Рабочая программа, русский язык, 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Мелентьева Елена Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_r.ya_7kl_baranov.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

Победитель городского конкурса "Школа года - 95", "Школа года - 98", лауреат Всероссийских конкурсов  

"Школа года - 95",  "Школа года - 96", "Школа года - 97", "Школа года - 2003", "Школа Века", Школа XXI века


196240,  Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.5, корп.3                  Тел./факс (812) 413-58-76



www.bereginia.spb.ru                                                                                      school684@spb.edu.ru


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

________________  Н.Н. Зверева

Приказ № ___  от   «___» __________ 2012 г.

Рабочая программа

по русскому языку

7 класс

2012-2013 учебный год

Разработчик: Мелентьева Елена Анатольевна,                                                                                                                                     учитель русского языка и литературы.        

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

____________________________

ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

 «___» __________ 2012 г., протокол № ___

Принята и рекомендована к использованию

педагогическим советом

ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

 «___» __________ 2012 года, протокол № 6

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов ТА. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Цели обучения

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовнойценности, средству общения и получения знаний;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребностив речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

*        формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•        применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

Культуроведческая компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Место предмета

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.

Содержание учебного предмета.

I

Повторение изученного

в V – VI классах – 15 часов.


II.

 

 Морфология и орфография. Культура речи. – 122 часа.

 

-

Причастие – 31 час.

-

Деепричастие – 11 часов

-

Наречие – 22 часа

-

Категория состояния – 3 часа

-

Самостоятельные  и служебные  части  речи – 1 час

-

Предлог – 11 часов

-

Союз – 13 часов

-

Частица – 15 часов

-

Междометие – 4 часа


III.

 

Повторение и систематизация изученного в V – VII классах – 11 часов.




Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. основные сведения о языке, изученные в 5—7 классах;
  2. изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  5. признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
  6. признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
  7. функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  8. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
    изученные в 5—7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  1. различать изученные стили речи;
  2. определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование  и чтение
  4. адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  5. владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное,.просмотровое);

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.

7класс


п/п

Тема   урока

Количество

часов

Предполагаемый

результат

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

проведения

I четверть – 34 ч.,

из них

развитие речи – 5ч.;  контрольные работы – 2ч.

I

Повторение изученного

в V – VI классах

15

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классе.

Знать особенности развития русского языка

Вопросы

№2 (уст.); 6(п.) – сочинение-миниатюра «Живой,  как жизнь»

2

Синтаксис. Синтаксический  разбор

1

Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения.

Уметь составлять словосочетания, распространять предложения

Самостоятельная работа

№7 – придумать текст на тему «Любимый уголок природы»

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Знать основные синтаксические понятия из раздела, строение СП, правила постановки знаков препинания.

Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах

Тест, схематический диктант, работа с карточками

С.6 – к.в.; №12

4

Лексика и фразеология

1

Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Уметь работать со словарями, систематизировать материал

Лексический диктант, самостоятельная работа

Словарь,  №13

5

Фонетика и орфография. Фонетический  разбор слова

1

Знать основные фонетические понятия, характеристики звуков.

Уметь производить фонетический  разбор

Тестирование, самостоятельная работа

К.в. с.9, 10; №22 – составить план, фонетический разбор указанных слов

6

Словообразование и орфография

1

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор

Тест, распределительный  диктант, орфографическая диктовка

К.в. с.12; №27

7

Морфемный и словообразовательный разборы

1

Отрабатывать навык морфемного и словообразовательного разбора

Буквенный диктант, орфографическая диктовка

№26, словарь

8-9

Морфология и орфография

2

Повторить основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Орфографическая диктовка

№31,  просклонять числительное 628


№35, словарь

10

Морфология и орфография (урок-практикум)

1

Знать о значении открытий М.В.Ломоносова по текстам №28,29.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила

Диктант, тест

№38, 43

11

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в5 – 6 классах»

1

Уметь применять полученные знания

12

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Развитие речи.   Текст. Типы речи.

