Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_k_olimpiade.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к олимпиаде

5 класс

I вариант

Задание 1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружье, роскошь, восхищение, еще.

Задание 2. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

Задание 3. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

Сп..ши стихи; не сп..ши, не торопись; пол..скать собач..ку; пол..скать белье; зап..вать песню; зап..вать лекарство; пос..деть на крыльце; пос..деть от горя.

Задание 4. Объясните значение словосочетаний.

Завели собаку, завели хозяйство, завели песню, завели разговор, завели мотор.

Закипела вода, закипел самовар, закипело море.

Темный цвет, темная личность, темная ночь.

Задание 5. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный.

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной, близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

Устремиться, метнуться, ринуться, броситься.

Задание 6. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

Задание 7. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое?

Задание 8. Определите к какому роду относятся слова.

Картофель, санаторий, кофе, фамилия, какао, простыня, молодежь, тополь, тюль, рояль, мозоль, шампунь.

Задание 9. Закончите предложения – подберите подходящие по смыслу и рифме обстоятельства, выраженные наречиями.

Посиди да погоди: сказка будет… (впереди). Черно-бурый медвежонок про себя ворчит … (спросонок). На зеленую полянку вышел мишка … (спозаранку).   Подымается петух, говорит с собою … (вслух). Испугался вдруг щенок и пустился … (наутек).

Задание 10. Простые предложения замените сложными, близкими по смыслу.

Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни. Взошло солнце и обсушило холодную ночную росу.

Задание 11. Составьте схемы предложений.

Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?

Задание 12. Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

                              (И.Соколов-Микитов)

Дорога дорога, но дороже бездорожье. (Пословица)

                                                       II вариант.

Задание 1. Определите количество букв и звуков в словах.

Яркий, восстание, подъезд, солью, привлекает, сердечный, ее, деревья.

Задание 2. Расставьте ударение в словах.

Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, предмет, центнер, партер, портфель.

Задание 3. Распределите слова по родственным корням.

Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.

Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоросль, водое6м, водить, водитель, паводок, половодье, водяной, водовоз.

Задание 4. Каким правилом (правилами) можно объяснить написание А в следующих словах.

Заграждение, сокращение, охладить, наградной, облако, фантастика, обаяние, капитан.

Задание 5., , , .

Задание 6. Придумайте слова с приставками.

Низ-, нис-, пред-, предо-.

Задание 7. Постройте словообразовательный ряд, используя следующие слова.

Волейболистка, волейбол, волейболист; темнеть, темный, потемнеть.

Задание 8. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Летать, летный, летчик, перелет, прилететь, перелететь, летательный, перелетом, летчики.

Звон, звонки, звонить, звонок, перезвон, звонарь, перезвоны, звонком, звоночек, звонкий, звонким.

Задание 9. Выделите суффикс в словах.

Зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.

Задание 10. Напишите по три слова с удвоенной Р,Л, М,Н,К.

Задание 11. Поставьте знаки препинания. Обозначьте графически орфограммы на месте пропусков. Выполните синтаксический разбор предложения.

Необыкновенным б..гатством осен..их красок слави..ся осина. Лист..я этого скромного дер..вца могут быть б..гряными ал..ми л..мон..ыми к..рич..невыми ч..рными серыми белыми.

Задание 12. Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения.

Взошло солнце, и … .

Звонко стучал по сухому дереву дятел, а … .

Деревья шумели, шуршали и слушали, как … .

Задание 13. Как правильно написать?

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зуб.

Задание 14. Объясните значение выражений.

Пальчики оближешь –

Дать нагоняй –

Сломя голову –

Молоть ерунду –

Кот наплакал –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...