Весеннее путешествие в страну Глаголию
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

 

Cистематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Формирование языковой компетентности учащихся: умение видеть глаголы в тексте, понимать их роль в речи. Обучение элементам лингвистического анализа текста. Развитие культуры диалогового общения, навыков работы в парах и группе. Воспитание вдумчивых читателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog._urok.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Весеннее путешествие в страну Глаголию

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Формирование языковой компетентности учащихся: умение видеть глаголы в тексте, понимать их роль в речи. Обучение элементам лингвистического анализа текста. Развитие культуры диалогового общения, навыков работы в парах и группе. Воспитание вдумчивых читателей.

Вид урока: игра-путешествие.

Оборудование: Мультимедийный проектор,  компьютер, оценочный лист в виде паровозика, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.

 Слайд №1.

Учитель: - Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну, которая находится на удивительном материке Русского Языка. На этом материке много различных географических пунктов, но мы посетим лишь одну страну.  С какой частью речи связана эта страна? Как мы назовем ее?

- Конечно, страна связана с глаголом, а страну мы назовем «Глаголией»,  путешествовать мы будем по стране «Глаголии», на каждой станции вам предстоит выполнить задания.  

- А почему мы назовем путешествие весенним? (На улице весна, вся природа просыпается, а глаголы помогают передавать состояние окружающей среды)

- Все задания так или иначе будут связаны с темами весны, цветов.

Чтобы нам попасть в страну, нужно выполнить первое задание. Оценивать вы будете себя сами. У каждого из вас на столе лист с нарисованным паровозиком. Ваша задача в течение урока прицепить к нему вагончики разного цвета в зависимости от правильности выполненного задания. Красный – все выполнено правильно, нет ошибок.

                                         Желтый – половина выполнена правильно.

                                         Синий – больше половины выполнено неправильно

Слайд № 2

Даны предложения, выделите среди них глаголы.

  1. Коридор домой и иди домой.
  2. Натопила печь и стала печь.
  3. Снежное покрывало все поле покрывало.

 Проверяется правильность задания, зацепляется вагончик.

Слайд № 3.

Дайте определение глагола. Слова, которые живут в «Глаголии» очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.

Слайд №4.  На улице весна. Наш паровозик мчится  по весенним улицам все вокруг радуется, и  нашем вот встретилось первое препятствие. На широкой площади все звери и птицы перепутались.

Игра  «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному. Вставить  пропущенные орфограммы

Собака                   хрюкает

Волк                       блеет

Овца                       лает

Свинья                   гогочет

Гусь                        кудахчет

Голубь                    мяукает

Кошка                    воркует

Курица                   воет

Слайд №5 Коллективная проверка. Какие действия обозначают все эти глаголы? Проверяется правильность задания, зацепляется вагончик.

Слайд №6 Недалеко отъехал паровозик, и снова остановка – на улице Логической. Из текста пропали глаголы.

Весна...На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. В светлых березняках - теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине … вода. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох - оседает под солнцем последний снег.

Взаимопроверка.

Опрос

-  Посмотрите, в каком времени использованы глаголы в тексте и какие времена отсутствуют? (настоящем, нет глаголов в прошедшем и будущем времени.)

- Что вы знаете о изменении глаголов по  временам? (в настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, в прошедшем по родом и числам)

Слайд № 6

 Наш паровозик едет дальше. Вдруг перед ним раскрывается огромная чудесная цветочная поляна.

Остановка «Объяснительная». Подчеркните глаголы в тексте. Какие действия обозначают глаголы? (движения, звука, цвета) Какие орфограммы в глаголах можно проиллюстрировать примерами из данного текста.  Определите спряжение. Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания. Объясните их постановку.

Я очень люблю эти простые цветы – весёлые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки желтеют одуванчки цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся  кланяются  звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Всё лето цветут, звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.(И. Соколов – Микитов)

Слайд № 7 Коллективная проверка. Комментирование орфограмм в глаголе

(Правописание личных окончаний глагола; ться и тся  в глаголах; Ь знак в глаголах; безударные гласные в корне)

Слайд №8 Самопроверка. Пунктуация

(По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчки, цветёт мышиный горошек. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся  кланяются  звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.) – знаки препинания в сложном и простом предложении.

Слайд № 9. Физминутка.

Физминутка «Цветы»

Движения

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.

Руки плавно поднимают вверх перед собой, немного разводя в стороны.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Движения рук вправо-влево.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки

Руки наверху плавно смыкаются и опускаются

Тихо засыпают,

Дети приседают.

Головой качают.

Дети качают головой.

Слайд № 9.

