Словообразование и орфография - урок 2
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 9 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9.slovoobrazovanie_i_orfografiya_-_urok_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9 (7 класс)

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)

Урок № 2

Ход у рока

1.  Орг. момент.

2.  Проверка домашнего задания 

(§ 5,    Упр. 26,  тетради собрать на проверку).

Синтаксический разбор предложений. 

Вспомните правописание корней  -гор---гар-.

Солнце г..рячо. Он всегда г..рячо спорил.

Разберите по составу слово  горячо  в обоих предложениях. 

  Чем отличаются разборы?

(В первом случае горячо — краткое прилагательное, -о--окончание;

во втором предложении горячо — наречие, -о--суффикс.)

—  В чём отличие морфемного разбора от словообразовательного?

4.  Закрепление.

Задание l.

Ha доске записаны слова. Прочитайте, выделите суффиксы.

Бетонщик, строитель, писатель, пищеварение, железнодорожник, гимнастика, оперировать, механизация, кривизна, просматривать,

девчушка, искристый.

Задание 2. 

Выполните морфемный разбор слов.

Беззвучный, окрепнуть, жаркий, приземистый, водительский, переводчица, педагогический, домишко, задумчивый, волнистый, сшить, преподаватель, мыть.

        Урок 9

        (7 класс)

Задание 3. 

Вспомните порядок словообразовательного разбора.

Выполните словообразовательный разбор следующих слов.

Секретный -

Парашютистка -

 Учительница -

 Стройность -

молчаливость -  

объединит -

Задание 4.

Вспомните способы словообразования.

Составьте словообразовательную цепочку со следующими словами.

Свет, забота, талант, сад, лес.

Задание 5. 

 Чем отличаются сложные слова от сложносокращённых?

Расскажите о соединительных гласных.

Буквенный диктант.     (Укажите соединительную гласную  о  или  е)

Я зачитываю слова, ребята проставляют в тетрадях только буквы: е или о.

Нефт..воз, лед..кол, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный,

благословить, полководец, природоведение, водоснабжение, нов..сёл,

длинн..хвостый, мороз.. стойкий.

(Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о.)

        Урок 9

        (7 класс)

Задание 6.         Упр. 23.

Обозначьте части, из которых состоят слова   (см. стр. 207 учебника).

Задание 7.             Орфографическая диктовка.

Объясните все орфограммы, встречающиеся в тексте, выделенные слова

     разберите по составу.

Золотая осень

Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты. Главная кузница по чеканке золотых монет берёзовая роща. Рядом с каждой берёзой-наковалъней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается слетом за дождь и туманы, солнце и ветер.

                                                                                                   (Ф. Нестеров.)

*3адание 8.

Склоняется ли существительное полдороги!

*3адание 9.

Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения:

      апатия, альтруист, каллиграфия, пессимизм.

5.   Выводы по уроку.

—   Какие способы образования слов вам известны?

—  Что называется словообразовательным разбором?

—  С помощью чего образуются слова в русском языке?

— Какие трудности с разбором слов возникли у вас на сегодняшнем уроке?

…………………………………………………………………………………………………..

6.       Домашнее задание.    § 5,   Упр. 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)

Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...

Урок по теме "Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография"в 6 классе

Урок соответствует структуре ФГОС. Предшествует контрольной работе по теме....

"Морфемика. Словообразование. Орфография» Урок русского языка в 5 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" в пятом классе построен с учётом требований ФГОС и представляет собой урок-практикум, во время которого ученики...

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...

УРОК – ПРАКТИКУМ по русскому языку в 6 классе по теме «Словообразование и орфография»

Цели урока:повторить орфограммы, изученные в разделе "Словообразование", условия их выбора, опознавательные приметы;формировать умение морфемного и словообразовательного разбора; применять и...