Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе программы Т.А. Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5_kl.docx77.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Русский язык. 5 класс» составлена на основе следующих документов:

 - Государственный стандарт общего образования (2004)

 - Примерная программа основного общего образования по русскому языку

- Русский язык. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

       Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Применение знаний и умений в жизни.

Программа разработана в соответствии с используемым учебно-методическим комплектом:

Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский// Москва, Просвещение, 2010.

Рабочие программы по русскому языку. 5 – 11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)/сост. Г.М. Вялкова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2010.

Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, и др. - М.:  Просвещение, 2005.

Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010.

Иссерс О.И. Тесты. Русский язык. 5 класс. – М.: Разум, 2008.

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.

        Рабочая программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.

                                              Содержание программы учебного курса

Язык - важнейшее средство общения (2ч)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (26 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (36 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в  составе сложного  перед  союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (14 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (9 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (24 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (64 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (2 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (22 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).  Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (29 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (35 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

определения основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

-  понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

-    выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

ЧТЕНИЕ:

-    владеть техникой чтения;

-    выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

-    разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

-    отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

-    владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

-    прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

-    извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

-    правильно расставлять логические ударения, паузы;

-    выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; говорение:

-    доказательно отвечать на вопросы учителя;

-    подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

-    создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

-    выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

-     подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

-     создавать письменное высказывание разных типов речи;

-     составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

-     определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;

-     писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

-     пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

-     выражать свое отношение к предмету речи;

-     находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

-     подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

-   использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

-     исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-  выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

-  различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

-  использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

-  находить в художественном тексте явления звукописи;

-  правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

ГРАФИКА:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

 - распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово:

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

-  использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

МОРФОЛОГИЯ:

-  различать части речи;

-  правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;

-  уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

-  правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

ОРФОГРАФИЯ:

-     находить орфограммы в морфемах;

-     группировать слова по видам орфограмм;

-     владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

-     устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

-     самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-     выделять словосочетания в предложении;

-     определять главное и зависимое слово;

-     составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

-     выделять основы предложений с двумя главными членами;

-     конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

-     характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

-     составлять простые и сложные предложения изученных видов;

-     соблюдать верную интонацию конца предложений;

-    опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

-     находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

-     владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

-    устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

-    самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

продолжения образования.

                                            Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

уроки

контр. работы

разв. речи

I

Язык - важнейшее средство общения

2

1

1

II

Повторение пройденного в I - IV классах.

26

19

1

6

III

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

36

31

2

3

I\/

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

14

10

1

3

\/

Лексика. Культура речи

9

7

2

 \/I

Морфемика. Орфография. Культура речи

24

20

1

3

\/II

1

Морфология. Орфография. Культура речи

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

64

2

48

1

4

12

1

2

Имя существительное

22

18

1

3

3

Имя прилагательное

11

7

1

3

4

Глагол

29

22

2

5

\/III

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

35

30

1

4

ИТОГО

210

166

10

34

                 

     

      Календарно-тематическое и поурочное планирование по русскому языку для 5 класса

 №

  Тематическое планирование с указанием количества часов

              Поурочное планирование

                       Тема урока

 Дата пров

По плану

Факт

1

 Язык - важнейшее средство общения (2 ч)

Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы (1 ч.)

Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы.

2

Р.р. №1 Стили речи

Р.р.  Стили речи

3

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (26 ч.)

Состав слова (1 ч.)

Повторение изученного в начальных классах. Состав слова.

4

Орфограмма (1 ч.)

Орфограмма.

5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова (1 ч.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

6

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова (1

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

7

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова (1 ч.)

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова (1 ч.)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

9

Буквы и,у.а после шипящих (1 ч.)                Сл. дикт.

Буквы и, у, а после шипящих

10

Разделительные ъ и ь (1 ч.)

Разделительные ъ и ь

11

Раздельное написание предлогов с другими словами (1 ч.)

