Словообразование и орфография
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 8 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8._slovoobrazovanie_i_orfografiya_-_urok_1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8 (7 класс)

 Тема: Словообразование и орфография ( § 5, 2 урока)

Цели: а) повторить однокоренные слова;

б) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

в) отработать навык морфемного и словообразовательного разбора; вспомнить порядок синтаксического разбора;

г) научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

д) р/р. Отработка навыков по составлению словосочетаний и предложений.

Урок№1

Ход урока

1. Орг. момент.

2.  Проверка домашнего задания. 

Ребята заполняют карточки друг друга, подписывают их и сдают на проверку учителю.

3. Предложение для синтаксического разбора.

     (По карточке работают 2 ученика) 

Спишите, вставьте пропущенные буквы, произведите синтаксический разбор предложения, выполните разбор по составу всех слов в предложении.

Ран(нн)им  утром  тр..пшки  перег..р..живают   серебр..н(нн)ые   струнки паутинок.

                                                                                                                      (Ф. Нестеров)

4.  Вопросы к классу.

—  Что изучается в словообразовании?

—  Что называется морфемой?

—  Как называется изменяемая часть слова?

—  Какие значимые части могут входить в состав основы?

—  Что общего между приставкой и суффиксом?

—  В чём различие между приставкой и суффиксом?

—  Какие способы образования вы знаете?

—  Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?

        Урок 7(1)

        (7 класс)

5.  Закрепление.

Задание 1.

Одинаковы ли основы у следующих слов? Слова запишите, основы выделите.

Круглый, круг; назначить, назначаю; мужественный, мужественная; сказочно, сказочный; братский, братство; учёный, учёного; строитель, строительство; чистый, чище; дежурный, дежурство; общественный, общественного.

Задание 2.    Упр. 25 (устно).

Прочитайте текст. Все ли выделенные слова являются однокоренными, укажите все орфограммы в первом предложении.

Задание 3. 

Вспомните и расскажите о правописании гласных в корне.

(Безударные гласные в корне бывают: проверяемые; непроверяемые; чередующиеся.Написание чередующихся гласных зависит от: ударения

(-гор-/-гар-...)\ согласной корня (-раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/ -лож-);

 суффикса -а (-мер-/-мир-; -пер-/-пир-.. )

Данные словосочетания распределите по трём колонкам, найдите и подчеркните устойчивое сочетание, объясните его значение.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

зависит от ударения 

зависит от согласной корня 

зависит от суффикса -а- 

 

 

 

Заросли черёмухи; запереть дверь; выращено в огороде; загореть на пляже; положить чемодан; гореть на работе; блестящая вода; дети росли; блистающий простор; постелить постель; приложить ладонь; загорелые плечи; замирать от восхищения; догорающий огонь; перетереть посуду; собираться в дорогу.

        Урок 7(1)

        (7 класс)

Задание 4 (устно).

Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.

(запись на доске)

свето-                       вор-        светотень, водововоз, ярмарка, интерьер,

водо-        елки-        залежи, горелки, договор

яр-         ер-

интерь-        воз-

зал-        марка-

гор-        ежи-

дого-        тень-

Задание 5. 

Выпишите из данных ниже слов только однокоренные. Составьте с любыми из слов словосочетания.

Загорелый, гористый, загореть, пригорюниться, горчить, загораю, городской, загораешь, горбиться, пригореть, горчица, горемыка, горе, горький, пригорок.

Задание 7. 

Вспомните правило о слитном и дефисном написании слов.

Орфографическая диктовка.

Русско-немецкий, ярко-зелёный, двухгодичный, светло-синий, пятнадцатилетний, серо-белый, пятиметровый, иссиня-чёрный, центробежный, механико-технологический, жилищно-строительный, отчётно-выборный, трёхгодичный, жаропонижающий, западно-восточный правосторонний, дикорастущий.

        Урок 7(1)

        (7 класс)        

*  Задание 8.

Определите части речи по суффиксам, приведите примеры слов.

        

-Нибудь; -ельн; -ек; -ива; -либо; -оньк; -юшк; -чик; -то.

6.   Выводы.

—  Какие слова называются однокоренными?

—  Какие орфограммы мы с вами сегодня повторили?

………………………………………………………………………………………………….

7.  Домашнее задание.        § 5,    Упр. 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...

Словообразование и орфография

Урок русского языка в 6 классе позволяет  в увлекательной форме (это урок-викторина) повторить и обобщить знания учащихся по теме "Словообразование и орфография". На уроке используется заниматель...

Словообразование и орфография. Повторение за курс 5 класса

Данная презентация к уроку включает синтаксическую минутку, распределительный диктант, проверяющий умение видеть, в какой морфеме содержится орфограмма, повторение определений, особо уделено внимание ...

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

конспект с презентацией "Повторение по теме "Словообразование и орфография"

Разработка позволяет повторить раздел русского языка "Словообразование и орфография". В презентации представлены таблицы обобщающего характера, на основе которых дети легко и быстро вспомнят все изуче...