Зачёт наоборот:Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-).
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Зиатдинова Татьяна Александровна

Разрешите представить вашему вниманию необычный урок русского языка в 5 классе "Зачёт наоборот".

Этот урок – предпоследний в разделе «Морфемика». На предыдущих уроках учащиеся получали новые знания, учились применять их на практике, выполняли разного рода проверочные работы. Следующий урок – диктант на правописание приставок и чередующихся гласных в корне. Готовясь к зачёту, ребята повторили изученный материал. Слушая ответы у доски, восстановили в памяти ранее изученное.<?xml:namespace prefix = o /??> Форму проведения зачёта мы вместе обсудили заранее, идея понравилась, и вот какой получился урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachyot_naiznanku.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рудногорская средняя общеобразовательная школа»

Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-).

«Зачёт наоборот»

                                            Зиатдинова Татьяна Александровна,

                                              учитель русского языка и литературы

Рудногорск  

Тема: Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-).

Цель: проверить знания, умения, навыки, полученные детыми при изучении данной темы; развивать навыки работы в группе, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока:  «Зачёт наоборот»

Описание.

За 3 дня  до зачёта класс был поделён на 4 группы по 4 человека в каждой: самые сильные, сильные, средние, слабые. В каждой группе ребята сами выбрали капитана. Обязанность капитана заключалась в том, чтобы распределить полученные от меня вопросы по теории, которую они должны будут изложить своим «подопечным». Также они получили упражнения, которые должны были выполнить самостоятельно, а затем  выполнить их вместе со своим «учеником».

За отведённые три дня ребята подготовились, и 3 марта на уроке русского языка начался зачёт. Это была сенсация – ученики учат учителей!

В кабинет русского языка, где всё было готово к зачёту, пришли учителя: Леонтьева О.В. (математик), Панова Г.И. (математик), Бережная Д.А. (логопед), Брылёва О.В.  (информатик).

Я объявила тему зачёта, рассказала, как он будет проходить. Провела жеребьёвку среди учителей. Учителя-ученики сели за столы с доставшимися номерами в свои группы. На подготовку дала 20 минут.

1 группа. Чередование гласных  О-А в корне слова. (Упр.590, 595, 599)

2 группа. Правописание приставок пре-, при-. (Упр. 693, 687, 701)

3 группа. Чередование гласных  И-Е в корне слова. (Упр. 619, 627)

4 группа. Правописание приставок на з- (с-). (упр. 665, 993, 994)

Ребята-учителя сразу же активно начали объяснять свой материал своим подопечным, используя для этого таблицы, опорные схемы; затем для закрепления выполнили упражнения. Учителя-ученики оказалась очень дотошными: задавали разные вопросы, записывали всё к себе в тетрадь. Я со стороны наблюдала за группами, потихоньку подходила к ним и слушала объяснение.

Но вот время истекло, и наступил самый ответственный момент – зачёт. Учителя-ученицы получили карточки с заданиями (первый вопрос – теория, второй – практика, выполняется на доске, см Приложение). Ребята-учителя очень волновались за своих «учениц», ведь сейчас они работали самостоятельно.

«Ученицы» подошли к доске и начали готовиться к ответу. Никто из них не попросил помощь команды. Затем стали отвечать. Все «ученицы» выполнили свои задания блестяще и получили «5».

Следующий этап – подведение итогов – был ещё интереснее. Каждая из учительниц рассказала, каково ей было в роли ученицы, кто и как их готовил к зачёту. Все учителя поставили своим группам «пятёрки», отметили, что все дети очень добросовестно подготовились к зачёту, имеют глубокие знания, качественно излагали материал. Никто из них не пожалел, что принял участие в таком мероприятии.

Слово взяли «учителя». Буквально все они отметили, что очень интересно и хорошо учить, когда ученики такие способные. А затем все попросили проводить такие зачёты почаще.

Приложение.

1 группа.

1) Написание каких корней зависит от ударения? От суффикса? От последующего согласного?

2) Вставьте пропущенные буквы.

Слабый р..сток  р..сталкивает комья земли и тянется к свету. В Японии у одного петуха выр..с  семиметровый хвост. Широкая улыбка оз..ряла открытое и простодушное лицо Хоттабыча.

Заг..релый, накл..ненье,

Р..створенье, оз..ренье –

Что писать под удареньем,

Что писать без ударенья?

Чудо-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сл..жил.

Затем результат пол..жил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

2 группа.

1) Вставьте подходящее по смыслу слово.

Правописание приставок пре- и при- зависит от…. (ударения, смысла).

2) Вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из сказок. Вам помогут память и догадливость. Выпишите слова на доску.

Пушки с ……………палят,

Кораблю…………….велят.

                                         Здравствуй, князь ты мой …………….!

                                          Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не ……………………

                                       ………………к нему рыбка, спросила:

                                       «Чего тебе надобно, старче?»

3 группа.

1) Почему чередование И-Е в корне слова называют орфограммой с девчачьим именем?

2) Вставьте пропущенные буквы, выпишите данные слова на доску.

А) На девичник соб..раясь,

Вот царица, наряжаясь,

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним.

Б) Кто-то терем приб..рал

Да хозяев поджидал.

В) Как наешься ты своей полбы,

Соб..ри-ка ты с чертей оброк полный.

Г) Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом;

Но, шевеля пугливым ухом,

Конь уп..рается, бежит.

Д) Фарлаф с боязнию глядит,

В тумане ведьма исчезает,

В нём сердце зам..рло, дрожит.

Е) Но где Людмила! Он один!

В нём сердце, вспыхнув, зам..рает.

4 группа.

1) Почему приставки на з-, с- называют самыми капризными?

2) Подберите к данным словам противоположные по смыслу с приставками на з-, с-.

Вот так: совестливый – бессовестный.

Порядок, участливый, одарённый, корыстный, жалостливый, честный.

Фотографии смотри на диске.

Самоанализ урока.

Класс: 5 А

Тема урока: Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-).

Тип урока: зачёт.

Этот урок – предпоследний в разделе «Морфемика». На предыдущих уроках учащиеся получали новые знания, учились применять их на практике, выполняли разного рода проверочные работы. Следующий урок – диктант на правописание приставок и чередующихся гласных в корне. Готовясь к зачёту, ребята повторили изученный материал. Слушая ответы у доски, восстановили в памяти ранее изученное.

 В 5 а классе 16 учащихся, 6 из них имеют оценку «5», 7 – оценку «4», 3 – оценку «3». Все ребята умеют работать в группе, у них хорошо развита речь.

Все ребята были поделены на группы по следующему принципу: «слабые» не рассчитывают на помощь «сильных», каждый должен очень хорошо приготовить свой вопрос, так как уровень обученности в группе одинаков.

   При планировании урока преследовала следующие цели: проверить, насколько хорошо учащиеся владеют теоретическим материалом и как применяют его на практике; развивать степень самостоятельности при подготовке к зачёту, навыки работы в группе, продолжить работу по развитию устной речи учащихся; воспитывать ответственное отношение к делу, через проведения «зачёта наоборот» воспитывать интерес к предмету.

Форма проведения зачёта была обсуждена с ребятами заранее, идея им понравилась, и мы решили попробовать провести такой урок.

Для зачёта были взяты самые трудные темы из раздела «Морфемика», дидактический материал отбирала с таким условием: интересно, средней трудности, есть над чем подумать.

Главный этап урока – сам зачёт, так как именно здесь и выяснилось, как дети подготовились, насколько хорошо владеют теорией, как умеют применять её на практике, смогли ли свои знания передать «ученикам», сумели ли найти индивидуальный подход к взрослому ученику.

Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Не возникло никаких заминок, пауз. Урок был говорящим, потому что говорили все, но никто никому не мешал.

Урок позволил всем утвердиться в своих знаниях, доказать окружающим и самому себе то, что я знаю, понимаю, могу этим поделиться. Ребята из 4 группы подготовились ничуть не хуже ребят из других групп.

Психологическая атмосфера на уроке была очень доброжелательной, деловой. Ученики и учителя общались на равных.

Считаю, что урок достиг поставленной цели, так как удалось реализовать все поставленные задачи. Дети поняли, насколько трудно быть учителем, а учителя осознали, насколько боязно бывает отвечать у доски, если ты не находишь поддержки учителя.

Уверена, что после этого урока ребята стали ещё уважительнее относиться к профессии учителя, стали дружнее и сплочённее.

В перспективе такие уроки буду проводить чаще.

Зиатдинова Татьяна Александровна,
МОУ «Рудногорская средняя школа»,
 .

Рецензия

на урок русского языка «Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-, при-, на з- (с-)» («Зачёт наоборот»).

Урок проведён в 5 «А» классе. Учителем правильно сформулированы цели и задачи урока. Отличительной особенностью урока является то, что он стал утверждающим, интересным, говорящим, современным.  

Этот урок был интересен и учителям – предметникам, и пятиклассникам. Одни вспоминали то, что изучали много лет назад, другие с интересом старались открыть свои знания по теме урока. Урок был говорящим, потому что говорили все, но никто никому не мешал, всех объединяли «корни»  и «приставки». Урок позволил всем утвердиться в своих знаниях, доказать окружающим и самому себе то, что я знаю, понимаю, могу этим поделиться. И, конечно же, урок был современным – необычная форма, когда класс  не только делится  на группы, но и в коллектив вводятся новые «ученики», которых за 45 минут нужно обучить, протестировать, подвести итог.              Хорошо прослеживаются все этапы урока. Каждый последующий этап урока вытекал из предыдущего. Например, после самостоятельной работы в группах  «ученики» получили возможность проверить полученные знания на практике. На протяжения всего урока царила деловая, доброжелательная атмосфера. Удачно был подобран дидактический материал.                             Ученики Татьяны Александровны показали хорошую теоретическую подготовку, умение самостоятельно подготовиться по определённому вопросу, каждый был заинтересован в успехе работы своей группы и класса в целом.  Мне даже сложно было определить, кто из учеников какую отметку имеет по предмету. Возникла мысль, что все знают русский язык на «отлично».                                                                                                                       Удачно составленные задания позволили организовать работу учащихся так, чтобы они смогли раскрыть свои способности.                                                                                                      Учитель умело организует деятельность учеников.                                                                                                    В целом, цели и задачи, поставленные, на уроке учителем достигнуты.

Моцная Людмила Анатольевна,

   зам. директора по методической работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт по теме "Чередование гласных в корне слова". 5 класс

Данный зачёт проводится после изучения темы "Чередование гласных в корне слова раст-рос. лаг-лож". Задания даны в двух вариантах  для детей разного уровня подготовки. Для более сильных детей дано...

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.

Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...

Орфографический тренажёр "Морской бой" (чередующиеся гласные в корне, правописание приставок пре-, при-)

Правописание достаточно сложно в освоении. У современных школьников закрепление изученного в виде обычных упражнений не вызывает большого интереса, а нетрадиционные задания привлекают внимание. Игра ...

Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...