Урок Слова давно минувших дней
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Каменная Ольга Александровна

Урок русского языка по изучению устаревших слов с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ustarevshie_slova.rar1.76 МБ

Предварительный просмотр:

       

 

           Урок  русского  языка  

                           

         

                               5 класс

                                                                                        Учитель  

                                                                  Каменная  Ольга  Александровна

                                             

Цели  урока:

познакомить  учащихся  с  понятием  «устаревшие  слова»,  с  причинами  устаревания  слов  в  русском  языке;

учить  самостоятельно  находить  необходимый  материал  для  сообщений,  извлекать  информацию  из  текстов,  словарных  статей;  обогащать  словарный  запас  учащихся;  развивать  речевые  навыки,  аналитическое  мышление;  

воспитывать  интерес,  уважение  к  истории  родного  языка,  родной  страны,

формировать  социальные  компетентности  школьников  средствами  музея,  умение  оценивать  в  реальной  жизни  музейные  предметы,  развивать  коммуникативные  способности,  интерес  к  познанию  мира  культуры  русского  народа  через  музей  и  его  коллекции,  через  взаимодействие  уроков  русского  языка,  литературы  с  другими  видами  искусства.  

Оборудование:  помещение  школьного  музея  народного  творчества «Берегиня»,  

                            мультимедийная  аппаратура  для  просмотра  презентации,  

                            «Толковый  словарь  великорусского  живого  языка» В.И.Даля,

                            раздаточный  материал.

 

                                                                    Ход урока.

1.  Вступительное  слово  учителя.

       - Сегодня  мы  с  вами  совершим  путешествие  на  100  и  более  лет  назад,  на  время  окажемся  в  прошлом,  чтобы  познать  жизнь  и  быт  наших  предков.  А в  связи  с  этим поговорим  об  устаревших  словах,  о  словах  давно  минувших  дней…

Объяснение  нового  материала.

- У  каждого  слова  своя  судьба,  своя  жизнь.  Слова,  как  и люди,  рождаются,  живут,  устаревают  и  уходят  из  жизни.  Меняется  жизнь – меняются  и  слова.  Мы  уже  с  вами  говорили  как-то  о  том,  что  словарный  состав  русского  языка  непрерывно  меняется:  исчезают  одни  слова,  появляются  другие.  Отмирание  слова  происходит  не  сразу,  сначала  оно  становится  малоупотребительным,  а  потом  и  вовсе  исчезает.

- А  почему  устаревают  и  исчезают  слова?

- Какие  устаревшие  слова  вы  можете  назвать?

- Правильно,  из  жизни  уходят  какие-то  предметы,  и  не  нужны  становятся  слова,  которые  их  называют.  

   Но  есть  другая  причина  устаревания  слов.  

Найдите  в  толковом словаре  учебника  слово  КУШАК.  Пользуемся  ли  мы  сейчас  таким  предметом?  А  словом?  То  есть  вместо  слова  КУШАК  мы  употребляем  слово  ПОЯС.  

- Как  называются  такие  слова (кушак,  пояс),  близкие  по  значению?

- Какие  еще  устаревшие  слова  есть  в  словаре  учебника?  Как  вы  их  нашли?

- Итак,  многие  слова  перестали  употребляться,  потому  что  они  были  заменены  словами-  синонимами.

- Теперь  давайте  сделаем  вывод:  какие  слова  называются  устаревшими?

- Запишем  некоторые  слова  в  тетрадь,  подобрать,  к  каким  можно, синонимы  (кушак – (пояс),  зерцало – (зеркало), кухарка – (повариха),  челобитная – (прошение),  жалованье – (зарплата),  бояре,  царь,  колесница,  карета  и  т.д.)

Тренировочные  упражнения.

 

Задание 1. Перед  вами  изображение  человека.  Указаны  названия  частей  тела.  Переведите  устаревшие  слова  на  современный  язык  с  помощью  рисунка.   (Слайд 3)

Задание 2. Некоторые  слова  уходят  из  языка  совсем,  другие  оставляют  после  себя  «потомков».  Подумайте,  от  каких  старинных  слов  произошли  слова:  (Слайд 4)

                  ПЕРСТЕНЬ,  НАПЕРСТОК,  ПЕРЧАТКА

                  ЧЕЛКА

                  УСТНЫЙ    

Экскурсия  в  крестьянскую  избу.

- Сегодня  мы  побываем  в  крестьянской  избе.

Задание 3.  Работа  над  текстом.

- А  сначала  поработаем  над  упр. 331 (в учебнике) 

Прочитаем  текст.

- Что  вы  узнали  из  этого  текста?

Дополнительное  сообщение  ученика.

