Конспект урока по письму "Закрепление по теме "Правописание безударных гласных"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Лесникова Елена Александровна

Урок разработан в форме путешествия по лесу, где животные и растения дают задания детям по данной теме. Все задания дифференцированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных».

Класс: 4

Задачи:

1). Образовательные:

а) продолжить упражнение в написании слов с безударными гласными в корне;

б) формировать навыки проверки слов с безударными гласными в корне;

в) развивать умение подбирать проверочные слова: однокоренные и формы слов;

2). Коррекционно - развивающие:

а) обогащать словарный запас обучающихся;
б) развивать произвольное внимание;
в) развивать память, речь, познавательный интерес;

3). Воспитательные:

а) воспитывать бережное отношение к родной природе, к явлениям природы;

б) воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: изображения совы, дятла, медведя, сосны; план написания безударных гласных в корне; письмо от медведя; знаки охраны природы, фонограмма; карточки с названием птиц; карточки с текстом; перфокарты.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Вступительное слово.

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

Психологический настрой на урок.

-Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе Мы спокойны и добры, приветливы и внимательны. Мы все здоровы. Вдохните глубоко. Вдохните всю свежесть зимнего утра. Выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и положительного отношения друг к другу.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает».

- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь давайте разогреем» наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.

Зарядка для рук.

1.Потёрли карандаш или ручку.

2.Закручиваем болтики на гаечку (каждый палец массажируем круговыми движениями).

3.Встряхнули руки.

- А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме:

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Не держу от вас секрета –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

-Запишем число, классная работа.

2.Минутка чистописания.

-Сегодня мы будем работать под девизом: “Люби и охраняй природу”.

 Ведь на уроках письма мы очень часто работаем со словами, связанными с предметами живой и неживой природы.

Путешествие в лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.

Навстречу нам вышли гласные буквы.

а о и е    аоие___________________________________________

@ и @ и            ___________________________________________

– Запишите красиво буквы в тетрадь. Повторите до конца строчки. 3.Актуализация ранее изученного материала.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.

 -Давайте послушаем голоса леса.

-Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

Я буду описывать животных, читать загадки, а вы их отгадаете и запишите на доске:

 1. Скачет в траве, -

Глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зеленая квакушка,

А зовут ее -... (лягушка).

2. Всю ночь летает –

 Мышей добывает.

 А станет светло –

 Спать летит в дупло. (Сова).

3. Потеряла пол-хвоста!

 Только это - не беда!

 У неё же снова

 Отрастает новый!

 С кем же так бывает?

 Кто отгадку знает? (Ящерица).

4. Хищный нрав у этой птицы,

С ней вам лучше не водиться.

Клюв раскрыл в порыве страсти

Кровожадный хищник ... (ястреб).

- Проверьте правописание этих слов по словарю в конце учебника и скажите, какое слово лишнее? Почему?

 -Какую гласную вы вставили? Что вы сделали, чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?

2. Прослушайте стихотворение.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте:

Удареньем проверяйте.

 -Сформулируйте тему урока.  

Тема нашего урока: «Закрепление по теме: «Правописание безударных гласных».

4.Работа над темой урока.

Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.

живёт, сова, лесу, густом, в

 Запишем с комментированием.

Сова (совы) живёт в густом лесу (лес).

 - В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.

 - Как мы узнаем, какую безударную гласную нужно писать? Сформулируйте правило.

 Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать такое слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

 Давайте вспомним план написания слов с безударной гласной:

 1. Прочитай слово.

 2. Поставь ударение.

 3. Найди опасную гласную.

 4. Подбери проверочные слова.

 5. Напиши слово.

-Послушайте загадку:

Хоть я не молоток,

По дереву стучу,

В нем каждый уголок

Обследовать хочу,

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

И вот воевода - дятел объявил всем вредным личинкам и насекомым войну. Он стал собирать войско, но поставил условие: в первую очередь примет тех птиц, в названии которых есть безударные гласные, проверяемые ударением. Давайте поможем дятлу. Надо назвать этих птиц, правильно написать эти слова, подобрать проверочные слова, объяснить.

-Ну а теперь за дело!

Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом,
Тут как тут! (Снегирь).

Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит ?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая  (Сова).   

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....( синичка).

Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется ....
 (Скворец).

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …(грачи).

 

Красные клювы
И пестрые хвосты–
Как красивы поющие …. (дрозды).

Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи.
Я правду говорю, скажи!
Есть – ласточки, а есть - … (стрижи).

1 группа. Пишут отгадку, подбирают проверочное слово.

2 группа. Найти отгадку среди карточек с названием птиц, подобрать проверочное слово.

3 группа. То же задание, что у второй группы, в названиях птиц безударная гласная выделена.

