Урок "Путешествие в страну Глаголию"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Открытый урок по теме "Путешествие в страну Глаголию" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе

Тема: Повторение пройденного о глаголе.

Цель урока:

Образовательная:

закрепление, систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.

Повторить материал по фонетике.

Развивающая        :

 развивать познавательный интерес к предмету "русский язык".

развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка.

 Воспитательная:

 воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность при работе

повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Вид урока: игра-путешествие.

Оборудование:  сигнальные карточки (1спр., 2 спр.),

Ход урока

Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.

 Учитель: - Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим,  о какой стране я говорю. 

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Догадались, как называется эта страна? Правильно, путешествовать мы будем по стране «Глаголии».

      Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие".
      Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащие, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.
            Ребята, мы с вами отправились в путешествие по стране, где живут глаголы.

Дайте определение глагола. Слова, которые живут в «Глаголии» очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.

Раздаются маршрутные листы.

 На нашем пути  встретилось первое препятствие.

Старт! Путешествие начинается… Экспресс-опрос.

Вопросы пишутся на компьютере. Время работы фиксируется (3-5 минут).

1. Глагол – это часть речи, которая… (продолжите).

2. Назовите постоянные морфологические признаки глагола.

4. Какие глаголы на – ить относятся к 1-му спряжению?

5. Перечислите 7 глаголов на – еть, относящихся ко 2-му спряжению?

     Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живут сказки.

        Сказка "Сила любви".

      "Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".
      Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
      Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
      И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".

      Учитель:
      Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголом?

Вставить  пропущенные орфограммы

Заунывный ветер гонит
Стаю туч? на край небес.
Ель надломленная стон
ет,
Глухо шепч
ет темный лес.
                   Н. А. Некрасов

Ноги нос_т, а руки корм_т.

Крепкую дружбу топором не разруб_шь.

Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.

Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.

Не по словам суд_т, а по делам

Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.

Проверка учителем.

Фронтальный опрос.

- Как изменяются глаголы?  (Изменение глагола по временам).

 Остановка «Орфографическая». Вставить пропущенные орфограммы.

Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.

Сейчас мы сидим в классе. Идёт урок. Денис читает свой рассказ, и мы его внимательно слушаем.

После школы мы пойдём на стадион. Там соберётся вся наша команда. Вечером, когда вернётся с работы папа, мы будем играть с ним в шахматы.

Объяснить написание слов с пропущенными орфограммами.

 Самопроверка.

Объяснение учащимися орфограмм, в которых допущены ошибки. 

- Назовите слова в корне которых пишется непроверяемая безударная гласная.

- Назовите слова в корне которых пишется чередующаяся гласная.

  Физминутка.

Солнце глянуло на парту…

               Раз, два, три, четыре, пять.

               Все мы делаем зарядку,

               Надо нам присесть и встать.

               Руки вытянуть пошире

               Раз, два, три, четыре, пять.

               И на месте поскакать.

               На носок, потом на пятку,

               Все мы делаем зарядку.

- Назовите глаголы в неопределённой форме.

      2. Учитель:
      Прочитайте отрывок еще из одной замечательной сказки (карточки с текстом сказки раздадим ученикам заранее).
      Текст на карточках:

Не хитрить

      В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.
      - Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа.
      - Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама.
      Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости.
      - Только (не) наказывай его, - сказала мама.
      - Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.
      Папа Ларссон вошел в комнату сына.

- Людвиг! Ты не был сегодня на лекции в школе хитрости?
      - Не был, - бесхитростно и дерзко ответил маленький лисенок.
      - Ты не выучил девиз нашей семьи: "Да здравствует хитрость!"?
      - Не выучил. Я не хочу быть хитрым, не стану обманывать, не буду врать. Я ненавижу ложь!

      Учитель: Выпишите все глаголы с не, рассуждая по образцу,

   Рекомендация ученикам.
    Прочитайте книгу Экхольма «Тутта Карлсон», «Людвиг Четырнадцатый» и другие".

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?  (по лицам и числам).

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (по родам в ед.ч и числам).

Индивидуальная работа по группам.

1 группа. Выпишите выделенные глаголы, заполните таблицу.

глагол

время

лицо

число

род

Проверка учителем.

2 группа. Выпишите глаголы, заполните таблицу.

Настоящее время

Лицо

число

Прошедшее время

род

число

Будущее время

лицо

число

Взаимопроверка. ( ключ к проверке раздаёт учитель).

Игра «Кто быстрее»

Продолжить пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах.

2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.

1). Кто умеет веселиться, (…)
2). Не надо хвалиться, (…)
3). Кто любит трудиться, (…)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.

Объясните написание глаголов не знаешь, не сидится.

Работа по тестам в группах.

Каждая команда получает карточки с тестами. Время работы ограниченно (7-10 минут).

1). В каком глаголе пишется ь?

а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся

2). В каком глаголе пишется Е?

а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь

3). В каком глаголе пишется И?

а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л

4). Укажите пример без грамматической ошибки.

