Повторение по теме - Причастие - урок 3
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 45 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_45._povtorenie_po_teme_-_prichastie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 45 (7 класс)

Тема: Повторение темы «Причастие»

Урок № 3

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

 (взаимопроверка работ с вынесением ошибок на поля тетради).

               

    Упр. 152, 151.

После взаимопроверки тетради с домашней работой сдаются учителю.

Повторение. 

……………………………………………………………………………………………………….

Учитывая разный темп работы, задание разработано на каждую группу:

(сильные  ученики (1 уровень);

средние (2 уровень),

слабые (3 уровень).

Упражнения рассчитаны на пол-урока. Все учащиеся получают карточки с заданиями. Учитель во время работы обходит класс, помогая ребятам в выполнении упражнений, устраняя пробелы в знаниях.

……………………………………………………………………………………………………….

1 уровень (С)

1)  Замените выделенные слова причастиями. Выпишите причастия, определите их    постоянные и непостоянные признаки. Разберите причастия по составу.

Образец:       Ночью на небе, которое потемнело, светили звёзды.

                    Ночью на потемневшем небе светили звёзды.

Потемневшем — действительное причастие, совершенного вида, прошедшего времени, среднего рода; в форме единственного числа,  предложного падежа.

Мы сидим около стены, которая сплошь увешана шкурами. Через окна, которые оттаяли, проходит свет. Подле постройки, которая сохранилась, валялись деревянные ящики. Куча полусгнившего хвороста, которая

        Урок 45

        (7класс)

загромоздила поляну, была похожа на кружево, которое сплели великаны. Дорога идет в гору мимо стены, которая почернела от времени. Гулко раздавался гомон птиц в воздухе, который застыл.

2)  Спишите, вставив одну или две буквы  Н.

Волосы гладко причёса(н, нн)ы; увлечё(н,нн)ый идеей; провере(н,-нн)ая работа; отреза(н,нн)ый ломоть; стал изреза(н,нн); хорошо выпече(н,нн)ый хлеб; писа(н,нн)ая масляными красками картина;прессова(н,нн)ый картон;

 кабинет, оборудова(н,нн}ый по последнему слову техники.

Составьте с любым из словосочетаний предложение, запишите его, выделите грамматическую основу.

……………………………………………………………………………………………………….

2 уровень (СР)

Внимательно прочитайте текст.

Дождливое лето

Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший — бури весть,

И в дальнем колокольном звоне

Как будто слезы неба есть.

Покрыты слёгшими травами

Не зыблют колоса поля,

И, пресыщенная дождями,

Не верим солнышку земля.

Под кровлей влажной и раскрытой

Печально праздное житьё.

Серпа с косой, давно отбитой,

В углу тускнеет лезвие.

(А.А. Фет)

Выпишите в три столбика слова: глаголы — в первый столбик;

прилагательные— во второй; причастия — в третий. Напишите постоянные и непостоянные признаки выписанных слов.

        Урок 45

        (7класс)

Выделенные слова разберите по составу.

Графически обозначьте причастные обороты.

Выпишите ключевые слова из текста стихотворения, соответствуют ли они названию произведения.

Найдите в тексте средства художественной изобразительности.

Объясните значение следующих слов: зыблют, кровля, пресыщенная, праздное.

Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.

3 уровень.   (СЛ)  

Вдоль берега Бездны, у самой воды, в щеточных зарослях розового кипрея играют в догонялки две белые бабочки. Наконец — то они вспомнили о недоеденном капустном листе и покувыркались в ближайший огород.

Теперь я стал разглядывать сам кипрей. Зачем он вылез из крапивной гущи всем напоказ? Придут купальщики, сорвут цветы для украшения песочного городка или, не донеся до дому, выбросят их, повянувшими на дорогу.

Вижу, как на торчащем среди воды пне, оставшемся после весеннего половодья, тоже растёт высокий, огненный куст кипрея. Каким образам оказались здесь те заросли, что вышли на берег? Уж не родственники они друг другу?

Тут вспомнились мне слова: «Если бы дети так любили своих родителей, как родители детей, то не было бы расставания между ними». 

(Ф. Нестеров)

Выполните письменно задания:

Выпишите слова с трудными орфограммами, графически обозначьте в них

     опасные места.

Разберите выделенное слово по составу.

Выпишите из текста причастия, напишите постоянные и непостоянные признаки.

Какая проблема поднимается в тексте?

