Материалы предоставленные на региональный этап Всероссийского конкурса среди работников образовательных учреждений «Воспитать человека»
материал на тему

Сорокина  Елена Валерьевна

 

Региональный этап Всероссийского конкурса

среди работников образовательных учреждений

«Воспитать человека

Номинация:                       КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Уланова Елена Валерьевна

учитель истории и обществознания

классный руководитель 8-а класса

МБОУ Ульяновская средняя общеобразовательная школа

Адрес: 607811, Нижегородская область, Лукояновский район,

село Ульяново, улица Пролетарская, дом 76-а

Телефон: 8(83196)44181

E-mail: Ulyanovoschool@yandex.ru

Адрес сайта школы: http://ulyanovoschool.ucoz.ru/

12775
diplom_2_stepeni_vospitat_cheloveka.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_etap_vserossiyskogo_konkursa.docx71.92 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса

среди работников образовательных учреждений

«Воспитать человека»

Номинация:                         КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Уланова Елена Валерьевна

учитель истории и обществознания

классный руководитель 8-а класса

МБОУ Ульяновская средняя общеобразовательная школа

Адрес: 607811, Нижегородская область, Лукояновский район,

село Ульяново, улица Пролетарская, дом 76-а

Телефон: 8(83196)44181

E-mail: Ulyanovoschool@yandex.ru

Адрес сайта школы: http://ulyanovoschool.ucoz.ru/

Перечень представленных материалов

  1. Заявка участника
  2. Анкета участника
  3. Список публикаций
  4. Портфолио «Кладовая педагогического мастерства»
  5. Разработка мероприятия – классный час «Я и мои друзья»
  6. Самопрезентация
  7. Приложение 1. Воспитательная программа «Я- Личность»
  8. Приложение 2.Презентация «Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации программы «Личность»»
  9. Приложение 3. Грамоты и дипломы
  10. Приложение 4. Презентация к классному часу  по правовому воспитанию «Все люди рождаются свободными и равными»
  11. Приложение 5.Материалы к классному часу «Я и мои ДРУЗЬЯ»
  12. Приложение 6. Сценарий праздника в классе «День именинника»
  13. Приложение 7. Сценарий конкурсной программы «Мистер и Мисс 7-а класс»
  14. Приложение 8. Портфолио классного руководителя Улановой Елены Валерьевны
  15. Собрание материалов на конкурс на электронном носителе

Заявка

на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса  

"Воспитать человека"

Район ______________________Лукояновский____________________________                            

Номинация ___классный руководитель общеобразовательного учреждения____

  1. Сведения о конкурсанте:

1.1. Ф.И.О. конкурсанта (полностью)

______________________Уланова Елена Валерьевна______________________

1.2. Дата рождения ___________________17 декабря 1971 г.____________________

1.3. Место работы, должность

_______Муниципальное   бюджетное   образовательное   учреждение_________

 __________Ульяновская средняя общеобразовательная школа____________ ___________________________учитель    истории_________________________

1.4. Адрес места работы, телефон

__________607811, Нижегородская область, Лукояновский район,___________

____________село Ульяново, улица Пролетарская, дом 76-а_____________ _______________________8 (83196)44181_______________________________

1.5. Домашний адрес, телефон

_____________607800, Нижегородская область, город Лукоянов,_____________

_____________________микрорайон №2, дом 3, квартира 17___________________ _____________________________8 (83196)44293_____________________________

Решение муниципального Оргкомитета о выдвижении данного участника на Конкурс за подписью председателя Оргкомитета, заверенное печатью органа, осуществляющего управления в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.П.                                                                              Дата принятия решения:

Председатель муниципального

                                                                                       Оргкомитета: _________/__________                                                                                                                  

                                                                                                          подпись                             Ф.И.О.

Публикации работ:

1.Воспитательная программа "Я - ЛИЧНОСТЬ" разработанная и подготовленная классным руководителем Улановой Е.В. 2008 год

http://ulyanovoschool.ucoz.ru/index/stranichka_klassnogo_rukovoditelja/0-88

2. Классный праздник в 5-а классе «День осеннего именинника» 2008 г.

Материал собран и подготовлен классным руководителем Улановой Е.В.

http://ulyanovoschool.ucoz.ru/index/stranichka_klassnogo_rukovoditelja/0-88

3. Классный час на тему "Я и мои друзья" 5-а класс 2009 год.

