Элективный курс по русскому языку по теме "От собственных имён к именам нарицательным"
элективный курс (русский язык, 9 класс) на тему

Кондратюк Татьяна Михайловна

Предназначен для учащихся 9 класса. Программа данного курса даёт дополнительные сведения об именах собственных и нарицательных, о переходе собственных имён и особенностях такого перехода, развивает познания детей в области языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

по русскому языку

по теме:

« От собственных имён к                 нарицательным»

                                                 Учитель русского языка и литературы

                                                 МОУ оо школы имени Обручева

                                                 Ржевского района Тверской области

                                                 Кондратюк Татьяна Михайловна

                 

                         2011 г.

                            Пояснительная запиcка

Элективный курс по русскому языку по теме: « От собственных имён к нарицательным» предназначен для учеников 9 класса. Эта программа даёт ребятам новые дополнительные сведения об именах существительных, собственных и нарицательных, их особенностях, о переходе собственных имён в нарицательные, об условиях такого перехода. В доступной и увлекательной форме дети познакомятся с особым разделом в языкознании – ономастикой («искусством давать имена»), занимающимся изучением собственных имён. Данный материал воспитывает у учащихся интерес к этимологии слова, повышает их речевую культуру, расширяет кругозор.

Задачи курса

Данный курс имеет познавательно – практическую направленность, даёт  новые сведения, которые не предусмотрены учебной школьной программой. Формирует у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение; обогащает словарный запас, даёт возможность узнать о происхождении имён собственных, географических названий; как имен собственные становятся нарицательными.

Цели элективного курса

Развивать интерес к изучению русского языка, вырабатывать умение работать с книгой, активно в работе пользоваться справочной литературой. Совершенствовать и развивать устную и письменную речь. Поддерживать познавательный интерес, использовать полученные знания в общении со сверстниками. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному языку.

Тематическое планирование элективного курса

по теме: «От собственных имён к нарицательным»

№п/п

Тема урока

Кол- во часов

Повторение изученного

1.

Ономастика. Известна ли она вам?

1 ч.

Им. сущ., правописание имён собств.

2.

Слово о собственных именах. Собственное или нарицательное?

1 ч.

Грам. Признаки им. Сущ., орфограммы

3.

Миграция собственных имён.

1 ч.

Дефис в сложных словах

4.

Собственные имена – родители нарицательных. О рождении географических названий.

1 ч.

Приложение, дефис в приложении

5.

Об именах и фамилиях.

1 ч.

Правописание ь знака.

6.

Суффиксы «ликвидируют» собственные имена.

1 ч.

Части слова, правописание суффиксов

7.

От двух к одному и наоборот.

1 ч.

Пунктуация, сложные предл.

8

Несколько слов о палиндроме

1 ч.

Однородные члены и знаки препинания при них

9.

Будем шерлок – холмсами. Колумб открыл Колумбию и нашёл колумбит?

1 ч.

Знаки препинания в сложных предл.

10.

 От русского «ефимка»  до американского доллара

1 ч.

Орфограммы в корнях.

11.

Чем схожи баян и патефон?

1 ч.

 Правописание словарных слов

12.

Единицы измерения и измерительные приборы

1 ч.

Бессоюзные сложные предложения.

13.

Кто и что скрывается в таблице Менделеева?

1 ч.

Правописание числительных

14 - 15

 Собственные имена «на земле, в небесах и на море»

2 ч.

Правописание приставок, предлогов

16.

Мы идём по городу.

1 ч.

Грамматические разборы

17.

 Викторина по изученному материалу

1 ч.

 

Приложение к тематическому планированию  элективного курса

«От имён собственных к нарицательным»

Урок №1.  Ономастика. Известна ли она вам?

В языкознании выделяется особый раздел – ОНОМАСТИКА (греч. – ономастике – «искусство давать имена»; ономастикос – «относящийся к имени», занимающийся изучением собственных имён.

Собственные имена,  относящиеся к людям,  называются  АНТРОПОНИМАМИ, а наука -  АНТРОПОНИМИКОЙ.  ТОПОНИМИКА занимается географическими названиями. Названия гор,  хребтов, пиков, долин, ущелий объединяются в разряд ОРОНИМОВ. СПЕЛЕОНИМЫ – названия, пещер, гротов, пропастей, колодцев.