Как бы вы озаглавили текст?

Какие синтаксические конструкции использует автор в данном тексте?

Для чего использует автор риторические вопросы?

Какие средства художественной изобразительности использует автор в тексте?

Напишите своё (в несколько предложений) рассуждение: близка ли вам позиция автора в его отношении к окружающему миру?

………………………………………………………………………………………………………

        Урок 45

        (7класс)

Тестирование по теме «Причастие». 

(Если остаётся время, учащиеся могут выполнить    ещё одно задание и получить оценку.)

Найди четвёртое «лишнее».

1.     а) увид..нный;  б) сброш..нный; в)  обвенч..нный;  г)  просмотр..нный.

2.     а) леч..щий;  б) маяч..щий;  в) готов..щийся; г)  не знач..щих.        

3.     а) озаряемый;  б) ненавид..мый;  в)  слыш..мый;  г)  вид..мый.

4.     а)  замеш..нное тесто;     б)  застро..нный город;  

        в)  высуш..мные грибы;  г)  замеш..нный в преступлении.

5.     а) обстоятельство;  б) определение;  в) дополнение;  г) подлежащее.

6.      а) -ущ-; б) -ящ- ; в) -ом-; г) -ащ-.

7.      а)  тучи рассея(н,нн)ы;        б)  избалова(н,нн)ый  ребёнок;  

         в)  решё(-н,нн)ый вопрос;   г)  некраше(н,нн)ый пол.  

8.      а) (не)пролазная чаща;        б) никем (не)исследованная местность;

         в) (не)устрашимая армия;   г) (не)проходимая глушь.

9.      а)  девочка испуга..а;    б)  созда..ый людьми;

         в)  работа выполн..а;     г)  выписа..а газета.

10.    а)  тронутый утренником осенний лист;   б) пожелтевшие листья;

         в)  опалённый дыханием осени;                 г) оставленные на столе вещи.

……………………………………………………………………………………………………..

Ответы:   1 – В;  2 – Б;  3 – А;  4 – Г;  5 – В;  6 – Г;  7 – Г;  8 – Б;  9 – Б;  10 – Б.

………………………………………………………………………………………………………

Домашнее задание. 

Упр. 156, подготовиться к диктанту.

1 уровень.   (С)                                                                                                      Урок 45 (7 класс)

1)  Замените выделенные слова причастиями. Выпишите причастия, определите их    постоянные и непостоянные признаки. Разберите причастия по составу.

Образец:       Ночью на небе, которое потемнело, светили звёзды.

                    Ночью на потемневшем небе светили звёзды.

Потемневшем — действительное причастие, совершенного вида, прошедшего времени, среднего рода; в форме единственного числа,  предложного падежа.

Мы сидим около стены, которая сплошь увешана шкурами. Через окна, которые оттаяли, проходит свет. Подле постройки, которая сохранилась, валялись деревянные ящики. Куча полусгнившего хвороста, которая

загромоздила поляну, была похожа на кружево, которое сплели великаны. Дорога идет в гору мимо стены, которая почернела от времени. Гулко раздавался гомон птиц в воздухе, который застыл.

2)  Спишите, вставив одну или две буквы  Н.

Волосы гладко причёса(н, нн)ы;  увлечё(н,нн)ый идеей;  провере(н,-нн)ая работа; отреза(н,нн)ый ломоть;  стал изреза(н,нн);  хорошо выпече(н,нн)ый хлеб;  писа(н,нн)ая масляными красками картина; прессова(н,нн)ый картон;  кабинет, оборудова(н,нн}ый по последнему слову техники.

Составьте с любым из словосочетаний предложение, запишите его, выделите грамматическую основу.

……………………………………………………………………………………………………….

2 уровень (СР)                 Урок 45 (7 класс)

Внимательно прочитайте текст.

Дождливое лето

Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший — бури весть,

И в дальнем колокольном звоне

Как будто слезы неба есть.

Покрыты слёгшими травами

Не зыблют колоса поля,

И,  пресыщенная дождями,

Не верим солнышку земля.

Под кровлей влажной и раскрытой

Печально праздное житьё.

Серпа с косой, давно отбитой,

В углу тускнеет лезвие.                                                                               (А.А. Фет)

         

    Урок 45 (7 класс)

        

Выпишите в три столбика слова: глаголы — в первый столбик;  

прилагательные — во второй; причастия — в третий. Напишите постоянные и непостоянные признаки выписанных слов.

