Рабочая программа, русский язык, 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 684 «Берегиня»
Московского района Санкт-Петербурга
Победитель городского конкурса "Школа года - 95", "Школа года - 98", лауреат Всероссийских конкурсов
"Школа года - 95", "Школа года - 96", "Школа года - 97", "Школа года - 2003", "Школа Века", Школа XXI века
196240, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.5, корп.3 Тел./факс (812) 413-58-76
www.bereginia.spb.ru school684@spb.edu.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»
Московского района Санкт-Петербурга
________________ Н.Н. Зверева
Приказ № ___ от «___» __________ 2012 г.
Рабочая программа
по русскому языку
7 класс
2012-2013 учебный год
Разработчик: Мелентьева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Обсуждена и согласована на методическом объединении ____________________________ ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга «___» __________ 2012 г., протокол № ___ | Принята и рекомендована к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга «___» __________ 2012 года, протокол № 6 |
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов ТА. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовнойценности, средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребностив речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.
Содержание учебного предмета.
I | Повторение изученного в V – VI классах – 15 часов. |
II. | Морфология и орфография. Культура речи. – 122 часа. |
|
- | Причастие – 31 час. |
- | Деепричастие – 11 часов |
- | Наречие – 22 часа |
- | Категория состояния – 3 часа |
- | Самостоятельные и служебные части речи – 1 час |
- | Предлог – 11 часов |
- | Союз – 13 часов |
- | Частица – 15 часов |
- | Междометие – 4 часа |
III. | Повторение и систематизация изученного в V – VII классах – 11 часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5—7 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
изученные в 5—7 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,.просмотровое);
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.
7класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Предполагаемый результат | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
I четверть – 34 ч., из них развитие речи – 5ч.; контрольные работы – 2ч. |
I | Повторение изученного в V – VI классах | 15 |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классе. Знать особенности развития русского языка | Вопросы | №2 (уст.); 6(п.) – сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь составлять словосочетания, распространять предложения | Самостоятельная работа | №7 – придумать текст на тему «Любимый уголок природы» |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | Знать основные синтаксические понятия из раздела, строение СП, правила постановки знаков препинания. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах | Тест, схематический диктант, работа с карточками | С.6 – к.в.; №12 |
4 | Лексика и фразеология | 1 | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать материал | Лексический диктант, самостоятельная работа | Словарь, №13 |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | Знать основные фонетические понятия, характеристики звуков. Уметь производить фонетический разбор | Тестирование, самостоятельная работа | К.в. с.9, 10; №22 – составить план, фонетический разбор указанных слов |
6 | Словообразование и орфография | 1 | Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка | К.в. с.12; №27 |
7 | Морфемный и словообразовательный разборы | 1 | Отрабатывать навык морфемного и словообразовательного разбора | Буквенный диктант, орфографическая диктовка | №26, словарь |
8-9 | Морфология и орфография | 2 | Повторить основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. | Орфографическая диктовка | №31, просклонять числительное 628 №35, словарь |
10 | Морфология и орфография (урок-практикум) | 1 | Знать о значении открытий М.В.Ломоносова по текстам №28,29. Уметь применять орфографические, пунктуационные правила | Диктант, тест | №38, 43 |
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в5 – 6 классах» | 1 | Уметь применять полученные знания |
12 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Развитие речи. Текст. Типы речи. | 1 ИКТ | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать тексты, составлять план текста | Работа над ошибками, беседа по вопросам | №47 – списать, деля на абзацы |
13-14 | Развитие речи. Стили литературного языка | 2 ИКТ | Знать изученные стили речи. Уметь определять стили текстов | Составление таблицы | Написать сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени |
15 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью» | 1 ИКТ | Уметь составлять план сочинения по картине; собирать рабочие материалы к сочинению | Вопросы | Дописать сочинение по картине №44 |
II. | Морфология и орфография. Культура речи |
|
- | Причастие | 19 |
16 | Причастие как часть речи | 1 | Знать признаки причастия. Уметь опознавать причастие | Выборочный диктант, беседа | П.9, правило, словарь; №56 |
17 | Развитие речи. Публицистический стиль | 1 ИКТ | Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь анализировать текст публицистического стиля | Свободный диктант | №62; повторить словарь |
18 | Морфологические признаки глагола у причастия | 1 | Знать морфологические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола | Распределительный диктант, тест | П.9 повторить правило; №57 |
19 | Морфологические признаки прилагательного у причастия | 1 | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного | Орфографический диктант, тест, карточки | П.9 повторить; №63 |
