Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гергель Ирина Анатольевна

Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_glagoliya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие. Обобщение. Тема «Глагол».

Рассчитано на 2 часа.

Класс: 6

Цели:

-повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;

- воспитывать любовь к родному языку;

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

  1. – Мы заканчиваем изучение глагола. Значит, вы сможете ответить на мои вопросы: что такое глагол, какие морфологические признаки, синтаксическая роль, и поможете мне сформулировать тему урока: Обобщение по теме «Глагол».

- Какую цель мы перед собой поставим?

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол».

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

- По мнению учёных, самыми употребительными глаголами являются следующие: сказать, мочь, хотеть, пойти, дать, владеть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, сделать.

- Действительно, глаголы передают движение, различные действия и состояния.

- Давайте попробуем представить портрет глагола. (Ученики устно предлагают картинку глагола).

2. Я приглашаю вас в путешествие по лингвистической стране Глаголии.

Свой путь мы начнём из города Неопределённой формы. Как вы думаете, почему?

- Вопросы неопределённой формы.

- Чтобы отправиться в дорогу, нужно приобрести билеты. Чтобы купить билет, нужно выполнить задание. (Для каждого свой именной билет - приложение)

Задание типа: заменить существительное однокоренными глаголами, поставив их в неопределённую форму; поставить глаголы в неопределённую форму.

- С другой стороны билета: Путеводитель – записаны все станции – ученики на каждой станции ставят себе оценку.

- Билеты приобрели. Теперь в путь.

Первая остановка в городе Вид.

- Что такое вид глагола? (Законченное, незаконченное действия)

- Расставьте 12цифр на листах.

Я читаю глаголы, а вы пишите только одну букву С или Н.

Журчит, запели, поют, прилетели, приносят, зацветают, умылись, подпевают, проснулись, шумят, тает, пробилась.  

Оцените себя в путеводителе: (учитель читает правильные ответы)

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 и более – 3

А на пути залив Переходность.

- Что такое переходные и непереходные глаголы?

И чтобы переплыть такой залив, нужно справиться с таким заданием: определить переходность/непереходность  глаголов: переползти, строить, умывать.

Переведите переходный глагол в непереходный: ползти, строиться, умываться.

А мы подплываем к озеру Спряжение. Здесь мы видим два района. Почему? Что за жители живут в первом районе, во втором? Посмотрите, чем занимаются жители этих районов.

В первом спряжении: пишут, поют, пашут поля и железо куют.

А во втором: никогда не грустят! Мчатся в музеи, учиться хотят.

- Карточки с заданием: прочитайте словосочетания. Что можно о них сказать? (это фразеологические обороты) (Приложение)

- Читаем, объясняем значение. Распределить обороты на две группы в зависимости от спряжения: игра…т в прятки, мороч…т голову, сид…т сложа руки, плю…т в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы. (Глаголы в ед.ч.)

Выполнение – взаимопроверка (правильные ответы раздаются ученикам)

Наш поезд Знаний не стоит на месте. И впереди – пролив Наклонение. Пролив нужно пройти по маленьким островкам (на листочках нарисованы 7 кружочков). Я читаю предложение, а вы определяете наклонение глагола из предложения и пишите на островке нужного номера буквы: И – изъявительное, У – условное, П – повелительное.

  1. Дружба любит дело.
  2. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  3. За дружбу дружбой платят.
  4. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  5. Залез бы в богатство, забыл бы и братство.
  6. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
  7. Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

Ещё одно испытание мы прошли успешно. Но впереди бурная река Времени. Какие три времени есть у глагола? Чтобы переплыть реку Времени, нужно построить лодку на двух человек. В группах составить рассказ о том, как построить лодку. В рассказе должны быть употреблены все три времени глагола. Чтение, оценивание друг друга.

Мы попадаем в Орфографический лес.

- Что изучает орфография?

- Какие орфограммы мы изучали в глаголе?

Продолжаем работать в тех же лодках. Парам даётся задание на карточках: собрать текст из перепутанных предложений (Каждое предложение на отдельном листочке). Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Объяснить орфограммы.

Проверка: группы по очереди читают предложения – комментируют. (Самооценка, взаимоценка).

А мы подъезжаем к Занимательному городу. Жители этого города очень любят кроссворды, шарады, загадки. И нам они предлагают магический квадрат. В нём спрятались шесть глаголов (по горизонтали и вертикали). Найдите их за 30 секунд.

