Нетрадиционный урок-путешествие по технологии для 7 класса "Путешествие в страну рукоделия" (раздел "Художественные ремесла").
методическая разработка по технологии (5, 7 класс) на тему

Живилова Елена Георгиевна

Данную разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, повышающего интерес обучающихся 7 класса к предмету технология и подготавливающего младших школьников к изучению предмета в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_v_stranu_rukodeliya.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка нетрадиционного урока по технологии

«Путешествие в страну рукоделия»

Раздел: «Художественные ремесла», 7 класс

Автор: Живилова Е.Г., учитель технологии ГБОУ школа №350 Невского района г. Санкт-Петербурга

Цель:

1. Повысить интерес к предмету.

2. Выявить уровень трудовых навыков отдельных учащихся.

3. Познакомить с интересными фактами из истории рукоделия.

4. Воспитывать уважение к труду и людям – мастерам своего дела.  

5.Изучить и закрепить в игровой форме правила техники  безопасности выполнения    ручных работ.  

6.Познакомить с произведениями живописи и народного творчества, воспевающими красоту мастерства.

Наглядные пособия:  

 картины, рисунки ,изделия выполненные в разных техниках, катушки, клубки ниток ,иголки, спицы, крючки.

Оборудование:                                                                                                   Ткань, резинка, булавки,  утюг, пуговицы, бумага, фломастеры, ножницы.

Основные теоретические сведения:

Роль труда и умений в жизни человека.

История отдельных предметов рукоделия и техник.

Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практические работы:                                                                                                                                      Продергивание резинки.                                                                                                                                  Пришивание пуговиц .                                                                                                                                                                                                  Прокладывание стежков.                                                                                          Эскиз декоративного украшения швейного изделия.

Межпредметные связи:

1.Привитие любви к народному творчеству  на основе пословиц, поговорок и загадок.

2.Восприятие исторических сведений через игровой момент.

3.  Знакомство с произведениями живописи.

Итог урока:                                                                                                                               определение  ключевого слова зашифрованного в конверте и подведение итога «Умелые руки-золотые руки»

Методы – рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, практические работы.

Формы - групповые, индивидуальные, фронтальные.

                                                Содержание.

Организационный момент  Девочки занимают места на стульях, расставленных буквой «П»( С одной стороны девочки класса ,с другой- гости)

Учитель: Здравствуйте. Все, кто сегодня пришел в этот класс! Я приглашаю вас отправиться в удивительную страну!

На карте страны рукоделия нет

Географ любой даст такой же ответ

В страну рукоделия  тот попадет

Кто со стараньем трудиться начнет!

1 слайд

Учитель : Вот она уже рядом, но что бы преодолеть дорогу нам надо вспомнить загадки о труде и трудолюбии:

Без  труда не вынешь и рыбку из пруда.

Есть терпение, будет и умение.

В хорошей артели всяк при деле.

Делано наспех, сделано на смех.

Кто умеет трудиться, тот труда не боится.

2 слайд

Учитель:

 зачитывает определение « рукоделие-вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток и других материалов».

Учитель : Хотя на географической карте нет такой страны, но ее жителей можно встретить по всему миру, а лучшие работы хранятся в известных  музеях мира.

А у народов исповедующих православие есть святая покровительница «Параскева-Пятница». Почему Пятница ,да потому что после трудовой недели  собирались рукодельницы на посиделки, что бы изготовить какое-то изделие ,молились и говорили « Помоги Параскева с работой справиться ,чтобы людям она понравилась»  

3 слайд                                                                                          

Учитель: Сегодня  к нам мастерица пришла.  

Мастерица: Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте рукодельные!

Я не привыкла напрасно хвалиться, но все называют меня мастерицей,

За то, что без дела я не бываю, вот этот конверт для урока вручаю.

Вручает конверт, а на нем « открыть в конце урока»

Учитель: «Хорошо, рукодельница, так и сделаем».                                                                                            

Мастерица :

РУКОДЕЛЬНИЦЫ (Евгения Краснова)

Простой крючок из стали

И нитки – раз и два! –

Нужны, чтоб возникали

Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры

Крючку или игле:

Так делали уборы

И раньше на земле.