ГИДРОНИМЫ – названия морей, озёр, рек и т. д.

ДРИМОНИМЫ – названия леса, бора, рощи.

ОЙКОНИМЫ – названия населённых пунктов.

УРБАНОНИМЫ – названия внутригородских объектов: площадей, улиц, переулков и т. д. КОСМОНИМЫ, ОСТРОНИМЫ  - названия галактик, созвездий, планет, комет.

ЗООНИМЫ – собственные  названия животных.

АНЕМОНИМЫ – собственные имена стихийных бедствий.

Теонимы – имена богов, мифических лиц.

Урок №2. Слово о собственных именах. Собственное имя или нарицательное? Собственные имена дают учёным  много загадок. До сих пор решается вопрос о том, чем собственное имя отличается от нарицательного? Неужели только тем, что имя собственное пишется с большой буквы, нарицательное с маленькой? Почему собственные имена могут быть только существительными, а не глаголами, прилагательными или другим частями речи?

Трудность заключается в том, что состав собственных имён неоднороден. К ним относятся не только личные имена людей, географические названия, но названия  единичных предметов материального мира: шапка Мономаха, бриллиант «Шах».

А как быть с названиями научных трудов? Все названия научных трудов исследователи  ономастики объединяют с названиями произведений литературы и искусства в один разряд собственных имён и называют их  ИДЕОНИМАМИ.

Собственные имена , как и нарицательные, существуют для того, чтобы что – то называли, что – то обозначали. Различие между собственным и нарицательным именами заключается в том, что нарицательное имя служит названием как конкретного предмета, так и целого класса, к которому  данный предмет относится. Связь с понятием – характерный признак нарицательных имён. Собственные имена создаются на базе нарицательных. Собственные имена многозначны.

 Урок № 3. Миграция собственных имён.

Миграция – слово латинское и означает «переселение». « Как это?» - спросите вы. – Разве могут слова передвигаться?» -  «Могут!» - ответим мы. Они переселяются вместе с носителями, с теми, кто ими пользуется.

Вместе с людьми мигрируют и собственные имена. Почему в Южной Америке много испанских географических названий, личных имён и фамилий? Потому что там первыми из европейцев обосновались выходцы из Испании. Одинаковых названий на географических можно найти немало. Каждое из них содержит тайну происхождения, раскрыть ёе удаётся не каждому.

Урок №4. Собственные имена – родители нарицательных. О рождении географических названий.

 Многие географические названия произошли от собственных имён, но немало таких, которые образованы от нарицательных. Среди топонимов много названий, свидетельствующих о выдающимся деятелям, учёным, писателям: Ленинград, Серафимович, Артёмовск, Ерофей Павлович. Есть топонимы, образованные в свою очередь от нарицательных имён существительных, обозначающих конкретные предметы. Город Асбест получил своё название от полезного ископаемого, которое добывается там. Немало у нас и лесных названий: Березино, Дубово, Осиновка, Сосновка. Интересна история названия города Липецка. Он находится на реке Липовка (от названия  дерева липа). В давние времена там было село Липовка. При Петре 1 там началась разработка  местной руды, были построены заводы. И населённый пункт стал называться Липецкие железные заводы. А с 1779 года город получил название Липецк. Русский язык очень богат различными способами образования новых слов.

Урок № 5. Об именах и фамилиях.

На вопрос, какую фамилию имел Иван Грозный, многие затруднялись ответить. Ответ на этот вопрос дал преподаватель истории Христофор Александрович. Оказывается, в те времена, когда жил великий князь всея Руси, в 1547 ставший русским царём Иваном 4, у русских не было фамилий в современном понимании (фамилия - это общее имя членов семьи, наследуемое далее двух поколений). В 16-17 веках вводится единая трёхчленная система наименований (имя, отчество и фамилия).Сначала так и начали величать представителей высших слоёв населения, а позже (в 18 веке) и низших Из каких элементов складывались имена и фамилии? Роль самых первых собственных имён выполняли имена нарицательные. Первый человек, получивший фамилию Кузнецов, определённо был сыном кузнеца, Плотников - плотника, Марьин - сыном Марьи, Никифоров - сын Марии.