Материал собран и подготовлен классным руководителем Улановой Е.В.

http://ulyanovoschool.ucoz.ru/index/stranichka_klassnogo_rukovoditelja/0-88?ldQ83P

4. Сценарий конкурсной программы "Мистер и Мисс 7-а класс" 7-а класс 2011 год

Материал собран и подготовлен классным руководителем Улановой Е.В.

http://ulyanovoschool.ucoz.ru/index/stranichka_klassnogo_rukovoditelja/0-88?ldQ83P

5.Макет классного уголка НЕПОСЕДЫ

Разработан классным руководителем 6-а класс Улановой Е.В.

http://www.proshkolu.ru/user/ulanova17/folder/186515

Конкурсное задание «Кладовая педагогического мастерства»

КЛАДОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

учителя

Улановой Елены Валерьевны

Вот уже четыре года я являюсь классным руководителем коллектива детей ныне обучающихся в 8-а классе. Общий педагогический стаж моей трудовой практики 15 лет. Почетное звание классного руководителя несу вот уже целых 13 лет. Два раза в 2007 и в 2009 годах школа, в которой я работаю, выдвигала меня на районный конкурс «Учитель года», на котором я делилась опытом как учитель и как воспитатель. По результатам конкурса в 2007 года я стала лауреатом, а по результатам конкурса в 2009 году я стала победителем конкурса «Учитель года 2009» Лукояновского района.

В последние годы стало популярным программировать любую деятельность, я тоже решила идти в ногу со временем и разработала программу для работы с тем классным коллективом, с которым работаю и поныне. Можно сказать,  что основной идеей, в моей современной методической копилке классного руководителя является программирование воспитательной деятельности в классном коллективе.

В 2008 году мною была разработана воспитательная программа «Я – Личность» [см.Приложение 1], которая реализовывалась в классном коллективе в течение трех учебных лет с сентября 2008 по май 2011. На сегодняшний день можно проанализировать результативность программы, выявить положительные и отрицательные моменты, поделиться положительным опытом.  

Самыми важными вопросами при начинании чего-то нового являются: «Почему» Программа»? «Зачем» необходима программа? И «Как» ее реализовывать?

Во-первых, «почему»? Вопрос «почему» передо мной практически не возник. Знакомясь с коллективом с которым мне придется работать, я сделала выводы, что все дети в классе очень индивидуальны, каждый из них – личность, но и, почти каждый стремиться занять лидерствующую позицию в классе. Поэтому для работы с классом одного плана было бы не достаточно. Мини-планы для развития каждой личности в классе могли бы быть не связны друг с другом. Поэтому вопрос разрешился сам собой только программа позволит мне в большом коллективе развивать личность каждого воспитанника. А когда в классе было проведено школьным психологом диагностическое исследование «Личностного роста» [Диагностика личностного роста. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.В. Степанова], то вопрос что выбрать план или программу самоликвидировался. В классе, несмотря на высокие лидерские способности наблюдалось неравномерное развитие личностных качеств почти у всех обучающихся.  

Во-вторых, передо мной встала задача объяснить самой себе, зачем именно программа и, не, к примеру, план работы. Сама себе искала ответ в различной методической педагогической литературе и пришла к выводу, что ответ то лежит на поверхности – Программа, в отличие от плана, прогнозирует результат на несколько лет вперед, позволяет варьировать формы и методы, имеет ключевую модель воспитанника и, самое главное, на мой взгляд, в программе можно ставить долгосрочную цель. Ведь поставленная задача в плане работы на год может и не привести к запланированному результату. Тогда получается, что классный руководитель своих целей не достиг?

Третьей задачей на пути встал вопрос: «Как»? Как какими методами достигать поставленных целей, какие формы деятельности выбрать, как правильно распределить активность детей? И еще масса и масса вопросов.

Таким образом, мотивацией к выбору программирования воспитательной работы в классе, стали следующие моменты:

  1. Социально-экономическая ситуация в микросоциуме;
  2. Отсутствие очага культуры в микросоциуме;
  3. Изменения в культурно-нравственных норм в обществе, в семье;
  4. Диагностические исследования в классе.

При анализе диагностики выяснилось, какие качества личности у каждого члена коллектива необходимо развивать, какие совершенствовать. На этой основе была разработаны среднестатистическая модель личности, которая могла бы получиться в результате действия программы и идеальная модель, при очень положительном исходе.

Для прослеживания результативности реализации данной программы были установлены критерии идеальной личности, взятой за основу воспитания,  как образца, к которому необходимо стремиться.

Интеллектуальная личность – личность, усвоившая школьный объем знаний, способная к творческому самообразованию и саморазвитию;

Нравственная личность – личность, способная ответственно выбирать духовно-нравственные формы самореализации и самовыражения, т.е. внутренне готова к самосозидательной деятельности;

Личность, готовая к успешной социализации, по моему убеждению, должна:

  1. уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
  2. видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;
  3. уметь объективно анализировать достигнутые результаты;
  4. владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;
  5. быть готовой к профессиональному самоопределению в непрерывно меняющихся условиях;
  6. стремиться к достижению успеха;
  7. иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.

