Схемы и алгоритмы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме

Зиатдинова Татьяна Александровна

Схемы и алгоритмы (орфография и пунктуация) помогут как учителю, так и ученику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritmy.doc401.5 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМЫ И АЛГОРИТМЫ

ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

(ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ)

Безударные гласные корни


Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Ставь под ударение

Смотри словарь

Смотри таблицу

Дрожать (дрожь)

Сапог

Поклоняться

(ср.: поклон, кланяться)

Поглощать (глотка)

Темперамент

Тяжелый (тяжесть)

Периферия

Чередующиеся гласные корни

Выбор

буквы

Зависит от:

Корни

Исключения

правого

соседа

(внешнего

облика)

-лаг- / -дож-

-кас- / -косн-

-скак- / -скоч-

(на лошади) скачу,

прискачу и т.п.; скачок;

НО: заскачу (забегу) и т.п.

-раст- / ращ/ -рос-

росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, на вырост; отрасль  

-бер- // -бир-А

-дер- / -дир-А

-жег- / -жиг-А

-зер- / -зир-А

-мер- / -мир-А

-ня- / ним-А

-пер- / -пир-А

-стел- / -стрил-А

-тер- / тир-А

-чет- / -чит-А

Сочетаться, сочетание

-ча- / -чин-А

Ударения

-гор- / гар-(безуд. О)

Вы΄ гарки, при΄гарь

-клон- /клан- (безуд. О)

-твор-/-твар- (безуд О)

-зор- / зар- (безуд. А)

        зорева΄ть,зорянка, зоревой

Смысла

-мок- / -мак


«пропускать» «погружаться»

-ровн- / -равн-


«конкретн.» «абстрактн.»

Равнина, равнение,

равняться, поравняться,

уровень

                                                   

Правописание гласных Ы – И после Ц

Правописание безударных окончаний глаголов

суффиксов и причастий настоящего и будущего времени

  1. Поставить глагол в неопределенную форму того же самого вида.

                                              -ут/ют

Правописание суффиксов прошедшего времени глаголов и глагольных форм

Хть – Хл – Хв – Хвш ,

Если Х = А, Я, Е,  то Хн(н), если Х = И, то Ен(н)

УслышАть – услышАл  - услышАв – усмлышАвший – услышАнный

растаЯть

Правописание приставок

Правописание сложных слов с корнем ПОЛ- / ПОЛУ-

Правописание Ь после шипящих

Правописание наречий

дефисно:

  1. КОЕ- + наречие: кое-как, кое-где
  2. Наречие + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ.

по-новому

по-прежнему

по-отцовски

в-третьих

Во-первых

  1. ПО- +прил. + -ОМУ, -ЕМУ, -И:

  1. В- +числ. + -ЫХ, -ИХ:

 

чуть-чуть

едва-едва

крест-накрест

волей-неволей

мало-помалу

красным-красно


шито-крыто

подобру-поздорову

  1. повторы  слов:

  1. повторы

       корней

  1. повторы

    синонимов

раздельно:

  1. существительные с предлогом: след в след, НО: точь-в-точь

                                                           носом к носу

                                                           плечо к плечу

  1. тавтологические сочетания с творительным падежом: туча тучей
  2. глагольные сочетания с деепричастием: ревмя ревет
  3. обороты с усиленным сравнением: проще простого, легче легкого
  4. сочетания с предлогами: без удержу, без устали

в придачу, в складчину

до отвала, до упаду

за полночь

на бегу, на весу, на виду

от силы

под стать, под уклон

с ведома, с маху, с размаху

  1. сочетания предлога,оканчивающегося на согласный, с существительным, начинающимся с гласного:                                                    без удержу               в открытую

                                                                          без устали                 в обтяжку  

                                                                                                             в упор                                                

   

  1. Предлог + существительное (если оно сохранило хоть какие-нибудь падежные формы или имеет переносное значение):

на корточки    ( на корточках)

за границу  ( за границей)

на дом (на дому)

в сердцах

в тупик

Слитно

                          

Правописание –н-, -нн- в полных формах прилагательных и причастий

-Н-/ -НН- в кратких формах причастий и прилагательных

Выбор отрицательных частиц НЕ, НИ

Значение предложение

Что пишем

Примеры

1. Отрицание

1) НЕ + глагол

              существительное                  

              местоимение …


2) НЕ + глагол  НИ + сущ.

                                      мест.

                                      наречие

Я сегодня не приду.

(Приду? Нет.)



На небе не было ни одного облака.

(Облака были? Нет.)

 На небе ни облака.

(нулевая связка)

2. Утверждение

1) НЕ + глагол НЕ + глагол



2) НИ в предложении:

     - повествовательном,

     - несамостоятельном,

     - со значением уступки

       (хотя, несмотря на …)

       

3) НЕ в предложении:

     - восклицательном,

     - самостоятельном.

Я не могу не порадоваться вашим успехам.

(Радуюсь? Да.)

Кто ни смотрел фильм «Титаник», все его хвалили.

(Фильм смотрели? Да.)



Где только он не путешествовал за свою жизнь!

(Он путешествовал? Да.)

Запомнить устойчивые выражения с частицей НИ:

Ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни себе ни людям, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, во что бы то ни стало, как бы то ни было и т.д.

                                             Запомнить следующие конструкции:

  1. НЕ кто иной, как . . .,

                       НЕ что иное, как . . .

По дороге домой мне встретился не кто иной, как мой старый школьный товарищ.

                      НИЧТО иное НЕ

                      НИКТО иной  НЕ

                     

      Никто иной не  поможет мне в этом трудном деле.

                                    Запомнить союзы:

                            НЕ ТО …, НЕ ТО …

                            НЕ ТОЛЬКО …, НО И …

                            НЕ СОТЛЬКО …, СКОЛЬКО

Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи

Правописание НЕ с причастиями

Правописание НЕ и НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями и наречиями

Разные конструкции с КАК

Материал для отработки

Вариант 1

Объясните постановку знаков.

  1. Тогда деньги и вещи, как находили, привязывали на шесты и ставили на дороге.
  2. Последнее время мы не встречались, с тех пор как уехали.
  3. Кругом, как нарочно, не было ни души.
  4. Комендант дружески посоветовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное.
  5. Она, как пчела, знала, в какое место больнее ужалить его.
  6. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте.
  7. Тучи как свинцовые.
  8. Во время обеда она сидела как на иголках.
  9. Мы встретились как старые знакомые.
  10. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери.
  11. Разбитый в прах, спасаяся побегом, беспечен он, как глупое дитя.
  12. Лучше всего сохранить как было.

Вариант 2

Расставьте знакт препинания, вставьте пропущенные буквы,

 раскройте скобки

  1. Уд..вляюсь сударь как вы мож..те жить без романа.
  2. Герасим остался (не)подвижным между тем как лодку волной относило к городу.
  3. Но как на беду в это время повернулся губ..рнатор.
  4. Я как офицер и двор..нин ни в какую службу к Пугачеву вступать (не)могу.
  5. Оф..церик охнул и свернувшись сел на землю как подстрел..ая птица.
  6. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости как и сам француз от предложения Дубровского.
  7. Как солнышко она.
  8. Ермил с год как шальной ходил.
  9. Мы знаем Индию как страну древнейш..й культуры.
  10. Дети иногда рас..уждают совсем как взрослые.
  11. Её уста как розы рде..т.
  12. Остав..те все как есть.

Однородные члены с повторяющимися и неповторяющимися союзами

 

Тире в простом предложении

Материал для отработки

Вариант 1

Объясните постановку знаков.

  1. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.
  2. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  3. Семь километров – длина канала, прорытого между речками Химкой и Клязьмой.
  4. Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.
  5. Россия не Петербург: она огромная.
  6. Голова без ума что фонарь без света.
  7. Горы важно задумчивы.
  8. Изучать краски и свет, милый вы мой, наслаждение.
  9. Все это вместе у реки называется берега, а у людей – судьба.
  10. бедность не порок.

Вариант 2

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы,

 раскройте скобки.

  1. Знание в ю(н,нн)ост.. это мудрость в старости.
  2. Читать значит вырабатывать вкус пост..гая пр..красное.
  3. Сибирская т..йга это семь десятых всех наших лесных богатств.
  4. Править пъесу чрезвычайно утомительное дело.
  5. П..йзаж не довесок к прозе и не укр..шение.
  6. Жизнь коротка и(с,сс)ку(с,сс)тво долговечно.
  7. Март только начало весны.
  8. Ум без книги как птица без крыльев.
  9. Бонн как извес..но город политиков и студентов.
  10. Мир осв..щае..ся солнцем человек знанием.
  11. Он всегда бодр ночь для него что день.