Раздельное написание предлогов с другими словами

12

Р.р. №2 Текст (1 ч.)

Р.р.  Текст

13

Р.р. №3 Изложение с изменением лица рассказчика (№66) (1 ч.)

Р.р.  Изложение с изменением лица рассказчика

14

Части речи (1 ч.)

Части речи.

15

Р.р. №4 Анализ изложения. Работа над ошибками (1 ч.)

Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками.

16

Глагол (1 ч.)

Глагол

17

-Тся и -ться в глаголах (1 ч.)

-Тся и -ться в глаголах.

18

Р.р. №5 Тема текста (1 ч.)

Р.р.  Тема текста.

19

Личные окончания глаголов (1 ч.)

Личные окончания глаголов

20

Имя существительное (1 ч.)

Имя существительное.

21

Правописание падежных окончаний имён существительных (1 ч.)

Правописание падежных окончаний имён существительных

22

Имя прилагательное (1 ч.)

Имя прилагательное

  23

Правописание падежных окончаний имён прилагательных (1 ч.)

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

  24

Р.р.№6 Творческая работа по картине А.А. Пластова «Летом» (1 ч.)

Р.р.  Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Летом»

25

Местоимение (1 ч.)

Местоимение

26

Р.р. №7 Основная мысль текста (1 ч.)

Р.р.  Основная мысль текста.

27

Обобщение по теме «Повторение изученного в начальных классах»1

Обобщение по теме «Повторение изученного в начальных классах»

28

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальных классах» (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

29

Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

30

 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (36 ч.)

Синтаксис (1 ч.)

Синтаксис

31

Пунктуация (1 ч.)

Пунктуация

32

Словосочетание (1 ч.)

Словосочетание

33

Разбор словосочетания (1 ч.)

Разбор словосочетания

34

Предложение (1 ч.)

Предложение

35

Р.р. №8 Сжатое изложение (№137) (1 ч.)

Р.р.  Сжатое изложение

36

Виды предложений по цели высказывания (1 ч.)

Виды предложений по цели высказывания

37

Восклицательные предложения (1 ч.)

Восклицательные предложения

38

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее (1 ч.)

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

39

Сказуемое  (1 ч.)

Сказуемое.

40

Тире между подлежащим и сказуемым (2 ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым.

41

Закрепление по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

42

Нераспространённые и распространённые предложения (1 ч.)

Нераспространённые и распространённые предложения

43

Второстепенные члены предложения. Дополнение (1 ч.)

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

44

Определение (1 ч.)                                      Слов. дикт.

Определение

45

Обстоятельство (1 ч.)

Обстоятельство

46

Закрепление по теме «Второстепенные члены предложения» (1 ч.)

Закрепление по теме «Второстепенные члены предложения»

47

Предложения с однородными членами (1 ч.)

Предложения с однородными членами

48

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (2 ч.)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

49

Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

50

Предложения с обращениями (1 ч.)

Предложения с обращениями.

51

Контрольная работа за 1 четверть (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть

52

Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

53

Р.р. № 9 Письмо (1 ч.)

Р.р. Письмо

54

Синтаксический разбор простого предложения (1 ч.)

Синтаксический разбор простого предложения.

                                                          2 четверть

55

Пунктуационный разбор простого предложения (1 ч.)

Пунктуационный разбор простого предложения

56

Простые и сложные предложения (2 ч.)

Простые и сложные предложения

57

Закрепление по теме «Простые и сложные предложения»

58

Синтаксический разбор сложного предложения (1 ч.)

Синтаксический разбор сложного предложения

59

Прямая речь (2 ч.)

Прямая речь

60

                                                                                       Сл дикт.

Закрепление по теме «Прямая речь»

61

Р.р.№10 Диалог (1 ч.)

Р.р.  Диалог

62

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (1 ч.)

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

63

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

64

Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

65

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 ч.)

Фонетика. Гласные звуки (1 ч.)

Фонетика. Гласные звуки.

66

Согласные звуки (1 ч.)

Согласные звуки

67

Позиционные чередования гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие (1 ч.)

Позиционные чередования гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие.

68

Р.р. №11 Повествование (1 ч.)

Р.р.  Повествование

69

Р.р. №12 Подробное изложение (№ 275) (1 ч.)

Р.р.  Подробное изложение

70

Согласные звонкие и глухие (1 ч.)

Согласные звонкие и глухие

71

Графика. Алфавит (1 ч.)

Графика. Алфавит

72

Р.р. №13 Описание предмета. Подготовка к сочинению на тему «Моя любимая игрушка» (1 ч.)

Р.р.  Описание предмета. Подготовка к сочинению на тему «Моя любимая игрушка»

73

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (1 ч.)

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

74

Двойная роль букв е, ё, ю, я (1 ч.)

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

75

Орфоэпия. Фонетический разбор слова (1ч.)

Орфоэпия. Фонетический разбор слова

76

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография» (1 ч.)

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

77

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография» (1

Контрольная работа (тестирование) по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

78

Работа над ошибками (1 ч.)

Работа над ошибками

79

          Лексика. Культура речи (9 ч.)

Лексика. Слово и его лексическое значение (1 ч.)

                       

Лексика. Слово и его лексическое значение

80

Однозначные и многозначные слова (1 ч.)

Однозначные и многозначные слова

81

Прямое и переносное значение слов (1 ч.)  Сл дикт.

Прямое и переносное значение слов              

82

Омонимы (1 ч.)

Омонимы

83

Синонимы (1 ч.)

Синонимы

84

Антонимы (1 ч.)

Антонимы

85

Повторение по теме «Лексика» (1 ч.)

Повторение по теме «Лексика»

86

Р.р. №14-15 Творческая работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (2 ч.)

Р.р.  Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

87

Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

88

Морфемика. Орфография. Культура речи (24 ч.)

Морфемика. Морфема. Изменение и образование слов (1 ч.)

Морфемика. Морфема. Изменение и образование слов.

89

Окончание (1 ч.)

Окончание

90

Основа слова (1 ч.)

Основа слова

91

Корень слова (1 ч.)

Корень слова

92

Контрольная работа за 1 полугодие (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие.

93

Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками

94

Р.р. №16 Рассуждение (1 ч.)

Р.р.  Рассуждение

95

Суффикс (2 ч.)

Суффикс

96

Закрепление по теме «Суффикс»

                                                                    3 четверть

97

Приставка (1 ч.)

Приставка

98

Чередование звуков. Беглые гласные (1 ч.)

Чередование звуков. Беглые гласные

99

Варианты морфем. Морфемный разбор слова (1 ч.)

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

100

Правописание гласных и согласных в приставках (1 ч.)

Правописание гласных и согласных в приставках

101

Буквы з и с на конце приставок (2 ч.)

Буквы з и с на конце приставок

102

Закрепление по теме «Буквы з и с на конце приставок»

103

Буквы о-а в корне –лаг- - -лож- (1 ч.)

Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-

104

Буквы о-а в корне –раст- - -рос- (1 ч.)

Буквы о-а в корне –раст- - -рос-

105

Закрепление по теме «Буквы о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -рос-»

Закрепление по теме «Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-»

106

Буквы ё-о после шипящих в корне (1 ч.)              

Буквы ё-о после шипящих в корне

107

Буквы и-ы после ц (2 ч.)

Буквы и-ы после ц

108

        Слов. дикт.

Закрепление по теме « Буквы и-ы после ц»

109

Повторение по теме «Морфемика» (1 ч.)

Повторение по теме «Морфемика»

110

Р.р. №17-18 Творческая работа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (2 ч.)

Р.р. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

111

Р.р. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

112

 Морфология. Орфография. Культура речи (64 ч.)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

113

Р.р. №19 Анализ сочинения. Работа над ошибками (1 ч.)

Р.р.  Анализ сочинения. Работа над ошибками

114

              Имя существительное (22 ч.)