1

ИКТ

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать тексты, составлять план текста

Работа над ошибками, беседа по вопросам

№47 – списать, деля на абзацы

13-14

Развитие речи.  Стили литературного языка

2

ИКТ

Знать изученные стили речи.

Уметь определять стили текстов

Составление таблицы

Написать сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени

15

Развитие речи.  Подготовка к домашнему сочинению по картине  И.Бродского «Летний сад осенью»

1

ИКТ

Уметь составлять план сочинения по картине; собирать рабочие материалы к сочинению

Вопросы

Дописать сочинение по картине №44


II.

 

 Морфология и орфография. Культура речи

 

-

Причастие

19

16

Причастие как часть речи

1

Знать признаки причастия.

Уметь опознавать причастие

Выборочный диктант, беседа

П.9, правило, словарь; №56

17

Развитие речи.  Публицистический стиль

1

ИКТ

Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема.

Уметь анализировать текст публицистического стиля

Свободный диктант

№62; повторить словарь

18

Морфологические признаки глагола у причастия

1

Знать морфологические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола

Распределительный диктант, тест

П.9 повторить правило; №57

19

Морфологические признаки прилагательного у причастия

1

Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного

Орфографический диктант, тест, карточки

П.9 повторить; №63

20

Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Знать условия выбора окончаний причастия.

Уметь редактировать текст, в котором используются причастия

Выборочный диктант

П.11, правило; словарь; №66,67

21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правило выделения его запятыми.

Уметь находить причастный оборот в предложении

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам

П.12, правило; №71 (в сочинении использовать причастия)

22

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

1

Знать нормы согласования.

Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи

Тренировочные упражнения, графический диктант, тест

Правило с.33; №73, 75; словарь

23-24

Развитие речи.  Описание внешности человека

2

ИКТ

Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания

Творческая работа

№82;  репродукция с картины

В.И. Хабарова «Портрет Милы» - подобрать определения, характеризующие её лицо, позу, одежду.

25

Развитие речи. Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

1

ИКТ

Знать признаки  текста-описания, его композиционные особенности.

Уметь составлять план, определять тему и идею текста

Сочинение-описание по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

Подготовиться к словарному диктату  с.23-34

26

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Действительные и страдательные причастия

1

Знать семантику действительных и страдательных причастий.

Уметь различать действительные и страдательные причастия

Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант

П.14, правило; №84, 85

27

Действительные причастия настоящего времени

1

Знать способы образования  действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь находить изучаемую орфограмму

Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант, самостоятельная работа

П.16, правило ; словарь; №92

28

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

Знать условия выбора гласной  в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь применять изученную орфограмму

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам

С.42 – выучить таблицу; №94

29

Действительные причастия прошедшего времени

1

Знать правило написания гласной  перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения

П.17, выучить таблицу с.45; словарь; №98

30

Развитие речи.  Изложение от 3-го лица  (по тексту упр.100)

1

Знать признаки текста.

Уметь выделять основную мысль текста, его тему.

Изложение от 3-го лица

31

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Страдательные причастия настоящего времени

1

Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа

П.18, выучить таблицу с.48; правило; словарь; №102, 107; сделать карточки с суффиксами -енн-; -нн-

32

Страдательные причастия прошедшего времени







1

Знать правило написания  суффиксов -енн-; -нн-.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени

Тренировочные упражнения, работа с учебником, по карточкам

П.19, выучить таблицу с.51; словарь; №109; сделать карточки с буквами Д и С; подготовиться к контрольному диктанту

33

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

Контрольный диктант

34

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Анализ контрольного диктанта

II четверть – 26 ч.,

из них

развитие речи –3ч; контрольные работы –2ч.

-

Причастие

12

1(35)

Полные и краткие страдательные причастия

1

Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий.

Уметь находить их в тексте

Тест, выборочный диктант, работа с учебником

П.15, правило; №88

 2(36)

Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в  суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени.

