материалы для школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории
олимпиадные задания по истории (5 класс) на тему

Баландина Нина Ивановна

материалы для школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_istor_zad.rar289.45 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников  по истории

(первый школьный этап)

11 класс

I. Выберите правильный ответ:  (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Вскоре после своего вступления на престол «оставить бесплодные мечтания» о народном представительстве в органах государственной власти призвал сторонников  этой идеи император:

а) Александр  I;

б) Николай I;

в) Александр  III;

г)  Николай  II.

2.

3. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве, – это

а) "Слово о погибели Русской земли";

б) "Задонщина";

в) "Повесть временных лет";

г) "Русская правда".

3. Определите, из какого документа взят приведенный ниже отрывок. 

"Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.

   Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств".

а)

а) "Соборное Уложение" 1649 г.;

б)

б) "Судебник" 1497 г.;

в)

в) "Судебник" 1550 г.;

г)

г) "Русская правда".

12.

4. В каком году происходили события, о которых говорится в отрывке из рассказа начальника артиллерии И.О. Сухозанета?

"Между тем на Сенатской площади шум, доказывающий брожение мятежнических умов, усиливался. ...Государь ... подозвал меня и послал сказать им последнее слово пощады. Я погнал лошадь в галоп и въехал в толпу мятежников ...

"Ребята! – сказал я, – пушки перед вами, но государь милостив, не хочет знать имен ваших и надеется, что вы образумитесь, – он жалеет вас". Все солдаты потупили глаза ..., но несколько фраков и мундиров начали ... произносить поругания: "Сухозанет, разве ты привез конституцию?"

а)

а) 1801 г.;

б)

б) 1812 г.;

в)

в) 1825 г.

г);

г) 1848 г.

5. Как называется правительство,  состоящее из представителей различных партий?

а)

а)  Временное;

б)

б) социалистическое;

в)

в) коалиционное;

г)

г)  революционное.

26.

II. Вставьте пропущенные слова:   (1 балл за каждую вставку)

1. Первая русская печатная датированная книга, созданная дьяконом

__________________ и его помощником называлась – «_______________________________».

2. Высший орган управления государством Российским в 1726-1730 гг., созданный в правлении ______________________________ как совещательный орган при монархе, в состав которого входили видные государственные сановники, фактически решавшие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, назывался - ______________________________________________________________________________

3. Крестьяне, обязанные в течение нескольких месяцев в году отработать на близлежащем заводе с отрывом от собственного хозяйства в счёт уплаты государственных налогов и других повинностей____________________________________________________________

 

III. Расположите события в хронологической последовательности (от более раннего к более позднему)   и образуйте логические пары  (2 балла за цепочку)

1.  1 -     , 2 -     , 3 -     ,  4 -    ,  5 -    ,  6 -    .

а)  Победа русского флота у острова Гренгам

б)   Начало строительства Санкт – Петербурга

в)  Катастрофа русской армии под  Нарвой

г) Разгром шведов у деревни Лесная

д) Полтавская битва

е) Победа русского флота при мысе Гангут

2.   Образуйте из приведённых ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

1) уход меньшевиков и правых эсеров со II съезда Советов;

2) вхождение левых эсеров в СНК;

3) формирование на II съезде Советов чисто большевистского правительства;

4) разгон Учредительного собрания;

5) поддержка большинством крестьян Декрета о земле;

6) получение эсерами большинства мест в Учредительном собрании.

IV. Что или кто является лишним в ряду?:  (2 балла за ряд)

Лишнее слово подчеркните.

1. П.А.Столыпин, С.Ю.Витте, М.М.Сперанский, М.Т. Лорис- Меликов, Н.М.Карамзин.

2. К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, К.Д. Кавелин, М.Т.Погодин.

3. М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв, А,И, Желябов, М.Н.Катков

V. Установите соответствие позиций, представленных в нескольких перечнях:

(1 балл за каждое правильное сочетание)

 1. Соотнесите исторических деятелей и проводимые ими реформы:

        

Исторические деятели:

Реформы:

1. П.А. Столыпин

А) Денежная реформа

2. П.Д. Киселев

Б) Судебная реформа

3. Александр II

В) Аграрная реформа

4. С.Ю. Витте

Г) Реформа государственных крестьян

                1 - __; 2 - __; 3 - __; 4 - __.

VI. Кем и в связи с чем (о чем) было сказано?  (до 4 баллов в зависимости от полноты ответа)

1. «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «…Противникам  государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого  России, освобождения от культурных традиций.

  Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!»__________________

_____________________________________________________________________________

VII. О ком идет речь? Впишите правильный ответ (2 балла за каждое имя)

1. Летописец изображает его идеалом русского князя: он мирит враждующих, свято соблюдает крестное целование, подает пример набожности, правосудия, гостеприимства и всех превосходит воинскими доблестями. … После Ярослава Мудрого он был первым князем, осуществившим понятие единовластия: младшие родичи повиновались ему, как отцу, и ничего не предпринимали без его совета, а непокорных он наказывал лишением уделов.

