урок русского языка в 9 классеОбобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Чураева Лариса Николаевна

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме  "Сложносочиненное предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ssp.doc56 КБ
Файл prezentaciya1.rar14.74 КБ
Microsoft Office document icon test_ssp_variant_2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме  "Сложносочиненное предложение".

Слайд 1

Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Цели урока:  

обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;                                                                                                               совершенствовать речевую деятельность школьников                                                  

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Оборудование: мультимедийный проектор, тесты, карточки

Ход урока.

Слайд 2

I. Вступительное слово учителя, постановка задач для каждого этапа урока.

Цели и задачи  

- Сегодня на уроке нам предстоит обобщить и систематизировать ЗУНы, полученные при изучении темы «ССП». Повторим постановку знаков препинания в ССП, виды связи и смысловые отношения между частями ССП.

Слайд 3

II. Орфографическая работа.

Вначале традиционная орфографическая работа. 10 минут

Зелёным плющом, близкая дорожка, полоска зари, выстилая кумачом, черной стеной,  безвыходное положение, выдирать с корнем, сдавленный полушепот, быстро взрослеть, опереться на плечо, новый значок, желтый листок, сбить с ног, бесполезный разговор, макать кусок сахара, уехать далеко, расстилается вокруг.

III. Опрос.        3 минуты

Вопросы:
1. Дайте определение сложного предложения.
2. Назовите типы сложных предложений.
3. Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?

- предикативные части не зависят друг от друга, от одной части нельзя задать вопрос к другой, они связаны сочинительной связью;
- хотя предикативные части самостоятельны, они составляют единое смысловое целое, одно предложение;
- связь предикативных частей с ССП осуществляется с помощью сочинительных союзов и интонации: голос повышается в конце 1 части, а понижается в конце всего предложения;
- в ССП могут быть использованы дополнительные средства связи: общий второстепенный член, общее придаточное предложение, употребление слов, требующих пояснения

Слайд 4

IV. Объяснительный диктант.  15 минут

1.В облаках звенели жаворонки, а над пашнями летали грачи. 2. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. 3. В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей. 4. То засыплет февраль снегом избушки на краю леса, то вдруг построит он посреди дороги огромный снежный холм. 5. Все побежали, и я побежал. 6. Он подмигнет – и все хохочут. 7. У меня заболело горло, и я  буду лежать. 8. Наступила осень, и птицы улетели. 9. Пока я рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце.

- Какова роль тире в предложениях?

                                      Ставится тире, так как  одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий.


-
Какие смысловые отношения существуют между предикативными частями ССП? С помощью каких союзов могут быть выражены эти отношения?


- противопоставление (противительные союзы) 

1
-
одновременность протекания событий
3, 9
- чередование событий или их взаимодействие (разделительные союзы)
4
- присоединительное значение

 5
- причинно-следственные отношения
7
- последовательность событий   (соединительные союзы)                        
8

-В чем особенность постановки знаков препинания во 2 и 6 предложениях?

 Слайд 5

V.Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски)  7 минут

  Белоснежные  облака закрывали всё небо, и лёгкий ветерок ласково обвевал лица.

Слайд 6

V.  Проверочная работа по вариантам

Тестовые задания по теме «Сложносочинённые предложения»

Самопроверка   (Ответы – на доске)

Слайд 7

 

VI. Творческая работа (дифференцированная).  10 минут

1. Слово учителя

Последнее задание, которое мы будем сегодня с вами выполнять, будет творческая работа.

«Творческая работа»

Слайд 8

Придумайте и запишите ССП с различными союзами, употребляя следующие предложения с различными союзами, употребляя следующие слова. Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

1 группа- с соединительными

2 группа-с противительными

3 группа- с разделительными

Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий осенний. Тяжелые капли.

Слайд 9

2 карточки слабоуспевающим

Карточка 1

Продолжить предложение дважды, прибавить:
а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
Выпал снег и …

Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.
Приближался тёплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.
В холодном поле выл ветер, дождь лил и гром гремел.

Карточка 2

     1 .    Продолжить предложение дважды, прибавить:
             а) однородное сказуемое; б) простое предложение.
            Солнце блестело, отражаясь в воде, и …

Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите перестроенное предложение.
Прошло несколько лет, я с большим удовольствием и вниманием рассматривал окрестности.

Запишите предложения так, чтобы союз, соединяющий простые предложения, повторялся.
Холодно, руки стынут, поясницу не разогнёшь, и неудобно поворачиваться.

2.  Проверка выполнения творческой работы (групповой).

VII. Подведение итогов

- Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?


- предикативные части не зависят друг от друга, от одной части нельзя задать вопрос к другой, они связаны сочинительной связью;
- хотя предикативные части самостоятельны, они составляют единое смысловое целое, одно предложение;
- связь предикативных частей с ССП осуществляется с помощью сочинительных союзов и интонации: голос повышается в конце 1 части, а понижается в конце всего предложения;
- в ССП могут быть использованы дополнительные средства связи: общий второстепенный член, общее придаточное предложение, употребление слов, требующих пояснения

- Когда в ССП ставится тире?

                                         Ставится тире, так как  одна из частей сложного предложения

                                          имеет значение результативности, быстрой смены действий.


