Главные вкладки

    Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»
    элективный курс по русскому языку (6 класс) по теме

    Печказова Светлана Петровна

    Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;  рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,      литературой); развитие интереса учащихся к своему имени, его происхождению, к истории названий   городов, сёл, рек и т.д.;  приобщение к поисковой деятельности, упражнение собственных познавательных сил; анализ неразрывной связи народа с его языком, отражённым в собственных именах, воспитание патриотических чувств.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Chto_v_imeni_tebe_moyom....doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование

    программного материала по спецкурсу по русскому языку

    «Что в имени тебе моём?»  

    в 6 классе А

    2007 -2008  учебный год

    Программа и тематическое планирование по спецкурсу  составлены  учителем русского языка и литературы  МОУ «Многопрофильный лицей №1» р.п.Чамзинка Печказовой С.П.

    Всего занятий – 34 ч.

    Задачи курса:

      - знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён;

      - рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,      литературой);

      - развитие интереса учащихся к своему имени, его происхождению, к истории названий   городов, сёл, рек и т.д.;

      - приобщение к поисковой деятельности, упражнение собственных познавательных сил;

      - анализ неразрывной связи народа с его языком, отражённым в собственных именах, воспитание патриотических чувств.

    Дата проведения

    Раздел программы

    Тема урока

    1.

    Ономастика как наука

    3 ч.

    Ономастическая наука.

    Ономастика как наука и как совокупность собственных имён.

    2.

    Разряды имён собственных.

    Антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

    3.

    Ономастика и другие науки.

    Межредметные связи: имена собств. и литератупа, география, история, астрономия.

    4.

    Имя человека

    9 ч.

    Понятие об антропониме.

    Антропоним – собственное имя человека, антропонимия – совокупность антропонимов.

    5.

    Сходство и различие в системах именования человека у разных народов.

    Русская трёхчленная модель именования (фамилия, имя, отчество и её происхождение).

    6.

    История русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов.

    7.

    Имена византийско-греческого происхождения.

    Состав имен византийско-греческого происхождения по языкам-источникам.

    8.

    Состав современных мужских и женских русских имён.

     Имена традиционные (церковные, календарные), имена новые, имена заимствованные.

    9.

    Мотивы выбора имён для новорождённых.

    Календарные и церковные праздники, семейные традиции, кумиры, исторические деятели и события.

    10.

    Формы личных имён, их стилистическая окраска.

    Имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные.

    11.

    Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств. Правописание, произношение (орфоэпия) антропонимов. 

    12.

    Использование антропонимов в речи.

    Уместность использования конкретных моделей и форм антропонимов при именовании       человека и культура речи.

    13.

    Географические названия  

    9 ч.

    Понятие  о топониме.

    Топоним, топонимика, топонимия.

    14.

    Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта.

    Названия рек, озёр морей и др. (гидронимы), названия гор,долин, низменностей и др. форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Микротопонимы.

    15.

    Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов.

    Разная языковая принадлежность топонимии современной России.

    16.

    Изучение топонимии.

    Изучение топонимии – путь к познанию своего Отечества, его «народно-поэтического оформления» (К.Г.Паустовский.)

    17.

    Исторические названия.

    Исторические названия – памятники нашей культуры.

    18.

    Региональные микротопонимы.

    Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.

    19-

    20.

    Слово на карте родного края (исследовательская работа).

    Имя нашего дома (название посёлка, улицы).

    21.

    Орфография и орфоэпия топонимов.

    22.

    Названия звёздного неба

    5 ч.

    Понятие о космониме.

    Космоним, космонимия, космонимика.

    23.

    Имена-космонимы.

    Предметы околоземного и космического пространства,обозначаемые собственными именами- космонимами: звёзды, созвездия, планеты, кометы, астероиды и др. объекты звёздного неба.

    24.

    Номинация  космических объектов.

    Признаки называния (номинации)  космических объектов.

    25.

    Мифы и легенды о происхождении космонимов.

    Русские (славянские) и заимствованные названия. Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба.

    26.

    Научная и народная косминимия.  

    Связь научной космонимии с астрономией. Отражение в народной космонимии истории народа, его языка и культуры.

    27.

    Имена литературных персонажей

    5 ч.

    Своеобразие имени собственного в художественном  произведении.

    Зависимость литературной ономастики (антропонимии, топонимии и т.д.) от реальной ономастики.

    28.

    Имя персонажа.

     Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика.

    29.

    Имена основных персонажей произведений русских писателей.

    Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.

    30.

    Имя персонажа и жанр произведения.

    Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления изображаемого образа-персонажа.

    31.

    Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок.

     Своеобразие имени собственного в художественном произведении для детей: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях.

    32.

    Другие разряды имён собственных                                          2 ч.

    Другие разряды имён собственных.

    Этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы.

    33.

    Орфография и орфоэпия ктематонимов.

    34.

    Заключение

    1 ч.

    Крупнейшие представители русской ономастической науки.

    А.М.Селищев, В.К.Чичагов, В.А.Никонов, О.Н.Трубачев, Э.М Мурзаев и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

    Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

    Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

    Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

    Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

    Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

         Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

    Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

    Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...