Выступление на педсовете
материал по русскому языку по теме

 

“Единственный путь, ведущий к знанию -  деятельность”.  Бернард Шоу

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

                     Выступление на педсовете «Инновации в образовании»-2012 год.

                     ФИО учителя :Марданова Алсу Шамиловна

“Единственный путь, ведущий к знанию -  деятельность”.  Бернард Шоу

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин

 Происходящие  в нашей стране социально- экономические  преобразования побуждают к введению инновационных технологий в систему образовании, в том числе и при обучении русскому языку. Важным направлением инновационной деятельности является освоение учителями новых дидактических систем, технологий , методов обучения. Такими являются следующие инновационные  технологии, как  коммуникативные  технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии интерактивного обучения, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии в преподавании  русского языка и литературы.

Цели  применения инновационных технологий : эта повышения качества образования, формирование  общественного  мнения о системе  образования в школы, повышения престижа учительской  профессии. Я , как  учитель русского языка и литературы, хочу остановиться на  некоторые из них:

1.Использование на уроках русского языка и литературы ИКТ дает положительные результаты. При проведении уроков  самой распространенной формой  применения ИКТ  является мультимедиа –презентация. Этот  вид сопровождения  урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимацию и видеофрагменты .Кроме того мультимедиа –презентации  применяются учащимися при выступлениях  с докладами и рефератами  и сообщениями или при защите    исследовательских работ. Это особенно нашло отражение при защите реферата на тему «Роль деловых бумаг в жизни современного  человека», «История письма и виды писем».

 Я часто провожу уроки русского языка и литературы с помощью презентации, особенно в старших классах(при изучении биографии, художественных произведений), но заранее предупреждаю своих учеников, что презентация должна  быть наглядная, слайд не должен  содержать  много текста, презентация должна  быть иллюстрирована, содержать рисунки, фотографии, схемы, самая важная  информация должна на первых и последних слайдах. При создании презентации  следует помнить , что она является сопровождением выступления, доклада  или урока, а не заменяет его. Я провела конкурс  презентаций среди своих учеников- воспитанников на тему «Биография А.С.Пушикина» ,все они справились этим делом, были ошибки, но мы их  сами исправили, ведь это своего рода «новшество»- ведь сами искали, сами трудились.

Важным элементом применения ИКТ в преподавании русского языка является  использование интерактивной доски .Во многих школах  сегодня появились  интерактивные доски – ценный  инструмент  для обучения всего класса. Это визуальный ресурс , который  помогает учителю  излагать новый материал  очень живо  и увлекательно. Доска позволяет  представить  информацию  с помощью  различных мультимедийных  ресурсов. Учащиеся  комментируют материал  и изучают его  максимально подробно. Интерактивная доска упрощает  объяснение  схем  теоретического  материала по русскому языку и   литературе и помогает разобраться  в сложной проблеме. Учитель может рассуждать вслух ,комментируя  свои действия, постепенно  вовлекая  учащихся  и побуждая  их записывать  идеи на доске. Я особенно часто  использую интерактивную доску  тогда, когда изучаем правила орфографии(правописание приставок на –З и С,-при и –пре, правописание корней  с чередующимися безударными гласными корня(-кас,-кос, -раст, -рос, -лож , лаг).Ученики работают с огромным интересом(сами допускают ошибки, сами их исправляют, сами оценивают свою орфографическую грамотность).Работа с интерактивной доской  помогает ученикам при подготовке к ГИА , к  ЕГЭ,  при объяснение теоретического материала,  при решении тестовых заданий.

Важным элементом при применения ИКТ является использование ЭОР,ЦОР (электронных, цифровых образовательных ресурсов, подключаясь к интернету).Использовала ЭОР и ЦОР при изучении таких тем , как  «Сложноподчиненные предложения», «Правописание наречий, суффиксов прилагательных, спряжения глаголов, склонение имен сущ.»). Ученики работают с большим желанием и интересом, так как работают самостоятельно, а это важно  при переходе на ФГОСТ, помогает развивать орфографическую грамотность учащихся.

Исследовательская деятельность – это один  из способов творческого развития школьников. Выполняя  собственное исследование , ученик не только  приобретает новые  знания, но и усваивает  новые способы  деятельности, развивает  свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность , ответственность , настойчивость , целеустремленность  - вот  тот  неполный  перечень качеств, которые может развить в себе  ребенок , вовлеченный  в исследовательскую  деятельность.

