Главные вкладки

    Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Бубнова Наталия Валерьевна

    Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                     

    План - Конспект урока

    « Путешествие по стране Морфемии…»

    (Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-)

    1. ФИО учителя: Бубова Наталия Валерьевна
    2. Место работы: МБОУ СОШ № 41 г. Краснодар
    3. Должность: учитель русского и литературы
    4. Предмет: русский язык
    5. Класс: 5 класс   
    6. Тема :  « Путешествие по стране Морфемии…» ( правописание букв О-А в корнях с чередованием -ЛАГ-,ЛОЖ-).
    7. Учебник: русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных  учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
    8. Цель урока: сформировать начальное понятие о написании О-А в корнях -ЛАГ-,-ЛОЖ-.
    9. Задачи урока:
    1. Образовательные:

    - знать  правило написания О- А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-

    - осуществлять поиск информации (по словарям), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм),

    - находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

    - совершенствовать орфографические   умения.

    1. Развивающие:

                 - развитие критического мышления;

            - развитие внимания;

            - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)

       - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

       - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

       - развивать умение применять новые знания;

       -  развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    1. Воспитательные:

               - воспитание интереса и уважения к родному языку через проведение урока - путешествия;

                     -воспитание ценностного отношения к слову;

               - развитие коммуникативных и личностных УУД:

               - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

               - взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

    1. Тип урока: урок формирования новых знаний

    -   по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;

                -  по ведущему методу –  урок- путешествие.

    1. Формы работы учащихся: коллективная , групповая
    2. Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор
    3. Подготовительная работа: до урока дети разделились на 3 команды, выбрали капитана, придумали эмблемы и названия команд

    ( «Знатоки»,  «Всезнайки»,  «Искатели». Парты в классе поставлены треугольниками ( эмитируют три корабля). Класс украшен под корабль и море ( флажки, фуражки у капитанов, на доске и по классу рисунки островов с названиями , пальм,  на доске тема

    « Путешествие в страну Морфемию…») , презентация  « Путешествие по стране Морфемии». Дети ведут  « Путевые дневники».

    1. Структура и ход  урока

    Структура и ход  урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Название ЭОР

    Виды работ

    Формируемые УУД

    Время

    1.

    Оргмомент

    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

    Создание атмосферы взаимопонимания на уроке.

    Самоопределение

    Фронтальная работа

    Личностные:

    1.Развитие внимания, уважения к сверстникам;

    2.Самооценка готовности к уроку.

    3.Включение учащихся  в учебную деятельность.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    Регулятивные: мобилизация сил и энергии.

    1 мин

    2

    Актуализация знаний.

    - Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Морфемии. Мы с вами уже были на острове корней. Кто вспомнит, о чем мы тогда говорили?

    - Правильно, ребята! А сегодня наше путешествие продолжается. Каждая команда уже заняла место на своем корабле. Капитаны, займите место у штурвала. Страна Морфемия скрывает множество секретом, побываем на разных островах, архипелагах и полуостровах страны, и каждая команда наполнит свой рюкзак знаний. В конце путешествия вы сами оцените результат , так как за правильные ответы король каждого острова даст вам свой цветок знаний.

    - Вперед, навстречу знаниям!

    - Мы говорили об однокоренных словах, безударных гласных в корне.

    Слайд 1

    Групповая работа

    Личностные:

    1.Развитие внимания, уважения к сверстникам;

    2.Самооценка готовности к уроку.

    3.Включение учащихся  в учебную деятельность.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

    Регулятивные: мобилизация сил и энергии.

    1 мин

    3

    Формулирование темы урока

    - Ребята, наши корабли подошли к первому острову. Это остров Догадок

    На доску выведены слова для наблюдения . Слайд 3-4

    1. На слайде слова:

                    положение

                    сложить

                    предлагать

                    излагать

    Что их объединяет? Назовите корень. Что вы заметили? Какова тема нашего урока?

    Дети обсуждают слова на доске, отвечают на вопросы.

    Дети формулируют тему и записывают ее в свои Путевые дневники.

    Презентация

    « -ЛАГ-,-ЛОЖ- в корнях с чередованием»

    Слайд 2

    Слайд 3-4

    Групповая работа

    Команды отвечают после командного обсуждения и получают Цветок знаний.

    Познавательные :

    1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

    Коммуникативные:

    1. Свободно излагать свои  мысли

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    7 мин

    4

    Постановка целей и задач.

    2. По клику мыши появляются слова в другом столбике.

             

    Прочитайте слова парами. Как бы вы назвали второе слово в каждой паре? (Проверочным.) Почему? (Гласный звук находится под ударением.)

    – Что вас удивило? (Подсказка: Сравните две последние пары.)