20 | Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Знать условия выбора окончаний причастия. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия | Выборочный диктант | П.11, правило; словарь; №66,67 |
21 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правило выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении | Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам | П.12, правило; №71 (в сочинении использовать причастия) |
22 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | 1 | Знать нормы согласования. Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи | Тренировочные упражнения, графический диктант, тест | Правило с.33; №73, 75; словарь |
23-24 | Развитие речи. Описание внешности человека | 2 ИКТ | Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания | Творческая работа | №82; репродукция с картины В.И. Хабарова «Портрет Милы» - подобрать определения, характеризующие её лицо, позу, одежду. |
25 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы» | 1 ИКТ | Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности. Уметь составлять план, определять тему и идею текста | Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы» | Подготовиться к словарному диктату с.23-34 |
26 | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Действительные и страдательные причастия | 1 | Знать семантику действительных и страдательных причастий. Уметь различать действительные и страдательные причастия | Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант | П.14, правило; №84, 85 |
27 | Действительные причастия настоящего времени | 1 | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь находить изучаемую орфограмму | Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант, самостоятельная работа | П.16, правило ; словарь; №92 |
28 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изученную орфограмму | Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам | С.42 – выучить таблицу; №94 |
29 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени. | Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения | П.17, выучить таблицу с.45; словарь; №98 |
30 | Развитие речи. Изложение от 3-го лица (по тексту упр.100) | 1 | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему. | Изложение от 3-го лица |
31 | Анализ изложения. Работа над ошибками. Страдательные причастия настоящего времени | 1 | Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени | Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа | П.18, выучить таблицу с.48; правило; словарь; №102, 107; сделать карточки с суффиксами -енн-; -нн- |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Знать правило написания суффиксов -енн-; -нн-. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени | Тренировочные упражнения, работа с учебником, по карточкам | П.19, выучить таблицу с.51; словарь; №109; сделать карточки с буквами Д и С; подготовиться к контрольному диктанту |
33 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Контрольный диктант |
34 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Анализ контрольного диктанта |
II четверть – 26 ч., из них развитие речи –3ч; контрольные работы –2ч. |
- | Причастие | 12 |
1(35) | Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте | Тест, выборочный диктант, работа с учебником | П.15, правило; №88 |
2(36) | Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Работа с сигнальными карточками, тренировочные упражнения | П.20, правило; №112, 113; подготовиться к контрольному диктанту |
3(37) | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изученное правило | Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум | П.21, правило; словарь; №115, 117 |
4(38) | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных | 1 | Знать правило написания н – нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия | Работа по карточкам, распределительный диктант | Повторить п.21, правило; словарь; №119 |
5(39) | Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных. Знать правило написания н-нн в кратких прилагательных и причастиях | Выборочный диктант, работа по карточкам | П.22, правило; словарь; №126, 127 |
6(40) | Морфологический разбор причастия | 1 | Знать порядок морфологического разбора причастия | Беседа, тренинг | П.23, план разбора; словарь; №131 |
7-8 (41-42) | Слитное и раздельное написание не с причастием | 2 | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила на практике | Работа с учебником | П.24, правило; словарь; №136 П.24, правило; словарь; №137 |
9(43) | Развитие речи. Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (по упр.130) | 1 | Знать приёмы систематизации материала Уметь излагать мысли, работать с текстом | Выборочное изложение | Подготовиться к словарному диктанту |
10(44) | Анализ изложения. Работа над ошибками. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь применять орфограмму | Словарный диктант, комментированное письмо | П.25, правило; № 143; 146 (мини-сочинение: описание внешности друга) |
11(45) | Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» | 1 | Знать орфографию причастия. Уметь обобщать сведения | Объяснительный диктант, грамматико-орфографический разбор | Подготовиться к контрольному диктанту; к.в. с.70; №151 |
12(46) | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Знать морфологические признаки причастия | Контрольный диктант |
- | Деепричастие | 11 |
13(47) | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Деепричастие как часть речи | 1 | Знать, что деепричастие самостоятельная часть речи. Уметь находить деепричастие в предложении, определять их синтаксическую роль | Беседа, работа с учебником, запись под диктовку | П.26, правило; №161 |