Работа с сигнальными карточками, тренировочные упражнения

П.20, правило; №112, 113; подготовиться к контрольному диктанту

3(37)

 Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1

Знать способы разграничения  страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Уметь различать прилагательные и причастия, применять изученное правило

Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум

П.21, правило; словарь; №115, 117

4(38)

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и  в отглагольных прилагательных

1

Знать правило написания н – нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.

Уметь различать прилагательные и причастия

Работа по карточкам, распределительный диктант

Повторить п.21, правило; словарь; №119

5(39)

Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1

Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных.

Знать правило написания н-нн в кратких прилагательных и причастиях

Выборочный диктант, работа по карточкам

П.22, правило; словарь; №126, 127

6(40)

Морфологический разбор причастия

1

Знать порядок морфологического разбора причастия

Беседа, тренинг

П.23, план разбора; словарь; №131

7-8

(41-42)

Слитное и раздельное написание не с причастием

2

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием.

Уметь применять орфографические правила на практике

Работа с учебником

П.24, правило; словарь; №136


П.24, правило; словарь; №137



9(43)

Развитие речи.  Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (по упр.130)

1

Знать приёмы систематизации материала

Уметь излагать мысли, работать с текстом

Выборочное изложение

Подготовиться к словарному диктанту

10(44)

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Буквы е и ё после шипящих  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь применять орфограмму

Словарный диктант, комментированное письмо

П.25, правило; № 143; 146 (мини-сочинение: описание внешности друга)

11(45)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

1

Знать орфографию причастия.

Уметь обобщать сведения

Объяснительный диктант, грамматико-орфографический разбор

Подготовиться к контрольному диктанту; к.в. с.70; №151

12(46)

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

Знать морфологические признаки причастия

Контрольный диктант

-

Деепричастие

11

13(47)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Деепричастие как часть речи

1

Знать, что деепричастие самостоятельная часть речи.

Уметь находить деепричастие в предложении, определять их синтаксическую роль

Беседа, работа с учебником, запись под диктовку

П.26, правило; №161

14(48)

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы

Работа с учебником, комментированное письмо, тест

П.27, правило; №165, 167

15(49)

Раздельное  написание не с деепричастиями

1

Знать правило написания не с деепричастиями.

Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях.

Работа с учебником, комментированное письмо

П.28, правило; №173

16(50)

Деепричастия несовершенного вида

1

Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид

Выборочный диктант, работа с учебником

П.29, правило; словарь; №177

17(51)

Деепричастия совершенного вида

1

Знать способы образования деепричастий совершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия совершенного вида от глаголов, сохраняя вид

Выборочный диктант, работа с учебником, беседа

П.30, выучить таблицу; словарь; №185

18-19

(52-53)

Развитие речи. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» (от имени одного из действующих лиц картины)

2

ИКТ

Уметь описывать действия, используя деепричастия

Творческая работа

20(54)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Морфологический разбор деепричастия

1

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь обобщать и систематизировать знания

Тест, работа с учебником

П.31, план разбора; №188

21(55)

Повторение по теме «Деепричастие»

1

ИКТ

Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи

Объяснительный диктант, работа с учебником

К.в. с.89; №193

22(56)

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию.

Диктант

Подготовиться к тестированию (по материалам ГИА)

23(57)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Тестирование

1

ИКТ

Уметь анализировать контрольную работу

Работа над ошибками, тестирование

Подготовиться к словарному диктанту

-

Наречие

 3

24(58)

Наречие как часть речи

1

Уметь находить наречия в тексте; определять синтаксическую роль наречия в предложении

Словарный диктант

П.32, правило; №199

25-26

(59-60)

Смысловые группы наречий

2

Знать смысловые группы наречий.

Уметь их определять

Беседа, составление таблицы, работа с учебником, выборочный диктант

П.33, №208

III четверть – 40 ч.,

 из них

развитие речи –7ч; контрольные работы – 3ч.