Приданое невеста

И шила, и плела,

Работали с ней вместе

Крючочек да игла.

Ну а потом с терпением

Учила дочек мать

Хранить своё умение,

Чтоб дальше передать.

Так ниточкой волшебной

Связала, как могла,

Все наши поколения

Обычная игла.

4 слайд

Те связи не прервутся

И с ниткой той сейчас

И в мой узор вплетутся,

Чтоб радовать Вам глаз.

Учитель: Спасибо за такие чудесные стихи. Мы рады ,что ты к нам пришла 1 Демонстрация картины «Вечер»

Художников восхищали мастерицы своим искусством и они  изображали их на картинах.

Слайды 5.6,7.

Учитель: А народ складывал песни о мастерицах, воспевая их трудолюбие и мастерство.

Песня « Пряха».

Мастерица: В моей стране живут жители ,которые очень важны для рукоделия и я вам загадку загадаю

«Всех на свете обшивает - что сошьет не надевает» ( отгадывают)

Выходит игла:

  Я иголка для шитья

Нас огромная семья

Мелких, средних и больших

Для машинок и простых

Всем ребятам надо знать,

Что с иглой нельзя играть

 Я ведь шуток не люблю-

 Тут же палец уколю

 Ведь со мной работать можно

 Только очень осторожно!

Мастерица: А вы, ребята, что про меня знаете?

Ученики:  

1  Птичка-невеличка

     С льняным хвостом

    Сквозь стенку перелётывает.

    (Иголка, нитка, ткань.) Карельская.

2    Конь стальной,

      Хвост льняной.

      (Иголка, нитка). Русская.

3   Утка ныряла-ныряла

     И хвост потеряла.

     (Иголка, нитка.) Русская.

4    Тонка, остра, всему миру нужна.

5 Тонкий, длинный паровозик ,за собой вагоны возит

Где проехал - дырки нет, только шпал и рельсов след.

Учитель: Вот сколько загадок про тебя знают! Присаживайся, мы тебе рады.

Иголочка: (подбоченившись)   « не сяду!»

Учитель:   (пробует стул на прочность). Крепкий, можно смело садиться! Иголочка: (подбоченившись)   Нет ,не сяду!!!!

Учитель: ребята ,может ,вы, догадаетесь, что же надо нашей иголочке?

Дети : Подушечку!!!!!!

Учитель: Конечно, дорогая гостья ,вот твоя подушечка!(дает подушку)

Учитель: А сейчас я вас приглашаю в Древний Египет ,а знаете почему ? Потому что следующая гости родом оттуда.( на экране пирамиды)  

Две сестрицы – мастерицы. Мир обвяжут - это спицы.  Выходит ученица(спицы)  и рассказывает:

Спицы: Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах .В музее Каира хранятся носки  у которых  большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, получив за победу золотой крючок.                                                                                                                                       Наравне с Европой вязание развивалось и на русских просторах. Особенно были распространены теплые изделия из шерсти (рукавицы, носки) и ажур.

Учитель: А мы отправляемся в город Оренбург ( слайд)

Практичность, удобство плюс приятное времяпрепровождение – вот что дарило людям вязание во все времена. Современный век дополнил данный список еще тремя компонентами: превосходное успокаивающее воздействие на нервную систему, оригинальное хобби, развитие чувства красоты и стиля. В наши дни как никогда популярна ручная вязка независимо от используемого инструмента. Изделия из пряжи различной текстуры и качества, с многоцветьем узоров присутствуют в гардеробе практически каждого жителя планеты, пополняют коллекции модных кутюрье. Вяжут даже голливудские звезды! И есть все основания полагать, что этот древнейший вид рукотворного искусства никогда не умрет.

2 Демонстрация вязаного изделия

Мастерица: Он все вяжет в одиночку и о трудностях молчок. Он усердный и умелый для вязания - крючок! ( выходит ученица)

 Крючок: как приятно когда берут в руки меня старательные  и внимательные, но порой бывает и так .

