Страдательные причастия прошедшего времени - урок 5
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 31 - 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 31 (7 класс)

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени (§ 19)

Цели: а) познакомить ребят с образованием страдательных причастий прошедшего  времени;

б) отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий  прошедшего времени;

в) повторить написание гласной перед    в глаголах прошедшего времени;

г) повторить переходные и непереходные глаголы;

д) р/р. Уметь составлять текст по заданным словосочетаниям.            

Урок № 5

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания 

(§  18 - выучить правило на стр. 48—49 упр., 107 проверяется по цепочке; 102—на доске).

3. Запись в тетради слов.

Разбросать, разлиться.

Какого вида данные глаголы?

— Можно ли определить у этих слов непостоянные признаки?

— Эти глаголы переходные или непереходные?

— Образуются ли от этих слов различные виды причастий? Какие?

Запишите предложение для синтаксического разбора. Составьте его схему.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке,

облака почти не трогаются с места.

Охарактеризуйте причастия в записанном предложении.

4. Новая тема.      Изучение материала в учебнике (§ 19 на стр. 51).

        Урок 31(5)

        (7 класс)

— От каких слов и с помощью каких суффиксов образуются

    страдательные причастия прошедшего времени?

— К каким основам прибавляется суффикс  -нн- , а к каким  -енн- (-ённ-)

От чего зависит суффикс?

Вывод. 

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов прошедшего времени.

Суффикс  -л-   заменяется суффиксом  -нн-   или   -т-.

 Если глагол не имеет суффикса или оканчивается на -ил или –ел страдательное причастие прошедшего времени будет заканчиваться на -ённый, -енный:

      развеять —развеял, развея-нн-ый; сшить — сшил, сши-т-ый;

      поразить —  поразил, пораж-ённ-ый.

Если глагол в прошедшем времени оканчивается на -ал-, -ял-, то причастие будет оканчиваться на -анный, -янный:

     прочитать — прочитал, прочит-анн-ый; растаять —растаял,

     раста-янн-ый.

5.   Закрепление.

Задание 1. 

Я зачитаю глаголы, а вы, ребята, на слух выпишите только те, от которых можно

          образовать страдательные причастия прошедшего времени.

Занавесить, читать, смотреться, рассеять, размолоть, сжать, сказать, позвонить, размешать, зажечь, подстрелить, замесить, разбросать,

 От каких глаголов нельзя образовать страдательных причастий

     прошедшего времени? Почему?

        Урок 31(5)

        (7 класс)

Задание 2. 

Упр. 108  (выполняется по образцу).

Запишите в тетрадь следующие пары слов:

    совершенный   и  совершённый;  

    сложенный и   сложённый.

 В чём отличие этих слов? 

(совершенный — безукоризненный;

совершённый — сделанный;

сложенный — положенные вместе,

сложённый—обладающий определённым телосложением).

Задание 3. 

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.

Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать,

проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить,

пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

К последним двум глаголам подберите синонимы.

(Ответы: обманутьоколпачить, одурачить, надуть;

       вылечить — исцелять, поднимать)

        Урок 31(5)

        (7 класс)

Подберите фразеологизмы к словам:  обмануть и  вылечить,

(Ответы: обвести вокруг пальца, оставить сносом; ставить на ноги.)

Задание 4.

Составьте связный текст, используя данные словосочетания.

     (Словосочетания записаны на доске.)

Одетые в разноцветный наряд деревья; сжатые поля; пожелтевшая листва,

увядшие листья берёз; разъярённый ветер; почерневшая от частых дождей

земля, шёпот шуршащих под ногами листьев; раскачивающиеся от ветра

ветки; уходящее тепло; побледневшая полоса горизонта; расстилающееся

лесное болото; подхватываемые ветром; приглушённый голос кукушки;

трепещущие осинки; расшитый ковёр;

лес, наполненный голосами; холодноватая вода; несмолкаемый гомон.

Найдите в словосочетаниях, записанных на доске, прилагательное.

Докажите, что перед вами прилагательное.

— Какие виды причастий были использованы в данном упражнении?

Слова    расстилающееся, раскачивающиеся, разноцветный,

     пожелтевшая, подхватываемые    разберите по составу.

*—Какова тема текста? Микротемы?

        Урок 31(5)

        (7 класс)

*—Определите тип текста?

Озаглавьте текст.

* Какие приёмы художественной выразительности вы использовали в тексте?

6.   Выводы.

— От чего зависит образование страдательных причастий прошедшего времени?

— При помощи каких суффиксов они образуются?

…………………………………………………………………………………………………….

7.   Домашнее задание. 

§ 19, выучить правило на стр. 51—52; выучите правописание словарных слов; упр. 109.

        Урок 31(5)

(7 класс)

Задание 3. 

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.

Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать,

проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить,

пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

К последним двум глаголам подберите синонимы.

(Ответы: обманутьоколпачить, одурачить, надуть;

       вылечить — исцелять, поднимать)

Подберите фразеологизмы к словам:  обмануть и  вылечить,

Задание 4.

Составьте связный текст, используя данные словосочетания.

     (Словосочетания записаны на доске.)

Одетые в разноцветный наряд деревья; сжатые поля; пожелтевшая листва,

увядшие листья берёз; разъярённый ветер; почерневшая от частых дождей

земля, шёпот шуршащих под ногами листьев; раскачивающиеся от ветра

ветки; уходящее тепло; побледневшая полоса горизонта; расстилающееся

лесное болото; подхватываемые ветром; приглушённый голос кукушки;

трепещущие осинки; расшитый ковёр;

лес, наполненный голосами; холодноватая вода; несмолкаемый гомон.

Найдите в словосочетаниях, записанных на доске, прилагательное.

Докажите, что перед вами прилагательное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"

Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....