Стихотворение С. Я. Маршака « Смешная фамилия».

Урок №6. Суффиксы «ликвидируют» собственные имена.

Слова ликвидируют, ликвидируются не случайно взяты в кавычки: здесь речь пойдёт не о полном уничтожении, исчезновении слов, а об их образовании, переходе из одного состояния в другое, о превращении собственного имени в нарицательное. Происхождение слов ХУЛИГАН, БЕРЛИН, ДАМАСК, МАРТЕН.

Использование суффиксов -к(а),-ец, -ник, -ист, -ш-, -анств(о), -ит, -ивани(е) и др.

Урок № 7. От двух к одному и наоборот.

Образование нарицательных имен, полученных из двух слов, например: жюльверновщина, шерлокхолмс, мельхиор.

Два нарицательных имени могут образоваться от одного собственного.

История образования слова ЗАТРАПЕЗНЫЙ. От имени Иван в России образовано много

слов, например: иванок, иван- чай, ивашка и др.

Урок № 8. Несколько слов о палиндроме.

В русском языке есть слова, которые не теряют своего значения, когда их читают наоборот: казак, топот, шалаш, потоп, Анна и др. Из таких слов можно составить предложение, которое при обратном порядке будет заключать смысл. Такие строки были названы палиндромами (от греч. палиндромео - « бегу назад»). Русские поэты называют их перевертышами или перевертнями. В г. Ростове- на - Дону есть « Дом мод». При оформлении фасада здания дизайнер удачно использовал палиндром. Использование палиндромов в стихотворениях.

Урок № 9. Будем шерлокхолмсами.

Имя Шерлок Холмс стало нарицательным: им называют (иногда иронически) находчивого сыщика, героя повестей и рассказов английского писателя А. Конан - Дойла. И пишется теперь это имя с маленькой буквы и лучше всего - слитно. Попробуем и мы на время стать шерлокхолмсами.

Колумб открыл Колумбию и нашёл колумбит? История происхождения слов. По перрону гулял Шарль Перрон, а Чарлз Ливер покупал ливер? Даже Шерлок Холмс мог бы подумать, что ирландский писатель Чарлз Ливер первым изготовил ливерную колбасу и назвал её своим именем, подобно тому как по имени английского лорда Сэндвича были названы введённые им в употребление сандвичи ( два сложенных вместе ломтика хлеба с какой- нибудь закуской между ними), а по имени русского графа Строганова (ввёдшего в употребление мясное блюдо из мелких кусочков мяса в соусе) названо блюдо беф-строганов.

Урок № 10. От русского ефимка до американского доллара.

Не думайте, что название старинной серебряной монеты ефимок, бывшей в обращении на Руси в 16-17 веках, произошло от имени Ефим. Нет, оно с ним не связано. История происхождения денежных единиц: луидоры, дукаты, бальбоа, ефимки, доллары и др.

Урок № 11. Чем схожи баян и патефон?

Ответить на этот вопрос, кажется, легко: баян и патефон - музыкальные инструменты. Но нас интересует не сходство этих музыкальных инструментов в конструкции, не сходство в их звучании, а сходство в их наименовании. Оказывается, и тот и другой названы по собственным именам.

Имя собственное скрыто в названии музыкального инструмента саксофона. История происхождения названий гармоник: саратовка, ливенка, тальянка.

Урок № 12. Единицы измерения и измерительные приборы.

История названия единиц измерения: ампер, ватт, джоуль, герц, кулон, паскаль, рентген, ньютон.

Какие измерительные приборы, образованные от имён собственных, нам известны? Легко вспоминаются амперметр, вольтметр, фарадометр. Образуется название прибора так: к собственному имени, ставшему названием единицы измерения, прибавляется .. .метр (греч. метрон - «мера», метрео-« измеряю») - составная часть сложных слов, обозначающая инструмент, прибор для измерения того, что указано в первой части слова.

Урок № 13. Кто и что скрывается в таблице Менделеева?

