рабочая программа по русскому языку в 11 классе по программе Гольцовой
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Горбатова Ольга Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_russkomu_11_kl.docx97.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Читы

 

          «РАССМОТРЕНО»

      Руководитель  МО

______________________                                ____________________                  

Протокол №

                        от «___»___________  2012 г.

           

«СОГЛАСОВАНО»

     Заместитель директора

        по УВР МБОУ «СОШ № 19»

                  ___________________________

                «_____»_________________2012 г.

.

                                           

     

2012 – 2013 учебный год   

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2012 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012)

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку;

построена с учётом принципов системности, научности, доступности и   преемственности;

способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Цели обучения русскому языку:                                                                                                          

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

применение полученных знаний и умений в речевой практике.

           Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

воспитать гражданина и патриота;

сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;

развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;

углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

Затруднения и  пути их решения:

низкий уровень мотивации учащихся к изучению русского языка;

два часа русского языка в неделю мало;

материал в учебниках недостаточно четко изложен, мало практических заданий, особенно текстов, способствующих  подготовке к ЕГЭ;

нарушение принципа текстоцентрического подхода к преподаванию русского языка, что выражается в недостаточном внимании к работе с текстом как важнейшей единицей в обучении русскому языку; на основе текста осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий;

отсутствие системы  подготовки учащихся к итоговой аттестации по  русскому языку;

отсутствие  должного внимания  к  формированию речевой культуры  ученика.

            Поэтому учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства, настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволит освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов.

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык - речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д. Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности.

 

       Технологии, используемые в образовательном процессе:

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

Технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.

Технология разноуровневого  обучения

Технология обучения как учебного исследования

Технология обучения в сотрудничестве

Метод проектов

Информационные технологии.

Технологии оценивания  достижений учащихся

Технология "Портфолио"         Рейтинговые технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология проведения дискуссий

Тренинговые технологии

Индивидуальные особенности класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  11 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 27 человек.

В основном, учащиеся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью,  недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Иванов Никита, Кузнецова Кристина, Федоров Дмитрий, Ермоленко Дмитрий, Лалетин Александр, Оганнисян Давит, Кузьменко), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задание. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания, а поощряется и принимается за норму. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

 Небольшая группа учеников (Бедарева Наталья, Москвина Анна, Лапшакова Татьяна, Михеева Екатерина) проявляет желание и возможность изучать язык  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.  

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Критерии оценивания

1. Оценка устных ответов учащихся

   Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

   При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного; 
3) языковое оформление ответа.
 
Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
   
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
   
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
   
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
   Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

2. Оценка диктантов

    Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
  Объём диктанта для 6 класса –  100-110 слов.   

 

  К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:  для 6 класса  –  20-25.
  Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

   И т о г о в ы е   д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

  Для к о н т р о л ь н ы х   д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать  в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм.  

   В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

   В диктантах должно быть: в 6-7 классах  – не более 7 слов.  

   При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.

  Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

   При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

   Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

  Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

  П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

 При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.    Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. 
К неверным написаниям относятся:
? описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
? ошибка на правило, не изучаемое в школе;
? ошибка в переносе слова;
? ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
? ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.    Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
•    в исключениях из правил;
? в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
? в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
? в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
? в написании ы и и после приставок;
? в случаях трудного различения не и ни;
? в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
? в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
? в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
? при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

 При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

 3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я  и  и з л о ж е н и я  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов, в 6 классе  –  150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
    

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

 

 Оценка

Основные критерии оценки 

 Содержание и речь

Грамотность 

 1

 2

 3


 "5"


1. Содержание работы полностью соответствует теме. 
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 
3. Содержание работы излагается последовательно. 
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

 Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка


  "4"


1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

 Допускаются:
• 2 орфографические + 
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая + 
3 пунктуационные + 
3 грамматические ошибки; 
• 0 орфографических + 
4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. 
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

 
"3"


1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения

составляет менее 70% исходного текста. 
3. Допущено нарушение последовательности изложения. 
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 
• орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +
4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных +
4 грамматические ошибки;
• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 


  "2"


1. Работа не соответствует заявленной теме. 
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. 

 Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. 
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

  "1"

 
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. 

 Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок 

 

  Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

  При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
 Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.    
 Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить     из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении  оценки  «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной  , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

    Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

 Фактические ошибки

В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

 Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

 Речевые ошибки

   К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например:

мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

нарушение лексической сочетаемости, например:

Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

употребление лишних слов, например:

опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

пропуск, недостаток нужного слова, например:

Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например:

характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
? неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
? неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
? смешение лексики разных исторических эпох;
? употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
? бедность и однообразие синтаксических конструкций;
? нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
? стилистически неоправданное повторение слов;
? неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например:

Иванов закинул удочку, и она клюнула;
? неудачный порядок слов.

 Грамматические ошибки

 Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

Синтаксические
а)    Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)    ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

 д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

  Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

 4. Оценка обучающих работ

  Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

   При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

   Если  возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и  «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием  или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

  Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

 Оценка тестов

 При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2» 

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий 

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий 

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий 

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий 

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий 

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий 

    10

Выполнены все предложенные задания 

 

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

   Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

    При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллов

"2" и «1» с учетом работы над ошибками.

График контрольных диктантов, сочинений и изложений

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

диктантов

тестов

1

Готовимся к ЕГЭ

1

2

Диктант

1

3

Готовимся к ЕГЭ

1

4

Готовимся к ЕГЭ

1

5

Контрольное тестирование

1

6

Диктант

1

7

Итоговое тестирование

1

Содержание тем учебного курса (170 ч.)

Повторение изученного в 10 классе

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис и пунктуация

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое неосложненное предложение

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое осложненное предложение

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение

        Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

        Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

        Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

        Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

        Период. Знаки препинания в периоде.

        Сложное синтаксическое целое и абзац.

          Синонимия разных типов сложного предложения.

   Предложения с чужой речью

        Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

        Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

        Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи

        Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

        Правильность речи.

        Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

        Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

        Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика

        Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

        Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

        Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Тематическое планирование

Число

Тема урока

Д/з

I полугодие – 34 часа

Синтаксис и пунктуация – 34 часа

1 -2

Основные принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

§ 66 – 67, упр. 359, 362                                                                                                                                                  

3-4

Предложение. Простое предложение

§ 69, составить предложения, сделать анализ

5-6

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

§ 73, упр. 374

7-8

Тире в простом предложении

§ 74, 77, 78, упр. 384.

9-10

Готовимся к ЕГЭ

Повторить теорию по простому предложению.

11-12

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

§ 79 – 83, упр.394.

13-14

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

§ 80, 81, упр.402.

15

Обобщающие слова при однородных членах

§ 84, упр. 412.

16-17

Обособление определений

§ 85, упр. 416.

18-19

Обособленные приложения

§ 86, упр.423.

20-21

Обособленные обстоятельства

§ 87, упр. 431.

22-23

Обособленные дополнения

§ 88, упр. 433.

24-25

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

§ 89, упр. 435.

26-27

Вводные и вставные конструкции.

Упр. 457.

28-29

Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами.

§ 91, 93, упр. 460.

30-31

Конструкция с союзом как.

§ 90, упр. 442

32-33

Диктант с грамматическим заданием.

 Работа над ошибками.

34

Готовимся к ЕГЭ

 Повторить сложное предложение.

II полугодие – 34 часа

Сложное предложение – 34 часа.

35-36

 Понятие о сложном предложении.

§ 94, выписать примеры.

37-38

Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

§ 95, упр. 471.

39-40

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

§ 96, упр. 479.

41-42

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

§ 97, упр. 484.

43-44

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

§ 98, упр. 497.

45-46

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

§ 98, составить

47

Период. Знаки препинания в периоде.

§ 100,  составить план.

48-49

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

§100, упр. 511

50-51

Знаки препинания при диалоге

§102, упр. 508.

52-53

Знаки препинания при цитатах.

§ 103, упр. 508.

54

Готовимся к ЕГЭ

Найти примеры предложении

55-56

Сочетание знаков препинания

§ 104, составить предложения.

57-58

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

§ 105 – 106, упр. 509.

59

Подготовка к контрольной работе по теме: «Знаки препинания в сложном предложении».