.Всякий  здоровый  ребенок  рождается  исследователем . Детям  присущи  любознательность , желание  экспериментировать , жажда новых впечатлений . Ребенок  стремится  познать  окружающий  мир. Именно это стремление  к познанию  создает  условия  исследовательского  обучения. Исследовательскую  деятельность  я ввожу в учебный процесс  с 5 класса.  В ней  принимают участие сильные и слабые  учащиеся.Детей на первых порах  приходится учить всему : как выявлять проблемы, как разрабатывать  гипотезы , как наблюдать , как привести  эксперимент. Вначале  постановку  проблемы  решаю сама , поиск  решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предложения  выбирают   учащиеся  самостоятельно , выводы делают  под моим  руководством. В прошлом году мы написали исследовательскую работу на тему «  Роль образа Дома в произведениях художественной литературы». Сначала составили план, содержание исследовательской работы, определили цели и задачи, нашли дополнительные источники, изучили художественные произведения в которых напоминается образ Дома : В.Г.Распутин «Прощание с Матерой», Н.В.Гоголь «Мертвые души» , И.А.Гончаров, « Обломов», М.А.Булгаков « Белая гвардия».Работая  с детьми  над развитием  основ исследовательской  деятельности я добиваюсь  таких результатов : дети  неплохо  научились  работать  с различными  источниками информации, значительно расширили  свой кругозор,  получили опыт  публичного  выступления, овладели  рядом  практических  умений и навыков, научились защищать  исследовательскую работу по слайдам презентации. Приобщение  учащихся  к исследовательской  деятельности  дает возможность  повысить темп урока, увеличив  его педагогический эффект.

Здоровьесберегающие  технологии – направлены на укрепление  здоровья школьников, является ключевым процессом.

Здоровьесберегающие технологии применяя во время уроков: это физкультминутки, комплекс упражнений для глаз, для туловища, для рук и ног.

 « Здоровье человека -эта тема для разговора  достаточно актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке особенно.. Она становиться  первостепенной.В  век  технического прогресса, как и во все времена, прежде всего , конечно же,  дорого здоровье человека-главная ценность жизни. Его и не купишь не на какие деньги. Будучи больным, человек не может воплотить свои мечты, .Не зря говорят, что беречь здоровье надо смолоду.

 « Забота  о здоровье –это  важнейший труд учителя и воспитателя .От жизнедеятельности , бодрости, детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное  развитие,  прочность знаний, вера в свои силы..» Эти слова принадлежат замечательному  русскому педагогу. В.А.Сухомлинскому. Он в своей педагогической  практике всегда  очень внимательно  относился к здоровью своих  воспитанников. , понимая , что именно  здоровье  выступает мерой качества жизни. Вот почему  так важно  учить ребенка сохранить свое здоровье и заботиться о здоровье  окружающих.

С  целью  пропаганды здорового образа жизни , я как классный руководитель провожу  беседу на такие темы : « Питание и наше здоровье», « Гигиена предупреждения инфекционных заболеваний», « Профилактика употребления наркотических веществ».,Классные часы: « Скажем наркотикам нет» , « Суд над табаком», «.В здоровом теле здравый образ жизни», « Голос человека и здоровье», ( профилактика  инфекционных заболеваний,  питание и здоровье. ).                                                                                                 В младших классах организовали  конкурс рисунков на тему: « Береги здоровье смолоду» ,заочное путешествие  по стране « Здоровья» (  путешествовали по станциям :народная медицина, гигиена зубов, гигиена сна., скорая помощь), на уроках провожу интересные факты , связанные с жизнью выдающихся  людей,  например ,А.С.Пушкин любил движение-это борьба, фехтование, коньки, верховая езда, он гениально предвидел, чтобы творить , надо быть сильным нравственно и физически, несмотря на свои 65 лет он ездил на велосипеде, катался на коньках, а в 80 лет занимался гимнастикой, Провела урок по картине художника С.А.Григорьева « Вратарь» , таким образом спорт- друг и помощник человека.

В среднем звене предлагаются для анализа русские , татарские пословицы, поговорки, а также пословицы народов мира, объединенные одной темой, здоровье человека, нравственное и физической воспитание.                                                                        

            Кто волю свою теряет, тот заживо умирает.

           Двигайся больше- проживешь дольше.

           Умеренность в еде- мать здоровья

           Забота о здоровье- лучшее лекарство.

           Кто в радости живет, того  кручина неймет.

  В ком есть стыд, в том  есть и совесть. Учащиеся определяют основную мысль мудрых народных высказываний, одновременно ведется лексическая и словарная работа, обозначаются орфограммы и пунктограммы. В старших классах для анализа предлагаются  стихотворения, отрывки из статей таких авторов, как С.Куняева, В.Шефнера, Л.Васильевой, Л.Толстого., Д.Лихачева. Учащимся даются следующие задания: определить тему и основную мысль текста: определить тип и стиль речи, расставить знаки препинания., раскрыть скобки. Таким образом , использование  инновационных технологий  на уроках русского языка и литературы  делает занятия  интересными и развивает мотивацию  учащихся, заставляет работать  более творчески , придает  уверенности  в себе, предоставляет  больше возможностей  для участия в коллективной работе , развития  личных и социальных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...