14(48) | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы | Работа с учебником, комментированное письмо, тест | П.27, правило; №165, 167 |
15(49) | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях. | Работа с учебником, комментированное письмо | П.28, правило; №173 |
16(50) | Деепричастия несовершенного вида | 1 | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид | Выборочный диктант, работа с учебником | П.29, правило; словарь; №177 |
17(51) | Деепричастия совершенного вида | 1 | Знать способы образования деепричастий совершенного вида. Уметь образовывать деепричастия совершенного вида от глаголов, сохраняя вид | Выборочный диктант, работа с учебником, беседа | П.30, выучить таблицу; словарь; №185 |
18-19 (52-53) | Развитие речи. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» (от имени одного из действующих лиц картины) | 2 ИКТ | Уметь описывать действия, используя деепричастия | Творческая работа |
20(54) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Морфологический разбор деепричастия | 1 | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь обобщать и систематизировать знания | Тест, работа с учебником | П.31, план разбора; №188 |
21(55) | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 ИКТ | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи | Объяснительный диктант, работа с учебником | К.в. с.89; №193 |
22(56) | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. | Диктант | Подготовиться к тестированию (по материалам ГИА) |
23(57) | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Тестирование | 1 ИКТ | Уметь анализировать контрольную работу | Работа над ошибками, тестирование | Подготовиться к словарному диктанту |
- | Наречие | 3 |
24(58) | Наречие как часть речи | 1 | Уметь находить наречия в тексте; определять синтаксическую роль наречия в предложении | Словарный диктант | П.32, правило; №199 |
25-26 (59-60) | Смысловые группы наречий | 2 | Знать смысловые группы наречий. Уметь их определять | Беседа, составление таблицы, работа с учебником, выборочный диктант | П.33, №208 |
III четверть – 40 ч., из них развитие речи –7ч; контрольные работы – 3ч. |
- | Наречие | 19 |
1(61) | Развитие речи. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» | 1 ИКТ | Уметь строить связный текст, подбирать материал на предложенную тему | Составление плана, написание сочинения | Повторить смысловые группы наречий |
2-3 (62-63) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Степени сравнения наречий | 2 | Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных | Тест, объяснительный диктант | П.34, определение; словарь; №214 П.34, определение; словарь; №215 |
4(64) | Морфологический разбор наречия | 1 | Знать порядок морфологического разбора. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор | Словарный диктант, творческий разбор, беседа | П.35, план разбора; словарь; №216 |
5-6 (65-66) | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | 2 | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать изученную орфограмму | Обучающий диктант, работа по карточкам, работа с учебником | П.36, правило; словарь; №222 П.36, правило; словарь; №226 |
7(67) | Буквы е – и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 1 | Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е – и в приставках отрицательных наречий | Работа с учебником, выборочный диктант | П.37, правило; словарь; №229 |
8(68) | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения | 1 | Уметь рассуждать, выбирая в тексте главное | Беседа по вопросам, творческая работа |
9(69) | Анализ изложения. Работа над ошибками. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е | 1 | Знать условия выбора н – нн в наречиях на -о, -е | Выборочный диктант, тренировочные упражнения | П.38, правило; словарь; №236 |
10(70) | Развитие речи. Описание действий | 1 ИКТ | Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действия | Творческая работа | №239, 240: написать сочинение о труде |
11(71) | Буквы о-е после шипящих на конце наречий | 1 | Знать условия выбора о-е после шипящих на конце наречий. Уметь применять изученное правило на письме | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест | П.40, правило; №243 |
12(72) | Буквы о-а на конце наречий | 1 | Знать условия выбора букв о-а на конце наречий. Уметь применять правило на практике | Таблица, тренировочные упражнения | П.41, правило; №247 |
13(73) | Развитие речи. Сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья» | 1 ИКТ | Уметь формулировать свою мысль; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины | Творческая работа | Закончить работу |
14-15 (74-75) | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой | Орфографический диктант, тест | П.42, правило с.115, №251 П.42, правило с.116, №254; словарь |
16(76) | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой | Работа с таблицей, комментированное письмо, работа с карточками | П.43, определение; словарь; №261,262 |
17(77) | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. | Работа по карточкам, работа по учебнику | П.44, правило, к.в. с.121; №271 |
18(78) | Повторение по теме «Наречие» | 1 ИКТ | Знать основные сведения о наречии как части речи; уметь находить наречия в тексте | К.в. с.121; объяснительный диктант, тест | Подготовиться к контрольному диктанту; №272 |
19(79) | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Уметь осуществлять письменный речевой контроль | Диктант |
- | Категория состояния | 3
|