Я себе вязала кофту

 целый месяц, или два.

 Но, увы, в мою работу

 лишь пролезла голова.

 Я опять перевязала,

 но старалась, видно, зря:

 в этот раз в неё влезала

 не одна, а три меня.

 Вновь работу распустила.

 Это был последний раз,

 потому что нитка как-то

 вся сама переплелась.

 Вся скрутилась, замоталась,

 бесполезным став комком.

 Я разматывать пыталась,

 только плюнула потом.

 Нитки жаль, конечно, очень,

 и вину чтоб искупить,

 я решила кучку строчек

 бедным ниткам посвятить               ( Наталья Лубянко)

Учитель: Да ,вот про таких горе -рукодельниц  мы сейчас послушаем Частушки

                                         «Частушки»  

1      Шире, шире круг раздайся

Мыс подругами идем

И веселые частушки

От души сейчас споем.

2        Я сошью себе наряды

Буду я красавица

Как увидят петухи,                                                                                                                                                                                    Сразу испугаются.

3          Я себе вязала свитер,

Получился кардиган,

Только для примерки нужен

Двухметровый великан.

4       Я носки связать старалась

Но не испугалася

Ведь на кухне за клубком

До ночи гонялася

5       А подруженька Наташа

Рукодельницей была

В решето коров доила

Кочерыжкой пол мела.

6       И в работе, и в науке

Голова нужна и руки

Чтоб рукам трудиться дружно

Головой работать нужно!

Учитель: Без техники безопасности никак не обойтись, а вспомнить ее нам помогут строгие ножницы.

Ножницы: Конечно, помогу, потому что уже со времен  Древнего Рима я помогаю стричь, резать, кроить. И если сначала мы выглядели просто, но потом нас украшали и даже помещали в футляры из перламутровых  раковин. А многие дамы с ними и не расставались, носили их на поясе. Сменяется время и меняются ножницы. И скоро в каждом доме лазерные ножницы все также будут служить людям. А теперь повторяем технику безопасности!

 Что бы друга не поранить

И себе не навредить

Все иголки и булавки

Надо правильно хранить! (ответ учащихся)

Если вдруг игла сломалась
На столе не оставляй

Ты скорей поломку эту

В мусор тут же отправляй ( ответ)

Зубы нам даны, чтоб  кушать
Это надо понимать

Ну , а нитку, если нужно

Не кусать, а отрезать! (ответ)

Если ножницы вдруг надо

Вам кому-то передать

Как при этой передаче

Вы их будете держать? ( ответ)  

Учитель: Молодцы! Не подвели! Вот сейчас и проверим как вы, ребята, умеете аккуратно работать ножницами.

Конкурс: Раскрой.

Мастерица:  Вязание неразрывно связано еще с одним жителем моей страны. Отгадайте загадку:

Лежит старый дед

В двести крестов  одет

Он без рук и без ног

А под лавку скок. (клубок).

Мастерица: А кто еще знает загадки о клубке?

1 Легко, кругло,

 А за хвост не поднять.

(Клубок.) Русская.

2 Побегу в сторону -

 Останется хвост

 На семь вёрст.

(Клубок.) Белорусская.

3 На чём больше всего обручей?

(На клубке.) Белорусская.

Учитель: Вот сейчас мы с клубками и поиграем.

(три девочки на скорость мотают клубки, а  все  кричат « Быстрей»

Мастерица: В полотняной стране ,по реке простыне

                       Плывет пароход, то назад, то вперед. (утюг)

Учитель: А сейчас мы отправимся  в восточную Словакию

Потому что именно там живет удивительный человек Янос  Наги, который собрал самую большую коллекцию утюгов. Слайд.

Учитель: Ребята, а вы знаете когда появился утюг и каким он был раньше?