Выделенные слова разберите по составу.

Графически обозначьте причастные обороты.

Выпишите ключевые слова из текста стихотворения, соответствуют ли они названию произведения.

Найдите в тексте средства художественной изобразительности.

Объясните значение следующих слов: зыблют, кровля, пресыщенная, праздное.

Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.

……………………………………………………………………………………………………….

3 уровень. (СЛ)   

Вдоль берега Бездны, у самой воды, в щеточных зарослях розового кипрея играют в догонялки две белые бабочки. Наконец — то они вспомнили о недоеденном капустном листе и покувыркались в ближайший огород.

Теперь я стал разглядывать сам кипрей. Зачем он вылез из крапивной гущи всем напоказ? Придут купальщики, сорвут цветы для украшения песочного городка или, не донеся до дому, выбросят их, повянувшими на дорогу.

Вижу, как на торчащем среди воды пне, оставшемся после весеннего половодья, тоже растёт высокий, огненный куст кипрея. Каким образам оказались здесь те заросли, что вышли на берег? Уж не родственники они друг другу?

Тут вспомнились мне слова: «Если бы дети так любили своих родителей, как родители детей, то не было бы расставания между ними». 

(Ф. Нестеров)

Выполните письменно задания:

Выпишите слова с трудными орфограммами, графически обозначьте в них

     опасные места.

Разберите выделенное слово по составу.

Выпишите из текста причастия, напишите постоянные и непостоянные признаки.

Какая проблема поднимается в тексте?

Как бы вы озаглавили текст?

Какие синтаксические конструкции использует автор в данном тексте?

Для чего использует автор риторические вопросы?

Какие средства художественной изобразительности использует автор в тексте?

Напишите своё (в несколько предложений) рассуждение: близка ли вам позиция автора в его отношении к окружающему миру?

Урок 45

(7класс)

Тестирование по теме «Причастие».  (На выполнение работы - 7 минут)

Найди четвёртое «лишнее». (Написать номер вопроса и через тире  букву ответа)

1.     а) увид..нный;  б) сброш..нный; в)  обвенч..нный;  г)  просмотр..нный.

2.     а) леч..щий;  б) маяч..щий;  в) готов..щийся; г)  не знач..щих.        

3.     а) озаря..мый;  б) ненавид..мый;  в)  слыш..мый;  г)  вид..мый.

4.     а)  замеш..нное тесто;     б)  застро..нный город;  

        в)  высуш..нные грибы;  г)  замеш..нный в преступлении.

5.     а) обстоятельство;  б) определение;  в) дополнение;  г) подлежащее.

6.      а) -ущ-; б) -ящ- ; в) -ом-; г) -ащ-.

7.      а)  тучи рассея(н,нн)ы;        б)  избалова(н,нн)ый  ребёнок;  

       

         в)  решё(-н,нн)ый вопрос;   г)  некраше(н,нн)ый пол.  

8.      а) (не)пролазная чаща;        б) никем (не)исследованная местность;

         в) (не)устрашимая армия;   г) (не)проходимая глушь.

9.      а)  девочка испуга..а;    б)  созда..ый людьми;

         в)  работа выполн..а;     г)  выписа..а газета.

10.    а)  тронутый утренником осенний лист;   б) пожелтевшие листья;

         в)  опалённый дыханием осени;                 г) оставленные на столе вещи.

 …………………………………………………………………………………………………….

Ответы:   1 – В;  2 – Б;  3 – А;  4 – Г;  5 – В;  6 – Г;  7 – Г;  8 – Б;  9 – Б;  10 – Б.

…………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Урок русского языка в 7 классеТема: Обобщающее повторение по теме «Причастие».

Урок посвящен систематизации и обобщению знаний о причастии, совершенствованию умения находить причастие, определять   его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограм...

Урок русского языка в 7 классеТема: Обобщающее повторение по теме «Причастие».

Тема: Обобщающее повторение по теме «Причастие»..« Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.Цель урока: систематизация и обобщение знаний о причастии;совершенствование умения на...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение по теме "Причастие""

систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный обо...

Разработка урока русскому языку в 10 классе по теме «Повторение по теме «Причастие»»

Цель:  подготовка обучающихся к ЕГЭ.Задачи:- образовательные: обобщить полученные знания по теме «Причастие»; повторить теоретические вопросы, необходимые для успешного выполнения зад...