Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Кулеш Светлана Анисимовна

 

Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни. В начале каждого урока обязательна целевая установка, сообщение его плана. Это  дисциплинирует ребят, создаёт особую рабочую атмосферу. Объяснение нового материала органично вплетаю в повторение изученного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_kulesh_s.a._.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта  работы

Кулеш С.А.,

учителя русского языка и литературы «Анастасьевской средней общеобразовательной школы»


Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков


Работаю учителем русского языка и литературы в 6,8,9,10-х классах.

В 9,10 классах веду элективный курс «Беседа о русской стилистике и культуре речи». Общая нагрузка – 22 часа. По русскому языку работаю по учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой, по литературе – по учебникам под редакцией Курдюмовой.

Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни. В начале каждого урока обязательна целевая установка, сообщение его плана. Это  дисциплинирует ребят, создаёт особую рабочую атмосферу. Объяснение нового материала органично вплетаю в повторение изученного.

При изучении любого теоретического материала в центре урока – формирование практических навыков: орфографических, пунктуационных, стилистических, построение связного текста. При выработке умений и навыков большую помощь оказывает учебник. Считаю, что это не просто рабочая книга для учащихся, но и методическое пособие для учителя, в котором запрограммированы все основные методы и приёмы изучения материала. Стараюсь не формально выполнять с учениками задания к упражнениям, а вносить элементы соревнования, игры, занимательности. В ряде случаев примеры учебника заменяю текстами художественных произведений, изученных или изучаемых в данный момент.

На каждом уроке русского языка обязательно провожу словарную работу или орфографическую зарядку. Целенаправленно, из урока в урок, стараюсь воспитать у детей не только культуру речи, но и культуру поведения, которые тесно связаны между собой. Уроки стараюсь строить на тесном контакте с учениками, потому что ребята, облегчённые доверием учителя, как правило, работают с большой самоотдачей. При изучении нового материала использую опорные конспекты, обобщающие таблицы. Для контроля учёта и оценки знаний  применяю:

–  уплотнённый опрос по карточкам;

–  диктанты «По следам ошибок», «Проверяю себя»;

–  перфокарты;

–  сигнальные карточки, кубики;

–  взаимоопрос по теоретическому материалу.

На каждом уроке русского языка и литературы провожу работу по формированию умений и навыков учебного труда, учу планировать, контролировать свою деятельность, сопоставлять, группировать материал, выделять главное, доказывать, делать выводы.

Наряду с традиционными использую такие формы организации обучения как уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-путешествия, уроки-лекции, уроки-КВНы, включение в уроки коллективной и групповой деятельности учащихся, применение дидактических игр. Не случайно для работы по самообразованию я выбрала тему «Активные формы работы с учащимися на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков».

Считаю, что каждый урок должен быть направлен на воспитание культуры учебного труда, повышение авторитета знаний.

Мои основополагающие принципы:

  1. Опережающее и блоковое изучение материала;
  2. Направленность изучения языка на развитие мышления и речи учащихся;
  3. Единство обучения и воспитания.

 

 

 

Работа над правилами

  1. Подготовку к восприятию правила начинать за 5-7 уроков до его детального анализа. Перед изучением правописания безударных личных окончаний глаголов следует выработать у школьников навык безошибочно определять вид глагола, не подменяя глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида.
  2. Психологическая подготовка к восприятию правила, цель которой – вызвать повышенный интерес к изучению материала.  Это может быть занимательный рассказ, связанный с изучением новой орфограммы. Например: Ъ и Ь. Ъ знак – самая дорогая буква алфавита, так как  она ставилась в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный звук, пожирая более 8 % времени рабочих типографий и бумаги. Ее называли бездельником, разбойником, лодырем, дармоедом. Только в одном дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115000 таких никчемных бездельников. Теперь в конце слов эта буква не пишется. А зачем она нужна? Можно прочитать шуточную миниатюру. Вызвать интерес к новому правилу помогает и создание проблемных ситуаций.
  3. Анализ правила. Выяснение его механизма.
  4. Особое значение в осознании и усвоении нового имеют наглядные пособия, способствующие образованию у  учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений. Очень действенна меловая наглядность, создаваемая учителем, рисунки.
  5. Систематическое сопоставление однотипных правил – одно из обязательных условий выработки навыков грамотного письма.
  6. Алгоритмы помогут научиться пользоваться правилами.
  7. Заключительный этап в изучении орфографического правила – его воспроизведение.

О воспитания интереса к уроком русского языка

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил.

Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к языку, заключается в том, что учителя не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство языка, его способность выражать различные мысли и чувства.

Иногда вместо того, чтобы продемонстрировать своеобразие языкового явления, мы ограничиваемся сухим воспроизведением правила, предлагаем ученикам почти дословно заучить его. Интересные, целенаправленные упражнения часто выполняются механически, потому что учитель не разъясняет ученикам, каков смысл задания, какое место в системе других упражнений занимает эта работа, какие навыки помогает она приобрести.

Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к русскому языку. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности). Наконец, нужно почаще вспоминать слова Л.Н.Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

Одним из путей, позволяющих воспитать любовь к русскому языку является живое, научно-популярное объяснение нового материала, такое объяснение, при котором неизвестные факты преподносятся в виде интересного рассказа, которое убеждает школьников в том, что изучаемые ими закономерности языка очень своеобразны, что овладеть ими – значит действительно повысить культуру речи, понять еще одну тайну языка, научиться говорить еще точнее, ярче.

