айвенго» Вальтера Скотта?

  Всеволод (Сева) Гаршин в семилетнем возрасте прочитал и Гюго, и Вальтера Скотта, и Пушкина, и Лермонтова, с нетерпением ждал выхода очередного номера журнала «Современник» и читал его от корки до корки. Такой он был книгочей и книголюб. Потом, будучи уже двадцатилетнем юношей, перечитал Гюго, но ничего нового для себя не открыл – настолько зрелыми оказались его впечатления. Что вы ещё можете добавить к биографии В.М. Гаршина, опираясь на статью учебника о нём?

4.Беседа (по реализации домашнего задания)

А теперь обратимся к сказке «Attalea Princeps». Вы должны были подготовить пересказ эпизодов по ключевым словам. (учащиеся пересказывают текст)

 1.Игра сократиков.     

  Вы знаете древнегреческого ученого Сократа? Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактов. Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным:  ходит себе человек, пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал? Допустим такие: что такое красота? Как устроен мир? Почему этот человек добрый, а тот злой? Зачем ты получаешь знания? Таким образом он вступал в диалог, чтобы докопаться  до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то и задаваемые вопросы не могли быть бессмысленными.  Были у него и последователи, которые ходили за ним  и записывали его беседы. Учеников мудреца называли «сократиками». Самые известные  сократики – философы Платон и Ксенофонт.

  Давайте и мы попробуем вступить в диалог с текстом, с автором этого текста – писателем Гаршиным. Возьмём первый и второй фрагменты сказки. Сформулируем по ним два вопроса, раскрывающие самую суть эпизода. На заданные вопросы вы обязательно должны найти ответы в тексте. Запомните, умение задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.

  (Ученики формулируют различные вопросы, в том числе и такие, на которые не могут найти ответы в тексте. Например: почему в этом городе находится ботанический сад? Зачем приехал гость из Бразилии?)

1-й эпизод

-Как выглядит оранжерея? (Очень красивая оранжевая, из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – гордость и краса большого города).

-Как чувствуют себя растения в ботаническом саду? (Растения-заключенные. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение).

Вывод, обобщение.  Прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для его обитателей.

2-й эпизод

-Что собой представляет директор оранжереи? (Учёный-ботаник. Все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и знать не хочет. Он тек же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея).

-Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)? (Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напоминала ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало  грустно, оттого что пальма раст        ётв неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой).

Вывод-обобщение.

Два персонажа – два характера.  Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Как воспитать человека, любящего свою Родину?"

Родительское собрание по   гражданско-патриотическому воспитанию....

Материалы предоставленные на региональный этап Всероссийского конкурса среди работников образовательных учреждений «Воспитать человека»

Региональный этап Всероссийского конкурсасреди работников образовательных учреждений«Воспитать человекаНоминация:              ...

Творческая работа. Эссе. "Воспитать человека".

Творческая работа "Воспитать человека" является размышлением о направлении деятельности  классного руководителя. Как реализовать свои идеи воспитания? Как соединить процесс воспитания с развитием...

Статья "Воспитать человека".

Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указать,И не давать с дороги сбитьсяТолкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным - воспитать человека" (продолжение)

Продолжение беседы для родителей по профилактике жестокого обращения с животными...