Рабочая программа по русскому языку 10 класс Н.Г. Гольцова
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Бакулина Татьяна Геннадьевна

Программа по русскому языку для 10  класса составлена на основе федерального   компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский   язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012) Учебник имеет гриф «Рекомендовано    Министерством образования и науки Российской Федерации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  10 КЛАСС (108 Ч.)

№ урока

Кол-во

часов

Тема урока

Основные термины и понятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Дата

Корректи-

ровка

1.

1.

Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России

РЛЯ, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира.

Конспектирование и составление плана текста виды планов, эпиграфы

Работа с толковым словарём

Анализ текста

2

2

Слово о русском языке. Современный русский литературный язык.

Раскрытие смысла понятий «Современный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма».

«Мудрые мысли» великих лингвистов.

10 трудных словарных слов наизусть «А» Г.Тукай о значении РЯ.

Расул Гамзатов о Языке.

Вопросы учителя и ответы учащихся

3

3

Стартовая контрольная работа(тест )

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Письменная работа (тест)

Лексика. Фразеология. Лексикография

Цель урока:

повторить основные понятия лексики: слово, его значение, прямое и переносное значение, многозначность; совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутье.

Знать:

  • основные понятия лексики;         как отличить многозначное слово от однозначного.

Уметь:

  • работать с толковым словарем; употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова;

дать толкование лексического значения слова; определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение

4

1

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Однозначные слова. Многозначные слова. Слово. Лексическое значение. Толковый словарь.

Выполнение тренировочных упражнений

Работа с толковым словарём

Вопросы учителя и ответы учащихся

5

2

Изобразительно-выразительные средства

Тропы, метафора, сравнение.

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений

Анализ текста

6

3

(РР)  Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы.

Тропы, метафора, сравнение.

Из стихотворений в прозе И.С.Тургенева выделить эпитеты и определить их функцию

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений

7

4

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

Омонимы: омографы, омофоны, омоформы.

Работа со словарём. Выполнение тренировочных упражнений

Ответить на вопрос: «Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы?»

8

5

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

Паронимы.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов.

Работа со словарём.

9

5

Урок-практикум «Паронимы, их употребление»

Паронимы.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов.

Работа со словарём.

10

6

Синонимы, их употребление. Словари синонимов.

Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд.

.

Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности синонимов.

Работа со словарём антонимов. Анализ текста

11

7

Антонимы, их употребление.

Антонимы. Типы антонимов. Антитеза

Употребление антонимов в речи. Изобразительные возможности речи.

Ответить на вопрос: «Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы?»

12

8

Происхождение лексики современного русского языка

Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика.

Роль старославянизмов в создании текста высокого стиля

Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём

13

9

(РР) Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк»

Роль старославянизмов в создании текста высокого стиля

 Лексический анализ стихотворения Пушкина «Пророк».

14

10

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.

Конспектирование и составление плана вступительной статьи.

Определение лексических особенностей текста.

Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)

Выполнение тренировочных упражнений.

15

11

Устаревшая лексика и неологизмы.

 Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.

Работа со словарём. Выполнение тренировочных упражнений

Выполнение тренировочных упражнений.

16

12

 (РР) Написание обучающего сочинения.

Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

Сочинение «Жизнь слова»

Фразеология.

Цель урока:

повторить основные термины и понятия лексики; совершенствовать навыки связной речи учащихся; развивать чувство слова и языковое чутье учащихся.

Знать:

  • определение фразеологических оборотов;основные источники появления фразеологизмов; значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;  основные типы словарей русского языка.

Уметь:

объяснять значение устойчивых оборотов речи;  пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации

17

13

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фразеологизм, источники появления фразеологизмов.

Работа со словарём фразеологизмов

18

14

Лексикография.

Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные).

Сообщения учащихся о В. И. Дале, С.И. Ожегове, Д.Н. Ушакове.

Знакомство со

«Словарём ошибок РЯ» Г.А.Крылова

Работа с вопросами и заданиями для повторения.

19

15

Повторение по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Работа со словарём. Выполнение тренировочных упражнений

20

16

Контрольная работа  по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Проверка знаний, умений и навыков по теме.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Цель урока:

дать представление о фонетической системе русского языка; развивать навыки грамматического разбора; формировать чувство языка, понимание гармонии красиво и четко произнесенного слова; закрепить представления учащихся о различии между звуком и буквой; развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать артикуляционные умения.