Когда Д. И. Менделееву было 35 лет, он уже открыл один из основных законов естествознания - периодический закон химических элементов. Когда Менделеев составил свою таблицу, в ней насчитывалось всего 63 элемента. Это было в 1869 году. Теперь в таблице более ста элементов. Открыватели и создатели новых химических элементов учли, что последние названы в честь известных всему миру учёных: Эйнштейна, Ферми, Жолио Кюри, Резерфорда, Курчатова, Нильса Бора. Из 107 больше трети наименований (43) образовано от имён собственных.

Уроки №14-15. Собственные имена «на земле, в небесах и на море».

 Город Милан и меделянки. История возникновения названия бабочек: психея, махаон, аполлон. Крупный жук в Южной Америке назван геркулесом. Среди названий птиц тоже можно встретить собственные имена: аргус, гарпия. История происхождения слов, связанных с названием пород собак, рыб, коров. Интересны названия цветов, связанных с именами собственными.

Названия ветров Байкала.

За собственными именами на землю.

Посмотрите на карту мира. Сколько названий! Великое множество! И за каждым скрывается город, страна, море, река, гора или целый хребет. Много минералов, образованных от географических названий. Из 1300 минералов, в основе которых лежат собственные имена, более 500 образованы от географических названий, а около 500 - от фамилий (и единично - имён) различных лиц.

Отправимся в Галактику!

Галактика... Что мы о ней знаем? Совокупность всех звёзд, газовых и пылевых туманностей, составляющих нашу звёздную систему, называемую Галактикой. Небесных тел очень много - миллиарды. Каждое небесное тело получает имя. Объяснение названия Венера, Марс, Юпитер и т.д.

 Объяснение названий средств передвижения.

А теперь потанцуем... Названия танцев: полонез, бостон, чарльстон, краковяк и т.д.

Урок №16. Мы идём по городу.

В каком городе начать экскурсию? Путешествие начинается! Перед нами мавзолей. История происхождения слова мавзолей.

Вокзал. История происхождения слова. Зайдём в этнографический музей.

 Отдел « Одежда»- альмавива, фигаро, френч, галифе, реглан, макинтош и т.д. Объяснение происхождения названий. Отдел « Головные уборы» - Какое разнообразие! Сколько здесь шляпок, шапок, кепок, пилоток и т. д. Объяснить название - боливар, будёновка, панама. Отдел « Игрушки». Наше внимание привлекают куклы: ванька- встанька, матрёшка, петрушка, мишка. Почему первые 3 куклы получили название по собственным именам людей( Ваня, Матрёна, Пётр), трудно сказать, но мишка - медведя зовут Мишкой (Михаилом Топтыгиным)

Урок № 17. Викторина.

На уроке подводится итог изученному. Ребята вспоминают, что запомнили. Предлагается следующая викторина.

Что изучает раздел « Ономастика»?

Как имена собственные дают названия именам нарицательным?

Назвать географические названия, которые носят имена и отчества людей(Ерофей Павлович, Лев Толстой)

Что вы узнали об истории фамилий на Руси?

Откуда произошло слово хулиган?

Что такое палиндром? Приведите примеры.

Назвать денежную единицу, которая существовала на Руси в 16-17 веках?

Какие денежные знаки вы ещё знаете?

Что скрывает таблица Менделеева? Привести примеры названий химических элементов, образованных от имён собственных.

Что вы узнали о происхождении слова нарцисс?

Имена каких учёных связаны с названиями измерительных приборов?

Какие виды одежды образовались по имени людей, создавших их?

Что такое ландрин?

Попытайтесь объяснить свою фамилию.

Какие факты вам показались интереснее всего?

Литература, используемая для подготовки.

Э. Вартаньян « Путешествие в слово».

М.Н. Морозова « Имена собственные русского языка».

Мурзаев. Э. М. «География в названиях».

Л. А. Введенская « От собственных имён к нарицательным».

Полякова Е. Н. « Из истории русских имён и фамилий».

Суперанская А.В. «Как вас зовут? Где вы живёте?».

Успенский Л. В. « Загадки топонимики».

Шанский Н. М. «В мире слов».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»

Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...