20(80) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Категория состояния как часть речи | 1 | Уметь находить слова категории состояния ; определять синтаксическую роль категории состояния в тексте | Работа с учебником | П.45, правило; №277 |
21(81) | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Знать порядок разбора категории состояния | Беседа, тест | П.46, план разбора; №282 |
22(82) | Развитие речи. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | 1 | Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал | Анализ текста, творческая работа | К.в. с.130 |
- | Самостоятельные и служебные части речи | 1
|
23(83) | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог | 1 | Знать отличия самостоятельных частей речи от служебных. Формировать представление о предлоге как служебной части речи Уметь конструировать предложения, используя служебные части речи | Беседа, объяснительный диктант | П.47, определение; п.48, правило; словарь; №288 |
- | Предлог | 11 |
24(84) | Предлог как часть речи | 1 | Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению | Работа с учебником, объяснительный диктант | П.48 повторить; №289 |
25(85) | Употребление предлогов | 1 | Знать и уметь употреблять предлоги в речи; однозначные и многозначные предлоги | Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения | П.49, определение; №294 |
26-27 (86-87) | Непроизводные и производные предлоги | 2 | Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь находить их в тексте | Самостоятельная работа, беседа, работа с учебником | П.50, определение;№301 П.50, определение;№302 |
28(88) | Простые и составные предлоги | 1 | Знать простые и составные предлоги. Уметь находить их в тексте. | Тренировочные упражнения | П.51, определение; №304 |
29(89) | Морфологический разбор предлога | 1 | Знать порядок морфологического разбора | Работа с учебником | П.52, план разбора; №305 |
30-31 (90-91) | Развитие речи. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | 2 ИКТ | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу | Беседа, сочинение | Дописать сочинение; повторить словарь; п.50 |
32(92) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов | Словарный диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка | П.53, правило; словарь; №309, 310; подготовить карточки с буквами П и Н |
33(93) | Повторение по теме «Предлог» | 1 ИКТ | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в речи | Беседа, работа с карточками, тренировочные упражнения | Подготовиться к контрольному диктанту п.48-53 |
34(94) | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога | Диктант |
- | Союз | 6 |
35(95) | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Союз как часть речи | 1 | Знать признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении | Самостоятельная работа | П.54, правило; словарь; №316(уст.), 317(п) |
36(96) | Простые и составные союзы | 1 | Знать о классификации союзов по строению на простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы | Беседа, тренировочные упражнения | П.55, определение; Сочинить грамматическую сказку «Союз – служебная часть речи» |
37(97) | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | Знать о классификации союзов по значению, их роль в речи. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы | Составление схем, объяснительный диктант | П.56, определение; словарь; №322 |
38(98) | Запятая между простыми предложениями в составе сложного | 1 | Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных | Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант | П.57, определение; №325 |
39(99) | Контрольный диктант | 1 | Систематизация знаний | Диктант |
40 (100) | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Работа над ошибками |
IV четверть –36 ч., из них развитие речи –8ч., контрольные работы –3ч. |
- | Союз | 7 |
1(101) | Сочинительные союзы | 1 | Знать о классификации сочинительных союзов по значению. Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению | Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант | П.58, определение; словарь; №336 |
2(102) | Подчинительные союзы | 1 | Знать группы подчинительных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тренировочные упражнения | П.59, определение; словарь; №338 |
3(103) | Морфологический разбор союза | 1 | Уметь производить морфологический разбор союза | Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку | П.60, план разбора; словарь; №341 |
4(104) | Развитие речи. Сочинение «Книга – наш друг и советчик» | 1 ИКТ | Знать особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу | Работа с текстом сочинения | Подготовиться к словарному диктанту |
5(105) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | 1 | Знать правила написания союзов тоже, также, чтобы, зато. Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий | Словарный диктант, орфографическая диктовка, беседа, тест | П.61, правило; словарь; №344 |
6(106) | Повторение пол теме «Союз» | 1 ИКТ | Знать и применять на письме изученные орфограммы. | Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант | Подготовиться к диктанту; п.58-61; к.в. с.162; №356 |
7(107) | Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 | Знать морфологические признаки союза, орфографические правила предлога и союза | Диктант |
- | Частица | 15 |
8(108) | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Частица как часть речи | 1 | Знать особенности частицы как служебной части речи, их функции в речи и в языке. Уметь находить частицы. | Работа над ошибками, объяснительный диктант | П.62, правило; словарь; №357 |