Алгоритм распознавания однородных согласованных определений.

Обособление согласованных определений

 

Материал для отработки

Вариант 1.

Объясните постановку знаков

  1. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.
  2. Смотри – вон, темный, бежит степью.
  3. Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
  4. На лице его промелькнуло нечто похожее на усмешку.
  5. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
  6. Березки, любимые нами, стайками росли на опушке леса.
  7. Веселый и жизнерадостный, Радик был всеобщим любимцем.
  8. Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо.
  9. А театр осаждало людское море, буйное, напористое.
  10. А мысли были все те же, что и прошлую ночь, однообразные, ненужные, неотвязчивые.
  11. Благодатная земляничная гора.

Вариант 2.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

  1. Послышался крик петуха возв..стивший начало нового дня.
  2. Мне нравится его спокойствие и ровная речь пр..стая и ясная.
  3. Митя надел фуражку с кокардой и торжествующий радостный выбежал на улицу.
  4. В его глазах было что(то) тревожное и печальное.
  5. Встревоженные этим слухом мы решили немедленно уехать.
  6. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно красивым.
  7. Протопоп Савелий стоял строгий и дрожащий от гнева.
  8. С юных лет я был одержим всевозможными недугами и наследственными и бл..гоприобретенными.
  9. В середине дня гончих пустили в п..росший молодым частым лесом овраг.
  10. По пыльной дороге ведущей к садам т..нулись скрипучие арбы наполненные черным виноградом.
  11. Незадолго до вечера обильно смоче..ый дождем воздух был пропитан испарениями земли и насыщен острым зап..хом моря.

Обособление несогласованных определений

Материал для отработки

Вариант 1.

Объясните постановку кадров

  1. А ночи, темные,теплые, с лиловыми тучками, были спокойны.
  2. Вот и осталось мне только одно сомрительное удовольствие – глядеть из окна на рыбную ловлю.
  3. Сама Бережкова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диванею
  4. Величественно вошла мать, в сиреневом платье в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее.
  5. Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской улицы.
  6. Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок.
  7. Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой.
  8. На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубоватые глаза.
  9. Бедный гость, с оборванной полой и до крови оцарапанный, вскоре отыскал безопасный угол.
  10. С костистыми лопатками, с шишкой над глазом, согнувшийся и явно трусивший воды, он представлял из себя смешную фигуру.

Вариант 2.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы,

раскройте скобки.

  1. Весь в белой пен.. седой и сильный он (поток) резал гору и падал в море.
  2. Но прекрасен данный жребий прос..ять и умереть.
  3. Шабашкин с к..ртузом на голове стоял подб..ченясь и гордо вз..рал около себя.
  4. Дед в бабушк..ной кацавейке в старом к..ртузе без козырька щурит..ся чему-то улыба..тся.
  5. Я уд..вляюсь что вы с вашей добр..той не чувству..те этого.
  6. В новых кителях с блестящими погонами и кортиком они выгл..д..ли молодо красиво приветливо.
  7. Другая комната поч..ти (в)двое больше называлась залой.
  8. Старик чабан оборва..ый и босой в теплой шапк.. с грязными мешком у бедра и с крюком на длинной палке унял собак.
  9. После десерта все двинулись к буфету где в черном плать.. с черной сеточкой на голове сидела Каролина.
  10. Высокая просторная с деревя..ым петухом на крыше изба удалась на славу.

Обособление приложений

 

 

Материалы для отработки

Вариант 1.

Объясните постановку знаков

  1. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же выпустил его.
  2. Чемодан внесли кучер Селиыан, низенький человек с тулупчике, и лакей Петрушка, малй лет тридцати в подержанном сюртуке.
  3. Прославленный разведчик, Травкин остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече.
  4. Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
  5. Никогда, грешница, не пью, а через такой случай выпью.
  6. На суховатом лице Нечаева остались следы ожогов – два белых незагорающих пятна.
  7. Один из псарей Троекурова, по имени Парамошка, обиделся на Дубровского.
  8. Человек очень точный и молчаливый, Иванов избегал скороспелых выводов и преждевременный обобщений.
  9. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.
  10. Легкие судороги – признак сильного чувства – пробежали по его широким губам.