Первым утюгом был камень. На ровной поверхности расстилали одежду и придавливали ее камнями, оставляя так на некоторое время. Другой способ глажки, дошедший до нас при помощи рубеля и валька (на ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рельефной доски). Наиболее  близкий дул, чего губы родственник утюга сковородка с углями «Федул! Чего губы надул?». Из открытой жаровни падали угольки, оставляя на одежде дыры. Поэтому появился угольный утюг, в которые клали горящие угли и гладили, пока они не остывали. Угли быстро остывали. Для лучшей тяги сделали отверстия по бокам и ставили трубу вверх. Потом появился сплошной утюг, одним гладили, а другой грелся на плите. С появлением электричества появились электрические утюги. А сейчас современные утюги увлажняют и паром гладят.

Выбегают три девочки (катушка, булавка, пуговица): Ссорятся.  «Я главнее, я важнее, нет я нужнее».

Учитель: «Не ссорьтесь, а представьтесь пожалуйста».

Катушка:                 «Сеньора катушка серьезная дама.

Я спину свою держу всегда прямо.

             Катушечный стержень мне держит осанку.

           Бывает верчусь целый день спозаранку».

                                     И вес свой при этом теряю, теряю

                                      Проблем с лишним весом друзья я не знаю».

Булавка:         «На помощь я приду всегда,

                          Когда настигнет Вас беда,

                          Я пуговицу заменю и заколю замок

                           Булавка в рукоделии надежнейший дружок».

Пуговица:       «Я маленькая, скромная и зря я не болтаю

                           Но всю одежду Вам носить конечно помогаю.

                           Значенье важное мое тогда все понимают,

                           Когда возьму и оторвусь и даже потеряюсь».

Учитель : Каждая из наших гостей очень важна, сейчас мы проведем конкурсы в которых без них не обойтись!!!!

Вдеть резинку, пришить пуговицу, вышить простыми стежками катушку.

Катушка: Я такая любительница менять наряды. Да, в какие я только нитки не наряжалась. Захочу  в хлопчатобумажные, захочу в шелковые. А как мерзнуть стану, так  в шерстяные. Отгадайте мою загадку «Валенки, валенки, кто же их не знает? Из чего же на Руси валенки валяют?(из шерсти)

Учитель: А мы с вами отправляемся в Ярославль, где создают самые красивые в мире валенки. Само название изделия указывает на главный технологический процесс изготовления этой обуви. Шерсть сваливают, сбивают, уплотняют. У валенков не бывает швов, а на одну пару уходит в среднем 2,5 килограмма шерсти. Валенки долгое время оставались самой любимой обувью русского народа, поэтому их украшали вышивками и аппликациями. А задорная песня русской певицы  Нины Руслановой до сих пор радует слушателей. Вот мы сейчас и проведем разминку под эту песню.

Физкультурная разминка под песню «Валенки»

Булавка: А сколько мне различных нарядов на своем веку пришлось скреплять! У меня очень древняя биография. Самыми древними родственниками булавки были шипы растений, поэтому в некоторых языках « булавка» происходит от латинского « шип» или «колючка.» Первобытный человек использовал в качестве застежки палочки, кусочки рыбьих костей. Греки и римляне использовали металлические застежки-фибулы, а самая простая фибула выглядела как современная английская булавка. 13 Июня 1825 года житель Нью-Йорка Уолтер Хант запатентовал безопасную булавку. Сделать это его заставила необходимость покрыть долг в 15 долларов Чуть позже, в этом же году, точно такой же механизм запатентовали в Англии. Английский изобретатель оказался проворнее, и булавки не только были названы в честь Великобритании, но и очень быстро распространились по всему миру. Как приятно скалывать нежную скользящую ткань из натурального шелка.                                                                                                                             Учитель: Ребята, а вы знаете как раньше определялось качество настоящего шелкового полотна?  

3(кольцо, отрез шелка натурального)

Учитель: А мы отправляемся в древний Китай

4Демонстрация шкатулки.

Пуговица: Пуговицы начали свое шествие по миру с о средних веков. Делали их из кожи, металла, кости .Причем поначалу служили отличительным знаком костюма знати, а простым людям приходилось довольствоваться шнуровкой. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе.  Русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.