л

е

т

е

т

ь

с

с

й

к

ц

ф

ъ

м

й

п

У

н

ч

д

е

о

е

р

П

р

а

я

с

щ

х

о

Л

о

в

и

т

ь

э

с

Ы

ж

э

ю

ь

и

ф

и

Т

и

з

х

к

ш

р

т

ь

в

е

р

т

е

т

ь

Лететь, ловить, вертеть, уплыть, есть, спросить.

Оценивание задания: за 5-6 глаголов – «5», за 3-4 – «4», за 1-2 – «3».

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Глаголия и мы добрались до дворца Глаголов. Но, чтобы в него войти, мы должны проанализировать свою работу. Просмотрите свой путеводитель и отметьте знаками каждую остановку.

+ - всё было понятно.

? – появились вопросы, до конца не разобрался.

- - ничего не понял.

А теперь поставьте себе оценку за всё путешествие в дворце Глаголов.

Рефлексия. У вас есть цветы. Я предлагаю украсить страну Глаголию цветами. Если урок понравился – красный цветок, если вам в чём-то было неуютно – зелёный, если не понравился совсем – синий.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

– Прочитайте словосочетания. Что вы можете о них сказать?

Игра…т в прятки, мороч..т голову, сид..т сложа руки, плюёт в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы.

Самопроверка.

Ι спряжение                                                     ΙΙ спряжение

играет в прятки                                   морочит голову

плюёт в потолок                                  сидит сложа руки

считает ворон                                                 лежит на печи

втирает очки                                                   обводит вокруг пальца

валяет дурака                                                  водит за нос

– Прочитайте словосочетания. Что вы можете о них сказать?

Игра…т в прятки, мороч..т голову, сид..т сложа руки, плюёт в потолок, счита…т ворон, леж…т на печи, обвод…т вокруг пальца, вод…т за нос, втира…т очки, валя…т дурака, заговарива…т зубы.

Самопроверка.

Ι спряжение                                                     ΙΙ спряжение

играет в прятки                                   морочит голову

плюёт в потолок                                  сидит сложа руки

считает ворон                                                 лежит на печи

втирает очки                                                   обводит вокруг пальца

валяет дурака                                                  водит за нос

На лугах вблизи лесных опушек ход.. т, в такт шагам покачива..т  головой, пестрая хохлатая птица - удод.

 Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ..т насекомых.

А найдет – (не)глота.. т: подброс.. т жука вверх и лов.. т открытым ртом.

Клюв удода длинный, а язык короткий.

Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он вт..нуть в клюв не мож.. т

Вот и приход..(т,ть)ся удоду жонглир..вать всякий раз, когда он ест.

На лугах вблизи лесных опушек ход.. т, в такт шагам покачива..т  головой, пестрая хохлатая птица - удод.

 Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ..т насекомых.

А найдет – (не)глота.. т: подброс.. т жука вверх и лов.. т открытым ртом.

Клюв удода длинный, а язык короткий.

Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он вт..нуть в клюв не мож.. т

Вот и приход..(т,ть)ся удоду жонглир..вать всякий раз, когда он ест.

На лугах вблизи лесных опушек ход.. т, в такт шагам покачива..т  головой, пестрая хохлатая птица - удод.

 Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ..т насекомых.

А найдет – (не)глота.. т: подброс.. т жука вверх и лов.. т открытым ртом.

Клюв удода длинный, а язык короткий.

Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он вт..нуть в клюв не мож.. т

Вот и приход..(т,ть)ся удоду жонглир..вать всякий раз, когда он ест.

БИЛЕТ (первая сторона)

Билет в страну Глаголия Шалагина Владимира

Задания (в зависимости от подготовки ученика): 1. Заменить имена существительные однокоренными глаголами в неопределенной форме. 2. Поставить глаголы в неопределенную форму.

Билет (вторая сторона)

Г. Неопределенная форма

Г. Вид

З. Переходность

О. Спряжение

П. Наклонение

Р. Времени

Орфографический лес

Занимательный город

ДВОРЕЦ ГЛАГОЛА

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Путешествие в литературную страну"

Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.

Бинарный урок по всеобщей истории. Урок-путешествие по Древним странам мира.5класс...

Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета ...