Лингвистический компонент обучения в средней школе
статья по русскому языку по теме

Алёшина Елена Владимировна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingv.komponent.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический компонент обучения в средней щколе.

Среди системоопределяющих черт современного качественного образования является высокий уровень языковой подготовки школьников. Язык – это не только средство общения, но и поле для формирования общеучебных умений и навыков (сопоставления, анализа, моделирования и т.д.)

Чтобы повысить уровень лингвистической компетенции школьника недостаточно базовых курсов русского и иностранного языков. Необходимо приобщить к данной задаче и неязыковые предметы. Это «Языковая работа на уроках неязыковых предметов». Приведу несколько примеров.

Работа с терминами на уроках права. Знакомя школьников с термином «пролонгация» (договора), учитель может опираться на знание учащихся по англ.языку (лонг – длинный, долгий).

Формирование речи школьников может проводиться и на уроках математики:

- оперирование признаками предметов;

- овладение логическим действием классификации;

- формирование умения вывода через род и видовое отличие;

- оперирование логическими словами (кванторами): все, некоторые, каждый, любой и др.

- формирование умения делать самые простые выводы.

Различные пути формирования и развития математической речи учащихся, это: математические диктанты, работа в тетради «Математический словарь школьника», задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, исследовательская работа над содержанием задач.

Примеры работы с языком на уроках химии, биологии. Когда учитель даёт учащимся 8 класса представление о генетической взаимосвязи органических  веществ, то сталкивается  с непониманием детей до тех пор, пока не начинает объяснять слово «генетический» через слово «ген», то есть «род» (лат. генус). Таким образом, генетическая взаимосвязь объясняется как такая, при которой всё время идут превращения из одного вещества в другое (металл – соль). Наличие конкретного атома, который проявляется во всех превращениях, можно сравнить с наличием гена, который проявляется во всех поколениях родственников.

На химии записывается один из химических законов языком, которым его формулировал Ломоносов, а дети должны понять, какой закон имеется в виду и сформулировать его современным языком.

На истории это могут быть краткие этимологические экскурсы, призванные сделать уроки более занимательными (например, сравнить слова «кацап» и «хохол», поговорить об их происхождении).

Почти все педагоги-предметники ещё и классные руководители, поэтому особое значение придаётся внеклассной работе, расширяющей и углубляющей предметные знания учащихся,  а также выполняющей воспитательную функцию.

Лингвистическое содержание может внести разнообразие в работу классных руководителей. Вот несколько вариантов, как можно осмыслить традиционную тему классного часа. Ежегодно, классным руководителям приходится проводить мероприятия, с условными названиями «Я москвич» или «Моя столица, моя Москва». Было бы полезно, наряду с историей и достопримечательностями нашей столицы, знать и особенности речи земляков ( а следовательно, осознать и особенности собственной речи), используя подходящую литературу, например, книги радиоведущих канала «Эхо Москвы» «Говорим по-русски с Ольгой Северской» или « Говорим по-русски с Мариной Королёвой». Школьники могли бы подготовить выступления, в которых сопоставлялись бы названия одних и тех же предметов в Москве и Петербурге» ( в первой из названных книг одна глава так и называется «Что в Москве батон, то в Питере булка»).

Интересный лингвистический поворот можно придать классному часу, посвящённому будущим профессиям выпускников. Например, понятны ли нам названия многих предлагаемых вакансий: сейлзменеджер, веб-дизайнер, сисадмин? А дети в реальной жизни столкнутся с такими наименованиями. В помощь учителю книга М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва», в которой живым, понятным языком описаны многие интересные процессы в современном русском языке.

Усиление внимания к языковому аспекту обучения во всех предметных областях способствует воспитанию личности, открытой к восприятию новых знаний. А также вырабатывает у детей лингвистическое мировоззрение.

                                                                                                                        Алёшина Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Изучение фразеологизмов группы «человек» с компонентом-зоонимом в средней школе (на материале английского языка)

Изучение фразеологизмов группы «человек» с компонентом-зоонимом в средней школе (на материале английского языка)...