Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Фролова Екатерина Владимировна

Урок русского языка   в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи". Данный урок является первым при изучении раздела "Имя числительное". Урок дает возможность ученикам понять, что такое имя числительное и каковы его морфологические признаки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цели урока:  дать понятие о числительном  как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные,  развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Ход урока.

Организационный момент.  

Объяснение нового материала.

а) Слово учителя.

В одной из русских летописей XVII  века читаем: «…Знай же то, что есть 100 и что есть тысяща, и что есть тма, и что есть леодр…», «… сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот,  тма есть десять  тысящ…»

- Как вы думаете, о чем идет речь?

- Об имени  числительном.

- А что же в нем такого интересного? Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.

- Как, по-вашему, образовалось слово числительное? От какого слова?

- От слова число. Счет возник в древности. Большую роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.

- Какие числительные, касающиеся вас,  вы можете назвать? (6 класс, 25 человек, 12 лет).

- Задайте к ним вопросы.   (Какой? Сколько?).

- Значит числительное – это часть  речи, которая отвечает на вопросы сколько? и какой?

- А что обозначает?

- Как можно записать числительные? (цифрами и словами).

- Запишите слова пятак, пятерня, пятерка.

- Можно записать их и цифрами, и буквами? А почему?

- А вот на Руси цифры обозначались буквами и для этого ставили специальный знак ~ титло.

Единицы  - А – 1,   В –  2    Г - 3 и т.д.      

Десятки -  I - 10,    К - 20,    Л  - 30 и т.д.          

Сотни - Р - 100,   С - 200,  Т - 300.

б) Работа с учебником. А теперь прочитаем материал, данный в учебнике.

- Что же такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечает?

- На какие разряды  делится?

Закрепление изученного.

а) Числительные часто употребляются. Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Все как один,  в один голос, за один присест, как свои пять пальцев, как две капли воды, в два счета, на все четыре стороны.

- Запишите их.

- А в каких жанрах устного народного творчества используются числа? (загадки, пословицы, поговорки, считалки)

б) Игра «Кто больше?» проводится по рядам.

- Вспомнить и записать пословицы, поговорки и загадки, в составе которых есть числительные.

Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один отрежь. Восемьдесят восемь ног, все по полу шаркают за работой жаркою.   Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

- На какие вопросы отвечают эти числительные? Образуйте от них, если возможно, числительные, которые отвечают на вопрос какой? (второй, седьмой, сотый, восемьдесят восьмой).

- Какие числительные у нас получились? (порядковые)

- В чем их отличие от количественных?

в) Определение синтаксической роли числительных.

- Давайте посмотрим,  какую роль в предложении могут выполнять числительные.

Два и два – четыре.  Байкал лежит на высоте 456 метров.  Мы живем в одной квартире. Семеро ребят отправились в поход.

г) Грамматические задачи.

Смор1а, по2л, 100л, элек3к, 100рона, па3от, о5, 100янка, 40а, 100н, 7я, ви3на.

д) Задание на развитие внимания.

- Какие числительные входят в эти слова?

Семилетка, восьмерка, двойной, полуостров, одинаковый, девяностолетие, удесятерить, троекратный, четверг, миллионер, пятиэтажный, двуколка, одноклассник, сороконожка, четвероногий, пятерня, двадцатилетие, воссоединять, троекратно.

- А какой части речи представленные слова? Можно записать их цифрами? Почему?

4. Обобщение изученного.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?

- На какие вопросы отвечает имя числительное?

- Что обозначает?

 - Какую синтаксическую роль выполняет?

5. Выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание. Подобрать фразеологизмы, в составе которых есть числительное ТРИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....