 - Когда в ССП ставится запятая?

                                           Запятая ставится между частями ССП, между которыми

                                           стоят соединительные, противительные, разделительные союзы.

- А когда не ставится запятая в ССП?

  1) Есть общий второстепенный член предложения

  2) Есть общая придаточная часть.

           Слайд 10,11

                                   3) между двумя назывными предложениями

                                                                 Хриплый стон и скрежет ярый.

                                                    4) между двумя вопросительными, побудительными или

                                                            восклицательными предложениями

                                                               Как ярко освещен зал и как весело всем!

VIII . Задание на дом.

Слайд 12

Придумать и записать текст из 4-5 предложений на одну из тем: «Осень», «Гроза», «Ливень», «Радуга» ( с использованием ССП).

Резерв слайд 13

- Составьте предложения по схемам

                     [ - = o, и о, и о ].      

                      [ - = ], и [ = ], и [- = ].

Слайд 14 СПАСИБО ЗА РАБОТУ

                          

вариант

1 Самостоятельная  работа по группам

На столах для каждой группы предложения.

Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.

Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)

Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)

Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)

Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)

                      Лес пахнет дубом и сосной.

                              За лето высох он от солнца,

                           И осень тихою вдовой

                           Вступает в пёстрый терем свой.

                                                              (А.С.Пушкин) 

                                                 Задание

        1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены.

        2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.

        3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочинённые конструкции; выделить грамматические основы и союзы.

Проверка самостоятельной работы

 - Вы успешно выделяете ССП. Они очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу следующего задания формулируем так: одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами? И какие именно?

2 Исследовательская деятельность

.                                   Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.

Текст……….                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Теоретические выводы  

- К каким результатам пришёл каждый ряд? Поделитесь своими наблюдениями.

- Обобщим сказанное. Какие значения вносят в ССП различные союзы?

    Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

- Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.



Подписи к слайдам:

Обобщение и систематизация изученного по темеУрок-практикум Цели и задачи обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа уметь определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения Орфографическая работа Объяснительный диктант Синтаксический разбор предложения Тест В каждом задании может быть только один правильный ответ. Желаю удачи! Ответы к тесту Вариант I1 А2 В3 Б4 Б5 А6 В Вариант II1 Б2 В3 Б4 А5 В6 А
Постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.
Придумайте и запишите сложносочиненные предложения с различными союзами Июль. Жара. Оглушительный треск кузнечиков. Ветер, дни. Листья, рощи. Птицы, бабочки. Деревья, тучи. Дождь, похожий на осенний. Тяжелые капли. или (иль)либото…тоне то…не то
анодаоднакозатоже
и ( да = и)ни…нитожетакже
разделительные
противительные
соединительные
Группы сочинительных союзов Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении Если есть общий второстепенный член предложенияЕсть общая придаточная часть Между двумя безличными предложениями, в составе сказуемых которых имеются синонимичные слова Нужно переделать сочинение и надо объяснить имеющиеся в нем ошибки. Между двумя назывными предложениями Хриплый стон и скрежет ярый. Между двумя вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями Как ярко освещен зал и как весело всем! Домашнее задание Придумать и записать текст из 4-5 предложений на одну из тем: «Осень», «Гроза», «Ливень», «Радуга» ( с использованием ССП). Составьте предложения по схемам             [ - = o, и о, и о ].          [ - = ], и [ = ], и [- = ]. Спасибо за работу !


Предварительный просмотр:

                                        Сложносочиненные предложения.

                                                     Вариант II

1. Укажите, какое предложение сложносочиненное.

А) Люди замирали, поражённые внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зелёной пустыни.

Б)  Фонари за косым деревянным забором горели загадочным светом, а в чистом небе висело несколько мелких звёзд.

В) Тропинка, ведущая в гору, сузилась и, вильнув за поворотом, оборвалась.

2. Найдите предложение, соответствующее схеме [   ], и [  ] (знаки препинания не расставлены)

А) Вслушайтесь и вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит вам летнее утро.

Б) У Петровича были большие голубые глаза и широкие чёрные брови.

В) Рассказ был короток и это было его основное достоинство.

3.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

               Приехал из города папа и привёз нам новый велосипед.

А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  нужна.

Б)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

В) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая  нужна

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Был уже август (1) и кое-где с берёзок (2) кружась в воздухе (3) облетали пожелтевшие листья.

А) 1, 2, 3

Б) 1

В) 2, 3

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

А) Приходи к нам завтра играть в футбол либо запускать воздушного змея либо ловить рыбу.

Б) Среди высокой травы виднелось несколько жёлтых и красных помидоров и пара кабачков.

В) Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь.

6.Укажите предложение, в котором отсутствие запятой между частями ССП объясняется наличием общего второстепенного члена предложения (знаки препинания не расставлены)

А) Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт.

Б) Русский народ на выдумку горазд и всякое дело в руках у него спорится.

В) Я еду домой и прохладный ветер нежит лоб горячий мой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Урок обобщения и систематизации знаний и навыков учащихся 6 класса по теме «Координатная плоскость»

Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат...

Методическая разработка по теме:"Особенности усвоения знаний умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики"

В процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, у...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Систематизация знаний по теме"Глагол"

Конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся по теме "Глагол"....