Урок в 5 классе.Имя существительное
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему

Елисеева Людмила Геннадьевна

 

Повторение  изученного по теме «Имя существительное».

 

                                                              

 

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы (собственные, нарицательные,  безударные гласные Е-И в окончаниях существительных, несклоняемые существительные);
  • развивать орфографическую зоркость;
  •  формировать  навыки сотрудничества;             
  • прививать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

 

Оборудование: карточки,  домики.

 

  • игровые технологии
  • групповая технология
  • проблемное обучение
  • уровневая дифференциация обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_2011g_imya_sushchestvitelnoe.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

2011г.

 Повторение  изученного по теме «Имя существительное».

                                                               

Цели:

обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы (собственные, нарицательные,  безударные гласные Е-И в окончаниях существительных, несклоняемые существительные);

развивать орфографическую зоркость;

 формировать  навыки сотрудничества;              

прививать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Оборудование: карточки,  домики.

игровые технологии

групповая технология

проблемное обучение

уровневая дифференциация обучения

Ход урока.

1.Организационный момент. Слово учителя.( 1мин.)

    - Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний.                          (3мин)

- Мы живём в Сургуте, и нас называют сургутянами, тех,  кто живёт в Москве, москвичами. А всех, кто живёт в стране Речь, называют Части речи. И первого жителя этой страны зовут Имя Существительное. Это коренной житель Морфологии, не только древнейший, но и важнейший работник.

                                              Шёпот, робкое дыханье,

                                              Трели соловья,

                                              Серебро и колыханье

                                               Сонного ручья,

                                              Свет ночной, ночные тени,

                                              Тени без конца.

                                               Ряд волшебных изменений

                                               Милого лица…

                                                                         (А.Фет)

-   Ребята, что особенного в этом стихотворении?  

-  Хотя в тексте одни имена существительные ( их 22 ), понимаем ли мы его смысл?  Теперь взгляните на эпиграф к нашему уроку. Как вы думаете,  почему « Имя существительное – хлеб языка»?

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в город имен существительных и побываем в гостях у некоторых его жителей.  

- Давайте на время забудем, что сейчас холодная зима и представим, что сегодня летний день, прошел дождь,  и появилась радуга, которая будет сопровождать наше путешествие. А в конце урока мы узнаем, что еще может обозначать радуга, кроме спектра цветов.

 После каждого выполненного упражнения мы будем по очереди открывать полоску, начиная с верхней.

- А так как вы уже ответили на некоторые мои вопросы, то вы смело можете открыть по одной полоске радуги.

3. Закрепление изученного материала.           (20 мин.)

1.Сейчас я вам предлагаю  поиграть  в игру«Домино». На каждой парте  лежит  конверт с карточками. Вам нужно из предложенных признаков частей речи выбрать те, которые есть у имени существительного.

- Проверим вашу работу.  Какие признаки  имени существительного  вы нашли?

 ( склонение, несклоняемые, безударные гласные Е – И в окончаниях существительных, спряжение, признак предмета, указание на лицо).

- задание выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )

        

 Продолжаем наше путешествие.

Вот и первый житель встретил нас. Смотрите, какой у него интересный дом.

- Какие  существительные здесь живут? (Обратите внимание на правописание слов)

- Чтобы в дом попасть, нам нужно выполнить упражнение. У каждой команды – свое.

Карточки  лежат перед вами. Работаем с 1-ой.

Карточка 1.

Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки. Над каждым  существительным надпишите, какое оно собственное или нарицательное.

Город, птица, теплоход («Орел», Орел, орел).

Журнал, яркий (Огонек, «Огонек»)

Китобойная флотилия, громкая («Слава», слава)

Коренной, комфортабельный (москвич, «Москвич».)

Телевизор, спортивный («Рекорд», рекорд)

Карточка 2.

Запишите имена собственные, нарицательные, раскрывая скобки.

(З,з)евс, (Р,р) усалка, ( С,с )обака, (П,п) ушкин, (В,в) ишня, (М,м) ария, (Л,л)ондон, (Б,б)ельгия, (О,О)зеро, (Д,д)он, (У,у)лица, (С,с)имонова.

Карточка 3.

Рассмотрите, как пишутся на конверте адреса получателя и отправителя. Выпишите имена собственные.

Отправитель:Получатель:

165012 г.Москва,                                                  482350 г.Самара,

Пр. Мира, д.10, кв.23                                            ул. Речная, д.5, кв. 17

Махаеву Сергею Юрьевичу                               Петрова Николая Михайловича

        

 -  А теперь давайте проверим задание. Прочитайте только нарицательные существительные(1 ряд).

-    Почему их так называют?

-    Назовите  имена собственные?

-    Почему они так называются?