   ( В  красном  углу  совершались  ежедневные  моления,  с  которых  начиналось  любое  важное  дело.  Красный  угол – самое  почетное  место  в  доме.  Согласно  традиционному  этикету, человек,  пришедший  в  избу,  мог  пройти  туда  только  по  особому  приглашению.  Красный  угол  старались  держать  в  чистоте  и  нарядно  украшали.  Сюда  же  помещали  первые  и  последние  сжатые  на  поле  колосья.  Название  «красный»  означает  «красивый»,  «хороший»  и  «светлый».)

- А  теперь  давайте  мысленно  войдем  в  избу.  

- Что  же  еще  было  в  крестьянской  избе?

(Ученикам  было  дано  задание:  найти  сведения  о  предметах  быта)

Сообщения  учеников.

- Отгадайте  загадку:   Стоит  в  углу  Арина,

                                       Долгий  рот  разиня.

                                       Пасть  открывает,

                                       Что  дают – глотает.

                                       Зимой  она  ест  и  фырчит,

                                       А  летом  голодная  спит.        (печь)

Печь  играла  в  доме  главную  роль.  Появилась  даже  поговорка  «плясать  от  печки»,  то  есть  начать  с  главного.  Печь  использовали  для  отопления  помещения,  приготовления  пищи  людям  и  животным,  для  вентиляции  помещения.  На  печи  спали,  хранили  вещи,  сушили  зерно,  лук,  чеснок…  Зимой  около  нее  держали  птицу  и  молодых  животных.  С  печкой  связано  много  поверий,  обрядов.  По  народным  поверьям,  под  печью  или  за  ней  живет  Домовой – душа  избы,  покровитель  домашнего  очага,  добрый,  услужливый  в  одних  ситуациях,  своенравный  и  даже  опасный  в  других.  (Слайд 5)

Лавки  и  скамьи.  Лавка  неподвижно  укреплялась  вдоль  стены,  а  скамья  была  с  ножками,  ее  передвигали.  Место  на  лавке  считалось  более  почетным.  Гость  мог  судить  об  отношении  к  нему  хозяев,  смотря  по  тому,  куда  его  усаживали – на  лавку  или  на  скамью.  На  лавках  спали,  под  ними  хранили  различные  предметы – инструменты,  обувь  и  прочее.  (Слайд 6)

Сундуки.  Вдоль  стен  стояли  сундуки.  Количеством  сундуков  измерялся  достаток  хозяев,  они  служили  обязательной  частью  приданого  невесты  и  хранилищем  ее  одежды  и  украшений.  (Слайд 7)

Полати.  Кроме  лавок  спали  на  полатях.  Это  деревянный  настил  на  высоте  человеческого  роста  от  боковой  стенки  печи  до  противоположной  стены  избы.  В  конце  19 - начале  20  века  полати  исчезли,  их  заменили  кровати.  (Слайд 8)

- А  чем  же  освещалась  изба?

Текст  для  мальчиков.

Долгое  время  крестьянская  изба  освещалась  лучиной.  Она  готовилась  заранее:  длинное  поленце распаривалось  в  печи  над  чугунком  с  водой,  потом  от  него  ножом  отщипывались  тонкие  щепки – лучинки.  Эти  лучинки  вставлялись (горизонтально)  в  специальные  подставки – светцы,  с  расщелинами  наверху  и  поджигались.  Под  лучиной  стояло  длинное  корытце  с  водой,  куда  падали  угольки.

                                                                                                                (Вл. Волков)

(Слайд 9)

- Расскажите,  о  чем  вы  узнали  из  текста.

- Можете  ли  вы  объяснить  с  помощью  текста  лексическое  значение  слов  ЛУЧИНА,  СВЕТЕЦ?

Учитель:  Крестьянскую  избу  трудно  представить  без  многочисленной  утвари.

                   А  что  обозначает  это  слово?

Ученик: По  словам  В.И.Даля, автора  «Толкового  словаря  великорусского  живого  языка», утварь – это  совокупность  предметов,  необходимых  человеку  в  его  обиходе.

Сообщения  учеников.  

- Отгадайте  загадку:  Рогат,  да  не  бык,

                                      Хватает,  да  не  сыт,

                                      Людям  отдает,

                                      А  сам  на  отдых  идет.    (ухват)

Ухват – устройство  для  передвигания  горшков  и  чугунов  в  печи,  с  помощью  ухвата  их  можно  было  вынуть  из  печи  или  поместить  в  нее.  Ухват  представляет  собой  металлическую  дугу,  укрепленную  на  длинном  деревянном  черенке – он  похож  на  рога  коровы.  (Слайд 10)

- Отгадайте  загадку:  Черный  конь  

                                      Скачет  в  огонь.   (кочерга)

Кочерга  или  клюка.  Представляет  собой  короткий,  толстый  железный  прут  с  загнутым  концом,  мог  быть  укреплен  на  длинной  деревянной  ручке.  Это  приспособление  для  размешивания  углей  в  печи.  (Слайд 11)

Чугунок – это  сосуд  из  чугуна  для  приготовления  пищи  в  печи.  Эта  посуда  похожа  на  горшок.  (Слайд 12)

Ступка – сосуд,  в  котором  толкут,  мельчат  что-то,  ударяя  пестом.  Бывает  чугунная  или  медная.  (Слайд 13)

Текст  для  девочек.

