Повторение по теме «Имя существительное».Путешествие в город Весна.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-путешествие по русскому языку, проводимый в рамках повторения темы "Имя существительное" в 5 классе. Данный материал помогает закрепить знания учащихся об имене существительном как части речи, а также воспитывает бережное отношение к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                         Повторение по теме «Имя существительное»

                                  «Путешествие в город Весна»

Цели:                                  

                повторить и закрепить пройденный материал об

                              имени существительном, выработать навыки

                                  согласования слов в роде и числе, воспитывать

чувство бережного отношения к природе, любви

                                                   к близким

         Тип урока:            урок-путешествие

       Метод ведения:           устные и письменные упражнения, беседа

       Материал:                    таблица, картина «Ранняя весна»,          

                                     грамзаписи.

Ход урока.

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня урок русского языка. Но он пройдёт не совсем обычно.

II Актуализация знаний.

На доске записаны слова, прочитаем их:

Весна

Озеро

Праздник

Мать

Дерево

Ручей

     -    К какой части речи относятся данные слова?

На какие вопросы они отвечают?

Что обозначают?

( Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

Ребята, на доске вы видите стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. Интересно то, что в этом стихотворении нет ни одного глагола, но в нем 22 слова, которые относятся к имени сществительному. Поэт с помощью имён существительных смог передать красоту ночи, передать те чувства и переживания, котрые он испытывает.

***

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

Молодцы, ребята! А сейчаас мы проведём небольшую самостоятельную работу. Каждый ученик получит карточку с заданиями по теме “Имя существительное”. Время выполнения 5-7 минут.

Выпишите из текста имена существительные.

Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему поголубело. Чёрный, рыхлый снег уже не выдерживал солнца. Повсюду текли и звенели ручьи. Вода поднималась выше берегов, затопляла поля, луга и кустарники.

Запишите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, которые употреблены в единственном числе, во второй - во множественном числе.

Лес, озёра, горы, степь, река, дожди, луч, поля, берега, земля, ветры, тропинка.

 Запишите слова в три столбика. В первый столбик запишите существительные женского рода, во второй- мужского рода, в третий - среднего рода

Дерево, день, вода, подснежник, небо, скворечник, трава, солнце, весна, облако, берёза, дуб.

III  Повторение и закрепление знаний, умений, навыков.

-Ребята, какое сегодня число?

Шестое марта

Да. А какое время года?

Весна.

Правильно. Наступила весна Весна- это яркое солнце, красивые тёплые дни, зелёные листья, весёлые ручейки и, конечно, щебетанье птиц. Скоро, очень скоро они прилетят к нам. Вот послушайте их.

На грамзаписи звучат голоса птиц.

Ребята, мы сегодня на уроке повтрим тему «Имя сеществительное». Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну существительных – в чудесный город ВЕСНА.

Чтобы попасть в этот удивительный город, нужно выполнить некоторые задания, которые ожидают нас на улицах города.

Итак, мы отправляемся в путь. Мы находимся на улице Солнышко. А здесь нам приготовили такое задание:

Назовите как можно больше существительных, связанных с весной.(один ученик записывает на доске).

Весна, почки, сосульки, скворцы, грачи, скворечник, дерево, день, солнце, небо, птицы, вода, подснежник.

Подберите к ним прилагательные и запишите их. Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.

Ранняя весна, зеленые почки, длинные сосульки, высокое дерево, тёплый день, голубое небо, яркое солнце, перелётные птицы, белый подснежник.

Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами говорим о весне. На доске вы видите репродукции картин известных художников, которые запечатлели это удивительное время года.  Мы с вами попробуем составить рассказы по картине «Ранняя весна»

Наступила ранняя весна. Деревья пока стоят голые, но на них уже набухают  зелёные почки. Светит яркое солнце.День тёплый. Небо голубое и чистое. Скоро возвратятся к нам из тёплых стран перелётные птицы. Вода разливается по лугам. Появляется молодая зелёная травка.

(Ученики зачитывают свои рассказы)

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Идём дальше. Следующая улица называется Жаворонки. А здесь такое задание. Выпишите из текста существительные мужского, женского и среднего рода(эстафета) какой ряд быстрее и верно выпишет существительные?