-

Наречие

19

1(61)

Развитие речи. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

1

ИКТ

Уметь строить связный текст, подбирать материал на предложенную тему

Составление плана, написание сочинения

Повторить смысловые группы наречий

2-3

(62-63)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Степени сравнения наречий

2

Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных

Тест, объяснительный диктант

П.34, определение; словарь; №214



П.34, определение; словарь; №215


4(64)

Морфологический разбор наречия

1

Знать порядок морфологического разбора.

Уметь производить устный и письменный морфологический разбор

Словарный диктант, творческий разбор, беседа

П.35, план разбора; словарь; №216




5-6

(65-66)

 Слитное и раздельное написание  не с наречиями на и

2

Знать правило написания не с наречиями.

Уметь правильно писать изученную орфограмму

Обучающий диктант, работа по карточкам, работа с учебником

П.36, правило; словарь; №222


П.36, правило; словарь; №226

7(67)

Буквы е – и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

1

Знать правило выбора гласных в приставках  не- и ни-.

Уметь выбирать и писать буквы е – и в приставках отрицательных наречий

Работа с учебником, выборочный диктант

П.37, правило; словарь; №229

8(68)

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

1

Уметь рассуждать, выбирая в тексте главное

Беседа по вопросам, творческая  работа

9(69)

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е

1

Знать условия выбора н – нн  в наречиях на -о, -е

Выборочный диктант, тренировочные упражнения

П.38, правило; словарь; №236

10(70)

Развитие речи.  Описание действий

1

ИКТ

Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действия

Творческая работа

№239, 240: написать сочинение о труде

11(71)

Буквы о-е после шипящих на конце наречий

1

Знать условия выбора  о-е после шипящих на конце наречий.

Уметь применять изученное правило на письме

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест

П.40, правило; №243

12(72)

Буквы о-а на конце наречий

1

Знать условия выбора букв  о-а на конце наречий.

Уметь применять правило на практике

Таблица, тренировочные упражнения

П.41, правило;  №247

13(73)

Развитие речи. Сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья»

1

ИКТ

Уметь формулировать свою мысль; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины

Творческая работа

Закончить работу

14-15

(74-75)

Дефис между частями слова в наречиях

2

Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий.

Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой

Орфографический диктант, тест

П.42, правило с.115, №251


П.42, правило с.116, №254; словарь

16(76)

Слитное и раздельное написание приставок  в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

Знать условия слитного и раздельного написания  приставок в наречиях.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

Работа с таблицей, комментированное письмо, работа с карточками

П.43, определение; словарь; №261,262

17(77)

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Знать правило написания  мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Работа по карточкам, работа по учебнику

П.44, правило, к.в. с.121; №271

18(78)

Повторение по теме «Наречие»

1

ИКТ

Знать основные сведения  о наречии как части речи; уметь находить наречия в тексте

К.в. с.121; объяснительный диктант, тест

Подготовиться к контрольному диктанту; №272

19(79)

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Уметь осуществлять письменный речевой контроль

Диктант

-

 Категория состояния

3

 

20(80)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Категория состояния как часть речи


1

Уметь находить слова категории состояния ; определять синтаксическую роль категории состояния в тексте

Работа с учебником

П.45, правило; №277

21(81)

Морфологический разбор категории состояния

1

Знать порядок разбора категории состояния

Беседа, тест

П.46, план разбора; №282

22(82)

Развитие речи.  Сжатое изложение  с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

1

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал

Анализ текста, творческая работа

К.в. с.130

-

 Самостоятельные  и служебные  части  речи

1

 

23(83)

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог

1

Знать отличия самостоятельных частей речи от служебных. Формировать представление о предлоге как служебной части речи

Уметь конструировать предложения, используя служебные части речи

Беседа, объяснительный диктант

П.47, определение;

 п.48, правило; словарь; №288

-

 Предлог

11

24(84)

Предлог как часть речи

1

Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению

Работа с учебником, объяснительный диктант

П.48 повторить; №289

25(85)

Употребление предлогов

1

Знать и уметь употреблять предлоги в речи; однозначные и многозначные предлоги

Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения

П.49, определение; №294

26-27

(86-87)

Непроизводные и производные предлоги

2

Знать производные и непроизводные предлоги.