       О ком идет речь - ___________________________________________________________

2. «Толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, чем женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна … строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве».

  О ком идет речь - ___________________________________________________________

        

3. «Она лидер партии левых социалистов – революционеров (ПЛСР). Родилась в Тамбове в состоятельной семье. 16 января 1906 года совершила террористический акт. Была схвачена, подверглась допросам и издевательствам. Её называли  «святой страдалицей революции». Освобождена в марте 1917 г.  В июле 1918 г. она – одна из организаторов партии левых эсеров- интернационалистов, вооружённого выступления левых эсеров. Была арестована большевиками. Во время наступления немцев расстреляна под Орлом. Реабилитирована посмертно». _________________________________________

VIII.  Подумайте и ответьте.

   Говоря о Февральской революции, историк М.Покровский употребил выражение: «Царизм поскользнулся на апельсиновой корке продовольственных затруднений». В зарубежной литературе это вело к версии о Февральской революции как голодном бунте.

 Как вы считаете, состоятелен ли  такой вывод? Постарайтесь дать правильный ответ, используя следующие термины: причины, повод, предпосылки, побудительные мотивы.

 (Задание оценивается от 1 до 7 баллов в зависимости от полноты ответа).

   

IX. Прочтите отрывок из документа, называвшегося «Указом», и назовите фамилию того, кто его издал:

«Самодержавного императора нашего, великого государя Петра Федоровича, Всероссийского и прочая,  и прочая, и прочая.

Сим моим имянным указом регулярной команде  повелеваю:

Как вы, мои верные рабы, регулярные солдаты, рядовые и чиновные, напредь сего служили мне и предкам моим, великим государям, императорам всероссийским, верно и неизменно, так и ныне послужите мне, законному своему великому государю Петру Федоровичу, до последней капли крови. И. оставя принужденное послушание к неверным командирам вашим, которые вас развращают и лишают вместе с собой великой милости моей. Придите ко мне спослушанием, и, положа оружие свое пред знаменами моими, явите верноподданническую мне, великому государю, верность. За что награждены и пожалованы мною будете и хлебным жалованием и чинами; и как вы, так и потомки ваши первыя выгоды иметь в государстве моем будете и славную службу при лице моем  служить определитесь».

Укажите на основании каких фрагментов текста вы сделали свой вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(Задание оценивается от 1 до 4 баллов в зависимости от полноты ответа).

X. О ком из исторических деятелей сказаны эти слова?

А) «Он был первым русским самодержцем» --------------------------------------------------------

Б) «Саардамский плотник»------------------------------------------------------------------------------

В) «Балтай да и только»______________________________________________________

Г) «Железный Феликс»      ____________________________________________________

Д) «Граф Полусахалинский»__________________________________________________

Е) «Он сам был первым русским университетом»________________________________

        

(Задание оценивается -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  1   балл  за правильный ответ).

XI. Установите соответствие между древнерусскими терминами и их объяснениями:                                                                                                                

 

 

2 балла

   

 Термин

 Значение

  1. варяжить
  2. вервь
  3. люди

  1. дым
  2. гости

а) форма дани

б) купцы

в) торговать

г) община

д) свободные крестьяне-общинники

Ответ:

1

2

3

4

5

XII. Соотнесите архитектора и сооружение, возведенное им:

2 балла

Даты

События

1.Аристотель Фиораванти

2.Алевиз Новый

3.Постник Яковлев и Барма

4.Федор Конь

А) храм Василия Блаженного

Б) Успенский собор в Москве

В) Архангельский собор

Г) Благовещенский собор

Д) белокаменные стены Белого города

Ответ:

1

2

3

4

XIII. Эссе

(5 баллов)

1. Проанализируйте высказывание А.Б. Каменского: «Вряд ли можно согласится с тем, что петровская модернизация была направлена на сохранение традиционного общества, но то, что в конечном счете она сохранила существовавший общественный строй, несомненно». Согласны ли вы с ним, сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

2. Проанализируйте высказывание В.М. Чернова: «Октябрьской революции не было. Был октябрьский переворот. Он был преддверием эволюции от Ленина-Пугачева к Ленину-Аракчееву. Он был преддверием драпирующейся в красные цвета, но самой доподлинной контрреволюции». Согласны ли вы с ним, сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ 5-11 класс

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2012–2013 учебном году разработаны в соответствии с методическими рекоменда...

материалы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку

материалы можно использовать для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (с ключами)....

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Материалы к школьному этапу Всероссийской олимпиады в 7-8 классах.

Разработаны с учетом требований ЕГЭ. Рассчитана на 1 урок....

Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы

Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

Материалы Школьного этапа Ввсероссийской олимпиады по экологии...