 С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно .

Интересные факты из истории пуговиц: Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма. На знаменитом мушкетерском плаще их было совсем немного-всего150.  Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

5 Учитель демонстрирует изделие из пуговиц

Учитель: А самые дорогие и красивые пуговицы долгое время делали в Венеции, куда мы и отправимся.

6 демонстрация изделия с бисером.

Учитель:  Сегодня столько нового вы узнали о стране рукоделия, но у еще не представился очень важный гость. 

  Маленькая головка,

 Тысяча глаз. (Напёрсток). Ногайская.

 Мал, мал домик

 С сотню окон. (Напёрсток.) Латышская.

 Круглая гора,

 Что ни шаг, то нора.  (Напёрсток.) Белорусская.

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток - настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось. Заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить – так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления – пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка. В средние века наперстки украшали эмалью, гравировкой. В музеях Европы хранятся удивительные по красоте образцы. Их дарили барышням, матерям и сестрам. Делали их из серебра ,золота, драгоценной кости. В конце 19 века наперсток стал популярным сувениром. Ведь большинство женщин увлекались шитьем и вышиванием. А кто пробовал шить с наперстком? Ведь я сначала от не умелых убегаю, а потом умелым шить помогаю!

Конкурс для гостей взрослых  « Проложи стежки с наперстком»

Учитель: Каждый народ уважает и ценит трудолюбие, умение создавать своими руками не только нужные, но и красивые вещи. Эта любовь к мастерству  находит отражение  в сказках. Давайте их вспомним!

Чем уколола палец принцесса в сказке «Спящая красавица»? (веретеном)

Какую перину взбивала рукодельница в сказке «Морозко»? (Из снега)

Какие задания давал своим невесткам царь в сказке  «Царевна – Лягушка»?

(Испечь хлеб, сшить рубашку, соткать ковер)

Как звали героиню сказки, которая отличалась редким трудолюбием и мастерством шитья, что и помогло ей выйти замуж за принца? (Золушка)

Учитель : «Ну вот и подходит к концу наш урок, и мы открываем заветный конверт»

В конверте: Силуэт рук золотого (желтого цвета).

Учитель: кто же подведет итог и объяснит почему эти руки золотого цвета?

Потому что руки умелого мастера - это золотые руки!

Мастерица: Я хочу всем терпения, радости, полета  фантазии в любом деле! И тогда про ваши руки скажут: «Золотые руки»


Список использованной литература:

  1. Домоводство – 3. Под ред. И.А. Мусской. – Ижевск: РИО «Квест», 1994 – 320 с.
  2. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
  3. Технология. 9 класс (девушки): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 301 с.
  4. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 208 с.
  5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"

Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....

нетрадиционный урок "Путешествие в семью параллелограммов..."

Урок с использованием ИКТ.  Возможно использование при обобщении или повторении ранее изученного материала. Для начала урока, откройте главную презентацию и далее перехаодите по гиперссылкам....

Методический материал для нетрадиционного урока - путешествия в страну Баскетболию

Методический материал для проведения интересного урока физической культуры. Материал содержит план конспект урока, брошуру для учащихся, карточки с заданиями, домашнее задание....

Статья "Малая родина - часть большой страны" с конспектом нетрадиционного урока-путешествия.

Материал по нравственно-патриотическому воспитанию: статья, конспект краеведческого урока-путешествия по чтению в 6 классе индивидуального обучения ребёнка с ОВЗ специальной школы VIII вида. К конспек...

Урок-путешествие по математике для 5 класса "В стране натуральных чисел"

Урок №70 обобщения и систематизации знаний по теме «Натуральные числа»Образовательная: 1. Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкрет...

Урок-путешествие по книге Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Урок по физике. 7 класс.

Урок по физике является обобщающим для учеников 7 класса по темам "Механическое движение" и "Плотность". Урок выстроен в виде путешествия вместе с Алисой по стране чудес....