Повторить знаки препинания в сложном предложении.

60

Контрольное тестирование

Подготовиться к контрольному диктанту.

61-62

Диктант с грамматическим заданием

Подготовиться к семинару.

63

Культура речи (семинар)

§ 107 – 110, упр. 547.

64

Культура речи (лабораторная работа)

Подобрать примеры речевых штампов.

65

Функциональные стили речи.

Повторить теорию.

66

Подготовка к итоговому тестированию§

Подготовиться к тестированию

67-68

Итоговое тестирование.

Работа над ошибками.

Тематическое планирование 11 класс

Дата

Основные разделы.

Тема урока.

Кол-во часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

 подготовки

Элементы

дополнительного содержания

Вид

контроля

внутрипредметные

межпредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I полугодие – 34 часа

Синтаксис и пунктуация – 34 часа

1 -2

Основные принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

2

Синтаксис, пунктуация, пунктуационный анализ предложения, основные принципы синтаксиса (словосочетание, простое предложения, сложное предложения).

Умение производить синтаксический и  пунктуационный анализ словосочетаний и предложений, применять основные правила постановки знаков препинания.

Ф. И. Буслаев «Историческая грамматика русского языка»,  согласование, падежные окончания имен существительных, слова – паронимы, части речи, типы словосочетаний.

М. Забелин «Праздники и обряды», А. С. Пушкин «Барышня - крестьянка», отрывки из стихотворений И. Токмаковой, Ф. Глинки,  Л. Татьяничевой, М. Лермонтова.  

3-4

Предложение. Простое предложение

2

Классификация предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.    

Знать основные единицы языка, их признаки. Умение осознавать предложение как минимальное речевое высказывание, давать характеристику предложений, делать пунктуационный разбор предложений, закрепление навыков разборов.

Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.  Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант «Краткий справочник по современному русскому языку», тип речи (описание, повествование, рассуждение), основная мысль текста.  

М. Пришвин «Перелетные птицы», отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», отрывки из стихотворений Л. Рахманова, В. Обручева, В. Маяковского,  Б. Пастернака, В. Высоцкого, А. Ахматовой, А. Блока, С.  Есенина,  

5-6

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

2

Обобщение сведений о способах выражения главных членов предложения, согласование подлежащего и сказуемого, Типы сказуемых.

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить главные члены в предложении, определять способ их выражения.

Многозначные слова, словосочетания, правописание проверяемы безударных гласных в корне слова, правописание приставок пре- и при-, гласные и – ы после приставок.

Дидактический материал из произведений А. Блока, А. Ахматовой. Б. пастернака, В. Маяковского, В. Высоцкого, А. Пушкина, Н. Гоголя.

7-8

Тире в простом предложении

2

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего, нахождение сказуемого, выраженного именем существительным, Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значения.

Нахождение подлежащего в предложении, определение способа его выражения, находить сказуемое и подлежащее в текстах различных типов, определять способы выражения именной части, стилистически различать.

Фразеологизмы, синонимы, синтаксический разбор простого предложения. осложненного обособленными согласованными определениями, пунктуационный анализ изобразительно – выразительных средств языка, интонационный рисунок простого предложения.

Дидактический материал из произведений  К. Паустовского, Н. Сладкова,  С. Есенина, В. Белинского, А. Толстого, К. Федина, В. Солоухина, Н. Клюева, К. Паустовского, В. Хлебникова, М. Волошина,  С. Надсона, И. Сельвинского.

9-10

Готовимся к ЕГЭ

2

Обобщение и систематизация изученного по теме «Простое предложение»

Умение комментировать постановку знаков препинания   и умение работать с тестом.

Словосочетание, способы связи в словосочетании, типы сказуемых, тире между подлежащим и сказуемым.

 А. С. Пушкин «Капитанская дочка»,  «Медный всадник», А. П. Чехов «Вишневый сад»,

Тест

11-12

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания; составление схемы с однородными членами. Пунктуация при повторяющихся союзах.  Случаи отсутствия запятой перед союзом как.

Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа.

 Главные и второстепенные члены предложения, непроизносимые проверяемые гласные в корне слова, правописание наречий, чередующиеся  о – а гласные в корне слова, правописание - ться и – тся в глаголах, проверяемые гласные в корне.

Дидактический материал из произведений         Л. Толстого,  М. Е. Салтыкова Щедрина,  В. Тушновой,  К. Паустовского, М. Горького, М. Пришвин, В. Обручева, В. Короленко, Н. Гумилева, Н. Некрасова, К. Бальмонта.  

13-14

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

2

Повторение и закрепление навыков пунктуационного анализа предложений с однородными членами, выявлять однородные и неоднородные определения и приложения.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях,

Синтаксис словосочетания, строение словосочетания, стилистика, культура речи. Синтаксический разбор простого предложения,

Дидактический материал из произведений А. С. Пушкина, Л. Толстого, В. Короленко, М. Е. Салтыкова - Щедрина, В. Тушновой, В. Обручева, К. Паустовского.

15

Обобщающие слова при однородных членах

1

Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составление схемы предложения с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при повторяющихся союзах. Решение тестовых задач.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Средства художественной выразительности.  Грамматическая основа предложения, неоднородные и однородные определения, виды сказуемых, текст,  типы речи, правописание падежных окончаний имен существительных.

Дидактический материал из произведений Н. Сороткина, А. Куприна, В. Обручева, К. Паустовского. М. Горького, Н. Гоголя,  А. Пушкина, К. Паустовского, И. Гончарова,  И. Тургенева, В. Солоухина, М. Горького .

16-17

Обособление определений

2

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения». Совершенствования навыка правильной постановки знаков препинания.

Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными  членами, применение изученных правил при решении грамматических задач.

Морфология: имена прилагательные, существительные ( морфологическая форма выражения определения). Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Дидактический материал из произведений  А. Твардовского, М. Пришвина, Н. Лейкина, Н. Сороткина, А. Грина, И. Бунина, А. Тарковского, К. Паустовского.

18-19

Обособленные приложения

2

Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения». Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания. Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями.

Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями. Производить синтаксический и пунктуационный разбор: использовать разнообразные конструкции в связной речи.

Синтаксис: приложение как второстепенный член предложения. Стилистика, культура речи: изобразительно - выразительные возможности обособленных членов предложения. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Дидактический материал из произведений  А. Пушкина, И. Тургенева, К. Паустовского, Э. Казакевича, и. Ефремова,  Ф. Тютчева, И. Гончарова, М. Горького, А. Чехова,  М. Пришвина, М. Е. Салтыкова – Щедрина.

20-21

Обособленные обстоятельства

2

 Систематизировать знания  по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания.

Знать грамматические формы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Применять изученные правила при решении задач.

Деепричастие и деепричастный оборот, знаки препинания в сложносочиненных предложениях,  употребление гласных после шипящих в корне слова, правописание сложных имен существительных, склонение имен числительных.

Дидактический материал из произведений Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Толстого, И. Бунина, А. Чехова, В. Обручева, В. Брюсова, М. Лермонтова, А. Грина,  М. Булгакова, Н. Заболоцкого.

22-23

Обособленные дополнения

2

Закрепить и систематизировать знания по теме «Обособленные дополнения». Совершенствование навыков постановки знаков препинания.

Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, уметь применять изученные правила.

Противопоставление, синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями,  знаки препинание  в предложениях с однородными членами.

Дидактический материал из произведений К. Паустовского, А. Куприна, В. Арсеньева, А. Чехова, В. Обручева.

24-25

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

2

Обобщить и углубить знания по теме. Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами.

Анализ структуры простого предложения. Умение выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

Стилистика, культура речи: синонимия обособленных членов предложения. логическая связь между членами предложения, оксюморон,

Дидактический материал из произведений Ф. Сологуба,  А. Пушкина,  и. Гончарова, Л. Андреев,  А. Грин.

26-27

Вводные и вставные конструкции.

2

Совершенствовать понятие о вводных словах и вставных конструкциях. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Отличие вводных слов от членов предложения.

Уметь находить в художественных  произведениях предложения с вводными словами, выписывать их. Производить синтаксический разбор предложений с вводными словами, выписывать их, делать разбор.