Имя существительное как часть речи (2 ч.)

Имя существительное как часть речи

115

Закрепление по теме «Имя существительное как часть речи»

116

Р.р. №20 Доказательства в рассуждении. Подготовка к сочинению-рассуждению (1 ч.)

Р.р.  Доказательства в рассуждении. Подготовка к сочинению-рассуждению

117

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (1 ч.)

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

118

Имена существительные собственные и нарицательные (2 ч.)

Имена существительные собственные и нарицательные

119

Закрепление по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»

120

Р.р.№21 Публичное выступление на лингвистическую тему (1 ч.)

Р.р. Публичное выступление на лингвистическую тему

121

Морфологический разбор имени существительного. Род имён существительных (1 ч.)

Морфологический разбор имени существительного. Род имён существительных

122

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (1 ч.)

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

123

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (1 ч.)

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

124

Три склонения имён существительных (1 ч.)

Три склонения имён существительных

125

Падеж имён существительных (2 ч.)                        Сл. дикт.

Падеж имён существительных

126

Закрепление по теме «Падеж имён существительных»

127

Буквы е-и в падежных окончаниях существительных (1 ч.)

Буквы е-и в падежных окончаниях существительных

128

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие (1 ч.)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на

-ий, -ия, -ие

129

Множественное число имён существительных (2 ч.)

Множественное число имён существительных

130

Закрепление по теме «Множественное число имён существительных»

131

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (1 ч.)

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

132

Повторение по теме «Имя существительное» (1 ч.)

Повторение по теме «Имя существительное»

133

Контрольная работа по теме «Имя существительное» (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

134

Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками

135

Р.р. №22 Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (1 ч.)

Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

136

        Имя прилагательное (11 ч.)

Имя прилагательное как часть речи (2 ч.)

Имя прилагательное как часть речи

137

Закрепление по теме «Имя прилагательное как часть речи»

138

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (2)

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

139

Закрепление по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

140

Р.р. №23 Описание животного (1 ч.)

Р.р. Описание животного

141

Р.р. №24 Подробное изложение (№587) (1 ч.)

Р.р. Подробное изложение по отрывку из рассказа А.И. Куприна «Ю-ю»

142

Прилагательные полные и краткие (2 ч.)

Прилагательные полные и краткие

143

Закрепление по теме «Прилагательные полные и краткие»

144

Р.р. №25 Анализ изложения. Работа над ошибками (1 ч.)

Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками

145

Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение по теме «Имя прилагательное» (1 ч.)

Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение по теме «Имя прилагательное»

146

Зачёт по теме «Имя прилагательное» (1 ч.)

Зачёт по теме «Имя прилагательное»

147

                           Глагол (29 ч.)

Глагол как часть речи (1 ч.)

Глагол как часть речи

148

Не с глаголами (2 ч.)

Не с глаголами

149

Закрепление по теме «Не с глаголами»

150

Р.р. №26 Рассказ (1 ч.)

Р.р.  Рассказ

151

Неопределённая форма глагола (2 ч.)

Неопределённая форма глагола

152  

Закрепление по теме «Неопределённая форма глагола»

153

Правописание –тся и –ться в глаголах (2 ч.)

Правописание –тся и –ться в глаголах

154

Закрепление по теме «Правописание –тся и –ться в глаголах»

155

Контрольная работа за 3 четверть (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть.

156

Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

                                                              4 четверть

157

Виды глагола (2 ч.)

Виды глагола

158

Закрепление по теме «Виды глагола»

159

Буквы е-и в корнях с чередованием (2 ч.)

Буквы е-и в корнях с чередованием

160

Закрепление по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием»

161

Р.р. №27 Невыдуманный рассказ (о себе) (1 ч.)

Р.р.  Невыдуманный рассказ (о себе)

162

Время глагола. Прошедшее время (1 ч.)

Время глагола. Прошедшее время

163

Настоящее время (1 ч.)

