Сочинение "Золотая осень"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сочинение-описание по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie.zolotaya_osen.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Цели: 1)углубить знания учащихся о тексте, полученные ранее на уроках русского языка;

        2) подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине И.И.Левитана;

        3) активизировать лексику по теме «Осень»;

        4) ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, мастер, изображено;

        5) способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов;

        6) подготовить учащихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

- Сегодня мы познакомимся с замечательной картиной выдающегося художника И.Левитана «Золотая осень», на которой он запечатлел кратковременный праздник русской природы, яркий и неповторимый.

        Наша задача заключается в том, чтобы понаблюдать за красками осени и описать их в своих сочинениях.

        Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века.

        Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у таких мастеров, как В.Г.Перов, А.К.Саврасов, В.Д.Поленов.

        Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы.

Поленов оказал большое влияние на художника в области колорита (в чистых красках).

Картина И.И.Левитана «Золотая осень» (1895) заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.

2. Беседа по картине.

Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

Осень, природа готовится к зиме, деревья сбрасывают свои листья. На картине – середина осени, т.к. деревья еще не сбросили  листья, трава еще не вся желтая. Левитан хотел показать красоту осени.

Художник старается передать нам свою радость. Восторг при виде этой красоты. И передает это нам с помощью красок.

Почему картина называется «Золотая осень»?

Деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные; по цвету напоминают цвет золота.

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Художник выбрал теплые краски: желтые, красные, оранжевые, багровые, коричневые.

А что будете описывать вы?

Деревья в красивом золотом убранстве, на еще не увядшую траву падают разноцветные листья; зеленое поле, деревья, река, текущая медленно и спокойно; небо яркое, голубое, с белыми чистыми облаками.

3. Словарно-стилистическая работа.

Одинаковы ли по значению слова: живопись и пейзаж?

Живопись – это вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок.

Пейзаж – картина, изображающая природу.

Образуйте от слов «живопись»  и «пейзаж» слова, обозначающие лицо.

Пейзажист, живописец.

4. Собирание рабочих материалов.

-Поработаем над опорными словами, которые понадобятся при написании сочинения. Что мы  можем сказать «нового» о «данном»?

«Данное»

«Новое»

Осень

Пламенная, огненная, золотая, яркая, очаровательная, красивая, праздничная, торжественная, богатая оттенками цветов.

Настроение

Праздничное, радостное, приподнятое

Деревья

Желтые, золотые, багряные, разноцветные, осенние, красивые, как будто повязались желтыми косынками

Трава

Желтовато-коричневая, изумрудная, сухая, пожухлая, желтая, как ковер, бурая

Небо

Ясное, лучистое, голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками, лазурное, светло-голубое

Река

Темная, голубая вдали, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, прозрачная

Поле

Зеленое, как бархатный мягкий коврик, широкое

Воздух

Чистый, прозрачный, бесцветный

Деревня

Маленькая, дальняя, едва виднеется на пригорке

-Благодаря художнику мы увидели различные цвета, оттенки осени.

5. Работа над текстом сочинения.

На какой основной вопрос мы должны будем ответить в ходе написания работы?

Какие краски выбрал художник для изображения осени на картине.

Для какого типа речи характерен этот вопрос?

Для описания.

С чего бы вы начали сочинение по картине?

С того, что Левитан изобразил красивую пору – осень, которую очень любил, был ею очарован и поэтому запечатлел на своей картине.

Что бы вы написали после вступления?

Подробное описание неба, деревьев…

Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

Осень – красивая пора года. Эта картина мне понравилась.

Скажите, нужно ли употребить абсолютно все слова, которые мы включили в таблицу?

Необходимо выбрать те слова, которые кажутся наиболее важными, красивыми, точными.

6. Искусствоведческий текст.

  1. Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
  2. И.И.Левитан использует для своей осени яркие, солнечные краски. Торжественная , праздничная осень запечатлена на этой картине.
  3. Слева мы видим березовую рощу, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними – деревня.
  4. Мы видим багряно-золотые березы, словно пропитанные солнцем, изумрудную зелень травы, чистое голубое небо, покрытое легкими белыми облаками, яркую гладь реки, синеющую в обрывистых берегах и медленно движущуюся. Воздух чист, свеж и прозрачен.
  5. Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской живописи.
  6. Картина мне понравилась, потому что И.И.Левитан рассказал об осени - удивительном времени года, разнообразном и неповторимом, ее грустной и простой красоте.

7. План.

1. Художник, очарованный осенью.

2.Краски осени в картине.

3. Что нового узнали о картине?

8. Примерное вступление.

        Осень – удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья кленов, берез. Сколько ни смотришь, не перестаешь удивляться ее мастерству. Многие художники были очарованы этим временем года. Один из них – Левитан. Краски осени он заметил  и увековечил их в своих картинах. Внимательно всмотримся в эти полотна.

9. Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника "Мисс Осень 2011г!

Данное мероприятие ежегодно проводится в нашей школе. Претендентки на звание "Мисс Осень" демонстрируют свою смекалку и творческие способности в конкурсно - развлекательной програме....

Сценарий праздника "Осень, Осень, в гости просим!"

Методическая разработка массового мероприятия экологической направленности для ребят младшего  школьного возраста. Цель данного сценария: в доступной форме с использованием сказочных персонажей (...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

Лексический материал по теме "Осень. Прогулка в осеннем парке", игры и задания. Обращаем внимание ребёнка на признаки осени, проговариваем, показываем, побуждаем к диалогу.

Методические рекомендации содержат игры и упражнения, которые направлены:- на формирование и расширение словаря;- формирование фраз разной структуры;- формирование навыков связной речи;- обогащение пр...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы ДОУ.Цель: Создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей.Задачи:1. Закреплять знания и представления детей о...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...