I ряд – существительные мужского рода

II ряд - существительные женского рода

III ряд - существительные среднего рода

Март – первый месяц весны. Кругом ещё лежит снег, но весеннее солнце ярче и теплее. Небо голубеет и голубеет. Высоко в воздухе запел жаворонок. Показалась первая зелёная травка. Проснулась белоствольная берёзка. Скоро её покроет зелёная листва. По небу плывут красивые облака. Много работы в поле.

М.р. – март, месяц, снег, воздух, жаворонок

Ж.р – весна, травка, берёзка, листва, работа

Ср.р – солнце, небо, облако, поле

Физкультминутка

Ребята, назовите птиц, которых вы знаете. Кто больше назовёт?

Ворона. Ласточка, грач, галка, воробей, синица, снегирь, сорока, соловей, жаворонок.

Все они какие? Одушевлённые или неодушевлённые? На какие вопросы отвечают?

Идем дальше. Следующая улица Праздничная

На этой улице нас ожидает следующее задание. Мы должны составить предложения с данными словами. В первом и во втором предложении подчеркните главные члены предложения.

В, начало, март, на, улица, ещё, лежит, снег.

Но, уже чувствуется весенний, праздничный, настроение

Приближаться, мамин, праздник, 8-е Марта

Мой, мама, самый, красивый, на, свет.

( Вначале марта на улице ещё лежит снег. Но уже чувствуется весеннее, праздничное настроение. Приближается мамин праздник – 8-е Марта. Моя мама – самая красивая на свете.)

Ребята, какой праздник мы празднуем в начале весны? Праздник 8-е Марта – Международный женский день. Как вы готовитесь к этому дню?

( Мы готовим мамам подарки, поздравления)

Действительно, мы  с радостью заранее готовимся  к этому празднику. Ведь наши мамы – это самые  красивые, дорогие, добрые и близкие люди на свете. Их надо крепко любить и беречь.

А сейчас мы поработаем с учебником, прочитаем с вами текст о маме ( упр. 535). Подумайте, как можно озаглавить этот текст. А затем мы выпишем из текста имена существительные, поставив их в именительном падеже, единственном числе; определим их род и число.

III Домашнее задание

Ребята, запишите домашнее задание. Вы должны будете написать сочинение о маме. Начало сочинения такое. Мама - самый родной и близкий человек на свете. Я хочу рассказать вам о своей маме. Она у меня...

IV Итог урока

Итак, ребята, на уроке мы совершили небольшое путешествие в город Весна. Что мы повторили и закрепили во время путешествия?

(Повторили тему “Имя существительное”, закрепили знания по определению рода, числа и синтаксической роли существительного.)

Но мы ещё не успели побывать на всех улицах города Весна. Впереди у нас два месяца. Какие  это месяцы?

Апрель, май – весенние месяцы. И мы с вами ещё продолжим нашу беседу об этом солнечном, весёлом времени года.

 V Выставление оценок.

Сегодня на уроке активно участвовали, хорошо отвечали следующие ученики...

Апазовская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Повторение по теме:  «Имя существительное»

«Путешествие в город Весна»

                                                                                 Учитель: Гарипова А.Э.

2009год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

061. Тема 17 Стравинский Балетное тв-во Весна священная Урок 24 (2-ая часть)

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Открытый урок. Обобщающее повторение по теме «Основы алгоритмизации и программирования». ПЕСНЯ ВЕСНЫ

Проводится при обобщении раздела «Основы алгоритмизациии и программирования» в 11 классе в общеобразовательной средней школе....

Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)

Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...

Конспект беседы на тему: Правила поведения на водоемах ранней весной"

Цель: Повторение и закрепление знаний учащихся о правилах поведения вблизи водоемов ранней веснойЗадачи:1. закреплять представления об изменениях в природе, происходящие ранней весной;2. активизироват...

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город,  город молодежи»...

Тема: Чтение стихов и рассказов о весне"

Внеклассовое мероприятие....

Интегрированный урок литературы и музыки. Тема: "Природа в звуке, слове, цвете. Весна."

Интегрированный урок литературы и музыки. Тема: "Природа в звуке, слове, цвете. Весна."...