В тех случаях, когда материал в какой-то мере уже знаком ученикам, его необходимо повернуть такой стороной, о которой дети и не подозревали. Например, при изучении категории рода существительных можно рассказать, что не во всех языках существительные имеют 3 рода: есть языки, в которых 2 рода, а есть – где слова вообще не распределяются по родам.

Предлагаю ученикам «изобрести» какое-нибудь слово. «Перевернем», скажем, существительное лампа – апмал – какого оно рода? – мужского. Делаем вывод, что «в современном русском языке род больше всего определяется по окончаниям». Мы легко определили род слова, потому что все существительные на твердый согласный в русском языке – мужского рода.

Другой путь активной работы с учащимися – проникновение в механизм правила, выяснение того, почему это правило именно такое. Пример: Правило «Слитное и раздельное написание НЕ с наречием на О, Ё». Мы говорим, что НЕ с наречием пишется раздельно, если к наречию относятся

слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда. Так почему же, если есть именно эти слова, то НЕ пишется раздельно, а если другие слова – совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, - то слитно? Суть правила не сложна, но его нужно объяснить.  Относящиеся к наречию слова совсем, совершенно и т.п. усиливают степень качества наречий с НЕ, превращая частицу в приставку. Наречия, стоящие после перечисленных слов с НЕ можно заменить синонимами без НЕ.

Рассказывал совсем неинтересно (скучно).

Поступил крайне неосторожно (опрометчиво).

Ответил очень неумно (глупо).

Если же перед наречием стоит слово далеко или вовсе, усиливается отрицание. НЕ уже не может слиться с наречием, оно тянется к впереди стоящему слову, образуя своеобразное усиленное отрицание: далеко не, вовсе не, нисколько не. В таких случаях НЕ присоединить к наречию нельзя, нельзя заменить синонимом без НЕ:

Это вовсе не легко (это вовсе трудно?)

Говорил ничуть не ласково (говорил ничуть грубо?)

Если учащиеся осознают суть этого правила, им не нужно будет заучивать, после каких слов Не с наречием пишется слитно, после каких – раздельно.

Когда же учитель не пытается проникнуть в глубины правила, учащиеся  не видят в орфографии системы, не понимают ее основных тенденций.

Многие исключения тоже нетрудно объяснить. Пример: «В наречиях, оканчивающихся на шипящий, всегда пишется Ь». Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке. А почему в словах уж, замуж, невтерпеж Ь знак не нужен? Они образованы от существительных – терпеж и муж, которые относятся ко 2 склонению. А уж – это сокращенная форма слова уже.

Одним из путей повышения интереса к урокам русского языка является использование наглядности. Она помогает сосредотачивать внимание учащихся на самом существенном, конкретизировать многие отвлеченные понятия, без особого труда переходить от образных представлений к абстрактным понятиям (таблицы, схемы, опорные сигналы).

Упражнения на уроках русского языка должны предполагать поисковую деятельность учащихся, активизировать работу их мысли. Удачно подобранные упражнения – это такое же важное условие развития интереса к русскому языку.

Приведу несколько задач, активизирующих внимание учеников, заинтересовывающих их. На уроках морфологии стало принято сопоставлять разные однокоренные части речи, выясняя их существенные признаки. Особый интерес представляют омонимы, их формы (омоформы, омофоны, омографы). Например: 1) Кто без кисти  и белил (сущ.)

                                       Крыши города белил (гл.) - омоформы

2) Снежное покрывало все поле покрывало. – омоформы

3) Упражнение спишите, но при этом не спешите.  – омофоны

Сколько человек сидело за столом (min и max)? За столом сидели сосед генерал лейтенант Петр Максимович и мой отец (min-2,  max-6).

При выполнении таких заданий учащиеся наблюдают, как от смысла высказывания изменяется пунктуация и интонация.

При работе со словарными  словами – этимологическая работа, в результате этой работы дети легко и прочно запоминают написание анализируемых слов.

Гардероб – пришло к нам в 18в. из франц. языка (справка из этимологического словаря).

Чем содержательнее рассказ учителя о происхождении слова, тем интереснее и эффективнее проходит урок.

Изобразительные возможности русского языка раскрываются перед учащимися наиболее полно, когда для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.

Изучение фонетики раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, произношение [што] обычно вызывается  зрительным образом слова, поэтому упражнение в правильном произношении [шт]  мы проводим, использую книжные тексты, когда ученики могут непосредственно воспринимать зрительный образ слова. Кроме того, примеры подбираем такие, чтобы их хотелось читать правильно. Например, стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом» или пушкинские слова: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Я стараюсь подбирать и такие стихотворные примеры, где произношение нужных слов подсказываются рифмой:

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики – скворечники

Мы сколотим из досок.

В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее относиться и к своей речи. Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, я читаю несколько примеров детской речи, записанных К.И.Чуковским.

Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает воспитывать у учащихся любовь к русскому языку.

Урок - семинар

Требует серьезной подготовки и учителя, и учащихся. Задание к семинару  дается за 14 дней, вывешивается список рекомендуемой литературы, вопросы и задания. Чтобы на семинаре были освещены все вопросы, учащиеся делятся на группы. Задание можно давать дифференцированно. Особого внимания при распределении требуют слабые учащиеся.  