Знать:

  • определение фонетики; основные характеристики гласных звуков; основные характеристики согласных звуков; чем различаются звук и буква; какие буквы звуков не обозначают; какие буквы и в каких случаях обозначают два звука;  о существовании чередований звуков; порядок фонетического разбора слов.

Уметь:

соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию; объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова; выполнять фонетический разбор слов; охарактеризовать гласный звук в ударном положении; охарактеризовать гласный звук в безударном положении; охарактеризовать согласный звук.

21

1

Звуки и буквы.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные, безударные.

Ударение.

Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения учащихся)

Выразительное чтение произведений художественной литературы.

Фонетический анализ слова.

Знакомство с орфоэпическими вариантами.

22

2

Фонетический разбор слова

соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Цель урока:

дать представление об орфоэпии как одном из разделов науки о языке; формировать стремление следовать произносительным нормам речи; развивать языковое чутье.

Знать:

что изучает орфоэпия; что называется орфоэпической нормой; какие нормы произнесения существуют для гласных звуков; какие произносительные нормы существуют для согласных звуков.

Уметь:

соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.

23

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических  норм.

Работа с орфоэпическим словарём

24

4

Практикум «Орфоэпические нормы»

Уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических  норм.

Работа с тестами, СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА «Особенности произношения в русском и английском языках».

Морфемика и словообразование.

Цель урока:

повторение основных терминов и понятий раздела; формирование навыков анализа языкового материала; отработка орфографических навыков.

Знать:

как называется наука, изучающая части слова и способы образования новых слов; название и особенности основных морфем русского языка; какая часть слов называется основой; какие части слова могут входить в состав основы; признаки производной и непроизводной основы; признаки простой и сложной основы; порядок морфемного анализа слова.

Уметь:

находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу слова; давать характеристику основы слова; уметь выполнять морфемный разбор слова; различать процессы слово- и формообразования

25

1

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы.

Повторить и обобщить знания по основным понятиям морфемики и словообразования, осознавая морфему как значимую единицу языка.

Отработать приемы выделения морфем и членения слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

26

2

Процесс образования новых слов в русском языке

Урок-погружение в историю русских слов.

Презентация «История  происхождения русских слов»

27

3

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

28

4

Формообразование. Понятие парадигмы.

Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы.

Нормы формообразования.

Работа с грамматико-орфографическим словарём.

29

5

Урок-семинар  «Изобразительные возможности русского словообразования»

Совершенствовать умение анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; сопоставлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; оценивать основные выразительные средства морфемики и словообразования.

1.Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.2. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка

Словообразовательные словари.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Цель урока:

повторение и обобщение основных терминов и понятий раздела; развитие языкового чутья; формирование орфографической зоркости.

Знать:

  • какие вопросы изучаются в курсе морфологии; предмет изучения орфографии; правила правописания безударных гласных в корне слова.

Уметь:  

  • узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап); определять условия выбора верного написания (выборочный этап);

на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).

30

1

Принципы русской орфографии

Морфология. Орфография. Орфограмма.

Расширить представление об орфографии как о системе правил.

31

2

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением

Развивать орфографическую зоркость, углубляя знания и отрабатывая умения по применению изученных орфографических правил, алгоритмов их использования.

Выполнение тренировочных упражненийhttp://www.gramota.ru/-

32

3

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением

Повторить, обобщить и систематизировать основные орфографические нормы в письменной речи; отработать навыки «узнавания орфограммы», условий ее выбора, правильного ее графического обозначения.

Развивать умение опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

Повторить и обобщить сведения по употреблению прописных и строчных букв.

Выполнение тренировочных упражнений, тесты, карточки.

33

4

Чередующиеся гласные в корне слова.

Безударные чередующиеся гласные в слове.

Выполнение тренировочных упражнений

34

5

Чередующиеся гласные в корне (продолжение темы)

Выполнение тренировочных упражнений, тесты, карточки. http://www.gramota.ru/-

35

6

Практикум .

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова

Орфограмма.

Выполнение тренировочных упражнений, тесты, карточки. КИМы

36

7

Употребление гласных после шипящих и Ц

Безударные гласные, ударение.

Выполнение тренировочных упражнений

37

8

Правописание звонких и глухих согласных

Орфограмма. Гласные и согласные звуки, звук и буква.