Слайд № 10.  Остановка Фольклорная. Игра «Кто быстрее»

Продолжить пословицу, объяснить написание  орфограмм в глаголах.

2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.

  1. Весною день упустишь —
  2. Апрель начинается при снеге,
  3. Весенний дождь растит,
  4. Не расти траве после осени,
  5.  Цветов много в поле,

1) а кончается при зелени. 2) да все не сорвешь 3) годом не вернешь 4) осенний гноит. 5) не цвести цветам зимой по снегу

Слайд № 11.

Определи     спряжение       глагола (используем сигнальные карточки)

упустишь 

начинается

растит

расти

кончается

сорвешь

вернешь

гноит

цвести

Слайд 12

Остановка «Синонимическая». Редактирование текста. Работа в парах.

Выбрать из предложенных глаголов синонимов наиболее подходящий и записать текст в окончательном варианте.

                                          Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу.Хороша была земля! (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.

        Зима (пряталась, таилась, скрывалась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она из укрытия, а в траве  миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. Махнула она рукавом и закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки. И (скрылась, ушла, убежала) на север.

        Так теперь одуванчики в желтеньком платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку  надевают. (По Н.Толмачевой)

Слайд 13 . Проверка работы.

Сказка про одуванчики.

      Встало весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять. Хороша была земля! Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.
      А зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом веселые огоньки. И ушла зима на север.                                                               Так и щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.  За время путешествия ваши поезда зацепили вагончики с различным цветом, у вас получились замечательные поезда.  Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

                                  Анализ урока

Тип урока: обобщения-повторения

Метод урока по типу познавательной деятельности:

 частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 14 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

С целью экономии времени работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе, который учащиеся сдадут учителю на следующем уроке после выполнения творческого домашнего задания.

На данном занятии  использовались  технологии:

игровые технологии, повышающие эффективность урока, наиболее соответствующие возрастным особенностям пятиклассников.                                                                     технологии коллективного сотрудничества, позволяющая работать в парах или мини группах.

компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Обобщение, закрепление, расширение знаний по теме

3. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

Этапы

Деятельность учащихся

Эффективность

Актуализация

Отвечая на вопросы учителя, учащиеся сами определяют тему урока. Получают установку на задачи урока, оценивание своей деятельности.

Повторительно-обобщающий  

1 задание – базовый уровень


2 задание – базовый уровень   ( игровой момент)





3 задание – базовый уровень



4 задание –базовый уровень








5 задание – повышенный уровень

6 задание – базовый уровень



7 задание – повышенный уровень


Из предложенных предложений с омонимичными формами учащиеся находят  глаголы. Объясняют отличия. Повторяют сведения о глаголе как части речи.

Оценивают свою работу

Из перепутанных слов учащиеся составляют правильные грамматические основы. Оценивают работу соседа по парте


В предложенном тексте вставляют глаголы. Повторяют правило об изменении глаголов по временам


Учащиеся в предложенном тексте находят глаголы, определяют,  какие они обозначают действия, распределяют глаголы на группы по видам глагольных орфограмм.

Расставляют знаки препинания в предложениях, объясняют постановку знаков препинания.

Оценивают свою работу

Составляют распавшиеся пословицы о весне и цветах.

Оценивают работу соседа


Определяют спряжение глаголов из данных пословиц. Оценивают свою работу.

Работают в парах. Творческое задание. Редактируют текст, выбирая нужные глаголы.

Зачитывают свой текст, сверяют с оригиналом, обсуждают полученные тексты.


Используется самопроверка






Задание проверяет логическое мышление и является опережающим  для выполнения следующего задания

Используется взаимопроверка


Используется самопроверка




Используется коллективная проверка. Сложность в распределении орфограмм по группам.


Слайд презентации позволяет выполнить проверку задания



Задание развивает логическое, творческое мышление.

Используется взаимопроверка


Коллективная проверка



Зачитывается 2-3  варианта, далее читается оригинал.


96% справились с заданием


100%

Справились с заданием


88%




67%





60%




50%




56%



52%

Подведение итогов. Домашнее задание

Подводят итоги своей деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Урок "Путешествие в страну Глаголию"

Открытый урок по теме "Путешествие в страну Глаголию" для 5 класса...

Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"

Урок можно провести в конуе изучения темы "Глагол" в 6 классе...

Урок "Путешествие в страну "Глаголию"

Урок обобщения изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс

Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)...

Путешествие в страну "Глаголию"

Конспект урока русского языка в 5 кл по программе Баранова...

Урок-путешествие в страну "Глаголию"

Урок-путешествие в страну "Глаголию", 5 класс, презентация русский язык...