В течение двух недель подготовки к семинару провожу консультации для тех, кто в них нуждается.

Уроки-семинары – это особые уроки уже потому, что на рабочем месте учащихся, кроме привычных учебников, лежат новые, впервые увиденные ими книги о языке, лежат их индивидуальные, творческие и исследовательские работы.

Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания: они выступают, слушают высказывания товарищей, задают вопросы, рецензируют, делают необходимые записи, выделяя главное, анализируют услышанное и записанное.

Результат семинара – возросший интерес к родному языку, приобщение к научной, и научно-популярной литературе, развитии монологической речи учащихся, совершенствование навыков выразительного чтения.

Темы: «Бессоюзные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Общие сведения о языке», «Система частей речи», «Синтаксис простого предложения».

Уроки-зачеты

Главное назначение – обеспечить контроль и оценку знаний, умений и навыков. Программа зачета должна быть известна заранее. За месяц в кабинете вывешивается перечень того, что должны знать и уметь учащиеся.

Уроки-практикумы

Их задача – сформировать какой-то навык (возможна коллективная и индивидуальная работа учащихся).

Урок-лекция

Такой урок должен быть образцом монологического высказывания научного стиля (использовать таблицы, схемы).

Привлекает внимание к содержанию лекции, создает условия для активизации мыслительной деятельности учащихся. Важна предварительная постановка проблемы.

По ходу лекции учащимся можно ставить вопросы, то есть включать в лекцию  фрагменты беседы.

Очень важно приучать детей к этой форме постепенно, начиная с 5 класса. Необходимо ориентироваться на особенность класса.

  Урок-игра

Деловая игра на уроке   помогает повышать интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умение использовать знания на практике, активизируют различные виды общения. Учителю игра дает возможность избежать дублирование заданий, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Формы игры – это микрокласс и микроурок.

Микрокласс – это группа учащихся из 3-4 человек(1учитель, остальные – ученики). Ведущий игры – эксперт (учитель), консультанты, ассистенты. Ассистенты помогают раздать карточки, фиксируют их выполнение. Консультант выбирается один, он подстраховывает учителя, контролирует качество выполнения задания.

Микроурок  включает следующие этапы: постановка задачи «учителем», «ответы учеников», дискуссия, вывод или составление алгоритма, заключение эксперта. Продолжительность микроурока от 10 до 35 минут, что зависит от цели использование деловой игры на уроке, подготовки учащихся.

Исходя из того, что ребятам необходимо понять принципы работы, привыкнуть к такому виду деятельности, на первых порах можно включать только элементы деловой игры.

К изготовлению карточек привлекаю учеников, так  как эта работа не менее полезна, чем сама игра. Она требует эрудиции, самостоятельности, умения выбрать нужное. К деловой игре учитель готовит 15 карточек.

Эксперт следит за дисциплиной, чтобы микроклассы не  мешали друг другу, помогают ассистентам.

Считаю, что деловую игру полезно проводить на уроках повторения и обобщения, чтобы микроурок занимал от 7 до 10 минут. Уроки, использующие деловые игры, позволяют обеспечить активную деятельность каждого ученика с учетом уровня его подготовки, интересов, темпа работы.

 

Групповая работа на уроках русского языка заняла достойное место.

Наблюдается высокая эффективность организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность. Высокая результативность связана с активностью учеников.

Группу создаю прямо на уроке (3-4), перед ними ставлю задачу по теме урока. Не было случая, чтобы ученики не справились с заданием.

Теперь ввожу диалоги между группами ребят по одной проблеме. Такая форма работы очень плодотворная.

Ввожу элементы игры: «Вратарь». Ученика – вратаря к доске – воротам вызывает или учитель, или ребята в группе. Его задача – отбить голы – вопросы учеников по орфографии (это можно сделать после любой работы: домашней, самостоятельной, работы над ошибками).

Определяем  с детьми, сколько голов будет забито (обычно не более 10). Условие – вопрос-гол должен быть четким, если же есть нечеткость, то вопрос снимается. Конечно же спрашивающий должен знать ответ.  Условие «вратарю» - отбивать мячи быстро, говорить по существу. Ведем счет (0-1, 2-2 и т.д.). И как же доволен ученик, если он не пропустил ни одного «гола». Радости не меньше, чем на футбольном поле.

В группе – 1 капитан, 1 штурман, 2 пилота. Работа строится так, чтобы  капитан и штурман во всем помогали пилотам, а последние всегда чувствовали  свою ответственность за общий результат. В группе должна существовать самопроверка: капитан проверяет штурмана, оба – пилотов. На уроке это занимает 2-3 минуты.

Элемент  деловой игры: готовлю 5 конвертов, в которые вложены карточки с обозначением форм опроса, обсужденных заранее с учениками.

  1. Выбор (отвечающие от группы выбирает учитель)
  2. Отвечают в группе все
  3. Экзаменаторы (группа экзаменует другую группу)
  4. Делегат! (отвечающего выбирает группа)
  5. Доверие! (группа не отвечает, работает на доверии)

«Дитя утомляется не трудоспособностью материала, а однообразием его преподавания» - эти слова К.Д.Ушинского относятся к обучению, но в еще большей степени он справедливы по отношению к повторению, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности.

«Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу  воспитанника. Искусство воспитания включает в себя прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».

В.А.Сухомлинский

Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше.

Какие активные формы работы с учащимися на уроках русского языка я использую?

  1. формы нестандартных уроков (лекции, семинары, КВНы, путешествия, урок-игра, практикумы;
  2. использование на уроках опорных записей, алгоритмов, конспектов;
  3. элементы занимательности, игры, веселых правил;
  4. применение проблемных ситуаций на уроке;
  5. проектная деятельность в изучении русского языка;
  6. элементы новых методик;
  7. элементы игры и неожиданности при работе с учебником.

Любому учителю прекрасно знакомо отвратительное чувство – чувство тщетности всех педагогических усилий. Оно неизбежно возникает в то мгновение, когда немного времени спустя после завершения очередной темы ученики начинают делать ошибки на правило, которое, казалось бы, уже должно им сниться ночами. Опыт убеждает: это происходит в том случае, если ребенок не успевает освоить на практике то, с чем он успел познакомиться лишь теоретически. Замечу, что привычные нам упражнения содержат лишь материал, специально подобранный под изучаемое правило, и потому позволяют отрабатывать только один из аналитических навыков. Вот почему в моей методике главную роль играют цельные тексты.

Я считаю, что при обработке той или иной грамматической темы наибольшего эффекта удается достичь, если языковой материал осваивается в несколько этапов. Они таковы:

  1. Неявное предъявление языкового материала. Знакомство детей  с языковым материалом лучше всего начинать задолго до изучения: необходимые примеры следует вставлять в тексты анализа, в диктанты, в контрольные работы. Их нужно объяснять, ошибки на это еще не изученное правило выносить на поля, но снижать за них оценку нельзя.
  2. Формулировка правила. Разумеется, этот этап производит на детей самое удручающее впечатление: все кажется непонятным, запутанным.
  3. Шоковая терапия. Ребятам предлагается диктант – сложный, но увлекательный цельный текст, насыщенный самыми трудными случаями на применение изучаемого правила. Они видят, как в естественном тексте «живут» столь не понравившиеся им правила. Ученикам разрешается пользоваться справочниками. Ошибки выносятся на поля, но оценка не выставляется.
  4. Формулировка правила -2. В классе подробно разбирается текст, использованный для шоковой терапии. Подводя итоги, учитель сам формулирует правило, четко выделяя в нем базовую часть, ряд осложняющих правил.
  5. Поиск литературных примеров.  Дома ребята должны найти в  художественной литературе по 1-2 примера  на каждый случай, упомянутый в формулировке правила. В классе они могут похвастаться своими достижениями и проанализировать несколько самых ярких и интересных примеров.
  6. Коллективный анализ текста. Диктую ребятам сложный, насыщенный необходимыми примерами текст, причем каждое записанное предложение зачитывает (по слогам и со знаками препинания) кто-нибудь из ребят, а остальные его поправляют.
  7. Подготовка к контрольной работе. Диктую ребятам еще кусочек текста и без комментариев и объяснений сообщаю им, как расставлены знаки препинания и как пишутся сложные в орфографическом отношении слова. Этот текст дети должны разобрать дома сами, сверяясь с формулировками правила.
  8. Контрольная работа. Дается сложный текст, в котором встречаются все знакомые ребятам по предыдущим текстам хитрости. За работу следует ставить две оценки – за общую грамотность и за освоение изучаемого материала. Результаты могут быть удивительными: при двойке за общую грамотность ученик может получить 4 или 5 за только что отработанный материал – и тогда возникает возможность подержать слабого и побранить врожденно грамотных бездельников.
  9. Закрепление материала. Не забывать включать в последующие контрольные работы и диктанты пройденный материал: он должен стать ежедневной языковой реальностью.

Этот прием продуктивен в старших классах, но, к сожалению, требует большого количества часов (а в 10,11 кл. – всего 1ч. в неделю).

Система блоков и опорных карточек

Труднейшими проблемами сегодняшнего дня остаются проблемы облегчения усвоения нового, воспитание и поддержание интереса к предмету, развитие творческих возможностей школьников.

Система блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют огромный текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, так как не надо ничего зубрить, выучивать наизусть огромные параграфы, а потом на диктанте списывать у более грамотного соседа. Используя системе блоков и опорных карточек, я получаю огромный выигрыш во времени, который использую для закрепления правил. Для карточек у детей есть специальные тетради по теории. На первых порах я разрешаю пользоваться опорной карточкой даже у доски; постепенно, по мере запоминания правила, ребята от карточки отказываются, в их памяти она остается.

Хочется остановиться на методической стороне использование опорных карточек. Я ввожу их как новый материал, рисуя на доске, объясняя сущность правил. Иногда сначала все объясняю на примерах, а ученикам предлагаю записать правило графически и сделать выводы. Успешно идет работа на конкурсной основе: каждый ученик составляет свою карточку, свое видение правила, а лучшие карточки записываются в тетрадь по теории. Составление опорной карточки может являться домашним заданием, особенно полезна эта работа во время итогового повторения.

На что хотелось бы обратить внимание? Опорные карточки – это не игра в эффективность и не самоцель. Это одна из форм работы. Каждый учитель через опорную карточку может найти и дать собственное видение учебного материала, найти тот способ общения с детьми, который облегчит преподавание, а ученику – запоминание с наименьшими затратами труда, что окрасит учение постоянной радостью открытий.

