«Официально-деловой стиль речи. Жанры»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22_met_ruk_prepodavatelya.doc63 КБ
Microsoft Office document icon 22_met_ruk_studentov.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Официально-деловой стиль речи. Жанры».

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная: 

Систематизировать опорные знания:

об отличительных чертах стиля речи;

о классификации и характеристике жанров письменной и устной деловой речи;

Сформировать умения и навыки:

определять жанр делового документа, опираясь на знание жанровых характеристик;

создавать официально-деловые тексты разных жанров, руководствуясь знаниями социально-содержательных особенностей и речевых черт официально-делового стиля речи и жанровых характеристик.

Развивающая: 

развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

развивать внимание, память, познавательные способности;

развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: 

формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся, таблица «Функциональные стили речи», раздаточный материал (образцы оформления документов).

 Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная:

«Русский язык и культура речи»: учебник, высшее образование, под ред. проф. О.Я.Гойхмана, Коллектив авторов, 2005 г.; Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Русский язык. Стилистика и культура речи», «Махаон», Москва,  2005 г.

Дополнительная: 

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                               -  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                                     -  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:                              

Проверка исходного уровня знаний:  

Текущее тестирование.                                                                                   - 15 мин.

2. Формирование новых представлений и знаний.                                        

      1) Сообщение преподавателя                                                                  - 5 мин.    

      2) Самостоятельная работа с теоретическим материалом                                         - 25 мин.

3. Формирование умений и навыков                                                

Выполнение практических заданий                              

с последующей коллективной проверкой                                                            - 40 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                                 -  1 мин.

 V. Домашнее задание                                                                       -  1 мин.                                

Ход занятия.

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.





1





Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).


Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.


2

Мотивация к изучению новой темы.

В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Когда вы поступали в училище, то писали заявление о вашем приёме. Иногда приходится писать объяснительные записки, доверенности, расписки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов.

Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.


1.




2.

3.




4.


5




5

25




40

Проверка исходных знаний.

Текущее тестирование (Приложение 1).



Формирование новых знаний и представлений

1. Сообщение преподавателя.

2. Самостоятельная работа с теоретическим материалом

(Приложение 2).


Формирование умений и навыков

Выполнение практических заданий № 1, 3, 7, 8, 9 (устно)  № 2, 4, 5, 6 (письменно) с последующей коллективной проверкой.

(Приложение 3).


Учащиеся выполняют задание, сдают на проверку.

Учащиеся записы-вают основные по-ложения темы, заполняют таблицу «Стили речи».

Учащиеся коллективно, индивидуально, в группах выполняют практические задания.

IV.

1

Подведение итогов занятия. 

Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

V.


1

Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

Выполните задание (по выбору) № 10, 11.

3. Индивидуальные задания: сообщение: «Речевой этикет» («РЯ  и КР» Введенская, Черкасова, стр. 53 – 83)


Учащиеся записывают д/з

ЭТАЛОН к текущему тесту.

1

2

1

1, 3, 6, 7

А – 2, 3, 4, 7

Б – 1, 5, 6

1, 4, 5, 6

А – 2

Б – 4

В – 1

Г – 3

А – 2

Б – 3

В - 1

ЭТАЛОН к практической части.

Задание 1. 

А

краткость изложения;

точная, объективная информация (цифры, даты);

лексика с отвлеченным и обобщенным значением (трудоустройство, здравоохранение, население, органы, учреждения, медицина, образование);

стандартные обороты речи (по результатам анкетирования, необходима помощь,сельская местность, коммерческая структура, частная практика, государственные учерждения, место работы, сельская местность);

предложения простые, безличные, с перечислениями.

Задание 2. 

именующие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы

входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового

не употребляющиеся в официально-деловом стиле

Иметь место

Нетрудоспособность

расторжение договора

констатировать

истец

командировочное удостоверение

заявка на участие

в соответствии с приказом

нижеследующее

делопроизводство

регистрация брака

от имени и по поручению

безотлагательно

принять к сведению

уведомление

в целях

кассационная жалоба

принять меры

ходатайство

в плановом порядке

поставить в известность

подсчитать свои возможности

Меланхоличный

торжественное открытие

новое назначение

текущий

обусловить

рекламация

именуемый

морфема

ингаляция

один-одинешенек

заводище

короткая память

мешанина

юнец

судить да рядить

попридержать язык

чарующий

наперегонки

фразер

Задание 4.

Претензия - предъявить, благодарность - объявить, виза - выдать, выговор - вынести, договор - заключить, документ - составить, заявка - подать, иск – удовлетворить/предъявить, соглашение - заключить, приказ - объявить, отчет - составить, письмо - составить/написать, повестка - предъявить, подпись - поставить, порицание - вынести, постановление - вынести, предложение -  вынести, предписание - выдать, предупреждение - сделать, содействие - оказать, учет - произвести, проект - составить, протокол - составить/написать, расписка - составить, распоряжение - вынести, резолюция - составить, резюме - составить, рекомендация - дать, решение - вынести, справка - дать, счет - предъявить, требование - предъявить, характеристика -  написать/составить, санкции - вынести.

Задание 5.

Внести - предложение, высказать - мнение, заслушать - отчет, затребовать - отчет, обеспечить - деятельность, объявить – выговор/благодарность, предоставить отпуск/отчет, принести извинения, составить - план, продлить – срок действия, откликнуться на просьбу, произвести ремонт/обыск/расследование, принять - меры, предпринять - действия, представить - данные, оказать - помощь, рассмотреть – предложение/прошение, удовлетворить. – прошение/просьба.

Задание 6.

Официальная ответственность, незамедлительные действия, официальное лицо, единовременное пособие, действенные меры, единый порядок, единые полномочия, непредвиденные обстоятельства, незамедлительное рассмотрение, определённый срок, большой ущерб, высокая цена, качественное обслуживание, долгосрочные отношения.

Задание 7. 

В связи с намечающимся в октябре месяце сего года ремонтом оборудования возникла необходимость в обеспечении участка запасными частями и деталями. Убедительно просим вас выполнить данный заказ в установленные сроки.

В результате непредвиденных обстоятельств я сдала молоко не в установленный срок.

Возможна только личная беседа с руководством на данную тему.

Повысим успеваемость, улучшим качество знаний.

Задание 8..

Для проведения занятий по информатике временно будут использованы компьютерные классы кафедр.

Наши предприятия долгие годы находятся в добрых партнерских отношениях.

Полагаем, что результаты испытаний могут представлять общий интерес для наших фирм.

Прошу Вас сообщить о стоимости одной единицы изделия (кондиционер).

Транспортные издержки при перевозках по железной дороге уступают морским и авиационным.

Государственное учреждение медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                    Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам. директора по УР:                                                                   Протокол №_________________

                                                                                                         Председатель ЦМК:

__________________                                                                    ______________________

О.И. Кондратович                                                          Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Официально-деловой стиль речи. Жанры».

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

Курc - II

Семестр - 3

                                                                                  Составитель:

                                                                                                   преподаватель ГМУБ:

                                                                                        М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год



Предварительный просмотр:

Тема: «Официально-деловой стиль речи. Жанры».

Актуальность: Профессиональная деятельность младшего и среднего медицинского работника предполагает заполнение большого количества разного рода документов. Документы – это жанры официально-делового стиля речи. Чтобы работа по заполнению документов не вызывала особых затруднений, необходимо подробно познакомиться с социально-содержательными особенностями и речевыми чертами официально-делового стиля речи, а также с характеристиками жанров письменной деловой речи и принципами оформления медицинской документации.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

отличительные черты официально-делового стиля речи;

классификацию и характеристики жанров письменной деловой речи.

Уметь:

определять принадлежность текста к официально-деловому стилю речи;

оформлять документы, используемые в медицинской практике.

Продолжительность занятия: 90 минут

Вид занятия: практическое

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Оснащенность: метод. разработки для преподавателя и учащихся, таблица «Функциональные стили речи», раздаточный материал (примеры оформления документов).

Литература:

Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 91 – 97.

План занятия.

I.   Организационный момент                                                                                              - 3 мин.

II. Проверка исходных знаний                  

      Текущее тестирование                                                                                           - 15 мин.

III. Сообщение преподавателя                                                                                      - 5 мин.

IY. Самостоятельная работа учащихся  

с теоретическим материалом                                                                                   - 25 мин.

Y Выполнение практических заданий                                                                                

    с последующей коллективной проверкой                                                                  - 40 мин.

YI. Подведение итогов занятия. Домашнее задание                                                   - 2 мин.

Вопросы для самоконтроля:

Перечислите отличительные черты официально-делового стиля речи.

Какие сферы деятельности обслуживает официально-деловой стиль речи?

Какие жанры официально-делового стиля речи вы знаете?

4.   Назовите различия между личными и служебными документами.

Методические указания  для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент.  

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для    теоретического материала и  практических заданий.  

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.

    Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.

II. Проверка исходных знаний по теме.

Текущее тестирование (Приложение 1).

Выполните задание, сдайте на проверку преподавателю.

III. Сообщение преподавателя.

Прослушайте сообщение преподавателя.

III. Самостоятельная работа с теоретическим материалом (Приложение 2).

Прочитайте материал, представленный в блоке информации, законспектируйте основные положения; заполните нужные ячейки таблицы  «Функциональные стили речи»; изучите  раздаточный материал (карточки с примерами оформления документов).

IY. Выполнение практических заданий с последующей коллективной проверкой.

Откройте практическую часть (Приложение 3) и выполните задания № 1, 3, 7, 8, 9 (устно);

№ 2, 4, 5, 6 (письменно).

Коллективная проверка.

Y. Домашнее задание:

1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.

2. Выполните задания (по выбору) № 10, 11.

Приложение 1

ТЕКУЩИЙ ТЕСТ.

Что является целью научного стиля речи? Выберите правильный ответ:

передавать знания;

давать указания;

передавать чувства, эмоции;

убеждать людей.

Какая функция речи реализуется в научном стиле? Выберите правильный ответ:

общение;

сообщение-объяснение;

сообщение-инструктирование;

воздействие.

Какой тип речи в основном используется в научном стиле? Выберите правильный ответ:

монолог;

диалог;

полилог;

Какие языковые средства из названных характерны для научного стиля речи? Выберите правильные ответы:

слова нейтральные, книжные;

слова в переносном значении;

термины;

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

стандартные выражения;

составные наименования;

профессиональные фразеологизмы;

риторические вопросы.

Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Жанры письменной научной речи;

Б. Жанры устной научной речи.

лекция;

рецензия;

аннотация;

реферат;

доклад;

дискуссия;

статья.

6) Какие виды устного ответа на занятии принято выделять? Выберите правильные ответы:

ответ-описание;

ответ-оценка;

ответ-повествование;

ответ рассуждение;

ответ-группировка;

ответ-обобщение;

ответ-сообщение.

7) Дайте определения основным логическим формам объяснения и изложения текста. Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А) анализ – это …;

Б) синтез – это …;

В) сравнение – это …;

Г) обобщение – это ….

мысленное установление сходства или различия предметов по главным и несущественным признакам;

мысленное расчленение объектов на их составные части;

мысленное объединение некоторых предметов в некотором понятии;

мысленное соединение в целое частей объекта;

8) Дайте определения основным логическим приёмам объяснения и изложения текста. Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А) дедукция – это …;

Б) индукция – это …;

В) аналогия – это ….

умозаключение о принадлежности предмету определённого признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;

приём изложения, предполагающий переход от общих положений к частному, конкретному;

приём изложения, предполагающий переход от частного к общему выводу.

Приложение 2.

Блок информации

Отличительные черты научного стиля речи

Сфера применения: сфера управления, права и делопроизводства.

Цели научной речи: информировать, инструктировать, давать указания (регулирование государственных, социальных, служебных, деловых и личных отношений людей).

Функции речи: сообщение – инструктирование.

Содержание речи: зависит от темы речи.

Форма речи: письменная, иногда устная (деловая беседа).

Тип речи: монолог, иногда диалог/полилог (деловая беседа).

Основной функционально-смысловой тип речи: в связи с особенностью формулировок в официальных документах почти отсутствуют повествование и описание.

Однако в некоторых (протокол, отчет, договор) наблюдается повествовательная манера изложения.

Языковые средства:

лексический уровень:

нейтральная лексика;

книжная лексика;

слова с обобщенно-отвлеченным значением (заседание, постановление, решение, соглашение);

канцеляризмы – слова, использование которых ограничено рамками официально-делового стиля.

(заслушать, надлежащий, предписывать,  неприятие, несоблюдение, установленный, содействовать, просрочка, вышеуказанный, нижеподписавшийся);

термины, профессионализмы и словосочетания терминологического характера (ответчик, иск, заявитель, наниматель, усыновитель – юридические термины; акт, взимание – бухгалтерские; демократия – диктатура - дипломатические и т.д.);

слова только в прямом значении.

фразеологический уровень:

стандартные обороты речи – клише (в соответствии с решением, принять к исполнению; проводить исследование, привлечь к ответственности, поставить на вид, поставить на вид, в целях улучшения, оказать помощь, произвести ремонт); 

а) специальные фразеологизмы (жилой массив, жилищный фонд, установленный порядок, единовременное пособие, прямые обязанности, адрес местожительства);

б) фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности (сфера применения, причинить ущерб, иметь значение, играть роль, оставляет желать лучшего, узкое место, общее место, называть вещи своими именами, находится на уровне чего-либо и т.д.).

словообразовательный уровень:

абстрактные, книжные суффиксы, придающие словам отвлеченное значение (-ение, -ство,-изм, -ист, -ст, -ировать);

морфологический уровень:

абстрактные отглагольные существительные (построение, введение, заключение, обоснование, закрепление, исполнение, оповещение, правонарушение, постановление, разделение);

глаголы в неопределенной форме для усиления категоричности ( необходимо устранить, закрепить, обязан выполнить);

большое количество отыменных предлогов и союзов (вследствие, в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что, во имя, в целях);

для обозначения причины и следствия употребляется предлог по с Д.п. (по причине, по болезни, по семейным обстоятельствам);

для указания сроков используются предлоги с – по (а не с – до) (с 1999 г. по 2006 г.);

краткие имена прилагательные (обусловлено краткостью деловой речи);

использование страдательных конструкций (представляется возможность, комиссией было обнаружено);

имена существительные м.р. для обозначения лиц женского пола (врач Петрова, лаборант Иванова);

глаголы несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах) и совершенного вида (в более конкретных документах: протоколах собраний, распоряжениях, актах).

синтаксический уровень:

прямой порядок слов в предложении;

осложненные простые предложения (однородные члены, вводные слова (во-первых, наконец), уточняющие члены (а именно,…));

односоставные безличные предложения (в целях… необходимо выделить…);

номинативные предложения с перечислениями;

Стилевые черты:

обращенность ко многим;

использование в официальной обстановке;

смысловая точность (полные наименования государств, учреждений, точное обозначение дат, количеств, величин, размеров);

однозначность формулировок, ясность изложения;

компактность структуры текста;

информативность;

юридическая обоснованность;

унифицированность – приведение к единой внешней форме;

общепринятое, стандартное расположение частей текста, реквизитов - обязательных составных частей документа;

высказывания подчеркнуто строгие, бесстрастные.

Разновидности делового стиля:

Собственно официально-деловой (канцелярский).

Юридический (язык законов и указов).

Дипломатический.

Основные жанры:

жанры устной речи: деловая беседа.

жанры письменной речи:

законодательные документы (конституция (свод законов), кодекс гражданский/уголовный, постановление правительства, указ президента, резолюция и т.д.);

документы личного характера (заявление, автобиография, резюме и т.д.);

3) документы служебного характера (а) деловое письмо, справка, докладная записка, протокол, приказ и т.д; б) специальные (профессиональные) документы-бланки:

личное дело,

история болезни

медицинская карта стационарного больного (Форма № 003/н)

Наряд № … на заключительную дезинфекцию (Форма № 162)

Температурный лист

Санаторно-курортная карта  (Форма № 298)

Фельдшерская справка о смерти (Форма № 246-ф)

Талон на прием к врачу (Форма № 025-4/у)

Медицинское свидетельство о рождении (Форма № 193/у-84)

Рецепт (Форма №  148-1/у-88)

Справка о временной нетрудоспособности студента (Форма № 095/у)

Экстренное извещение об инфекционном заболевании (Форма № 058/у)).

 

Жанры письменной официально-деловой речи

Документы подразделяются на личные и служебные.

1. Документы личного характера:

автобиография;

заявление;

расписка;

доверенность;

резюме.

АВТОБИОГРАФИЯ – жанр письменной деловой речи, представляющий собой описание своей жизни.

Обязательные реквизиты:

наименование документа;

содержание документа;

дата;

подпись автора.

Содержание автобиографии:

ф.и.о.;

дата и место рождения, национальность;

время, место, название учебных заведений, в которых учился автор;

трудовая деятельность: когда, где и в качестве кого работал;

служил ли в армии? (когда, где и в качестве кого, воинское звание);

семейное положение. Краткие сведения о членах семьи, родителях, братьях и сестрах (ф.и.о., год рождения, их занятия, местожительство);

адрес автора.

ЗАЯВЛЕНИЕ – это письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

Обязательные реквизиты:

адресат;

ф.и.о. и адрес заявителя;

название документа;

содержание документа;

дата и подпись;

ДОВЕРЕННОСТЬ – это документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать действия, указанные в доверенности.

Обязательные реквизиты:

ф.и.о., адрес доверяющего лица;

ф.и.о., адрес, паспортные данные уполномоченного лица;

действия, которые разрешается совершать;

дата;

подпись доверяющего лица;

заверение подписи доверяющего лица нотариальной конторой;

РАСПИСКА – это письменное подтверждение лица, получившего ценности (товары, деньги, документы и т.д.).

Если ценность взята на время, то указывается срок возврата.

РЕЗЮМЕ – это совершенно необходимый вид документа, который должны уметь составлять все, кто хочет найти хорошую работу. 

Обычно в резюме указываются:

1) ф.и.о.;

2) дата и место рождения;

3) семейное положение;

4) гражданство;

5) сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков, степень владения компьютером, стаж работы;

6) адрес, телефон (служебный и домашний);

7) место работы и должность;

8) можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учебе).

2. Документы служебного характера:

- акт                                                        - приказ

- докладная (записка)                                            - протокол

- инструкция                                                - распоряжение

- кадровая анкета                                        - решение

- объяснительная (записка)                                    - деловое письмо

- положение                                                - структура и штатная численность

- постановление                                        - указание

- правила                                                - устав

- представление                                        - штатное расписание        

 ИНСТРУКЦИЯ – это документ, в котором даются руководящие указания по определённому вопросу.

Обязательные реквизиты:

утверждается  должностным лицом;

Ф.И.О. исполнителя, дата исполнения;

дело, в которое помещена инструкция;

информация, что все с данной инструкцией ознакомлены.

 ДОКЛАДНАЯ (ЗАПИСКА) – письменное сообщение начальнику о служебном деле.

Обязательные реквизиты:

Ф.И.О., должность адресата;

Ф.И.О., должность автора докладной;

название документа;

содержание документа

дата и подпись.

ПРОТОКОЛ – документ, фиксирующий ход и результаты работы коллегиальных органов. Могут быть краткими и полными, их нумеруют в пределах календарного года.

Обязательные реквизиты:

название вида документа (протокол);

дата;

номер;

место заседания или совещания (собрания);

заголовок (наименование коллегиального органа);

Ф.И.О. председателя, секретаря и присутствующих;

Текст: повестка дня, разделы – слушали, выступили, постановили, вопросы.

 Подписи председателя и секретаря.

ВЫПИСКА из протокола – это копия необходимой части подлинного документа. Её выдают на руки заинтересованному лицу. Выписка может заверяться печатью.

ХАРАКТЕРИСТИКА – это документ, в котором даётся отзыв о трудовой и общественной деятельности человека.

Обязательные реквизиты:

наименование документа (характеристика);

содержание (текст);

подписи;

дата выдачи;

печать.

ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО – исключительно важное, а порой и незаменимое средство делового взаимодействия между фирмами и организациями.

Виды делового письма:

письмо- заказ;

письмо-запрос;

письмо-ответ;

письмо-заявка;

письмо-просьба;

письмо-разрешение;

письмо-запрещение

сопроводительное письмо;

информационное письмо и т.д.

Правила составления делового письма:

написано грамотно, лаконично и аргументировано;

тон письма ясный, корректный, доброжелательный;

содержание адекватно его виду (соответствие);

следует избегать двусмысленностей и неточностей.

Структура и содержание делового письма:

Заголовок (желательно пользоваться фирменным бланком

точный адрес отправителя;

название фирмы;

дата отправки;

исходящий номер (на дубликате, хранящемся в канцелярии)

Обращение 

должность адресата;

его имя и отчество.

допустимо неформальное обращение (уважаемый, дорогой)

Текст

Заключение.

Приложение 3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Определите стиль речи текста. Проанализируйте языковые особенности данного

стиля.                                                                        

А.  По результатам анкетирования 19 тыс. выпускников 1992 г. (72% от выпуска) и 14 тыс. выпускников 2000 г. (63,8% от выпуска) установлено, что:

      - более 75% студентов необходима помощь в трудоустройстве. Эту помощь они хотели бы   получить от:

учебного заведения – 36,5% и 32%,

органа управления здравоохранением – 23,6% и 33,3%,

органов службы занятости населения – 9,9% и 13,8%,

от родителей и знакомых – 7% и 3,5%.

будущие молодые специалисты хотели бы работать:

в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения – 62,1% и 55,1%,

в медицинской коммерческой структуре – 24,8% и 48,7%,

заниматься частной практикой – 11,7% и 27,7%.

не связывали свою работу с медициной – 1,8% и 7,5%.

только 4,4% будущих врачей имеют желание работать в сельской  местности.

В 1999 г. 10,6% выпускников ВУЗов и 10,5% выпускников средних образовательных медицинских учреждений сменили место работы (в том числе из-за невыполнения условий договора – соответственно 0,7% и 0,8%).

Из числа стажированных специалистов сменили место работы только 5% врачей и 5,3% работников со средним медицинским образованием.

Б.  В соответствии с приказом Минздрава России от 15.10.99 г. № 377 тарификация старшей медицинской сестры, имеющей высшую квалификационную категорию, производится по 12 разряду Единой тарифной сетки. Максимальный размер надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждении здравоохранения у старшей медицинской сестры терапевтического отделения поликлиники не может превышать 30 процентов оклада.

Задание 2. Распределите приведённые ниже слова, словосочетания и выражения по группам:

а) именующие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы;

б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового;

в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле.

     Составьте 6 – 7 предложений, используя канцеляризмы.

Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, заводище, истец, командировочное удостоверение, в соответствии с приказом, заявка на участие, нижеследующее, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, мешанина, новое назначение, регистрация брака, от имени и по поручению, текущий, юнец, безотлагательно, судить да рядить, принять к сведению, уведомление, в целях, рекламация, кассационная жалоба, принять меры, попридержать язык, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, именуемый, наперегонки, морфема, ингаляция, поставить в известность, фразер, подсчитать свои возможности.

Задание 3 Какие из предложенных текстов вы использовали в деловом отчете, а какие в разговоре с товарищем? Докажите свою точку зрения.

«В прошлом семестре мы впервые ходили в паталогоанатомичку. Ты знаешь, это очень интересно. Мы поговорили и решили продолжить это дело…».

«в прошлом семестре мы впервые посетили паталогоанатомическую лабораторию. Это было очень интересно. Мы поговорили и приняли решение продолжить это дело…».

«Мы с ребятами были на выставке. Она вызвала у нас большой интерес. Некоторые ребята решили пойти ещё раз…».

«Мы с ребятами были на выставке. Всем она очень понравилась. Некоторые даже решили пойти еще раз…».

Задание 4. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.

Образец: акт — составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.

Претензия, благодарность, виза, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.

Задание 5. Укажите наиболее употребляемые варианты сочетаемости данных глаголов  с существительными. Составьте предложения.