Предложения с междометиями и словами да, нет, стилистически окрашенные слова, знаки препинания в предложениях с прямой речью, правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова.

Дидактический материал из произведений М. Пришвина, К. Паустовского, Л. Андреева, В. Обручева, М. Горького, В. Солоухина, Н. Гоголя. М. Булгакова, А. Чехова, И.  Тургенева, А. Грина, М. Шолохова.

28-29

Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами.

2

Обращение, способы выражения обращений. Место обращений в предложении. Знаки препинания при обращении. Понятие вставной конструкции. Стилистические разновидности обращений. Риторическое обращение. Распространенное обращение.

Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания.

Чередующиеся гласные в корне, правописание гласных и согласных в приставках, гласные в суффиксах имен существительных, правописание суффиксов причастий н и нн в причастиях, правописание производных союзов, правописание наречий.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, Е. Баратынского, А. Толстого, Э. Багрицкого, М. Лермонтова, А. Фета, В. Кюхельбекера, Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жуковского, А. Дельвига,  Я. Полонского, А. Кольцова.

30-31

Конструкция с союзом как.

2

Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот» Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания.

Знать грамматические нормы построения предложений с сравнительными оборотами, уметь применять изученные правила при выполнении упражнений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор

Повторение орфографии, лексическое значение  слов,  стили речи, правописание производных  и непроизводных союзов, правописание приставок пре- и при-, правописание местоимений, правописание наречий, правописание частиц.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Фета, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского, М. Лермонтова, К. Федина, Н. Добролюбова, А. Грина, Ф. Тютчева, Ф. Достоевского, И. Бунина, В. Распутина, Н. Заболоцкого.

32-33

Диктант с грамматическим заданием.

2

 Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков.

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии.

Графическое выделение конструкций с обособленными членами предложения, нормы русского литературного языка,

А. Куприн «Осенью в Балаклаве»,

Диктант

34

Готовимся к ЕГЭ

1

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. Классификация ошибок, анализ и самоконтроль. Тренинг – практикум.

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации.

 Словосочетание, типы связи, грамматическая основа предложений, правописание приложений, пунктуационный разбор предложений, осложнение обособленных определений и обстоятельств.          

Дидактический материал из произведений М. Исаковского, В. Каверина, Л. Кассиля, Л. Якименко, П. Проскурякова, Ю. Трифонов, Я. Смеляков, Ю. Яковлева.

Тест

II полугодие – 34 часа

Сложное предложение – 34 часа.

35-36

 Понятие о сложном предложении.

2

Повторение характеристики сложного предложения, сведения о сочинительных союзах (деление на три разряда), условия постановки знаков препинания в сложном предложении.

Основные группы сложных предложений по значению и союзам, уметь объяснять значение сложного предложения, находить их в тексте. производить пунктуационный разбор.

Создание текстов определенного функционально - смыслового типа, правописание удвоенных согласных, правописание производных и непроизводных союзов.

Дидактический материал из произведений А. Чехова, А. Пушкина, С. Аксакова, А. Яшина, В. Шаламова, В. Ходасевича, Д. Фонвизина, Н. Тихонова, И. Северянина.

37-38

Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

2

Повторить классификацию сложных предложений, постановку знаков препинания в союзных предложениях, общий второстепенный член.

Основные группы ССП по значению и союзам, Объяснять и находить ССП в тексте и производить пунктуационный разбор.

 Собственные имена существительные, сочинительные союзы, тире между подлежащим и сказуемым, средства выразительности.

Дидактический материал из произведений  М. Пришвина, А. Пушкина, К. Паустовского, М. Лермонтова. А. Куприна.

39-40

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

2

Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строение СПП, разграничение союзов и союзных слов.  Роль  указательных слов в СПП, строение СПП.

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

Фразеологизмы, звуки и буквы, орфоэпия, синтаксический разбор сложного предложения, разговорные слова, чередующиеся гласные в корне слова, правописание сложных   существительных.

Дидактический материал из произведений И. Тургенева, А. Куприна, В. Солоухина, Н. Некрасова, В. Каверина, В. Арсеньева, И. Тургенева, Л. Толстого, К. Паустовского.

