Рабочая программа, русский язык, 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Мелентьева Елена Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_10_klass.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рабочая программа

по РУССКОМУ языку

для 2 курса

цикл гуманитарных и математических дисциплин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012 г.

                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

                                                  2 КУРС (10 КЛАСС)

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Рабочая программа по русскому языку для 2 курса СПб МВД РФ  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков/, « Программно – методические материалы. Русский язык.10 – 11 классы» /Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2008 г.

      Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 68 учебных часов и реализуется по учебному плану 2 часа в неделю.

Программа реализуется через использование учебника:

Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008 г.

      Русский язык входит в образовательную область «Филология». В системе школьного образования предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Важной особенностью предлагаемой программы  является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка на втором курсе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

      Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

      Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи суворовцев; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

      Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

       Курс русского языка на втором курсе (10 класс) направлен на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как о духовной \, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

       В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:

 - дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки; чтение и информационная переработка текстов различных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

                                       ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                             2 КУРС (10 КЛАСС)

                                 Общие сведения о языке (7 часов)

Роль языка в обществе. Периоды в истории развития языка. Национальная культура. Место и назначение современного русского литературного языка в современном мире.

                          Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (6 часов).  

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Фонетический разбор. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии.

                                  Лексика и фразеология (8 часов).

Диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы, общеупотребительная лексика. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Словари: толковый лингвистический, диалектический, исторический, обратный, орфографический, орфоэпический, антонимов, омонимов.

                        Морфемика и словообразование (4 часа).

Повторение морфемики и словообразования. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.

                         Морфология и орфография (13 часов).

Обобщение по теме «Части речи». Сложные вопросы орфографии и пунктуации. Правописание самостоятельных и служебных частей речи.

                           Синтаксис и пунктуация (12 часов).

Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Осложненное предложение. Сложное предложение. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация.

                Текст. Основные виды переработки текста (18 часов).

Текст. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Научный стиль речи и его морфологические и синтаксические особенности.

Всего – 68 часов.

         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Знать / понимать:

-  связь языка и истории, культуру русского и других народов;

-  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-  основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-  орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  1. правильно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст. Комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  2. проводить разные виды языкового разбора;
  3. опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  4. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  5. соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  6. эффективно использовать языковые единицы в речи;
  7. соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  8. фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников;
  9. владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексики и грамматики;
  10. выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.

                                УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

     Преподавание курса «Русский язык» ориентировано на использование учебно-методического комплекса:

-  Примерная программа среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень).2008.

-  Программы по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10 – 11 классы./Сост. Л. М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительные пособия для преподавателя:

  1. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: русский язык./автор – составитель И. П. Цыбулько, А. Ю. Бисеров, И. П. Васильевых и др. М.: Астрель, 2011.
  3. Егорова Н. В., Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. М., 2008.
  4. ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания./Л. И. Пучкова. М.,2012
  5. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых письменных заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие./Г. Т. Егораева. – М, 2012.

Учебные и дополнительные пособия для учащихся:

  1. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений./ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. ЕГЭ = 2012: учебно – методическое пособие./ Л. М. Мальцева, Н. М. Смеречинская. М.: НИИ школьных технологий, 2011.
  3. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно – методическое пособие./                    Н. А.Сенина. – Ростов – на – Дону: Легион, 2011.

                    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                      2 курс (10 класс)

                                   «РУССКИЙ ЯЗЫК»

               

                       Разделы и темы  

Количество учебных часов

По

разделам

По    

темам  

Контроль

I

  Общие сведения о языке

      7

1.

Роль языка в обществе

    1

2.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К. Д. Ушинский)

    1

3.

История развития языка

    1

4.

Периоды в истории развития русского языка

    1

5.

Место и назначение русского языка в современном мире

    1

6.

Стилистические функции устаревших форм слова

    2

II

   Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

       6

1.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

    1

2.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

    1

3.

Принципы русской орфографии

    2

4.

Фонетический разбор

    1

         1

III

Лексика и фразеология

       8

1.

Повторение по теме «Лексика»

    1

2.

Сферы употребления русской лексики

    1

3.

Исконно русская и заимствованная лексика

    1

4.

Русская фразеология

    1

5.

Словари русского языка

    1

         3

IV

Морфемика и словообразование

       4

1.

Повторение. Морфемика и словообразование.

    1

2.

Способы словообразования

    1

3.

Выразительные словообразовательные средства

    1

         1

V

Морфология и орфография

     13

1.

Обобщение по теме «Части речи»

    1

2.

Трудные вопросы правописания –н  и –нн в разных частях речи

    1

3.

Правописание –н  и –нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

    1

4.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

    1

5.

Различение частиц НЕ и НИ

    1

6.

Правописание наречий

    2

7.

Мягкий знак на конце слов после шипящих

    1

8.

Правописание глаголов

    1

9.

Правописание причастий

    1

10.

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания

    1

         2

VI

Синтаксис и пунктуация

      12

1.

Принципы русской пунктуации

    1

2.

Типы и виды словосочетаний

    1

3.

Простое предложение

    2

4.

Осложненное предложение

    2

5.

Сложное предложение

    2

6.

Прямая и косвенная речь

    1

7.

Авторская пунктуация

    1

         2

VII

Текст. Основные виды переработки текста

      18

1.

Что такое текст?

    1

2.

Текст. Способы и средства связи между частями текста

    1

3.

Абзац

    1

4.

Типы речи. Повествование

    1

5.

Описание

    1

6.

Рассуждение

    1

7.

Речеведческий анализ текста

    1

8.

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки)

    1

9.

Конспект. Тематический конспект

    1

10.

Реферат. Аннотация. Рецензия.

         3

11.

Функциональные стили речи

    1

12.

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль

    1

13.

Научный стиль и его лексические особенности

    1

14.

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности

    1

15.

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи

    1

Итого:

    68

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГКОУ С-П СВУ

МВД России

полковник внутренней службы

Федяев Г.Н.

«___» __________________20        г.

Программа обсуждена и принята на заседании цикла гуманитарных и математических дисциплин

Протокол № ___ от «___» _______20   г.

Начальник цикла

подполковник внутренней службы

Антонец С.В.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель начальника училища по учебной работе

Начальник учебного отдела

полковник внутренней службы

Кадинский А.В.

 «___» _______20   г.

Начальник цикла

Подполковник внутренней службы

Антонец С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...