Урок - путешествие по стране "Морфемика" 6 класс ( правописание гласных с чередованием в корнях) по ФГОСу
план-конспект урока (6 класс) по теме

Чернова Татьяна Вениаминовна

В конспекте урока показаны некоторые методы и приёмы системно -деятельностного подхода в обучении детей с ДЦП , используемые на уроках русского языка в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_6_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

ФИО педагога : Чернова  Татьяна   Вениаминовна

Полное название ОУ :  МКС (К) ОУ С( К) ОШ VI вида № 101

Предмет (форма занятия) :  русский язык ( Урок – путешествие по стране «Морфемика») Класс (группа) 6  УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.________

Тема урока (занятия) :  Буквы о – а в корне  - гор- - -гар-

Дата проведения урока (занятия) :    24.10.12.__________________________________________________

Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный момент

Ученики настроены на урок.

Познавательные: определять проблему

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

 Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Регулятивные: постановка и формулирование цели урока,  волевая саморегуляция

Ребята, мы продолжаем путешествие по стране « Морфемика». Сегодня мы побываем в городе «Корней с чередующимися гласными», чтобы подружиться с ними и не ошибаться в их правописании.

Обзор карты – путешествия

учениками, внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

 Наглядные:  

карта – путешествие; опорные схемы домиков, алгоритмы правописания корней с чередующими гласными; карточки;

изображения зелёных ростков

Опрос учащихся  по заданному на дом материалу

  Ученики самостоятельно отвечают на вопросы в тетради по теме « Словообразование  и орфография»

Познавательные:

1. Выделять главное

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

4.Высказывать предположения на основе наблюдений Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 

Регулятивные: волевая саморегуляция, развитие умения работать самостоятельно и в паре

Чтобы войти в город этой страны, надо письменно  ответить на вопросы:

  1. Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)
  2. Какое окончание в слове  «договорилась»?
  3. Какой корень в слове  «досрочный»?
  4. Какое окончание в слове «видел»?
  5. С помощью какого суффикса образовано слово « охотник»?
  6. Какой корень в слове «маленький»?
  7. Слово « белизна» образовано каким способом?

Учитель:«Даю правильные ответы, посмотрите: правильно ли вы оценили работу?» Исправьте. Итоги вашей работы?  

Молодцы, ребята, справились, вы вошли в город, и  зелёный росток появляется на карте.

Ученики отвечают письменно в тетради,  передают их друг другу, проверяют себя и своего одноклассника (взаимопроверка), оценивают.

Критерии оценивания:

0 ошибок   – « 5»

2 ошибки – « 4»

3 – 4 ошибки- « 3»

Больше 5 ошибок- « 2»

Ученики ещё раз проверяют работы, снова оценивают, выставляют отметки, подводят итоги.  

Практические

Объяснение нового материала

  Устно отвечают на вопросы о корнях с чередованием

Познавательные: применение методов информационного поиска, перерабатывать информацию ( анализ, сравнение, классификация, умение  анализировать выполненную работу

Регулятивные: волевая саморегуляция

 Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

Личностные:

самоопределение, установление связи  между целью и  мотивом учения, проявлять интерес к изучению темы

Регулятивные:

целеполагание

Ребята, посмотрите на записи. Почему эта группа корней живёт в своём домике. Что их объединяет? ( Буквы а – о в корнях перед согласными : -раст- —ращ-—-рос-)

Эти корни что объединяет? ( -лаг-—-лож-, -кос-—-кас-)?

( суффикс –а- захватил власть над корнями и распоряжается, где писать  а в корне)  

По какому правилу в своём домике живут эти корни : - гор-—-гар-? ( командовать написанием корней может ударение)

   Молодцы, ребята, справились с этим заданием, и вырастает новый росток в стране «Морфемика»

Учащиеся  соотносят  имеющиеся знания  по  предыдущим  темам  с  новым  материалом через  сравнение  и  анализ,  делают выводы.

Словесные, наглядные

Закрепление учебного материала

Выполняют объяснительный диктант сначала коллективно, затем распределительный диктант самостоятельно в тетради;

Выполняют физкультминутку

Дифференцированное выполнение работы в тетради

Лингвистическая игра: составить занимательные вопросы по словообразованию

Регулятивные:

1. Искать пути решения проблемы

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

3. Определение последовательности в своей работе;

 Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; сохранять здоровье

Познавательные:

1. Выделять главное

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

4.Высказывать предположения на основе наблюдений

5. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: целеполагание 

1.Объяснительный диктант ( устно) по цепочке: костёр разгорается, красивый загар, вырастить цветы, слегка прикасаться. отрасль развивается. прилагать усилия. угарный газ, прикоснулся. Молодцы, ребята, вы успешно справились с этим заданием. Получаете росток.

2. Распределительный диктант ( распределить слова в 2 столбика): 1 – чередующиеся гласные в корнях; 2 – безударная гласная в корне, проверяемая ударением:

растение, положение, касаться, удивительный, очарование, наслаждение, возгорание, веселиться. Что у вас получилось? Итог этого задания. Зелёный росток на карту.

Проведение физкультминутки Учитель создаёт  условия  для  сохранения  здоровья  учеников (снятие утомляемости)

  1. Учитель активизирует  мыслительную  деятельность  обучающихся : » А теперь более сложный вид работы – выборочно – распределительное письмо для первой группы учеников: вы должны прочитать текст ( листочки с текстом на парте). Найти в нём слова с пропусками. Определить разные виды орфограмм и распределить их по группам:

- слова с чередованием, написание которых зависит от суффикса – а-

- слова с чередованием, написание которых зависит от ударения

- слова с чередованием, написание которых зависит от согласного

- слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.»

Для другой группы учеников даётся работа по карточкам ( составить по картинкам предложения, употребляя слова с чередующимися гласными в корне). Учитель  контролирует  самостоятельность  выполнения задания, оказывает  дозированную  помощь только  слабым  обучающимся, затрудняющимся  в  выполнении  упражнения, обращая  их  внимание  на  опорные  схемы  на  доске. Проверка работ. Итоги. Зелёный росток вырастает в стране под названием «Морфемика».

   Ребята, вы хорошо поработали. Предлагаю вам поиграть в лингвистическую игру ( работа в парах: найдите лишнее слово: растут, загореть, роскошный; задание для другой пары: однокоренные ли эти слова: гора, загорать, горе? Почему? Какие слова называются омонимами? Итоги. Оценки.

Устная работа.

Ученики распределяют  примеры  по  2  столбика. Проверяют, исправляют ошибки.

Выполняют  двигательный  режим.

Работают с текстом ( одна группа учеников), работают по карточкам ( другая группа учеников)

Словесные. наглядные, практические

Задание на дом

Выполнить домашнее задание

 Д/З  разноуровневое:

1 уровень(базовый):  упражнение  учебника

2  уровень (повышенный):     Написать небольшое сочинение на тему  «Осенняя сказка», используя слова с чередованием в корне ( 6 – 7 предложений)

Практические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

3 урок русс.яз., 5 кл. Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г....