Настоящее время

164

Будущее время (1 ч.)

Будущее время.

165

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (1 ч.)

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

166

Правописание личных окончаний глаголов (1 ч.)

Правописание личных окончаний глаголов.

167

Морфологический разбор глагола (1 ч.)

Морфологический разбор глагола

168

Р.р. №28 Сжатое изложение (№701) (1 ч.)

Р.р. Сжатое изложение (А.Ф. Савчук. «Шоколадный торт»)

169

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа (1 ч.)

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа

170

Употребление времён (1 ч.)               Сл. дикт.                                 

Употребление времён.

171

Р.р. №29 Спортивный репортаж (1 ч.)

Р.р.  Спортивный репортаж

172

Повторение по теме «Глагол» (1 ч.)

Повторение по теме «Глагол»

173

Контрольная работа по теме «Глагол» (1 ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

174

Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

175

Р.р. №30 Устный рассказ по рисунку (О.В. Попович. «Не взяли на рыбалку»)  (1 ч.)

Р.р. Устный рассказ по рисунку (О.В. Попович. «Не взяли на рыбалку

176

Повторение и систематизация изученного (35 ч.)

Повторение изученного. Разделы науки о языке  (1 ч.)

Повторение изученного. Разделы науки о языке.

177

Фонетика. Фонетический разбор слова (1 ч.)

Фонетика. Фонетический разбор слова.

178

Орфоэпия  (1 ч.)

Орфоэпия

179

Лексика (1 ч.)

Лексика.

180

Морфемика  (1 ч.)

Морфемика

181

Морфология (1 ч.)

Морфология

182

Р.р. №31 – 32 Творческая работа на свободную тему (2 ч.)

Р.р. Подготовка к сочинению на свободную тему

183

Р.р. Сочинение на свободную тему.

184

Орфография (12 ч.)

Орфография. Правописание гласных и согласных в приставках

185

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

186

Р.р. №33 Анализ сочинения. Работа над ошибками (1 ч.)

Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками.

187

Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-

188

Буквы о-а в корне –раст- - -рос

189

Буквы е-и в корнях с чередованием

190

Буквы ё-о после шипящих в корне.

191

Буквы и-ы после ц.

192

Орфограммы в окончаниях существительных

193

Орфограммы в окончаниях прилагательных

194

Спряжение глаголов.

195

Орфограммы в окончаниях глаголов

196

Употребление букв ъ и ь

197

Р.р. №34 Повторение. Текст. Стили речи  (1 ч.)

Р.р. №34 Повторение. Текст. Стили речи

198

Синтаксис и пунктуация (11 ч.)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

199

Предложение. Члены предложения.

200

Тире между подлежащим и сказуемым.

201

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

202

Предложения с обращениями

203

Знаки препинания в сложном предложении

204

Синтаксический разбор простого предложения

205

Синтаксический разбор сложного предложения

206

Пунктуационный разбор предложения

207

Прямая речь

208

Диалог

209

Итоговая контрольная работа (1 ч.)

Итоговая контрольная работа (тестирование).

210

Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

                                                             Учебно-методическое обеспечение

п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

                                                Программа  

Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений

Рабочие программы по русскому языку. 5 – 11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)

5

5

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,

Н.М. Шанский

     

Сост. Г.М. Вялкова

М.:

«Просвещение»

   

М.: Планета

2010

   

   2010

2

Учебник (основной) 

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений

5

Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов,

Л.А. Тростенцова и др.

М.:

Просвещение

2005

3

Учебники (дополнительные)

-

-

-

-

4

Учебные пособия:

                                                               Литература

Для учителя:

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2010.

Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ, 2004

Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов:  «Лицей», 2000.

Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010.

Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  « Сфера», 2011.

Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.

Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.:  Просвещение. 2006.

Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.

    Для учащихся:        

Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А. Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.

Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.

Иоффе И.В. Тесты  по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.

Иссерс О.И. Тесты. Русский язык. 5 класс. – М.: Разум, 2008.

Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.

Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...