Снегирь - снег, сова – совы, синица – синий, скворец – скворушка, грачи – грач, дрозды – дрозд, стрижи – стриж.

 5.Физминутка.

 Ах, какой прекрасный лес.

 Сколько здесь вокруг чудес!

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В сторону руки плавно помашем –

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся, покажем –

 Крылья сложили вот так.

Для рук:

  1. Сдави сильно каждый пальчик.
  2. Потри ладоши.
  3. Снимаем перчатки с каждого пальца.
  4. Стряхнули руки.

6.Закрепление изученного материала.

Хозяин лесной, просыпается весной, 
А зимой, под вьюжный вой, 
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 -Ребята, к нам пришло письмо от хозяина леса - медведя. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Медведь. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните её задание, то лес расколдуется. Спешите. Я вас жду".
- Ну что ребята, поможем косолапому? Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова: "Повертелись, покружились и в лесу мы очутились" (кружатся). Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в лесу.
Что за лес? Ой, как грустно, как скучно и темно. Не слышно песен птиц, не слышно шелеста травы, не слышно стрекотанье и жужжанье насекомых. Нужно обязательно помочь лесу.
 

1.Упражнение в распознавании проверочного слова.

-Прочитайте. Поставьте ударение. Найдите проверочное слово, подчеркните его.

1 группа. Вставляют буквы, проставляют ударение, подчёркивают проверочное слово.

2 группа. Проставляют ударение, называют безударную гласную, подчёркивают проверочное слово.

3 группа. Проставляют ударение, подчёркивают безударные буквы.

Лес, лесник, леса.

Цветок, цвет, цветы.

Зверёк, звери, зверь.

Трава, травы, травинка.

Гриб, грибок, грибы.

2.Самостоятельная работа

-Мы так много сделали сегодня на уроке, а теперь поработайте самостоятельно.

 Повторим план написания слов с безударной гласной.

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна).

Под сосною круглый год

Живность всякая живёт.

- А кто живёт под сосной, узнаем из текста. Но это не простой текст, а с ошибками.

 «Текст с ошибками».

-Прочитайте текст, исправьте ошибки.

1 группа. Находят и исправляют ошибки, называя проверочные слова.

Стоит морозная зема. Лениво кружится снижок. Я иду по лесной трапе. На сасне сидят птицы. Под карнями сосны нара. Туда ведут лисьи слиды.

2 группа. Вставляют пропущенные буквы в словах с безударной гласной.

Стоит морозная з.ма. Лениво кружится сн.жок. Я иду по лесной тр.пе. На с.сне сидят птицы. Под к.рнями сосны н.ра. Туда ведут лисьи сл.ды.

3 группа. Выбирают из двух предложенных букв правильную.

Стоит морозная з(и, е)ма. Лениво кружится сн(и, е)жок. Я иду по лесной тр(а, о)пе. На с(о, а)сне сидят птицы. Под к(а, о)рнями сосны н(о, а)ра. Туда ведут лисьи сл(и, е)ды.

Проверка (по цепочке).

7.Итог урока.

-Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными детьми. Спасибо за работу. Пожалуйста, принесите на стол карточку с изображением лица, которое соответствует нашему уроку.

-А я сейчас еще раз проверю ваши практические умения. Вы получите перфокарты. Ваша задача – вставить в окошки, пропущенные безударные гласные, которые можно проверить.

Д             ревья (1 группа)

Пт           нец (1 группа)

Гн           здо (2 группа)

Зм          я (2 группа)

 Кр          ты (3 группа)

 Гр           бы (3 группа)

8.Рефлексия

Есть одна планета – сад.

 В этом космосе холодном.

 Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных

 Лишь на ней одной увидишь

 Ландыши в траве зелёной,

 И стрекозы только тут

 В реку смотрят удивлённо.

 Береги свою планету,

 Ведь другой планеты нету. Я.Аким

Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

 Напомните правила поведения в природе. (Знаки)

 - Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.

 -Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:

 Если буква гласная вызвала сомненье,

 Ты её немедленно поставь под ударенье.

9.Домашнее задание.

 - Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.

Карточки «Текст с ошибками». Списать.

1 группа: В скобках написать проверочные слова.

2 группа: Подчеркнуть гласную, которую вставили.

3 группа: Подчеркнуть гласную, которую выбрали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»

Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...

Конспект урока русского языка в 7 классе Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях с использованием ТПУЗ

Конспект урока русского языка в 7 классе Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях с использованием ТПУЗЦели: 1) Знать: условия выбора гласной перед Н в полных и кратких...

конспект урока русского языка 2 кл Проверяемые гласные

конспект урока русского языка 2 кл Проверяемые гласные...

Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

Презентация по теме "Правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова". 5 класс...