Структура опорной карточки, ее содержание и объем информации зависят от цели урока, подготовленности класса. И главная заповедь: карточка должна помогать и быть нужной.

Опорные карточки можно составлять по новому материалу при объяснении, при закреплении и систематизации, при сопутствующем и итоговом повторении, в процессе подготовки к экзаменам в 9 классе, при опросе включать их в домашнее задание. Их можно использовать для всего класса, в индивидуальной работе. Карточки могут составляться практически по всем разделам курса русского языка.

Карточка может включать только правило, только пример, или то и другое.

Схемы при обучении орфографии

Работу над новой орфограммой строю по такому плану:

  • внимательное чтение на уроке;
  • коллективное усвоение правила;
  • составление схемы нового правила;
  • подбор примеров для отработки правила;

О – Е,  Ё после шипящих и Ц

  1. Определи часть слова.
  2. Если корень, то пиши Ё (кроме слов-исключений).
  3. Если суффикс или окончание, определи часть речи.
  4. Если существительное, прилагательное, наречие, то под ударением О, без ударения – Ё (исключение – ещё).
  5. Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением Ё.

Использование схем-опор помогает учащимся легче и прочнее усвоить в каждой теме тот громоздкий теоретический материал, который приводится в нескольких параграфах учебника. Тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что и способствует выработке грамотного письма.

Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только помогают сжать его до предела.

Работу над алгоритмами провожу по следующей схеме:

  • вначале вместе с ребятами мы изучаем опорную табличку в учебнике. Учащиеся определяют, почему, например, морфологический разбор проводится в том порядке, в каком он дал в учебнике, то есть уясняют логическую структуру опорной  таблички;
  • затем один из алгоритмов по теме составляет учитель вместе с классом. Теперь уже ребята сами объясняют, логику построения опорного конспекта;
  • самостоятельная работа по составлению алгоритмов (только для сильных учеников)

Анализируя правила, вскрывая их механизм, следует сопровождать их алгоритмами, которые помогут научиться пользоваться правилами.

Работа по составлению алгоритмов вызывает высокую активность учащихся, развивает четкость мышления. Наиболее эффективны  альтернативные алгоритмы, требующие взаимоисключающих ответов: да – нет.

Главное в словарно-орфографической работе – выработка орфографической зоркости.

  1. С досадой обнаружила, что ученики, пришедшие с начальной школы, не умеют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, где нет пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное списывание, предупреждая пятиклассников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой работы были очень плохими. Но постепенно дети становятся более внимательными. До сих пор я провожу две такие работы каждую четверть.
  2. Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно определяют ее.
  3. На каждом уроке провожу словарно-орфографическую работу. Это или «По следам ошибок» (даю индивидуальные карточки со словами, в которых были допущены ошибки), или работаем над новыми словами, или словарные диктанты. (В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал и в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Эти слова я выписываю себе в отдельную тетрадку). Это помогает увидеть, над какими ошибками надо поработать. Какие новые слова еще не усвоены.
  4. Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки, тренировочные мини-диктанты. Иногда в тексте я подчеркиваю слова и даю задание: объяснить орфограммы, разобрать слово по составу.
  5. В 5 классе использую такой вид работы: на карточке – несколько картинок с изображением предметов, явлений, называемых словами с трудными орфограммами. Ученики, получая такую карточку-задание, записывают слова на доске и выделяют орфограммы (скворечник, арбуз, деревья, щётка, солнце, мыши).
  6. Наряду с традиционными карточками, содержащими тексты и задания, я пользуюсь и карточками, которые содержат только задание. В качестве текста в таком случае выступает указанная учителем страница учебника. Чаще всего использую тексты художественных произведений. Слова обычно вписываем в таблицу.
  7. Насколько тщательно выучены и повторены правила правописания нужно постоянно проверять. Одним из вариантов проверки усвоения может быть работа с линокартами. Например, закончено правописания падежных окончаний существительных. После закрепления материала на одном из уроков ученики получают заранее заготовленные линокарты. Учитель диктует текст, из которого учащиеся должны выбрать существительные, определить их склонение и показать е, и в окончаниях. Способ проверки прост: берется половина карточек, сверху накладывается та, что выполнена верно, и по ней толстой иглой прокалываются все точки, отмечающие правильный ответ. Это помогает быстро определить тех, кто не усвоил данный материал, и подключить их к индивидуальной работе. Линокарты можно использовать при определении спряжения и правописания е, и в личных окончаниях глаголов, правописании ь после шипящих.
  8. Постоянно провожу работу над ошибками, некоторым ребятам предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Например:                                                                                                    

а) найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными;

б) правописание предлогов – найди ошибки в тексте, найди еще 2-3 примера из текста;

в) как пишется не с глаголами? Найди ошибку в тексте.

Такие задания можно дать на уроке, можно – на дом. А  карточки помогают повышать грамотность.

Орфографическая зарядка проводится на каждом уроке.

-  Найдите «ошибкоопасные» места (безударные гласные, не с глаголами, тся и ться в  глаголах и т.д.) Ученики называют орфограммы, объясняют их написание. (Повторяем все известные правила. Работа проходит в быстром темпе:  дети давно к ней приучены).