       Прялка… В  наши  дни  не  каждая  девочка  знает,  что  это  такое.  А  в прошлом  прялка  была  в  каждом  доме – за  нее  садились  уже  6-7-летние  девочки.

       Назначение  прялки – превратить  лен  или  шерсть  в  пряжу.  Состоит  она  из  двух  частей:  донца  и  гребня (лопатки).  На  донце,  небольшой  дощечке,  имеется  головка,  куда  и  вставляется  гребень,  на  гребне  укрепляется  кудель – ком  обработанного  льна  или  шерсти.

       Пряха  садится  на  донце,  левой  рукой  вытягивает  волокно,  скручивает  его  в  нитку,  а  правой  вращает  веретено,  особенным  образом  вырезанную  палочку;  на  нее  и  наматывается  нить.

                                                                                                               (Вл. Волков)

(Слайды 14,  15,  16)

- Расскажите,  о  чем  вы  узнали  из  текста.

- Можете  ли  вы  с  помощью  текста  объяснить  лексическое  значение  слов: ПРЯЛКА,  КУДЕЛЬ,  ВЕРЕТЕНО?

- А  какая  была  одежда  тогда  на  Руси?

(ученики  называют)

Сообщения  учеников.

- Отгадайте  загадку:  В  лесу  родились,

                                      В  руках  крестились,

                                      На  ногах  умерли.    (лапти)

Лапти – это  была  основная  обувь  крестьян  в  будни  и  праздники.  Плели  их  из  лыка  и  бересты.  Плетение  лаптей  считалось  легкой  работой,  которой  мужчины  занимались  между  делом.  Они  обеспечивали  обувью  всю  семью.  Лапти  с  помощью  длинных  завязок  крепились  к  ноге,  перекрещиваясь  вокруг  нее  несколько  раз.  Дешевая,  доступная  и  легкая  была  эта  обувь,  но  носилась  она  недолго.  Зимой  пара  лаптей  снашивалась  за  10  дней,  а  летом  за  3-4 дня.  (Слайд 17)

Кафтан (жупан,  зипун) – русская  старинная  мужская  долгополая  верхняя  одежда,  похожа  на  пальто.  Шили  кафтаны  из  сукна. (Слайд 18)

Сарафан -  русская  женская  крестьянская  одежда,  платье  без  рукавов.  Надевался  поверх  рубашки  с  длинным  рукавом.  Сарафаны  были  простые  и  для  праздников. (Слайд 19)

Косоворотка – мужская  рубашка  со  стоячим  воротом,  застегивающимся  сбоку. (Слайд 20)

Кушак – пояс,  обычно  широкий,  из  куска  ткани  или  связанный  из  шнура.  (Слайд 21)

Задание 4.  Распределить  устаревшие  слова,  обозначающие  предметы  одежды,  по  группам: голова,  туловище,  ноги.

       Армяк,  душегрея,  ермолка,  зипун,  картуз,  онучи,  кафтан,  кокошник,  кушак,  малахай,  ногавик,  портки,  сарафан,  тулуп.  (Слайд 22)

5.  Подведение  итогов.

- Какие  слова  называются  устаревшими?

- Почему  слова  устаревают?

- Где  сейчас  используются  устаревшие  слова?  Для  чего?

- Нужно  ли  знать,  собирать,  беречь  устаревшие  слова?  Зачем?

- Как  сказал  поэт  Вадим  Шафнер:    Чем  дальше  в  будущее  входим,

                                                                  Тем  больше  прошлым  дорожим,

                                                                  И  в  старом  красоту  находим,

                                                                  Хоть  новому  принадлежим.      (на  стене  музея)

- Итак,  мы  узнали,  что  слова  могут  устаревать,  уходить  из  употребления.  Но  они  остаются  жить  в  книгах  прошлых  лет,  и  мы  должны  знать  их,  уметь  определять  их  значение,  т.е. уважительно  относиться  к  прошлому.

Д./з. – составить  небольшой  рассказ  на  тему «О  чем  рассказывают  устаревшие  слова».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Литературно-музыкальная композиция "Дела давно минувших дней""

Литературно-музыкальная композиция «Дела давно минувших дней»...

"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 200 летию войны 1812 года...

Дела давно минувших дней

Дела давно минувших дней...

Презентация "Слова давно минувших дней"

Презентация к уроку по изучению устаревших слов...

Конспект урока музыки «Дела давно минувших дней…».

Рассмотреть воплощение победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»; познакомиться с жанром арии;Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с форм...