Образец: разрешить спор. Экономические споры часто разрешаются в судебном порядке.

Внести, высказать, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, предоставить, принести, составить, продлить, откликнуться, произвести, принять, предпринять, представить, оказать, рассмотреть, удовлетворить.

Задание 6. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.

Задание 7. Исправьте ошибки в ниже приведённых документах. По возможности, отредактируйте их.

В связи с намечающимся в октябре месяце сего года ремонтом оборудования возникла потребность в обеспечении участка запасными частями и деталями, которыми убедительно просим вас удовлетворить в сроки, предшествующие  ремонту (из докладной записки).

Благодаря драке двух моих коров из-за стойла, я вынуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц, в результате я не вовремя сдала своё молоко (из объяснительной записки). 

Прошу вашего разрешения довести до вашего сведения, что в вверенном вам отделе неоднократно на протяжении этого месяца по вечерам происходят весьма странные дела: пропадает мой любимый веник, мусора нет, а на подоконниках исчезли цветы и пыль. В результате вышеизложенных фактов я по вечерам лишаюсь работы и чувствую себя выбитой из сил (из заявления).

С целью борьбы за повышение успеваемости повысим умственный потенциал за плоды своей учебы (из объявления).

Задание 8. Прочитайте предложения, взятые из текстов документов. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, исправьте их.

Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр.

Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях.

Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм.

Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика.

Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.

Задание 9. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Чудик». Объясните, почему герою рассказа пришлось переписывать текст телеграммы.

В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».

Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде.

Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена! ... Вы, наверное, подумали.…

В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и « Васятка». Стало: «долетели», «Василий».

Приземлились... Вы что, космонавт, что ли?

 —  Ну ладно, — сказал Чудик.  Пусть так будет.

Задание 10. Составьте следующие документы:

автобиографию;

резюме;

расписку на получение расходных материалов у сестры-хозяйки;

докладную записку о нарушении пациентами палаты № 10 травматологического отделения постельного режима и рас питии спиртных напитков;

инструкцию для пациентов

а) по пользованию холодильником, душем;

б)  посещению больных и приёму передач;

доверенность на получение стипендии;

заявление: 

а) с просьбой перевести вас на другой факультет;

б) с просьбой разрешить вам академический отпуск; 

в) с просьбой принять вас на работу;

г)  о выдаче студенческого билета взамен утраченного;

д) характеристику на своего товарища.

заявку на посещение выставочного зала;

объяснительную по поводу пропущенных занятий;

документ (деловое письмо) от имени дирекции вашего учебного заведения заведующему городской библиотекой с просьбой разрешить вам пользоваться фондами отдела редких книг для написания реферата по медицине.

Задание 11. Заполните следующие документы:

Медицинская карта стационарного больного (Форма № 003/н)

Наряд № __ на заключительную дезинфекцию (Форма № 162)

Температурный лист

Санаторно-курортная карта  (Форма № 298)

Фельдшерская справка о смерти (Форма № 246-ф)

Талон на прием к врачу (Форма № 025-4/у)

Медицинское свидетельство о рождении (Форма № 193/у-84)

Рецепт (Форма №  148-1/у-88)

Справка о временной нетрудоспособности студента (Форма № 095/у)

Экстренное извещение об инфекционном заболевании (Форма № 058/у).

Государственное медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                             Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам.директора по УР:                                                                             Протокол _______________ ___

                  Председатель ЦМК:

__________________                                                                              __________________________

О.И.Кондратович                                                                             Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для студентов

Тема: «Официально-деловой стиль речи. Жанры»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I

Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

II – курс

3 семестр

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                 преподаватель ГМУБ 

                                                                                                                 М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе "Автобиография как жанр официально-делового стиля речи"

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи. Эта тема, на мой взгляд, является актуальной для старшеклассников. В рамках урока были поставлены следующие цели и задачи: цели: образовател...

"Некоторые жанры официально-делового стиля речи.Знакомый незнакомец"

Урок русскоко языка в 10 классе по учебнику Г.Ф.Хлебинской (профильный уровень)...

«Публицистический стиль речи. Жанры»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...

Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "

Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...