Действительные и страдательные причастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 27 - 7  класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 27 (7 класс)

Тема: Действительные и страдательные причастия § 14.

 (5 уроков)

Цели: а) познакомить ребят с действительными и страдательными причастиями;

б) научить отличать действительные и страдательные причастия друг от друга;

 в) отработать навыки синтаксического разбора;

 г) продолжить работу по развитию памяти у учащихся, способности сосредоточиться и слушать друг друга;

*д) р/р. Уметь конструировать тексты, используя действительные и

     страдательные причастия.

Урок № 1

Ход урока

1. Орг. момент.          

2. Словарный диктант.

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство.

В каждом словосочетании обозначьте определяемые слова.

3. Синтаксический разбор предложений.

Создавать такие шедевры — подлинное искусство, направленное

во благо народа.

Определите лексическое значение слова   шедевр.

 Как вы понимаете фразу: во благо народа?

        Урок 27(1)

        (7 класс)

Объясните постанова знаков препинания. Синтаксический разбор второго предложения.

Митя, собравший коллекцию старинных монет, был очень доволен собой.

—  Какие особенности сказуемого вы видите в данном предложении?

Объясните постановку знаков препинания, графически покажите схему второго предложения.

4.  Новая тема.    §  14

Выписывание себе в тетрадь причастных оборотов (из первого и второго предложений) вместе с зависимыми словами.

Митя, собравший коллекцию.

 Искусство, направленное во благо народа.

Сравните значение причастия в первом и во втором столбиках.

— Причастия какого столбика обозначают признак того, кто сам действует?

— А признак того, что кто-то совершает над ним действие?

— Подумайте, какое из данных причастий вы смогли бы назвать действительными, а какие — страдательными?

— Почему?

Урок 27(1)

        (7 класс)

— Выделите основу и суффиксы у причастий, входят ли в основу

     данные суффиксы?

Наблюдение в учебнике, стр. 38. Чтение правила о действительных и страдательных причастиях.

5.   Закрепление.

Задание 1.    Упр. 83. 

На доске выполняют работу два ученика.

Слово  паром   выписывается в словарь; объясняется его лексическое значение; с данным словом составляется предложение.

Задание 2.    Упр. 86 (устно).

 Задание 3. 

На доске записаны словосочетания с причастиями. Составьте с ними связный текст, над действительными причастиями поставьте букву д, а над страдательными — с.

Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая елевого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.

        Урок 27(1)

        (7 класс)

Задание 4. 

Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно—то и то, и другое).

Автобус выезжает по маршруту.

 Мама пригласила соседей в гости.

Врач лечит больных.

Мальчик бежит по дороге.

 Пришла весна, и снег растаял.

Библиотекарь рекомендует книгу.

 Весь сад засыпали сухие листья.

Вывод № 1.

 

Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.

Задание 5.

 

От данных глаголов образуйте причастия, укажите их вид.

Собирать — собрать; писать — написать; читать — прочитать;

молчать — замолчать; качаться — закачаться; преодолевать — преодолеть.

Урок 27(1)

        (7 класс)

Вывод № 2.

От глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастий настоящего времени.

6.   Выводы по уроку.

— Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

— Чему научились?               

………………………………………………………………………………………………….

7. Домашнее задание.     § 14, выучить правило на стр. 38; упр. 85,  * 84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....