Выполнение тренировочных упражненийhttp://www.gramota.ru/-

38

9

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Орфограмма, звук и буква. Согласные звуки, звонкие и глухие согласные.

Орфографический словарь, карточки.

http://www.gramota.ru/-

39

10

Правописание двойных согласных

Орфограмма, правила правописания

Тесты

Выполнение упражнений. Проверочный диктант

40

11

(РР) Обучающее сочинение

. Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

сочинение

41

12

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

Орфограмма, правила правописания, приставка.

Принципы орфографии.

Выполнение упражнений.

42

13

Практикум.Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

Проверочный диктант Тесты

43

14

Гласные Ы – И после приставок

Выполнение упражнений

44

15

Лингвистический анализ текста

Тема. Главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.

45

16

Употребление Ъ и Ь.

Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове.

Графика и орфография, строчная и приписная буква.

Слог, деление слова на слоги.

Тесты

Работа по карточкам

45

17

Употребление прописных букв.

Выполнение упражнений.

46

18

Правила переноса слов.

Выполнение упражнений.

47

19

Повторение по теме «Орфография»

Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков

49

20

Контрольный диктант по теме «Орфография»

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

50

21

Работа над ошибками

Анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

Имя существительное

Цель урока: повторить основные теоретические сведения об имени существительном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имен существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи.

Знать:

лексико-грамматические разряды имен существительных; род, число, падеж и склонение имен существительных; правописание падежных окончаний имен существительных.

Уметь:

делать морфологический  разбор имен существительных;  не ошибаться в написании падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи.

51

1

.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных

Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имѐн существительных

Повторить и углубить знание лексико-грамматической категории «имя существительное»; отработать умения производить морфологический разбор существительных; повторить правила и закрепить правописание падежных окончаний имен существительных.

Повторить орфограммы, связанные с именем существительным; отработать умение применять изученные правила. Закрепить навыки использования в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Употреблять имена существительные в соответствии с грамматическими нормами, нормами лексическими и орфоэпическими.

Выполнение упражнений.

52

2

Род и число имён существительных

Выполнение упражнений.

53

3

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных

Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение.

Падеж, тип склонения.

Выполнение упражнений.

Работа по карточкам

54

4

(РР) Обучающее сочинение

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

55

5

Гласные в суффиксах имён существительных

Работа по карточкам,

тест.

56

6

Правописание сложных имён существительных

Имя существительное. Слитные и дефисные написания.

Самостоятельная работа с самопроверкой

57

7

Повторение по теме «Имя существительное»

Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков

Проверка упражнений обобщающего характера

58

8

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

59

9

Работа над ошибками

Анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

 

Имя прилагательное

Цель урока:

повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи; совершенствование навыков грамматических разборов.

Знать:

  • определение имени прилагательного;  лексико-грамматические разряды имен прилагательных; склонение качественных и относительных имен прилагательных.

Уметь: правильно писать суффиксы  и окончания имен прилагательных; делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания имен прилагательных

60

1

Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. Качественные прилагательные

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

Повторить и углубить знание лексико-грамматических категорий имени прилагательного; отработать умение производить морфологический разбор имени прилагательного повторить правила и закрепить правописание имен прилагательных; отработать умение применять изученные орфограммы в письменной речи. Закрепить навыки использования в речи синонимичных имен прилагательных, имен прилагательных в роли эпитетов; использовать имена прилагательные в разных стилях речи.

Выполнение упражнений.

61

2

Степени сравнения качественных имён прилагательных

Выполнение упражнений.

Тесты

62

3

Полные и краткие формы имён прилагательных

Выполнение упражнений.

работа  по карточкам

63

4

Правописание окончаний имён прилагательных

Имя прилагательное. Суффиксы. Окончание.

Выполнение упражнений.

работа  по карточкам

64

5

Правописание суффиксов имён прилагательных

Выполнение упражнений.

Тесты

65

6

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс.

Выполнение упражнений.

66

7

Правописание сложных имён прилагательных

Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и

дефисное написание

67

8

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков

68

9

Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное»

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

69

10

Работа над ошибками

Анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

Имя числительное

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся об имени числительном как о части речи; развитие речи учащихся; совершенствование навыков аналитической работы со словом.

Знать:

определение имени числительного; разряды и виды имен числительных; правописание имен числительных; склонение имен числительных.

Уметь:

делать морфологический разбор имени числительного;  склонять имена числительные;

правильно писать имена числительные.