-  Ребята, выберите самое трудное слово, в котором вы обязательно бы ошиблись, работая самостоятельно. А теперь «полюбуйтесь» им («Полюбоваться» словом на наших уроках – значит внимательно рассмотреть каждую букву, объяснить все трудности написания и потом записать слово так, чтобы запомнить на всю жизнь).

   Слово записывается детьми по-разному: в виде домика, лодочки, треугольника, змеи – насколько хватит фантазии. Здесь работает и зрительная, и слуховая, и «рукодвигательная» память! Например, слово становится приобретает такой графический облик.

                 ОВ

            Н         И

        А                 Т

     Т                         С

С                                   Я

Значительное повышение грамотности учащихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру. Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Например, учащимся предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

- Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их? Таким образом, возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть «ошибкоопасные места», а значит, законы орфографии становятся достижением их творческого опыта. При этом происходит попутное повторение (учитель видит, какую индивидуальную работу в дальнейшем необходимо вести с учеником)

Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку.

При изучении любого теоретического материала в центре любого урока – формирование практических навыков (от простого к сложному, от совместной работы к  полусамостоятельной, а затем к самостоятельной)

Чтобы детям было интересно учиться, чтобы они лучше запомнили орфограмму, необходимо превратить орфографию в увлекательное путешествие за знаниями.

Фрагменты уроков

Объяснение нового материала начинается со сказки.

Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать.

- Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма? (учащиеся правильно отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры орфограмм) Таким образом, ребята пускаются в увлекательное путешествие по орфографии. Почти на каждом уроке они будут помогать бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развить орфографическую зоркость, тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии.

Фрагмент урока: На доске рисунок и текст

Ш ---Ж--Ж

Ч                 Ж

Ж ---Щ

     За лесом, в темной-претемной чаще,

Жило чудовище из шипящих.

Рядом с чудовищем гласные

Чувствовали себя ужасно.

Затем задаю вопросы:

- Какие шипящие, изображенные на рисунке, вам известны?

- Как чувствовали себя гласные рядом с этими шипящими? Почему?

- Какие гласные вы напишите в словах чаща, чудовище и т.д.?

Слово учителя: Гласные а, у, и после шипящих пишутся по традиции. Секрет этого правила – в истории русского языка. Когда-то звуки [ж], [щ] были мягкими, поэтому после них писали И, букву, которая указывала на мягкость предшествующего согласного. Теперь [ж], [щ] твердые, но мы по-прежнему пишем после них И.

Таким образом, иногда при объяснении орфограммы использую материал из истории русского языка (это способствует лучшему заполнению орфограммы).

Каждый учитель знает, как трудно бывает учащимся запоминать слова, правописание которых проверяется только по словарю. И каждый учитель ищет выход, стараясь облегчить ученический труд. В своей работе я использую зрительные опорные сигналы, то есть своеобразные «зацепки» для памяти. Зрительные опоры обязательно должны быть построены на ассоциации. Например, слово вагон ассоциируется у нас с поездом.

ВАГОН

           АААААААА

ОРБИТА                

               О

«Зацепка» для памяти в данном случае – круг, напоминающий букву О.

ПАЛАТКА

ШАТЕР

ПАВИЛЬО

Основной вид работы над орфографической зоркостью  - диктант. Виды диктантов: зрительный, слуховой, комментированный, контрольный, словарный, свободный, выборочный, обучающий; диктант с самопроверкой, диктант с самопроверкой по кодоскопу,  по учебнику, по тексту, написанному на доске, на карточке, диктант с взаимопроверкой и др.

Я провожу еще такие диктанты: диктант – соревнование, релейный диктант.

Заранее объявляю о диктанте – соревновании.  Пишу объявление: 30 октября в 5 классе поводится  диктант-соревнование. Чтобы его хорошо написать, надо

  • запомнить правописание следующих слов: таинственный, глинистый, сеянный, сдавливает…
  • выяснить в толковом словаре значение слов…
  • повторить орфограммы № 6,7,11,23…
  • выполнить по два упражнения на каждую орфограмму;
  • в упражнении … разобрать слова по составу.

         Желаю успеха!

Диканты-соревнования выполняют лучше контрольных диктантов. Учащиеся прочно запоминают трудные слова, Учащиеся, которые пропустили ту или иную тему или плохо в свое время ее усвоили, при подготовке к диктанту выравнивают свои знания за четверть.

Чтобы все были зоркими  

Для выработки орфографической зоркости я провожу различные зрительные диктанты. Заранее печатаю на узких лентах картона цветным шрифтом необходимое количество «трудных» слов. Ленты вставляю между рейками набранного полотна. Знакомлю учеников с написанием слов, затем убираю по одному слову, а ученики записывают их под диктовку. В конце работы ленты со словами по очереди возвращаю обратно, а ребята самостоятельно проверяют написанное.

С этой же целью провожу диктант со взаимопроверкой. После повторения «трудных» орфограмм ученики пишут словарный диктант. Затем собранные тетради или листочки я перемешиваю и раздаю так, чтобы каждому досталась чужая работа. Читаю текст, проговаривая слова орфографически, отвечаю на вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, выносят условные значки на поля, подсчитывают количество ошибок, ставят оценки и пишут свою фамилию. После сбора работ я перепроверяю записанное и снижаю оценку тому, кто не увидел ошибки или неверно оценил диктант. Эти виды орфографической работы, если они проводятся четко и продуманно, занимают очень небольшую часть урока.