9(109) | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слова | Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения | П.63, определение; словарь; №362, 363 |
10-11 (110-111) | Смысловые частицы | 2 | Знать разряды частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц | Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, тест | П.64, определение; словарь; №367 П.64, определение; словарь; №373 |
12 (112) | Развитие речи. Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр.374) | 1 ИКТ | Знать признаки текста. Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения | Творческая работа | Дописать сочинение |
13 (113) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм | Работа с учебником, объяснительный диктант | П.65, правило с.172-173; словарь; №381 |
14-15 (114-115) | Развитие речи. Сочинение по картин К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 2 ИКТ | Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, владеть речью | Сочинение | Подготовиться к словарному диктанту |
16 (116) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Морфологический разбор частицы | 1 | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы | Словарный диктант, тренировочные упражнения | П.66, план разбора; №384 |
17 (117) | Отрицательные частицы не и ни | 1 | Знать понятия о двойном отрицании, понимать их значение | Беседа, работа с учебником, тренировочные упражнения | П.67, правилос.175, 177; №390, 392; словарь |
18 (118) | Различение приставки и частицы не | 1 | Знать разряды частиц по значению и употреблению | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест | П.68, определение; словарь; №399 |
19 (119) | Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.402) | 1 ИКТ | Уметь выстраивать текст-повествование, определять основную мысль рассказа | Беседа, работа по тексту упражнения №402, написание основной части сочинения | Закончить работу |
20 (120) | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Частица ни, приставка ни, союз ни-ни | 1 | Уметь различать частицу ни, приставку ни, союз ни-ни. Графически обозначать условия выбора орфограммы. | Работа по учебнику, словарный диктант, тест | П.69,определение; №406 |
21 (121) | Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы» | 1 ИКТ | Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи | Объяснительный диктант; тест; к.в. с.183 | К.в. с.183; №414 |
22 (122) | Контрольный диктант по теме «Частицы» | 1 | Знать морфологические признаки частицы. | Диктант |
- | Междометие | 4
|
23 (123) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Междометие как часть речи | 1 | Знать о междометии как части речи. Уметь употреблять междометие в речи | Анализ текста, работа с учебником | П.70, т.м., определение; правило; №416 |
24 (124) | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой | Беседа, работа с учебником | П.71, правило; №419 |
25-26 (125-126) | Развитие речи. Контрольное изложение | 2 | Знать о том, как писать изложение | Изложение |
III. | Повторение и систематизация изученного в V – VII классах | 11 |
27 (127) | Анализ изложения. Работа над ошибками. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | 1 | Знать разделы науки о языке; особенности текстов различных стилей | Работа с учебником | №427 |
28 (128) | Развитие речи. Рецензия на текст Н.Соколовой «Рябинка у дороги» | 1 ИКТ | Уметь рецензировать текст | Творческая работа |
29 (129) | Фонетика и графика | 1 | Фонетический и графический разбор | Вопросы | К.в. с.191; №431 |
30 (130) | Лексика и фразеология | 1 | Знать основные сведения по разделу | Вопросы | К.в. с.192-193; №434 |
31 (131) | Морфемика. Словообразование | 1 | Знать состав слова, способы словообразования | Вопросы | К.в. с. 194; №439(уст), 446(п) |
32 (132) | Морфология | 1 | Знать основные понятия раздела | Вопросы | К.в. с. 196, №444(п), 446(уст) |
33 (133) | Орфография | 1 | Соблюдать нормы орфографии | Вопросы | К.в. с.199, №453 |
34 (134) | Синтаксис. Пунктуация | 1 | Знать основные понятия раздела | Вопросы | К.в. с. 200, 203; №463 |
35 (135) | Итоговый контрольный диктант | 1 | Уметь применять изученные правила | Диктант |
36 (136) | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Анализ диктанта | Работа над ошибками |
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
№ п/п | Тема урока | Вид контроля. |
I четверть |
I | Повторение изученного в V – VI классах |
Синтаксис. Синтаксический разбор | Самостоятельная работа |
Пунктуация. Пунктуационный разбор | Тест, схематический диктант, работа с карточками |
Лексика и фразеология | Лексический диктант, самостоятельная работа |
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | Тестирование, самостоятельная работа |
Словообразование и орфография | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка |
Морфемный и словообразовательный разборы | Буквенный диктант, орфографическая диктовка |
Морфология и орфография | Орфографическая диктовка |
Морфология и орфография (урок-практикум) | Диктант, тест |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в5 – 6 классах» |
II. | Морфология и орфография. Культура речи |
- | Причастие |
Причастие как часть речи | Выборочный диктант, беседа |
Морфологические признаки глагола у причастия | Распределительный диктант, тест |
Морфологические признаки прилагательного у причастия | Орфографический диктант, тест, карточки |
Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Выборочный диктант |
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам |
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте | Тренировочные упражнения, графический диктант, тест |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Действительные и страдательные причастия | Словарный диктант, распределительный диктант |
