"Главные члены предложения"11 класс)Повторение.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Открытый урок на тему "Главные члены предложения"11 класс)Повторение.В данном уроке имеется материал по подготовке к ЕГЭ,лексическая тема «Добро творит чудеса».Эпиграф к уроку: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
На конкурс методических разработок.
Открытый урок:
« Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым»(подготовка к ЕГЭ)
(11 класс).
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Фахреева Гульшат Сунгатовна.
Тема: «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым». (11 класс)
Цель:
Обучающая: обобщить знания по теме «Члены предложения», закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении, научить правильно выполнять материалы ЕГЭ, закрепить навыки правописания суффиксов –н- и –нн-
развивающая: развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание доброты, нравственности; прививать любовь к близким.
Оборудование: компьютер, статья Д.Лихачева, тестовые задания,
индивидуальные карточки, словари, учебник.
Лексическая тема: «Добро творит чудеса».
Эпиграф к уроку: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
1. Вступительное слово.
-Тема сегодняшнего урока «Главные члены предложения. Тире между и подлежащим и сказуемым», и проведем мы его в форме семинара. Эпиграфом к уроку используем пословицу «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Ребята, мы с вами знаем, что 2007 год в нашей республике объявлен годом Благотворительности, а в России - годом Русского языка. Мы становимся свидетелями того, что благотворительность принимает более массовый характер в нашей республике, в нашем районе в нашей деревне. Вокруг нас очень много таких людей, которые нуждаются в нашей помощи.
У вас на столах лежат словари и энциклопедия. Давайте посмотрим перевод и толкование этого слова (работа по словарю и энциклопедии). А сейчас послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нищий». (Стихотворение читает наизусть ученица 11 класса). Ребята, я думаю, стихотворение вам понравилось. Желаю, чтобы вы подали руку помощи слабым и беспомощным. Добрыми словами и делами скрасили старость пожилым, были всегда милосердны окружающим.
2. Развитие умений и навыков.
-Ребята, напишите число, тему и эпиграф к уроку. Сейчас мы с вами выполним осложненное списывание. Такие задания имеются в первой части материалах ЕГЭ, что вызывает затруднения в правописании. Обычно в правописании Н и НН вы допускаете ошибку. Посмотрите на доску и записывайте, при этом объясните орфограмму.
- каменное сердце, истинный друг;
- лебединый пух, кожаная куртка;
- прочитанные книги, отправленное письмо;
-прессованное изделие, маринованные огурцы;
- вещь продана, письмо отправлено;
-стеклянная ваза, оловянный солдатик.
3. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
-Самостоятельно работать над теорией и найти материал на лексическую тему.
- Давайте вспомним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Для этого проведем работу по индивидуальным карточкам. Нужно поставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу и объяснить орфограмму.
а) Собака _ друг человека.
б) Семь бед _ один ответ.
в) Мой девиз _ мыслить обо всем _ но писать понятно для всех.
г) Искать друзей в будущем _ удел одиночества.
д) Учить _ ум точить.
е) Писать роман_ это значит жить среди людей.
ж) Безумство храбрых _ вот мудрость жизни.
З)Понимать поэзию_ чертовски трудно.
И)Речи как речи.
К)Сердце не камень.
Л)Стихотворение очень выразительно.
(Учащиеся самостоятельно, опираясь на знания, вспоминают орфограмму).
-Делаем вывод. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
-Если грамматическая основа выражена именем существительным, глаголом в неопределенной форме, количественным числительным, подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое- наречием(при наличии паузы), то между ними ставится тире. Также перед словами это, значит , вот ставится тире.
- А в каких случаях не ставится тире?
- В простых предложениях разговорного стиля, перед союзами как, словно, будто, точно, и.т.п., перед не , если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, если перед подлежащим и сказуемым стоит вводное слово тире не ставится.
-Ребята, вы хорошо справились с теоретическим материалом. А сейчас послушаем ваши, самостоятельно приготовленные, материалы о доброте и вежливости.(Учащиеся читают свои материалы: стихотворения, пословицы, отрывок из рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» и материал о местном меценате).
-Ребята, не обижайте и людей, и животных. Мы в ответе за тех, кого приручили.
4.Закрепление материала .Работа по компьютеру.
1) В жизни любому человеку предоставлена безграничная возможность приносить людям добро. 2) Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, уступить место в транспорте женщине с ребенком, инвалиду или старому человеку, подать руку прохожему на тротуаре, сказать доброе слово ободрения товарищу, сходить в аптеку за лекарством для больного друга, соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в чьем-то несчастье - это далеко не все случаи, когда один человек может и должен оказать услугу другому! 3) Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости нуждается в вашей помощи. 4 )Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. 5) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены природного изящества , которое гораздо дороже. 6)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже несчастный человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. 7)Социальный долг человека - быть интеллигентным. 8) Это долг и перед самим собой. 9)Это залог его личного счастья.
(Дмитрий Лихачев).
- Ребята, на экранах ваших мониторов вы видите отрывок из книги Д.Лихачева «Заветное». Мы часто встречаемся с материалами о доброте в книге этого прекрасного человека. Я советую вам прочитать эту книгу. Обратите внимание на текст.
-Какова тема текста? Основная мысль?
-Актуальна ли проблема, поставленная в тексте?
(Ведется работа по тексту).
- Ребята, будьте внимательны. Такие задания имеются в материалах ЕГЭ.
ЗАДАНИЯ к тексту.
А-29. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста.
1)Социальный долг человека – быть интеллигентным.
2) Главное - не проходить мимо.
3)Человек должен приносить людям добро.
А-30. Определите стиль и тип речи.
1)художественный стиль, повествование
2) публицистический стиль, рассуждение;
3)научный стиль, описание;
4)публицистический, повествование.
B-l. Какое слово является синонимом к слову красота (предложение 5).
В-2. Из третьего предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
В-3. Сколько предложений входит в состав предложения N 5.
В-4. Среди предложений 3-5 найдите предложение, в котором есть одно обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
В-5. Какое из предложений 5-9 связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
В-6. Объясните постановку тире в 2,3,6,7 предложениях.
В-7. Из 6 предложения найдите слово образованное приставочносуффиксиальным способом.
5.Формирование умений и навыков. Работа по учебнику. Учащиеся письменно выполняют разноуровневое задание по упр. №80.
6. Заключительная часть урока.
-Ребята, добро творит чудеса. Творит, значит действовать. Действуйте и вы, помогая тем, кто рядом с вами, кто нуждается в вашей помощи и поддержке. Не будьте глухи и невнимательны к людям. Не обижайте не делом, не словом.
Знаю я: придет пора.
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
В заключительной части урока послушайте стихотворение В.Шефнера «Слово»
7. Домашнее задание.
-Ребята, чтобы закрепить изученное на уроке, вам нужно написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту на тему: «Добро творит чудеса». Такое задание имеется в части С материалах ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-168166-1572453899.jpg)
Предложение. Главные члены предложения.
Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/24/picture-84583-1493045843.jpg)
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс
Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-703586-1449340885.jpg)
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...
контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".
Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-1159578-1567493340.jpg)
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...