    Релейные контрольные работы  можно проводить 1 раз в четверть или в полугодие. Этот диктант может состоять связанного текста или отдельных слов, предложений, которые учащиеся записывали в течение этого времени как в тренировочных, так и в контрольных тетрадях (учащиеся серьезнее относятся к записям в тетрадях, сохраняют все рабочие тетради).

За две недели учитель сообщает о проведении диктанта. Чтобы хорошо справиться с диктантом, учащимся предлагается просмотреть свои письменные работы, обратить внимание на слова, в которых допускались ошибки, учесть трудные случаи орфографии.

Ценность этого диктанта бесспорна. Ученики не знают, какой текст возьмет учитель, поэтому все тренировочные и контрольные работы учащиеся выполняют добросовестно, сохраняют тетради, периодически просматривают их, обращая внимание на то или иное трудное слово. В результате количество  ошибок у учащихся значительно уменьшается, повышается грамотность, появляется интерес к урокам русского языка.

Словарный диктант «с подсказкой»

Нередко учащиеся, зная правило, бывают не в состоянии применить  его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащихся, эту функцию и выполняет «подсказка», а главную операцию (выбора нужной орфограммы) делают учащиеся. Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся самостоятельно вставляют в слово орфограмму.

Мячом: Орфограмма находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать – о или ё. Написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму.

Негромкий (голос): Вам надо решить слитно или раздельно писать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написание, вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а.

Словарный диктант с грамматическими заданиями содействует формированию орфографических навыков.

Грамматическое задание, которое предлагается выполнить, является для учащегося путеводной звездой, помогающей выбрать правильное написание.

Словарный диктант с самопроверкой

Основное назначение данного диктанта – формирование у детей навыков самоконтроля. Сначала учащиеся пишут диктант, а затем проверяют (обращаются к определенным параграфам).

Словарный диктант с продолжением

Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является данный диктант. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

Например: станция – революция

                   шепот – щеки

                   крыжовник – шорох

                   подъем – съел

Словарный диктант с сопоставлением

Особенно эффективно использование приема сопоставления в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. В результате учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях. Учащиеся записывают слова или словосочетания, обозначают орфограммы. После этого работают самостоятельно – преобразуют текст словарного диктанта в соответствии с заданием.

неосвещенная улица -  не освещенная солнцем улица

неширокая дорога – не широкая, но узкая дорога

собирать - соберёшь

Словарный диктант с элементами игры

Игра – спутник  жизни детей. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимся учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления.

Словарный диктант можно оживить с помощью игры «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

  1. В слове вьюга П.Ошибкин написал ъ, так объяснив свой выбор орфограммы: после приставки  в перед гласной ю, с которой начинается корень ЮГ, пишется ъ. Согласны ли вы с Петей?
  2. В слове соленый Петя написал букву А. «Проверочное слово сало», - объяснил он. Правильно ли это?
  3. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно»,- заявил Ошибкин.
  4. Не был П.Ошибкин написал слитно. «Это слово можно заменить синонимом без не – отсутствовал». Почему он неправ?.
  5. Шепот Петя написал с буквой О. После шипящих под ударением пишется О»,  - объяснил он.
  6. Цыган Петя написал с И. «В корне слова после ц пишется и, это точно помню»,  - сказал Петя. Почему он неправ?

Игра «По щучьему велению»

Такая игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко  формулировать наименования орфограмм.

Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой – тся, - ться в глаголах

Игра «Справочное бюро»

Словарный диктант проводится в виде соревнования: «кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа проводится со словами, не регулируемыми правилами. Винегрет, хоккей, обаяние, прийти, кофта.

Игра «Угадайка»

Данная игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы.

Учитель диктует слова, дети записывают их, обозначают орфограммы, после проверки учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а дети находят в диктанте слово с описанной  орфограммой и объясняют написание.

а) орфограмма находится в корне слова в безударном положении. Проверяется подбором родственных слов или форм слова.

б) орфограмма находится на  конце слова после шипящей. Выбор написания зависит от того, к какому склонению относится существительное

в) орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.

Словарный диктант на основе загадок

Ученики должны отгадать загадку и записать ответ,  обозначив орфограмму. Правописание гласных после шипящих и Ц

  1. Явился в желтой шубке

Прощайте две скорлупки! (цыпленок)

  1. Пятерка братьев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором (пальцы)

  1. Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой:

А другой проткнул бумагу,

Уцепился – и ни шагу. (циркуль)

  1. В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (желудь)

  1. Зубастая пила

В лес густой с утра пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (расческа)

  1. Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (пчелы)

  1. Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (зубная щетка)

8.   По пригоркам, по равнинам

      Я веду свою машину.

      Я люблю дорого простор,

      А зовут меня…(шофер)

9.   По десятку на шесточке

      Сели умные кружочки.

      И считают громко вслух.

      Только слышно: стук да стук. (счеты)

Выборочный словарный диктант

Из трех видов орфограмм выбрать только один и записывать слово с выбранной орфограммой (запиши слова с орфограммами в приставке, корне, суффиксе и т. д.)