    положить – положит

    сложить – сложит

    предлагать – предложить

    излагать – изложит    

    – Работает ли здесь проверочное слово?

     Какую проблему будем решать?

    Ученики фиксируют расхождение гласных букв в корне под ударением и в безударном положении. (По клику мыши эти буквы выделяются шрифтом или цветом.)

    Ученики формулируют проблему.

     

    - Как выбрать букву о в корнях с чередованием ЛАГ,ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку? 

    Презентация

    « -ЛАГ-,-ЛОЖ- в корнях с чередованием

    Слайд 3-4

    Фронтальная работа

    Ученик , ответивший полнее, приносит своей команде Цветок знаний.

    Регулятивные:

    1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    Коммуникативные:

    1. Свободно излагать свои  мысли

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    7 мин

    5

    Решение проблемы.

    Открытие новых знаний

    1.Поиск решения проблемы

    - Мы прибыли на архипелаг Новых знаний.

    - Ребята, каждая команда  попробует заполнить свой  рюкзак знаний новыми идеями (на доске всплывает картинка с рюкзаком )

    На доске появляются слова

    Излагать  изложить

    Слагать    сложение

    Полагать   приложение

    Учитель корректирует деятельность учащихся

    - Проанализируйте слова в левой и правой колонке, выделите корень.
    -  Попробуйте установить закономерность в написании букв
    ао в корне -лаг-/- лож-.

    --Сформулируйте правило по наблюдениям ( в группах)

    - Проверьте себя

    ( всплывающая подсказка слайд 6)

    2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника, приведение собственных примеров.

    - Сделаем вывод. Какая идея оказалась верной в вашей корзине?

    3. Уточнение и углубление понимания правила учащимися с помощью вопросов:

    – По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а–о в корне ­лаг­ – ­лож­»?

    – Назовите условия выбора букв а–о в корне ­лаг­ – ­лож­. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)

    4.Работа с обобщённой графической моделью

    Составление кластера

    Слайд 7

    5.Углубление знаний.

    – Можно ли применить правило к словам ложь, благо? Почему, ведь в них тоже есть сочетания лож, лаг? (Под ударением, другое значение, не корень.)

    – Какое общее значение однокоренных слов заключает в себе  корень ­лаг­ (­лож­)? (Действие.)

     Ученики обсуждают задания в командах.

    Ученики по наблюдениям самостоятельно формулируют правило, обсуждая его в группах

    Ученики в группах проверяют свои выводы, открывают новые знания, делятся идеями с другими учениками

    Ученики читают правило в учебнике ,  делают вывод, обсуждают свои идеи.

    Выступление групп.

    Ученики отвечают на вопросы учителя.

    - Ребята, мы открыли новые знания и получили Цветок. Поплывем дальше.Вот полуостров Нарисуй-ка.

    Дети в группах составляют кластер, обсуждение наиболее удачные схем.

    Дети отвечают на проблемный вопрос.

    Слайд 5-6

    групповая  работа

    прием «Корзина идей».

    Полнее ответившая команда получает Цветок знаний.

    фронтальная

    Составление кластера.

    Групповая работа

    Лучший кластер обсуждается и записывается в Путевые дневники.

    Команда получает Цветок знаний.

    Регулятивные :

    3. Искать пути решения проблемы.

    4. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

    Познавательные УУД

    2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм)

    3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

    4.Коммуникативные УУД

    2. Свободно излагать свои  мысли

    3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    10 мин

    6

    Физкультминутка

    -Ребята, мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем перед дальнейшим путешествием.

    - Молодцы, ведь побеждают самые умные и здоровые!

    Звучит песня , дети повторяют движения за персонажем на доске.

    Презентация «Физкультминутка»

    5.

    Практическая деятельность учащихся.

    Закрепление знаний.

    1.

    - Вот и остров Напиши-ка. Закрепим наши знания. Для этого все команды поработают вместе по цепочке. Ведь мы дружные ребята!

     Упр. 433 – развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­лаг­ (­лож­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

    Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

    1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

    2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

    3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

    4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

    5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.

    2. 

    - Молодцы, зайдем  в замок Словарей.

    Работа со словарем учебника.

     совершенствуются навыки работы со словарём: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­(­лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи –  употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­ только с приставками.

    Работа в группах с самостоятельным подбором слов и выводами. От группы готовится выступление­ сообщение.

    Ученики работают по учебнику, графически выделяют орфограмму, объясняют, анализируют. 

    Группы работают со словарем, выписывают слова с изучаемой орфограммой, делают вывод, готовят сообщения

    Слайд 8

    Работа с учебником

    № 433 - по цепочке

    Групповая работа

    За лучшее выступление команды получают Цветок.