70

1

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительных

Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные.

Повторить и углубить знание лексико-грамматических категорий имен числительных; отработать умение производить морфологический разбор имени числительного, умения разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением корней; повторить правило «Склонение имен числительных».

Выполнение упражнений.

71

2

Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных

особенности склонения и правописание имен числительных.

Работа по карточкам

72

3

Употребление имён числительных в речи

особенности употребления в речи числительных один; оба/обе; полтора, два, три, четыре; собирательных числительных.

73

4

Повторение по теме «Имя числительное»

Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков

Выполнение упражнений.

Тесты

74

5

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

75

6

Работа над ошибками

Анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

Местоимение

Цель урока:

повторение и обобщение знаний о местоимении.

Знать:

лексико-грамматические разряды местоимений; особенности изменения местоимений; правописание местоимений.

Уметь:

делать морфологический разбор местоимения; правильно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения, склонять местоимения.

76

1

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений

Местоимения. Разряды местоимений.

Повторить и углубить знание лексико-грамматических категорий и правил правописания местоимений; отработать умение производить морфологический разбор местоимений; группировать местоимения по заданным морфологическим

признакам. Закрепить навыки употребления местоимений для связи предложений и частей текста, использования местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами.

Выполнение упражнений.

77

2

Правописание местоимений

Выполнение упражнений.

78

3

Правописание местоимений

Работа по карточкам,

тесты

79

4

(РР) Обучающее сочинение

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

Сочинение

Глагол и его формы

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о глаголе как о части речи; формирование навыков морфологического разбора глагола; развитие умений употреблять глагол в речи.

Знать:

  • определение глагола; грамматические категории глагола; образование глагола; правописание глагола.

Уметь:        

делать морфологический разбор глагола; правильно писать личные окончания глагола; правильно писать суффиксы глагола; употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо.

80

1

Глагол как часть речи. Инфинитив как начальная форма глагола. Морфологический разбор глагола

Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов.

Повторить и углубить знание основных лексико-грамматических разрядов и орфограмм глагола. Совершенствовать навыки анализа и характеристики общекатегориального значения, морфологических признаков глагола, определения его синтаксической функции; группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Закрепить

Выполнение упражнений.

81

2

Правописание глагола

Правильно писать суффиксы глагола

Выполнение упражнений.

Работа по карточкам.

82

3

Правописание глагола

Выполнение упражнений.

Работа по карточкам.

83

4

Тест по теме «Глагол».

Проверка знаний, умений и навыков по теме.

Тесты

Причастие

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование умений образовывать причастия разных форм; отработка навыков разбора причастий и употребления их в речи.

Знать:

  • определение причастия; разряды по значению; признаки глагола и прилагательного; образование причастий; правописание причастий.

Уметь:

  • находит вид и залог причастий; различать причастия и отглагольные прилагательные;

правильно писать суффиксы причастий

84

1

Причастие как глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастия

Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени.

Повторить и углубить знания о причастии; лексико-грамматические разряды и орфограммы причастий. Совершенствовать навыки анализа и характеристики общекатегориального значения, морфологических признаков причастия, определения его синтаксической функции. Закрепить навыки правильного употребления причастия с определяемыми словами; соблюдения видовременной соотнесенности причастий с формой глагола-сказуемого; правильного порядка слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте; употребления причасти в различных стилях собственной речи.

85

2

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

работа  по карточкам

86

3

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

правильно писать суффиксы причастий

работа  по карточкам,

тесты.

87

4

Практикум «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

Причастие. Суффиксы.

работа  по карточкам,

тесты.

88

5

(РР)  Лингвистический анализ текста

Упр. 299. Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Стиль речи. Тип речи.

Деепричастие

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о глагольных формах; формирование навыков образования деепричастий , морфологического разбора деепричастий;  употребление деепричастий в речи.

Знать:

определение деепричастия; разряды по значению; признаки глагола и наречия; способы образования.

Уметь:

находить деепричастия в тексте; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок; правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах.

89

1

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.

Морфологические признаки деепричастия;  деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия.

Повторить и углубить знания о лексико-грамматических разрядах деепричастий. Совершенствовать навыки анализа и характеристики общекатегориального значения, морфологических признаков деепричастия, определения его синтаксической функции. Закрепить навыки правильного употребления деепричастий в предложениях и предложений с деепричастными оборотами.

Выполнение упражнений.