Словарный диктант с использованием сигнальных карточек

Обеспечивает обратную связь. Прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки  с нужной орфограммой,  и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся.

Словарный диктант с элементами обобщения

Например, детям предлагается  записывать слова в 3 столбика

Гласные, проверяемые ударением

Непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные

После проверки и объяснения учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

После диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению орфограмм и т.д.

Графический диктант «В школе попугаев»

В «Школе  попугаев» жили шесть попугаев. Попугаи эти были очень необычные. Какаду инка, например, заучивал слова с безударной гласной «О», а попугай Кеша учил слова  только с буквой «А». Давайте, ребята, поможем найти для попугайчиков слова с нужной безударной гласной:

«О»: волнистых, к своим, домашних, голоса, слова, кормить, выводок, ночной, большой, способный, плоды, хвосты, помощник.

«А»: зачастую, становится, давать, различные, вареные, сравнительно.

«Е»: оперение, резковатый, светловатый, легко, птенцы, делить, лесов, сероватый, зерно, летать.

«И»: сближение, повидал, сидит, крикун, живут, движение, чистюля.

«Я»: ряды, яйцо, мясной, нарядил, объяснил, объявить, прямой, тянуть.

Слова диктуются учителем «вразброс», дети показывают безударную гласную кубиком. В случае ошибки орфограмм комментируется, подбирается проверочное слово.

- Ребята, эти слова взяты из рассказа о попугаях. Попробуйте и вы составить с ними несколько предложений.

В цирке

- Дети, мы знаем, что безударная гласная в корне слова находится в слабой позиции и требует проверки. Сейчас я продиктую слова. Вы повторите их в полголоса, определите гласную в слабой позиции и окажите ему помощь: Как? Правильно, нужно мысленно подобрать проверочное слово. А затем записать безударную гласную на шарике слона или тюленя.

Слова для диктанта: слоны, кольцо, тумба, ковер, шары, тигры, ведро, котик, вода, голубь, ряды, белый, фокусник, маска, круглый, всадник,  играл, свет и т.д. (безударные гласные, требующие проверки и безударные гласные, не требующие проверки).

Из урока в урок провожу уплотненный опрос, включая индивидуальные задания, контролирующие работу учеников по ликвидации ошибок. Разные виды разбора, определенным образом чередуясь, систематически практикуются на всех уроках.

Я глубоко убеждена: в основе владения русским языком, воспитания любви к слову, умения пользоваться им лежит глубокое, прочное знание его теории.

Одно из ведущих направлений – систематическое повторение и закрепление навыков, знаний учащихся. Эффективным приемом, систематизирующим знания учащихся, является составление обобщающих таблиц (совершенно самостоятельная работа учащихся).  

Для дидактического материала – тексты высоко воспитательного воздействия, позволяющие связать обучение русскому языку с жизнью, с событиями сегодняшнего дня.

Например, при изучении повелительного наклонения записываем строки:

           Грозе навстречу выходи,

           Когда идет гроза,

           Не опускай, не отводи,

           Не жмурь глаза.

           Забудь о хлебе, о тепле

           Перед ее лицом,

           И станет больше на земле

           Одним бойцом.

Возможность выработки прочных орфографических навыков с учетом индивидуальных способностей ребят дает методика взаимного тренажера. Каждый ребенок получает карточку I варианта, выполняют, другие ребята проверяют, затем II варианта. Оценивают друг друга. Оценки выставляют в карточки учета. По каждой теме разное количество карточек (на обороте – ответы). Учитель может проверить, задать любой вопрос. В целом эта методика оказывает существенное влияние н совершенствование орфографических навыков.

Повышение грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти

Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе обучения, в том числе и обучения родному языку.

Могу порекомендовать эффективные упражнения для развития памяти:

  1. Словарный диктант «Кто больше запомнит» Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку из трех слов. Затем делает паузу, чтобы дети записали, что запомнили. Затем новую цепочку. Так происходит несколько раз, пока не будет записано то количество слов, которое рекомендуется для словарного диктанта.
  2. Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов.
  3. Восстановление пропущенных частей речи предложения: его начала, конца, середины.
  4. Восстановление деформированного текста.
  5. Перестановка частей предложения.

Русская загадка и её использование при изучении синтаксиса

Сложносочиненные предложения: Маленькая чашка, да вкусна кашка (соты, мед).

Бессоюзное предложение: Гляжу я в окошко: ходит черная кошка (ночь).

Сложноподчиненное предложение:  Пятачок, на который ничего не купишь (нос у свиньи). Если б не было, его не сказал бы ничего (язык).

Диалог: Четыре брата идут навстречу старшему:

               - Здравствуй, большок! – говорят.

               - Здорово, - отвечает он. – Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, да крошка Тимошка (пальцы).

Сказки на уроках в 5 классе

Благодаря сказке дети становятся более чуткими к красоте слова, потому что в сказках с необычайной щедростью представлены сокровища народной разговорной речи.

Создание на  уроках  элементы сказочности вызывают у учащихся интерес к предмету, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка. Сказки на уроках можно использовать по-разному:

  1. В качестве дидактического материала.
  2. Как средство, помогающее организовывать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка).
  3. Как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Особенно эффективно могут использоваться сказки при изучении лексики.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы

Статья о способах, методах  и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...

Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

Статья по физкультуре по теме: Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...