Лексика и фразеология
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 4 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4.tema-leksika_i_frazeologiya-urok_1.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4 (7 класс)

Тема: Лексика и фразеология  (2 урока, §3)

Цели:  а) повторить основные лексические понятия;

б) закрепить навыки работы со словарём;

в) повторить синтаксический разбор и разбор по составу;

г) р/р. Провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Урок № 1

Ход урока

1.  Орг. момент.

2.   Взаимопроверка домашнего задания. (§ 2. Стр.6, вопросы; упр. 12.)

3.  Предложение для синтаксического разбора.

Через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной, формирует

собственное мировоззрение, изучает особенности и исторический опыт

своего народа.

Определите лексическое значение слова      мировоззрение.

Перечислите все словосочетания, встречающиеся в данном предложении.

4.  Изучение § 3 (вопросы к классу).

—   Что изучает лексика?

—   Что называется лексическим значением слова?

—    Какое ещё значение слова (кроме лексического) вы знаете? 

(Грамматическое значение.)

—   Какие слова называются однозначными и многозначными?

 (Однозначным или многозначным является слово, имеющее два значения: прямое и переносное.)

        Урок 4(1)

        (7 класс)

—  Что называется антонимами? синонимами?

Приведите примеры диалектных, профессиональных, устаревших слов, неологизмов и жаргонизмов.

Составление таблицы:

Лексическое значение слова 

Однозначное или многозначное; прямое или переносное. 

Слова по использованию в речи 

Нейтральное, книжное или разговорное. 

Слова по происхождению. 

Заимствованное или исконно русское. 

По времени появления в языке. 

Неологизм или устаревшее. 

По употребительности. 

Общеупотребительное, диалектное или профессиональное. 

6. Закрепление.

Задание 1. 

Используя данную выше таблицу, охарактеризуйте следующие слова: интернет, денница, язык.

 Двое в это время работают по карточкам.

Карточка № 1. (А)

Что такое антонимы, синонимы?

1.  Подберите антонимы к словам: свет, весна, вместе, ленивый, сначала, бессильный, поздний, праздники, алътруист*, приобретение, в шутку, горький, оптимист*, консерватор*, нагревать.

2.  Подберите синонимы к словам: корова, алфавит, лётчик, век, бой, народ, огонь, пресса, тайна, родник*, обсуждение*, верзила*, спор.

Урок 4(1)

        (7 класс)

Ответы: 1) тъма, осень, порознь, прилежный, потом, сильный, ранний, будни, эгоист, потеря, всерьёз, сладкий, пессимист, новатор, остужать;

                 

                  2) бурёнка, азбука, пилот, столетие, сражение, люди, пламя, печать, секрет, источник*, дискуссия*, дылда, * полемика.

………………………………………………………………………………………………….

Карточка №2. (В)

1 . Подберите как можно больше синонимов к словам: жилище, ошибка, душистый, вежливо, здравствуйте, лаконично*, логично*.

2. Подберите антонимы к словам; хилый, эгоист, зажечь, союзник, различие, ломать, щедрый.

………………………………………………………………………………………………….

Ответы: 1) дом, квартира, приют, угол, апартаменты, логово; просчёт, ляпсус, неточность, промах; ароматный, пахучий, благовонный; корректно, предупредительно, деликатно, мило, галантно, учтиво; доброе утро, добрый день, моё почтение, здорово, привет;* вкратце, односложно, сокращённо; * последовательно, стройно;

                 2) могучий, альтруист, потушить, противник, сходство, строить, скупой.

……………………………………………………………………………………………………

Задание 2. 

Составьте предложения с омонимами, чтобы слова были употреблены в разном значении.

Гвоздика, босоножка, ласка, свинка, союз.

Подсказка:  гвоздика — пряность, цветок.

Задание 3. (С)  (Карточка)           Чайнворд  (подберите антонимы).

(Материал взят из книги А.Т. Арсирия «Занимательные материалы».)

        Урок 4(1)

        (7 класс)

Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко.

С 

Е 

В 

Е 

Р 

А 

Н 

0 

Т 

К 

Р 

Ы 

т 

А 

М 

о 

К 

Р 

О 

Т 

Н 

Ё 

С 

М 

Е 

Л 

Ь 

ч 

А 

К 

о 

Н 

Е 

Ц 

Е 

Л 

Е 

Т 

О 

Т 

О 

т 

Р 

Е 

Л 

А 

С 

К 

0 

В 

о 

Т 

В 

Ы 

К 

Р 

и 

в 

О 

С 

Е 

Н 

Ь 

Ю 

Г 

л 

У 

Б 

0 

К 

О 

 

Задание 4.          Работа с толковым словарём учебника.

Найдите по два примера однозначных и многозначных слов. Выпишите к ним словарные статьи.

Задание 7*.

Объясните разницу в значении следующих слов:

 отменить отметить; поступок проступок;

Отменить—объявить недействительным, уничтожить что-либо ранее установленное,  принятое;

отметить — выделить каким-либо знаком; обратить внимание на что-либо; отпраздновать какое-либо событие.

Поступокдействие человека;

проступок—поступок, нарушающий нормы.

7.    Выводы по уроку.

—  Что изучает лексика?

        Урок 4(1)

        (7 класс)

—  Что называется лексическим значением?

—  Что называется грамматическим значением?

Охарактеризуйте слова по употребительности, по происхождению, по времени появления в языке.

—  Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали трудности?

—  Какие орфограммы нам сегодня встретились?

…………………………………………………………………………………………………..

8.     Домашнее задание.       § 3,  Упр. 16

Урок 4(1)

(7 класс)

Карточка № 1. (А)

Что такое антонимы, синонимы? (Дайте ответ).

1.  Подберите антонимы к словам: свет, весна, вместе, ленивый, сначала, бессильный, поздний, праздники, алътруист*, приобретение, в шутку, горький, оптимист*, консерватор*, нагревать.

2.  Подберите синонимы к словам: корова, алфавит, лётчик, век, бой, народ, огонь, пресса, тайна, родник*, обсуждение*, верзила*, спор.

………………………………………………………………………………………………….

Урок 4(1)

(7 класс)

Карточка №2. (В)

1 . Подберите как можно больше синонимов к словам: жилище, ошибка, душистый, вежливо, здравствуйте, лаконично*, логично*.

2. Подберите антонимы к словам; хилый, эгоист, зажечь, союзник, различие, ломать, щедрый.

………………………………………………………………………………………………….

Урок 4(1)

        (7 класс)

Задание 3. (С)             Чайнворд  (подберите антонимы).

Юг, поздно, закрыт, здесь, сухо, принёс, трус, начало, разбит, зима, согрел, грубо, привык, прямо, весной, север, мелко.

С 

Е 

В 

Е 

Р 

А 

Н 

0 

Т 

К 

Р 

Ы 

т 

А 

М 

о 

К 

Р 

О 

Т 

Н 

Ё 

С 

М 

Е 

Л 

Ь 

ч 

А 

К 

о 

Н 

Е 

Ц 

Е 

Л 

Е 

Т 

О 

Т 

О 

т 

Р 

Е 

Л 

А 

С 

К 

0 

В 

о 

Т 

В 

Ы 

К 

Р 

и 

в 

О 

С 

Е 

Н 

Ь 

Ю 

Г 

л 

У 

Б 

0 

К 

О 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лексика и фразеология

На данном уроке повторяются и закрепляются  основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...

Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...

Тематический зачет по теме "Лексика и фразеология" (конец учебного года)

Данный зачет можно проводить в конце учебного года при повторении изученного материала....

Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"

Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс

Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...