Действительные причастия настоящего времени | Орфографическая диктовка, распределительный диктант, самостоятельная работа |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Выборочный диктант, работа по карточкам |
Действительные причастия прошедшего времени | Диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения |
Анализ изложения. Работа над ошибками. Страдательные причастия настоящего времени | Орфографическая диктовка |
Контрольный диктант по теме «Причастие» | Контрольный диктант |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Анализ контрольного диктанта |
II четверть |
Причастие |
Полные и краткие страдательные причастия | Тест, выборочный диктант |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных | Работа по карточкам, распределительный диктант |
Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Выборочный диктант, работа по карточкам |
Анализ изложения. Работа над ошибками. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Словарный диктант |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» | Объяснительный диктант, грамматико-орфографический разбор |
Контрольный диктант по теме «Причастие» | Контрольный диктант |
Деепричастие |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Тест |
Деепричастия несовершенного вида | Выборочный диктант |
Деепричастия совершенного вида | Выборочный диктант |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Морфологический разбор деепричастия | Тест |
Повторение по теме «Деепричастие» | Объяснительный диктант |
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Диктант |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Тестирование | Тестирование |
Наречие |
Наречие как часть речи | Словарный диктант |
Смысловые группы наречий | Выборочный диктант |
III четверть |
Наречие |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Степени сравнения наречий | Тест, объяснительный диктант |
Морфологический разбор наречия | Словарный диктант |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | Обучающий диктант, работа по карточкам |
Буквы е – и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Выборочный диктант |
Анализ изложения. Работа над ошибками. Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е | Выборочный диктант |
Буквы о-е после шипящих на конце наречий | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест |
Дефис между частями слова в наречиях | Орфографический диктант, тест |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Работа по карточкам |
Повторение по теме «Наречие» | Объяснительный диктант, тест |
Контрольный диктант по теме «Наречие» | Диктант |
Категория состояния |
Морфологический разбор категории состояния | Тест |
РР Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | Анализ текста, творческая работа |
Самостоятельные и служебные части речи |
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог | Объяснительный диктант |
Предлог |
Предлог как часть речи | Объяснительный диктант |
Непроизводные и производные предлоги | Самостоятельная работа, беседа, работа с учебником |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание производных предлогов | Словарный диктант, орфографическая диктовка |
Контрольный диктант по теме «Предлог» | Диктант |
Союз |
Союзы сочинительные и подчинительные | Составление схем, объяснительный диктант |
Запятая между простыми предложениями в составе сложного | Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант |
Контрольный диктант | Диктант |
IV четверть |
Союз |
Сочинительные союзы | Объяснительный диктант |
Подчинительные союзы | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант |
Морфологический разбор союза | Словарный диктант |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато | Словарный диктант, орфографическая диктовка, тест |
Повторение пол теме «Союз» | Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант |
Контрольный диктант по теме «Союз» | Диктант |
Частица |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Частица как часть речи | Объяснительный диктант |
Смысловые частицы | Словарная работа, выборочный диктант, орфографическая диктовка, тест |
Различение приставки и частицы не | Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест |
Анализ сочинения. Работа над ошибками. Частица ни, приставка ни, союз ни-ни | Словарный диктант, тест |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы» | Объяснительный диктант; тест |
Контрольный диктант по теме «Частицы» | Диктант |
III. | Повторение и систематизация изученного в V – VII классах |
Итоговый контрольный диктант | Диктант |
Используемый учебно-методический комплекс
Для учащихся
Для учителя
1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2001.
2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001.
4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.
5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
6. Ладыженская Т.А., Баранов М. Г., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
7. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.
8. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
9. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.
10. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс/ С. Н. Пименова. – Искатель, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-516590-1536257195.jpg)
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-394095-1413901046.jpg)
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696643-1445890336.jpg)
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711082-1447778250.jpg)
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...