41-42

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

2

Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения. Знаки препинания между однородными  придаточными, соединёнными союзами и, или, либо, да(=и). Комплексный  анализ.

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями, главное и придаточное предложение, правописание звонких и глухих согласных.

Дидактический материал из произведений А.. Пушкина, М. Горького, А. Грина. С. Аксакова,  К. Бальмонта, А. Чехова, Н. Гоголя, К. Паустовского, А. Толстого, М. . Салтыкова – Щедрина, В. Солоухина.

43-44

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

Основные признаки сложных бессоюзных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. Особенности интонации сложных бессоюзных предложений.

Знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Изобразительно - выразительные возможности предложений с разными видами связи, правописание числительных, предложения с вводными словами, словообразовательный разбор слов, правила переноса, местоимение как часть речи.

Дидактический материал из произведений К. Паустовского, Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, М. Пришвина, Н. Некрасова,  А. Фета, А. Чехова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Новикова – Прибоя, Е. Носова.

45-46

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

2

Особенности пунктуации в сложных предложениях  с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи

Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Изобразительно - выразительные возможности предложений  с разными видами связи, правописание личных окончаний глаголов, правописание наречий.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Чехова, Л. Толстого, И. Бунин, А. Фета. Ф. Тютчева, И. Куприна, Б. Заходера.

47

Период. Знаки препинания в периоде.

2

Знакомство с понятием период и алгоритмом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи.

Знать понятие периода в сложном предложении. Уметь ставить знаки препинания в многочленных СП.

Значение фразеологических оборотов с точки зрения сферы их употребления, грамматические основы предложений.

Дидактический материал из произведений  А. Пушкина, Л. Толстого, С. Есенина, В. Жуковского, А. Дельвига,  Я. Полонского.

48-49

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

2

Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно - прямая речь. Знаки препинания при передаче чужой речи.

Правила постановки знаков препинания. Уметь находить предложения в тексте, объяснять знаки препинания.

Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи, фонетический разбор слов, правописание союзов.

Дидактический материал из произведений И. Бунина, М. Пришвина, М. Лермонтова, А. Куприна, Л. Толстого.

50-51

Знаки препинания при диалоге

2

Формирование пунктуационных навыков при диалоге, конструирование предложений, реплики.

Правила постановки знаков препинания при диалоге. Уметь составлять диалог на произвольную тему.

Тире между подлежащим и сказуемым, правописание производных и непроизводных союзов.

Дидактический материал из произведений Б. Пастернака, А. Пушкина, И. Тургенева.

52-53

Знаки препинания при цитатах.

2

Цитаты. Способы оформления цитат. Знаки препинания при цитатах. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование, вводить различные виды цитирования в текст.

Основные способы цитирования.  Знать постановку знаков препинания. Уметь видеть цитаты в тексте. Грамотно оформлять их на письме.

Эпиграф, способы его оформления, стилистика: цитаты разных стилей, правописание безударных гласных в корне, правописание падежных окончаний существительных.

Дидактический материал из произведений В. Белинского, А. Островского, А. Герцена, В. Солоухина, Л. Толстого, Ф. Булгарина, В. Каверина.

54

Готовимся к ЕГЭ

1

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. Классификация ошибок, анализ и самоконтроль.  

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации.

Способы передачи чужой речи, косвенная речь, способы цитирования, правописание падежных окончаний имен существительных, грамматические основы

Дидактический материал из произведений Н. Добролюбова, А. Герцена, М. Антоновича, П. Чайковского, И. Гончарова, Л. Толстого.

Тест

55-56

Сочетание знаков препинания

2

Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания, скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

Знать основные виды пунктограмм. Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского языка.

Анализ структуры простого предложения. Орфоэпические нормы русского языка. Предложения с вводными словами, словообразовательный разбор слов.

Дидактический материал из произведений М. Лермонтова, А. Блока, М. Цветаевой, Е. Носова, К. Паустовского,  А. Бека, Н. Майорова.

57-58

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

2

Собственно факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. Эмоционально - экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя.

Знать о взаимозаменяемости знаков препинания, о факультативном использовании знаков препинания (собственно факультативный знак, альтернативный, вариативный), уметь производить их синонимическую замену в тексте.