        Таким образом, необходимостью развития личностных качеств были выбраны следующие:

мыслительные: интеллект, интеллигентность, самостоятельность, независимость;

социодинамические: реализм, активность, разнообразие, предприимчивость;

психические: коммуникативность, уверенность в себе, тактичность, рассудительность;

качества субъектов культуры: творчество, свобода.

Для реализации данной программы были выбраны, на мой взгляд, наиболее эффективные механизмы реализации.

Это активная деятельность по выбранным направлениям, создание самоуправления в классе, мероприятия и акции направленные на реализацию поставленных задач.

Деятельность по направлениям.

Направ-

ление

Воспитательная цель

Формы и методы реализации

«Я - гражданин»

  1. Создание условий для формирования интереса к общественной работе;
  2. привитие любви и уважения к природе, жизни людей, к традициям своей Родины;
  3. воспитание принадлежности к традициям и обрядам народностей, населяющим Россию, область, район;
  4. формирование чувства коллективизма;
  5. формирование социальной направленности личности, чувства ответственности за свои дела и поступки, уважения к окружающим.
  1. Деловая игра «Выборы»;
  2. Классный час «Устав школы соблюдаем!»;
  3. Круглый стол»Я гражданин Мира»;
  4. Классный час «Я  и мои права»;
  5. Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы;
  6. Возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.

«Я - хозяин»

  1. Воспитание ответственности за выполнение  порученного дела;
  2. рачительного отношения к себе, своему здоровью, школе, селу, району, краю.
  1. Дежурство по классу, школе;
  2. Уборка пришкольной территории;
  3. Участие в общешкольных      трудовых субботниках;
  4. Участие в Днях Здоровья;
  5. Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей;
  6. генеральные уборки классных комнат, школы;
  7. соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  8. профилактические беседы по правилам поведении на дороге, в экстремальных ситуациях и т.д.

«Я - ученик»

  1. Воспитание уверенности в своих силах и возможности, способности к самосовершенствованию, открытости для новых идей и знаний, ответственности за свою жизненную проекцию.
  1. Тренинги по итогам окончания четвертей, полугодий, года;
  2. Тест «Мотивация к учению»;
  3. Участие в школьных и районных олимпиадах; Проведение классных часов  «Учись – учиться».

«Я - профессионал»

  1. Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, ответственности за выбор своих действий, поступков;
  2. воспитание стремления к самореализации.
  1. Тренинги «Умете ли вы слушать», «Зачем Я»;
  2. Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов»;
  3. Конкурс  «Лучшей ученик»(по результатам обучения и творческой деятельности в течение года).

«Я – моя семья»

  1. Воспитание ответственности за микроклимат в семье и коллективе;
  2. ответственности за подрастающее поколение; чувства причастности к успехам своей семьи;
  3. воспитание уважительному отношению к членам семьи и к членам коллектива.
  1. Классный час «Моя семья – моя опора»;
  2. родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальные консультации при психологе, классном руководителе, социальном педагоге, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

«Я - творец»

  1. Воспитание гордости за достигнутые успехи и стремления к достижению успехов в творческой деятельности;
  2. Воспитание креативного мышления, способствующего развитию творческого потенциала.
  1. Празднование Дня Именинника;
  2. Новогодний праздник;
  3. «Мастерская Деда Мороза»;
  4. Конкурс «Новогодний сувенир»;
  5. Годовой творческий отчет «Чему мы научились»;
  6. Участие в общешкольных мероприятиях;
  7. Привлечение учащихся в кружки и факультативы;
  8.  Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях;
  9. Проведение родительских собраний.

Несомненно, при реализации новых методик встречаются определенные сложности. Нет уверенности в том, правильно ли все получается, этого ли мы все ждали. Необходимыми условиями для реализации подобных форм деятельности, на мой взгляд, является удачное сотрудничество классного руководителя, родителей, детей, специалистов школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Могу похвастаться, что подобная связь в нашей школе организована очень хорошо. Деятельность учреждения построена таким образом, что все участники учебно-воспитательного процесса взаимодополняют друг друга, вместе строят «личность» в каждом из воспитанников.

