СПП с придаточными условными. 9кл.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Медведева Людмила Григорьевна

             Цель урока: -)показать особенности СПП с придаточными условными;

                      -) совершенствовать орфографические пунктуационные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_pridatochnymi_uslovnymi.9kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          СПП  с придаточными условными.                                                9кл.

Цель урока: -)показать особенности СПП с придаточными условными;

                      -) совершенствовать орфографические пунктуационные навыки.

  1. Повторение изученного.

1) Вопросы на закрепление теории:   в это время 1уч-ся работает возле доски, 1-2 с индив. карт.              

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?             

- Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?

(Определительные, местоимённо-определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)

- К чему прикрепляются придаточные определительные? Какое место по отношению к главному занимают?

(К существительному в главном предложении. Стоят после определяемого слова.)

-Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?

(Дополнению)

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

(Вопросы косвенных падежей)

- Назовите виды придаточных обстоятельственных.

(Образ действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.)

-На какие вопросы отвечают придаточные времени?                 

(Когда? с каких пор? До каких пор?)

- На какие вопросы отвечают придаточные степени?

(Как? В какой степени? Насколько?)

- К чему прикрепляются придаточные образа действия и какое место по отношению к главному занимают?

(К сочетанию с указательным словом; после главного.)

2) На доске записаны предложения.

 Задание : расставить знаки препинания, определить вид придаточного, составить схемы

  1. И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…

(Определительное, [ сущ. ], (что…). )

  1. Кто сам на себя много берёт, (какой? кто именно?) тот и от других вправе ждать многого.

(Местоимённо-определит.; (Кто…), [тот… ]. ) 

  1. И нет величия там (где?),где нет простоты, добра и правды.

(Обстоят-ое, значение места,  […там], (где…). )

  1. И вот прошло пять веков ( с каких пор?), как умер художник, а творения его живы.

( Обстоят-ое, значение времени; [ ], как (  ), а [ ]. ; сочинительная связь между 2 и 3 предлож.)

3) Работа по индивидуальным карточкам.

  1. Изучение СПП с придаточными условными.

  1. Запись на доске. ( СЛАЙДЫ )

ЛИ (ль)        РАЗ          

                   

ЕСЛИ  =        КОГДА

   ЕЖЕЛИ       КОЛИ (устаревшие)

                       При каком условии?

         

  1. Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое.  Если (  ), [  ].

 

   При каком условии?

  1. Что-то случилось, раз (= если) так долго нет писем.  [  ] , раз (  ).

                                                                     При каком условии?

  1. Брожу ли (=если) я вдоль улиц шумных, вхожу ль (=если) во многолюдный храм,

сижу ль (=если) меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам.  

Ли (  ), ль (  ), ль(  ), [  ].

                                         При каком условии?

  1. Нет, Нет! Талант погибни мой

И лира, дружбе драгоценна,

Когда (=если ) ты будешь мной забвенна,

Москва, отчизны край златой!   [  ] , когда (  ).

Учащиеся делают вывод:

  1. придаточные условные отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?;
  2. Относятся ко всему главному предложению;
  3. Место придаточного СВОБОДНОЕ;
  4. Прикрепляются к предложению союзами  ЕСЛИ, РАЗ, КОГДА, КОЛИ.

  1. Работа с учебником.

А) Сопоставительный анализ предложений. № 93.

Б) № 94, предложения 3-6 по вариантам с последующей проверкой некоторых предложений;

    Схемы предложений 1,2,7 и словообразовательный разбор на доске 2 уч-ся. 

Предложение 7.2. выписать, объяснить знаки препинания.

  1. [  ] , если ( ).   2. Если (  ) , [  ].  7.1. Когда (  ) , то [  ].  7.2. Если (  ), то [  ].

Ввод. сл., уверенность                                                                                           вводн.сл, сомнение

7.2. В самом деле , если все дождливые дни сидеть на месте , то, пожалуй , недалеко уйдёшь за лето.

Придаточные условные могут присоединяться к главной части двойными союзами

 если -то (так),  когда-то (так), раз-то (так).

 

Словообразовательный  разбор:  ЗА +ГУБ+И+ТЬ

В) Составить предложения  по схемам:

1) [  ] , если (  ).

2) Раз (  ) , [  ].

3) [.., если (  ),…].

4) [  ] , когда (  ).  

  1. Д\З
  1. № 94 (класс); выбрать из произведений Пушкина сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени, условия (индивид.)
  2. № 92 (устно)
  3. Заполнить графы таблицы «Виды придаточных  предложений».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условные придаточные предложения

Презентация может быть использована как учителем, так и учениками при изучении темы " Conditionals"...

План урока на тему: "Придаточные предложения условные, причины и цели".

Тип урока : Урок-исследование.Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений А.C. Пушкина).Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;познаком...

Conditionals (условные придаточные предложения)

Conditionals (условные придаточные предложения)...

Презентация " Придаточные условные предложения в немецком языке"

Презентация помогает четко и наглядно донести материал по теме "Структура сложноподчиненного предложения в немецком языке :придаточные условия"Ипользуется в качестве пособия на уроках немецкого языка ...

Сослагательное наклонение (Modo subjuntivo) Система времён Сослагательного наклонения (Modo subjuntivo) Сослагательное наклонение в придаточных предложениях Условное наклонение (Modo potencial)

Сослагательное наклонение (Modo subjuntivo)1.Прошедшее несовершенное время (Pretérito imperfecto)2.Будущее несовершенное время (Futuro imperfecto) 3.Прошедшее только что совершенное время (Pretérito ...

Придаточные Условные

С помощью данной презентации вводится и отрабатывается тема Conditional Sentences....