90

2

Переход деепричастий в наречия и предлоги

Выполнение упражнений.

91

3

Повторение по темам

Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков

Проверочный диктант

Тесты

92

4

Контрольный диктант по темам

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

Контрольный диктант

Наречие

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о наречии как о части речи; закрепление правописных навыков; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.

Знать:

  • определение наречия; разряды по значению; степени сравнения; правописание наречий.

Уметь:

определять разряд по значению; образовывать степени сравнения, правильно писать наречия.

93

1

Наречие как часть речи. Разряды наречий

Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий.

Повторить и углубить знания о разрядах наречий, степенях сравнения и правописания наречий. Совершенствовать навыки анализа и характеристики общекатегориального значения, морфологических признаков и синтаксической функции наречий. Закрепить навыки правильного образования и употребления в речи наречий сравнительной степени.

Выполнение упражнений.

94

2

Правописание наречий

Выполнение упражнений.

95

3

Правописание наречий

Тесты

Слова категории состояния

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния; развитие навыков связной речи; формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи.

Знать: определение слов категории состояния; морфологический разбор слов категории состояния.

Уметь: находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

96

1

Грамматические особенности слов категории состояния

Морфологические особенности слов категории состояния, лексико-семантические группы слов категории состояния.

Закрепить признаки слов категории состояния. Отработать навыки различать слова категории состояния, наречия и краткие формы прилагательных среднего рода.

Выполнение упражнений.

Служебные части речи

Предлог

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о служебных частях речи; развитие речевых навыков учащихся; совершенствование культуры речи учащихся.

Знать:

  • определение предлога; какие отношения выражаются с помощью предлогов; виды предлогов по структуре и по происхождению; правописание предлогов.

Уметь:

отличать предлоги от других частей речи; грамотно писать предлоги.

97

1

Предлог как служебная часть речи.

Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению

Повторить, обобщить и закрепить сведения по разрядам и правописанию предлогов. Закрепить навыки правильного употребления предлогов в речи.

Выполнение упражнений.

Тесты

98

2

Правописание предлогов

Союз

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о союзе как о служебной части речи; формирование навыков разбора союза и употребления союза в речи.

Знать:

определение союза; виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; синтаксическую функцию союзов; правописание союзов.

Уметь:

делать морфологический разбор союза; различать союзы и союзные слова; правильно писать союзы.

99

1

Союзы и союзные слова.

Союзы, союзные слова, союзы сочинительные, подчинительные, союзы простые, составные; производные, непроизводные.

Повторить, углубить и систематизировать знания о союзах. Закрепить навыки правописания союзов и отличия их от других частей речи.

Выполнение упражнений.

Тесты

100

2

Правописание союзов

101

3

(РР) Обучающее сочинение

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.

Сочинение

Частицы

 

Цель урока:

обобщение и повторение сведений о служебных частях речи; закрепление навыков правописания частиц не и ни с различными частями речи; развитие монологической речи учащихся.

Знать: правописание частиц не и ни с различными частями речи.

Уметь: находить орфограмму; безошибочно определять части речи; сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни.

102

1

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц

Разряды частиц.

Повторить, углубить и систематизировать знания о частицах. Закрепить навыки правописания частиц; различения частиц не и ни; правильного употребления частиц для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Выполнение упражнений.

Тесты

103

2

Частицы НЕ и НИ: значение, употребление, правописание

Выполнение упражнений.

Тесты

104

3

Слитное и раздельное правописание НЕ и НИ со словами различных частей речи

Выполнение упражнений.

Тесты

Междометие. Звукоподражательные слова

Цель урока:

повторение и обобщение знаний учащихся о междометии как о части речи; формирование навыков разбора и правописания междометий; развитие связной монологической речи учащихся.

Знать: определение междометия; типы междометий; правописание и пунктуационное оформление междометий.

Уметь: находить междометия в тексте; различать междометия и звукоподражательные слова; правильно писать сложные междометия , ставить знаки препинания при междометиях.

105

1

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов; типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова.

Повторить отличительные признаки междометий и звукоподражательных слов; правописание и употребление междометий в речи. Закрепить навыки правильного и уместного употребления междометий и звукоподражательных слов для выражения эмоций, этикетных форм, команд, приказов.

Выполнение упражнений.

106

1

Обобщающее повторение

Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков

Тесты

107

2

Контрольное тестирование

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся

Контрольный тест

108

3

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...