- Упражнение  выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )

(10 мин.)от

3. - Ну что ж, продолжим наш путь. Чей же это дом виднеется. Кто в нем живет?

- От чего зависит выбор букв  И – Е в окончаниях существительных?(От склонения и падежа).

- А что вы знаете о склонении?( Все сущ. Относятся к  1 или 2 или 3 скл. )

4. - Чтобы попасть внутрь дома, нам нужно выполнить упражнение.

Карточка 1.

Е или И?

Для дочер…,  на сидень…, при  варк…, по ветк.., по армии…, в дорог…, в коридор.., из-за книг….

Карточка 2.

Е или И?

По алле…, об аварии…, около пустын…, для матер…,  в холодильник…, в пустын…,  о геро…., в имен…., об имен…, для Сон…, к пап…, о солом….

Карточка 3.

Е  или И?

На зеркальц…, в блокнот…, на здани…, при звучани…, в стремен.., для мышк.., по программ…, о жреби…, о трагеди…, о друг…, на крыш…, от стуж….

( проверка по одному у доски от каждой команды)

- Есть  ли  у вас замечания  ? Всё ли выполнено верно?

(Если ошибёмся, то в домик не попадём.Проговаривание падежа и склонения).

- задание выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )

   - Какие признаки мы должны знать, чтобы правильно написать гласную в окончании существительных?(Склонение, падеж)

5) А сейчас немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Вместе со мной просклоняем существительное  КОТ, чётко проговаривая окончания. Я начинаю, а вы заканчиваете.

Чтение стихотворения «Кот». (1 мин.)

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизиться к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

- Как вы думаете, для чего нужно знать , какую букву писать в окончании сущ?( Чтобы речь была благозвучной, чтобы не было речевых казусов).

-  Отдохнули? Тогда продолжим работу.

- Ребята, вы знаете, совсем недавно нашла стихотворение.

- Послушайте его («Как нельзя говорить»)( 1 мин.)

Как – то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и  ты

Без кашна и пальты

.

- Все верно в этом стихотворении?

- Ничто вас не смущает?

-Что это за существительные?

- Что вы о них знаете?

-- Как правильно должны звучать слова? (Правильно написанные слова Метро, Кашне, Пальто, Кино, Кенгуру повесить на доску).

- Вместе поработали. Значит, можем открыть полоски.

- А хотите попасть внутрь домика?

6) Тогда нужно выполнить упражнение.

Карточка 1.

Отгадать слово и  составить с ним предложение.

Напиток, который пьют по утрам родители.

Кушанье из размятых или протертых овощей.

Подземная железная дорога.

Животное с сумкой на животе.

Карточка 2.

Отгадать слово и подобрать подходящее по смыслу прилагательное.

Напиток, который дают вам в школьной столовой.

Аппарат, из которого слышна музыка.

Вид попугая.

К весне новая покупка мамы.

Карточка 3.

Отгадать слово.

Фильм по телевизору.

Мастерская по ремонту и пошиву одежды.

Учреждение, в котором наводим справки.

Дорога для автомобилей.

- Проверим, как вы выполнили упражнение: один читает лексическое значение, другой – слово, третий – предложение.

- один читает ЛЗ, другой –слово, третий – словосочетание.

-  один читает ЛЗ, другой – слово.

- задание выполнили, откроем полоску радуги ( один человек от команды )

- Вот наше путешествие на сегодня и закончилось.

- Но мы ещё не раз побываем  в гостях в  городе  имен существительных.

-  Ребята, давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о существительном. ( что бывают собств. И нар., несклон.,)  

- Посмотрите на радугу, что в ней изменилось?

-  А как мы сегодня работали?

 ( Вместе, дружно, сообща)

 И сейчас все вместе, дружно подведем итоги.  Взгляните на доску, на которой написаны утверждения. Прочитайте их.                       (3 мин)

1. Имя существительное обозначает действие предмета?

    Имя существительное отвечает на вопросы  Кто? Что?

    Слово «город» - собственное?

    В слове «на площад…» - в окончании пишется буква И?

   -  Согласны или не согласны  вы с данными утверждениями и почему?

Итог урока.(1 мин)

Спасибо, ребята. Мы  сегодня плодотворно поработали. Вы все заслуживаете похвалы.

- ОЦЕНКИ.

Домашнее задание.

-   Запишите   домашнее задание.  ( 3 мин.)

На ваш выбор выполняете любое предложенное из трех:

Напишите свои впечатления о путешествии, которое сегодня совершили .  Понравилось оно вам или нет и почему?

Сочините стихотворение или юмористический рассказ, включающие в себя несклоняемые существительные .

Выпишите из  художественной литературы  небольшой отрывок, в котором есть  собственные  имена существительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"

Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...