Для оценки результативности созданной воспитательной программы, ее звеньев, с целью выявления проблем, недостатков в коллективе определены следующие критерии и показатели:

  1. отслеживание уровня личностного развития и воспитанности учащихся (классным руководителем ведется дневник наблюдений);
  2. мониторинг деятельности учащихся, ведение личностных портфолио;
  1. удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в школе (итоги многоступенчатых анкет, опросников специалистами школы:
  1. Диагностика личностного роста. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.В. Степанова
  2. тест «Размышляем о жизненном опыте» методика Н.Е.Щурковой;
  3. методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Л.В.Байбородовой;
  4. методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородовой;
  5. методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В.Овчаровой;
  6. методика диагностики уровня творческой активности учащихся М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Валовича;
  7. методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова;
  8. методика «Психологическая атмосфера в коллективе» Л.Г.Жедуновой;
  9. методика  определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе М.И.Рожкова;
  10. методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А.Андреева;
  11. комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения А.А.Андреева);
  1. творчество учащихся на уровне школы, города;
  1. мониторинг преступлений и правонарушений по годам (или их отсутствие);
  2. удовлетворённость детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью в классе, школе;
  3. анализ результатов учебно- воспитательного процесса на основе изменений, происходящих в классе, сравнение их с достижениями других классов.

Результаты не заставили себя ждать: уже по окончании 5 класса, несмотря на сложный адаптационный период в среднем звене, достаточно большого коллектива – в классе было 26 человек, класс становится победителем в рейтинговой таблице школы и был объявлен «Классом года». С анализом результатов первого года действия воспитательной программы «Я – Личность» я выступила на межрайонной конференции духовно-нравственного воспитания в ноябре 2009 года, где я поделилась опытом и охарактеризовала трудности составления воспитательной программы. [см.Приложение 2].

В мае 2010 класс занимает второе место в рейтинговой таблице школы. По окончании 7 класса, класс снова лидирует и уже вторично становится «Классом года».

Дети, обучающиеся в коллективе активно участвуют и побеждают в различных мероприятиях класса, школы, района, являются постоянными участниками секций, факультативов, кружков, занятий дополнительного образования как в школе, так и в других образовательных учреждений района.

Занятость детей в внеурочное время:

        Активность класса была замеченной, нас неоднократно награждали грамотами, дипломами, благодарственными письмами. [см.Приложение 3]. В 2011 году группа интеллектуалов и творцов класса стала участником районного, а потом и областного конкурса проектов в номинации «Нижегородское имя в науке и технике». Личностные достижения детей отражены в портфолио, которые были составлены каждым учеником класса. По окончании 9-го и 11-го класса каждый их детей класса будет иметь хорошие портфолио личностных достижений, где будут отражены особенности каждого ребенка, его интересы, увлечения, которые, в свою очередь,  могут повлиять на дальнейшую социализацию и профессиональное становление личности.

Сравнительный анализ диагностического исследования «Личностного роста» воспитанников за три учебных года

Для реализации программы, для становления разносторонней личности в классе были подготовлены целые серии мероприятий посвященных одной тематике. Так чтобы улучшить отношение детей к Миру и к Отечеству были проведены мероприятия: беседы, круглый стол, панорама событий, литературно-музыкальная композиция, митинг у памятника, направленные на патриотическое воспитание ( ко Дню Победы, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню народного единства, ко Дню Мира, ко неделе правовых знаний). [см.Приложение 4].

Для сплочения коллектива и развития отношений в критерии «Отношение к человеку как к другому» была проедена трилогия мероприятий состоявшая из подготовки, тестирования, просмотра фильма «Чучело» режиссера Быкова Р., и трех классных часов с применением ИКТ в течение трех лет обучения. [см.Приложение 5].

Были проведены и другие мероприятия. Сценарии некоторых прилагаются [см.Приложение 6, 7].

  1. Таким образом, можно сделать вывод, что результативность программирования в воспитательном процессе достаточно высока. Программа «Я – Личность» была реализован в рамках тех сроков, которые были указаны в программе (3 учебных года). Основные задачи были реализованы.
  2. Данная программа была пробной на переходном и адаптационном  этапе обучающихся из начальной школы в среднее звено.
  3. Теперь своей новой задачей я вижу создание воспитательной системы класса. На сегодняшний момент готовится проект воспитательной  системы работы этого коллектива в период с 8,9 и 10,11 классов. Реализация системы будет проходить в два этапа.

Используемая литература

  1. Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Классный руководитель в воспитательной системе школы: Материалы журнала «Проблемы школьного воспитания». – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
  5. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ин-та, 1980.         
  6. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории

материалы для школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории...

Материалы к школьному этапу Всероссийской олимпиады в 7-8 классах.

Разработаны с учетом требований ЕГЭ. Рассчитана на 1 урок....

Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы

Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы...

Материалы для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2021»

Материалы для  муниципального этапа Всероссийского конкурса  «Педагогический дебют-2021»...

Материалы для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2021»

Материалы для  муниципального этапа Всероссийского конкурса  «Педагогический дебют-2021» https://yadi.sk/d/iMksAPx5VX84xA...