Готовимся к экзамену по русскому языку. Задание С
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Ерошина Ольга Анатольевна

Как начать сочинение? Примеры написания вступления. 

Материалы могут быть полезны при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nachat_sochinenie.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Текст.

1. Прочитайте текст В. Тимофеева, выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию.

2. Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочинения по данному тексту.

        (1)Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи… (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5)А большая часть населения прозябает в бедности! (6)Почему? (7)Кто виноват?

        (8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экологические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении к человеку. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (11)Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции,,, (12)И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в той же избушке она живёт и при уровне в 9 процентов!5)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да, нет, это вы, отдалённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма – живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда» - всё это симптомы самой страшной социальной болезни – пренебрежения к человеку. (18) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20) А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

        (21)Не нужно призывов (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров… (24)Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленными вопросом «Кто виноват?».

После того, как внимательно прочитан текст, определена проблема, авторская позиция, можно продумывать начало работы.

С чего начать?  

С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса.

С обращения к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (если знаем)

Использование стилистических фигур (именительной темы)

Используя попарное соединение однородных членов

Вопросно-ответное единство (задать вопрос и дать ответ на него).

Используя риторический вопрос

С помощью пословиц, поговорок, высказываний

Важно: не отрывайтесь от текста, используйте предложения из него, но не злоупотребляйте цитатами.

Как можно начать сочинение по данному тексту.

С предложения об актуальности обсуждаемого вопроса

        В наше время особенно остро стоит проблема неуважения к личности человека. Автор с волнением говорит «о симптомах самой страшной социальной болезни нашего времени – пренебрежения к человеку».(предложение 17)

Использование стилистических фигур:

        Обыкновенный человек. Что стоит за данным понятием?

        Русский национальный характер.

        «Микроскопическая клетка общественного организма». Удивительно, но именно так говорит автор текста о жизни обыкновенного человека (предложение 16)

Попарное соединение однородных членов.

        Огромная территория и природные ресурсы, экономические реформы и гуманистические призывы… Может ли всё это стоить больше, чем счастье и благосостояние обыкновенного человека? (предложения 4.8)

Вопрос и ответ на него

        В чем причина того, что большая часть населения огромной и богатой природными ресурсами страны прозябает в бедности? В.Тимофеев считает, что проблема кроется «в нашем неуважении к человеку» (предложение9)

Риторический вопрос 

        Надо ли думать о счастье и удобстве человека, когда строятся дома или в космос запускают очередную ракету?

        Кто виноват? Над этим «бессмысленным», по мнению автора текста, вопросом задумываюсь и я.

С помощью пословиц, поговорок, высказываний

        «Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!...Человек! Это звучит гордо!» - восклицал герой пьесы М.Горького, написанной в начале ХХ века. Мысль о том, что надо уважать человека, осознавалась даже обитателями «дна жизни». Изменилось ли что-то спустя сто лет?

Автор вспоминает героев Достоевского, говоря о том, что человек не должен чувствовать себя униженным и оскорблённым.  (Предложение 24)

Итак, начало сочинения может быть разным.

Задание.

1. Прочитайте текст Ю.Бондарева, выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию.

2. Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочинения по данному тексту.

Текст

        (1)Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? (2) Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. (3)Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его – это освобождение от страха, от зла, которое разъединяют людей.

        (4)Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а осознав её, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. (5) В этой слабости его величие и осознание собственной нужности на земле. (6) В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, - осознав ценность жизни, перестаёт бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зёрна добра, которые могут или не могут стать колосьями мгновенно. (7) В этом духовная основа каждого подвига. (8)Тогда смерть человека на войне, и не только на войне, - это жизнь его во всём, что мы называем будущим. (9)Отними у людей пульс самопожертвования, эту вспышку высокого духа, - и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. (10)Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия – в этом я вижу проблему борьбы, жизни и смерти. (11)И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, всё же в том, чтобы оставить после себя след на земле. (12) Но одни, уходя из  жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться, другие – яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утвержденной в непримиримом  столкновении с человеконенавистничеством.

                                        (Юрий Бондарев.  Моим  читателям).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Готовимся к экзамену по русскому языку"

Актуальность данного элективного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену.Особенностью данного курса является ...

Готовимся к экзамену по русскому языку

Тестовые задания могут быть использованы как учебно-тренировочный материал при подготовке к экзаменам по русскому языку...

Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку.Задания части В и С.

Данная подборка текстов -своего рода учебное пособие, которое поможет старшеклассникам научиться работать с текстом, понимать мысли  и задачи автора, совершенствоваться в выполнении тестовых зада...

Готовимся к экзамену по русскому языку

Готовимся к экзамену по русскому языку...

Готовимся к экзамену по русскому языку. Фонетика. Графика. Орфоэпия (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Фонетика.Графика.Орфоэпия", примерные эк...

Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...