    Познавательные УУД

    4. Учиться действовать по составленному алгоритму.

    5. Извлекать информацию из словаря.

    6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

    Коммуникативные УУД

    2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    Регулятивные УУД

    3. Искать пути решения проблемы.

    4. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

    10 мин

    6

    Рефлексия.

    Оценивание.

    – Найдите «третье лишнее»: предложение, благодарность, слагаемое.

    - Ребята, вот и завершилось наше морское путешествие. Мы покидаем страну Морфемию, но « конечно, еще в неё вернемся!

    Пересчитайте свои Цветы знаний.

    ( награждение победившей команды, обсуждение и награждение активных участников урока оценками)

    – Что удалось на уроке, было самым интересным?

    – Какие трудности встретились?

    – Что помешало при выполнении задания?

    – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

    - Как чувствовали себя в роли капитанов?

    - Что-нибудь мешало работе в команде?

    – Оцените свои знания.

    -Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

    - А если не поняли – такой смайлик ( раздаточный материал)

    ( Учитель определяет, кому из учеников требуется помощь на следующем уроке)

       

    Ребята делают выводы, капитаны выступают от групп.

    Осуществление рефлексии и оценивание.

    Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают понимание темы, свою работу.

    Слайд 9

    За лучший ответ команда получает Цветок.

    Коммуникативные УУД

    1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, излагать свои мысли.

    2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    Регулятивные УУД

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    2 мин

    10.

    Д/З

    1.Составить  ( скороговорку, стихотворение на выученное правило ) (В)

    2. Упр. 435. (Н) вставить буквы , объяснить графически.

    Разноуровневое Д/З

    2 мин

    Приложение 1

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1.

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    презентация

    http://festival.1september.ru

    Приложение 2

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные:

                                     Первоначальное знание правила «ЛАГ-ЛОЖ в корнях  с чередованием»

                         Осуществление  поиска информации (по словарям),развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в       другую (текст в схему, алгоритм),

                    Развитие первоначальных умений находить слова с  буквами чередующихся гласных а–о в корне ­лаг­ – ­лож­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

         Метапредметные:

                   Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),

             последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

                  Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

       Личностные: 

                 Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.

                 Умение работать в группе, находить общие решения.

                Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Путешествие в страну Морфемию … •

    Слайд 2

    Остров Догадок

    Слайд 3

    положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты . Корни с чередованием – ЛАГ-,-ЛОЖ- Определяем тему и проблему урока положит сложит предложит разложит Что вы заметили в корнях однокоренных слов? Прочитайте слова парами из каждого столбика. Чем они различаются? пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать

    Слайд 4

    Что вас удивило? (Сравните две последние пары слов.) Обсудите командой. пол о жить сл о жить предл а гать разл а гать пол о / жит сл о / жит предл о / жит разл о / жит «Работает» ли здесь проверочное слово? Какую проблему будем решать на уроке? Почему пишутся разные буквы а – о в корне - лаг -/- лож -? Как выбрать букву безударного гласного в корне - лаг -/- лож -, если нельзя проверить?

    Слайд 5

    Архипелаг Новых Знаний

    Слайд 6

    • Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв а – о в корне - лаг -/- лож - . Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Обсудите и выполните по группам. Сформулируйте правило самостоятельно и сравните с формулировкой в учебнике (текст в рамке) . изл а гать сл а гать прил а гательное изл о жить сл о жение прил о жение Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Проверьте себя. изл а г ать сл а г ать прил а г ательное изл о ж ить сл о ж ение прил о ж ение

    Слайд 7

    Полуостров Нарисуй-ка

    Слайд 8

    Остров Напиши-ка Замок Словарей

    Слайд 9

    Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: а или о ? а) предл…гать б) выл…жить в) пол…жение г) сл…гаемое Выпишите только слова с а . 2. Найдите « лишнее » слово. а) предложение, б) ложный в) сложить, г) приложение 1. а) предл а гать; г) сл а гаемое. 2. Найдите « лишнее » слово: а) предложение; б) ложный; в) сложить; г) приложение. Рефлексия

    Слайд 10

    Спасибо за путешествие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

    Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

    Презентация к уроку "Город, где живут морфемы"

    Презентация содержит материал для проведения урока- экспедиции "Город, где живут морфемы"...

    Приложение к уроку "Город, где живут морфемы"

    приложение  содержит дидактический текстовый материал к уроку "Город, где живут морфемы" ....

    Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу

    В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе....

    Урок-обобщение по теме "Морфемы"

    Урок-обобщение по теме "Морфемы" в 5 классе. На уроке в игровой форме повторили изученное на предыдущих уроках, а также написали сказку про Морфеное царство....