Программа элективного курса по русскому языку 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Михайлова Ольга Евгеньевна

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_11_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Как работать над сочинением. Эссе и сочинение-рассуждение  как жанры школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Цели:

– гуманитарное развитие школьников;

– развитие творческих способностей личности;

– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:

– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

– овладение нормами русского литературного языка;

– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения

Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения

I. Программа элективного курса «Как работать над сочинением. Эссе и сочинение-рассуждение  как жанры школьного сочинения и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

                            I. Введение

1

Прежде чем писать сочинение. Основные требования к сочинению

1

 

                     II. Вы пишете сочинение

2

Тема сочинения, организация материала при помощи плана, цитирование в сочинении

1

 

2

Работа над сочинением и его редактирование

1

 

             III. Эссе как вид творческой работы

4

4

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

1

 

 

5

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание

1

 

4

Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами и анализ

1

 

7

Эссе, написанные учениками и их анализ

1

 IV. Сочинение-рассуждение как  вид творческой работы

9

Сочинение-рассуждение на ЕГЭ, план и основные части сочинения

1

 

9

Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем

1

1

Практическая работа с текстами

1

1

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции

1

1

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

1

1

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений

1

1

Выполнение задания части С - написание сочинения на морально-этические темы

1

1

Практическая работа. Сочинение на экологические темы

1

1

Выполнение заданий части С различных вариантов ЕГЭ

1

1

Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку

1

                                                                          Итого

       17

1.Содержание программы

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.

Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.

 Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе.   Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

 Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

 Критерии оценивания  сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

 Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

Список использованной литературы

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.

4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.

5. Угроватова Т.Ю. Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М. 2008

6.  Русский язык Приложение к газете «Первое  сентября». №7-2007, №24-2007, №17-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....