Уметь находить их в тексте

Самостоятельная работа, беседа, работа с учебником

П.50, определение;№301


П.50, определение;№302

28(88)

Простые и составные предлоги

1

Знать простые и составные предлоги.

Уметь находить их в тексте.

Тренировочные упражнения

П.51, определение; №304

29(89)

Морфологический разбор предлога

1

Знать порядок морфологического разбора

Работа с учебником

П.52, план разбора; №305

30-31

(90-91)

Развитие речи.  Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

ИКТ

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу

Беседа, сочинение

Дописать сочинение; повторить словарь; п.50

32(92)

Анализ сочинения. Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов

Словарный диктант, работа  с учебником, орфографическая диктовка

П.53, правило; словарь; №309, 310; подготовить карточки с буквами П и Н

33(93)

Повторение по теме «Предлог»

1

ИКТ

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги в речи

Беседа, работа с карточками, тренировочные упражнения

Подготовиться к контрольному диктанту  п.48-53

34(94)

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога

Диктант

-

 Союз

6

35(95)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Союз как часть речи

1

Знать признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении

Самостоятельная работа

П.54, правило; словарь; №316(уст.), 317(п)

36(96)

Простые и составные союзы

1

Знать о классификации союзов по строению на простые и составные.

Уметь находить простые и составные союзы

Беседа, тренировочные упражнения

П.55, определение;

Сочинить грамматическую сказку  «Союз – служебная часть речи»

37(97)  

Союзы сочинительные и подчинительные

1

Знать о классификации союзов по значению, их роль в речи.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы

Составление схем, объяснительный диктант

П.56, определение; словарь; №322

38(98)

Запятая между простыми предложениями в составе сложного



1

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных

Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

П.57, определение; №325

39(99)

Контрольный диктант

1

Систематизация знаний

Диктант

40

(100)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

IV четверть –36  ч.,

из них

развитие речи –8ч., контрольные работы –3ч.

-

 Союз

7

1(101)

Сочинительные союзы

1

Знать о классификации сочинительных союзов по значению.

Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению

Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

П.58, определение; словарь; №336

2(102)

Подчинительные союзы

1

Знать группы подчинительных союзов по значению.

Уметь определять значения подчинительных союзов

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

П.59, определение; словарь; №338

3(103)

Морфологический разбор союза

1

Уметь производить морфологический разбор союза

Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку

П.60, план разбора; словарь; №341

4(104)

Развитие речи.  Сочинение  «Книга – наш друг и советчик»

1

ИКТ

Знать особенности текста-рассуждения.

Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу

Работа с текстом сочинения

Подготовиться к словарному диктанту

5(105)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Слитное  написание союзов тоже, также, чтобы, зато

1

Знать правила написания союзов  тоже, также, чтобы, зато.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий

Словарный диктант, орфографическая диктовка, беседа, тест

П.61, правило; словарь; №344

6(106)

Повторение пол теме «Союз»

1

ИКТ

Знать и применять на письме изученные орфограммы.

Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Подготовиться к диктанту; п.58-61; к.в. с.162; №356

7(107)

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

Знать морфологические признаки союза, орфографические правила предлога и союза

Диктант

-

 Частица

15

8(108)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Частица как часть речи

1

Знать особенности частицы как служебной части речи, их функции в речи и в языке.

Уметь находить частицы.

Работа над ошибками, объяснительный диктант

П.62, правило; словарь; №357

9(109)

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слова

Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения

П.63, определение; словарь; №362, 363

10-11

(110-111)

Смысловые частицы

2

Знать разряды частиц.

Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц

Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, тест

П.64, определение; словарь; №367


П.64, определение; словарь; №373

12

(112)

Развитие речи.  Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр.374)

1

ИКТ

Знать признаки текста.

Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения

Творческая работа

Дописать сочинение

13

(113)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм

Работа с учебником, объяснительный диктант

П.65, правило с.172-173; словарь; №381

14-15

(114-115)

Развитие речи.  Сочинение по картин  

К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

2

ИКТ

Уметь составлять текст-рассказ  по изображённому на картине, владеть речью

Сочинение

Подготовиться к словарному диктанту

16

(116)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Морфологический разбор частицы

1

Знать порядок морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор частицы

Словарный диктант, тренировочные упражнения

П.66, план разбора; №384

17

(117)

Отрицательные частицы не и ни

1

Знать понятия о двойном отрицании, понимать их значение

Беседа, работа с учебником, тренировочные упражнения

П.67, правилос.175, 177; №390, 392; словарь


18

(118)


Различение приставки и частицы не


1


Знать разряды частиц по значению и употреблению


Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест


П.68, определение; словарь; №399

19

(119)

Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.402)

1

ИКТ

Уметь выстраивать текст-повествование, определять основную мысль рассказа

Беседа, работа по тексту упражнения №402, написание основной части сочинения

Закончить работу

20

(120)

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

1

Уметь различать  частицу ни,  приставку  ни, союз ни-ни.

Графически обозначать условия выбора орфограммы.

Работа по учебнику, словарный диктант, тест

П.69,определение; №406

21

(121)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы»

1

ИКТ

Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц.

Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи

Объяснительный диктант; тест; к.в. с.183

К.в. с.183; №414

22

(122)

Контрольный диктант по теме «Частицы»

1

Знать морфологические признаки частицы.

Диктант

-

 Междометие

4

 

23

(123)

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Междометие как часть речи

1

Знать о междометии как части речи.

Уметь употреблять междометие в речи

Анализ текста, работа с учебником

П.70, т.м., определение; правило; №416

24

(124)

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

Беседа, работа с учебником

П.71, правило; №419

25-26

(125-126)

Развитие речи. Контрольное  изложение

2

Знать о том, как писать изложение

Изложение



III.

 


  Повторение и систематизация изученного в V – VII классах




11

27

(127)

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Разделы науки о русском языке.  Текст. Стили речи

1

Знать разделы науки о языке; особенности текстов различных стилей

Работа с учебником

№427

28

(128)

Развитие речи.  Рецензия на текст Н.Соколовой «Рябинка у дороги»

1

ИКТ

Уметь рецензировать текст

Творческая работа

29

(129)

Фонетика и графика

1

Фонетический и графический разбор

Вопросы

К.в. с.191; №431

30

(130)

Лексика и фразеология

1

Знать основные сведения по разделу

Вопросы

К.в. с.192-193; №434

31

(131)

Морфемика.  Словообразование

1

Знать состав слова, способы словообразования

Вопросы

К.в. с. 194; №439(уст), 446(п)

32

(132)

Морфология

1

Знать основные понятия раздела

 Вопросы

К.в. с. 196, №444(п), 446(уст)

33

(133)

Орфография

1

Соблюдать нормы орфографии

Вопросы

К.в. с.199, №453

34

(134)

Синтаксис. Пунктуация

1

Знать основные понятия раздела

Вопросы

К.в. с. 200, 203; №463

35

(135)

Итоговый контрольный диктант

1

Уметь применять изученные правила

Диктант

36

(136)

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Анализ диктанта

Работа над ошибками

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.


п/п

Тема   урока

Вид контроля.

I четверть

I

Повторение изученного

в V – VI классах

Синтаксис. Синтаксический  разбор

Самостоятельная работа

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Тест, схематический диктант, работа с карточками

Лексика и фразеология

Лексический диктант, самостоятельная работа

Фонетика и орфография. Фонетический  разбор слова

Тестирование, самостоятельная работа

Словообразование и орфография

Тест, распределительный  диктант, орфографическая диктовка

Морфемный и словообразовательный разборы

Буквенный диктант, орфографическая диктовка

Морфология и орфография

Орфографическая диктовка

Морфология и орфография (урок-практикум)

Диктант, тест

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в5 – 6 классах»


II.