Экспрессивно - стилистические авторских знаков препинания. Многоточие как сигнал присоединительной связи, тире перед сравнительным союзом, полный и частичный отказ от знаков препинания,  знаки препинания при обращении.

Дидактический материал из произведений В. Брюсова. Е. Тарасова, М. Максимова, К. Бальмонта, М.  Горького,  М. Цветаевой, В. Маяковского, В. Пескова, П. Потемкина, В. Набокова, С. Черного, Ю. Трифонова, В. Шаламова.

59

Подготовка к контрольной работе по теме: «Знаки препинания в сложном предложении».

1

Обобщить полученные знания, закрепить на практике основные пунктуационные правила по разделу «сложное предложение».

Уметь определять количество знаков препинания в тексте, объяснять и х, выполнять пунктуационный разбор предложений.

Составление схем предложения, Основные группы сложных предложений по значению и союзам,   значение сложного предложения.

Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Фета, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского, М. Лермонтова, К. Федина

60

Контрольное тестирование

1

Определение уровня освоения изученного материала. Проверить знания. Используя материал теста.

Умение применять изученные орфограммы и пунктограммы, правильное графическое объяснение.

Отработка навыка работы с тестом, работа по заданной схеме ЕГЭ, умение правильного оформления.

Дидактический материал из произведений М.  Исаковского, В. Каверина, Л. Кассиля.

Тест

61-62

Диктант с грамматическим заданием

2

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению.

Основные нормы литературного языка(грамматические, орфографические, пунктуационными).

Отрывок из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».

Диктант

63

Культура речи (семинар)

1

Повторение основных понятий, относящихся к культуре речи. Национальный язык(диалекты, жаргоны, просторечия, литературный язык).

Умение применять на практике речевого общения основные нормы литературного языка. Расширение руга используемых средств.

Орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Тезис, конспект. Стили речи. Типы речи. Толковый словарь С. Ожегова.

Статья М. Львова «О стилистической норме», Риторика. Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»,  М. Осоргин «Заметки старого книгоеда».

64

Культура речи (лабораторная работа)

1

Функциональные стили и их особенности. Классификация речевых ошибок.

Уметь видеть в тексте фонетические, морфологические, синтаксические ошибки.

Орфоэпические нормы, нормы сочетаемости, слова, употребляемые в несвойственном значении.

Дидактический материал из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

65

Функциональные стили речи.

1

Обобщение знаний о функциональных стилях речи, их чертах. Анализ текста с точки зрения стилистики.

Умение анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности.

Лексическое значение слова, стилистика, стиль речи, фразеологические средства, стилистические фигуры.

 Отрывки  из романов И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

66

Подготовка к итоговому тестированию

1

Разбор заданий теста ЕГЭ, повторение сложных вопросов. орфографических и пунктуационных правил

Знать правила выполнения теста, выполнение теста в режиме он – лайн,  умение грамотно заполнять бланки.

Правописание непроверяемых гласных в корне, одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных.

Дидактический материал из произведений В. Шекспира, М. Булгакова, А. Пушкина, М. Лермонтова.

Тест

67-68

Итоговое тестирование.

2

Определение уровня освоения изученного материала за курс 5 – 11 класса. Проверка и тематический контроль знаний.

Знать правила выполнения теста, выполнение теста в режиме он – лайн,  умение грамотно заполнять бланки.

Предложения с обращениями, вводными словами, сложные предложения, сложные предложения с разными видами связи.

Дидактический материал из произведений Ю. Нагибина, М. Пришвина, И. Бунина, В. Солоухина.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской

КТП  и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. По программе Н.Г.Гольцовой, Н.В.Шамшина, М.А.Мищериной.

Программа предназначена для учителей, работающих в общеобразовательных классах....

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс Н.Г. Гольцова

Программа по русскому языку для 10  класса составлена на основе федерального   компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,авторской программы Н.Г. Гольц...

Рабочая программа по русскому языку (10 класс) УМК Н. Гольцовой

Рабочая программа по русскому языку (10 класс) УМК Н. Гольцовой...