а) одеть платье
б) надевать пальто
в) не ложьте на стол
г) не бежите быстро

5) В каком глаголе пишется И?

а) Вышл…те, пожалуйста, книгу.
в) Пока не умолкн…те, я рассказывать не буду.
б) Если вышл…те завтра, я получу её вовремя.
г) Как только стукн…те, я открою.

6). На месте пропуска пишется Ы в слове:

а) команд…вал
б) доклад…вал
в) обрад…вался
г) агитир…вал

7). В каком глаголе Ь не пишется?

а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.

8). Укажите ошибку в образовании формы глагола.

а) заглядывать – заглядываю
б) требовать – требую
в) развеивать – развею
г) бушевать – бушую

Определи     спряжение       глагола (используем сигнальные карточки)

Растрачива-ш.     силы

Наполня-ш.         чашу

Разъясня-ш.        задачу

Подсчита-ш.       очки

Приветству-ш.    друга

Наполн-ш.           чашу

Дикту-ш.             текст

Обнаруж-ш.      пропажу

Готов-ш.             обед

Встреча-ш.       гостя

Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Вставить  пропущенные орфограммы

Заунывный ветер гон-т
Стаю туч? на край небес.
Ель надломленная стон
-т,
Глухо шепч
-т темный лес.
                   Н. А. Некрасов

Ноги нос_т, а руки корм_т.

Крепкую дружбу топором не разруб_шь.

Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.

Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.

Не по словам суд_т, а по делам

Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.

Вставить пропущенные орфограммы.

Летом мы г-стили у бабушк- в деревн- . Ходили в лес и соб-рали гр-бы и ягоды. Когда была х-рошая погода, мы купались в р-ке. Вечером соб-рались в саду и ра-казывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.

Сейчас мы с-дим в классе. Идёт урок. Денис читает свой ра-каз, и мы его внимательно слуша-м.

После школы мы пойдём на ст-дион. Там соб-рё-я вся наша к-манда. Вечером, когда вернее-я с работы папа, мы буд-м играть с ним в шахматы.

Выпишите выделенные глаголы, заполните таблицу.

глагол

время

лицо

число

род

Вставить  пропущенные орфограммы

Заунывный ветер гон-т
Стаю туч? на край небес.
Ель надломленная стон
-т,
Глухо шепч
-т темный лес.
                   Н. А. Некрасов

Ноги нос_т, а руки корм_т.

Крепкую дружбу топором не разруб_шь.

Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.

Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.

Не по словам суд_т, а по делам

Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.

Вставить пропущенные орфограммы.

Летом мы г-стили у бабушк- в деревн- . Ходили в лес и соб-рали гр-бы и ягоды. Когда была х-рошая погода, мы купались в р-ке. Вечером соб-рались в саду и ра-казывали интересные истории. Мы хорошо отдохнули.

Сейчас мы с-дим в классе. Идёт урок. Денис читает свой ра-каз, и мы его внимательно слуша-м.

После школы мы пойдём на ст-дион. Там соб-рё-я вся наша к-манда. Вечером, когда вернее-я с работы папа, мы буд-м играть с ним в шахматы.

Выписать глаголы, заполнить таблицу.

Настоящее время

Лицо

число

Прошедшее время

род

число

Будущее время

лицо

число

         

.

 

1). В каком глаголе пишется ь?

а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся

2). В каком глаголе пишется Е?

а) наполн…шь
б) ворот…шь
в) стро…шь
г) ед…шь

3). В каком глаголе пишется И?

а) рассе…лся
б) кле…л
в) вид…л
г) слыш…л

4). Укажите пример без грамматической ошибки.

а) одеть платье
б) надевать пальто
в) не ложьте на стол
г) не бежите быстро

5) В каком глаголе пишется И?

а) Вышл…те, пожалуйста, книгу.
в) Пока не умолкн…те, я рассказывать не буду.
б) Если вышл…те завтра, я получу её вовремя.
г) Как только стукн…те, я открою.

6). На месте пропуска пишется Ы в слове:

а) команд…вал
б) доклад…вал
в) обрад…вался
г) агитир…вал

7). В каком глаголе Ь не пишется?

а) Остав…те его в покое!
б) Пряч…те понадёжнее!
в) Немедленно отреж…!
г) Ему не спит…ся.

Продолжить пословицу, объяснить написание –ться, тся в глаголах.

2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.

1). Кто умеет веселиться, (…)
2). Не надо хвалиться, (…)
3). Кто любит трудиться, (…)
4). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)

1) тот должен много трудиться. 2) коли не знаешь, как рожь родится. 3) тому без дела не сидится. 4) того горе боится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"

Урок можно провести в конуе изучения темы "Глагол" в 6 классе...

Урок "Путешествие в страну "Глаголию"

Урок обобщения изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс

Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)...

Путешествие в страну "Глаголию"

Конспект урока русского языка в 5 кл по программе Баранова...

Весеннее путешествие в страну Глаголию

Cистематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Формирование ...

Урок-путешествие в страну "Глаголию"

Урок-путешествие в страну "Глаголию", 5 класс, презентация русский язык...