 

 Морфология и орфография. Культура речи

-

Причастие

Причастие как часть речи

Выборочный диктант, беседа

Морфологические признаки глагола у причастия

Распределительный диктант, тест

Морфологические признаки прилагательного у причастия

Орфографический диктант, тест, карточки

Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Выборочный диктант

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Тренировочные упражнения, графический диктант, тест

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Действительные и страдательные причастия

Словарный диктант, распределительный диктант

Действительные причастия настоящего времени

Орфографическая диктовка, распределительный диктант, самостоятельная работа

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Выборочный диктант, работа по карточкам

Действительные причастия прошедшего времени

Диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Страдательные причастия настоящего времени

Орфографическая диктовка

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Анализ контрольного диктанта

II четверть

Причастие

Полные и краткие страдательные причастия

Тест, выборочный диктант

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и  в отглагольных прилагательных

Работа по карточкам, распределительный диктант

Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Выборочный диктант, работа по карточкам

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Буквы е и ё после шипящих  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Словарный диктант

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

Объяснительный диктант, грамматико-орфографический разбор

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Контрольный диктант

Деепричастие

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Тест

Деепричастия несовершенного вида

Выборочный диктант

Деепричастия совершенного вида

Выборочный диктант

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Морфологический разбор деепричастия

Тест

Повторение по теме «Деепричастие»

Объяснительный диктант

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Диктант

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Тестирование

Тестирование

Наречие

Наречие как часть речи

Словарный диктант

Смысловые группы наречий

Выборочный диктант

III четверть

Наречие

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Степени сравнения наречий

Тест, объяснительный диктант

Морфологический разбор наречия

Словарный диктант

 Слитное и раздельное написание  не с наречиями на и

Обучающий диктант, работа по карточкам

Буквы е – и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Выборочный диктант

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е

Выборочный диктант

Буквы о-е после шипящих на конце наречий

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест

Дефис между частями слова в наречиях

Орфографический диктант, тест

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Работа по карточкам

Повторение по теме «Наречие»

Объяснительный диктант, тест

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Диктант

 Категория состояния

Морфологический разбор категории состояния

Тест

РР   Сжатое изложение  с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

Анализ текста, творческая работа

 Самостоятельные  и служебные  части  речи

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог

Объяснительный диктант

 Предлог

Предлог как часть речи

Объяснительный диктант

Непроизводные и производные предлоги

Самостоятельная работа, беседа, работа с учебником

Анализ сочинения. Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Словарный диктант, орфографическая диктовка

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Диктант

 Союз

Союзы сочинительные и подчинительные

Составление схем, объяснительный диктант

Запятая между простыми предложениями в составе сложного

Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Контрольный диктант

Диктант

IV четверть

 Союз

Сочинительные союзы

Объяснительный диктант

Подчинительные союзы

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант

Морфологический разбор союза

Словарный диктант

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Слитное  написание союзов тоже, также, чтобы, зато

Словарный диктант, орфографическая диктовка, тест

Повторение пол теме «Союз»

Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Контрольный диктант по теме «Союз»

Диктант

 Частица

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Частица как часть речи

Объяснительный диктант

Смысловые частицы

Словарная работа, выборочный диктант, орфографическая диктовка, тест

Различение приставки и частицы не

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

Словарный диктант, тест

Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы»

Объяснительный диктант; тест

Контрольный диктант по теме «Частицы»

Диктант

III.

Повторение и систематизация изученного в V – VII классах

Итоговый контрольный диктант

Диктант

Используемый учебно-методический комплекс

Для учащихся

Для учителя

1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2001.

2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.

3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001.

4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.

5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

6. Ладыженская Т.А., Баранов М. Г., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

7. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005.

8. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.

9. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.

10. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс/ С. Н. Пименова. – Искатель, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...