Вариант 2.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы,

раскройте скобки.

  1. (Не)счастью верная сестра надежда в мрачном подземельюю разбуд..т радость и веселье.
  2. Онегин добрый мой пр..ятель родился на брегах Невы.
  3. Упрям..ц во всем Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учени..
  4. Еще вчера беглецы они сегодня ст..новились изгна..иками.
  5. Д..ржи его .  ржи а то уйдет анафема!
  6. В дальнем углу светилось ж..лтое пятно огонь квартиры Серафимы.
  7. Какая(то) (не)натуральная зелень творение скучных бе..пр..рывных дождей покрывала жидкою сетью поля и нивы.
  8. Мальчик по имени Валек высокий тонкий черноволосый угрюмо ш..тался иногда по городу без особенного дела.
  9. Фанатик своего дела Куз..мичов всегда думал только о своих делах.
  10. Отец мой Андрей Петрович Гринев служил при граф.. Миних..

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием

и деепричастным оборотом

Материал для отработки

Вариант 1.

Объясните расстановку знаков.

  1. Она сидела чуть откинув голову.
  2. Казаки разъехались, не договорившись.
  3. Дмитрий слушал его нахмурясь.
  4. Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор.
  5. Можно прожить и не хвастая умом.
  6. Спокойно и не глядя ни на кого она продолжала свой рассказ.
  7. Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей.

     Бежать сломя голову, работать спустя рукава, слушать едва переводя дыхание, кричать не переводя дух, лежать уставясь в потолок.

Вариант 2.

Расставьте знаки препинания, вставтьте пропущенные буквы,

раскройте скобки.

.

  1. (Не)зная броду не суйся в воду.
  2. Петя быстрыми движениями поворач..вал голову то на барабанщика то на Денисова то на французов в деревне и на дороге стараясь не пропустить чего(нибудь) важного.
  3. Карташев зат..ив дыхание лежал уткнувшись в подушку не смея (н..)шевельнуться, (н..)дышать.
  4. И (не)пуская тьму ночную на золотые небеса одна з..ря см..нить другую спешит дав ночи (пол)часа.
  5. Андрей стал проб..ват..ся к матери (не)обращая внимания на людей (не)желавших уступить дорогу.
  6. Женька (не)спеша уходит в сарай колоть дрова.
  7. На широкой кушетк.. подобрав под себя ноги и вертя в руках новую французскую брош..ру расположилась хозяйка.
  8. Каштанка вск..чив присела на все четыре лапы и протяг..вая к коту морду залилась громким лаем.
  9. Лошадь ре..ко остановилась у самого костра и уц..пившись за гриву проворно спрыгнул с нее Павлуша.
  10. Сережа стоит пр..жав раковину к уху и притаив дыхание слушает тихий (не)зам..рающий гул идущий из глубины раковины.
  11. Сверкая и искрясь осыпался иней с древесных вершин сбитых падением самолета.

Введение в сложное предложение

  1. Сложное предложение (СП) = несколько простых = несколько основ = несколько ситуаций = разные действующие лица, разные действия (события).

Ночь, туман, и ни зги не видвть. (= 3)

Наступил  август, и по ночам стало холодно. (= 2)

Туман начал клубиться и подниматься кверху. (=1)

  1. Опасности сложного предложения

  1. Синтаксические карлики

Что было дальше с учителем танцев, неизвестно.

Рассказывают, что в старину, если на новый год на улице появлялся трубочист, люди бежали за ним, чтобы испачкаться сажей, так как это должно было принести счастье.

Никто в детстве не знает точно, кем он будет, когда вырастет.            

  1. Синтаксические великаны

                 Готовые хрустящие пончики скатывались по желобу в ящик с завидной равномерностью часового мханизма.

Из Ливерпульской гавани

Всегда по четвергам

Суда уходят в плаванье

К далеким берегам.

Волк не вопользовался открывшейся перед ним возможностью вонзить свои смертоносные клыки в беззащитное горло врага.

  1. Порядок расположения простых предложений в составе сложного

  1. «Гуси на прогулке» (цепочечная связь).

                 Ночь давно, а я еще бреду по горам к перевалу, и покорно идет за мной мокрая усталая лошадь. =[1], а [2], и [3].

                  Володе стало очень весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. = [1], и [2], (как 3).

  1. «Матрешка»

                С деревьев, которые гнутся под порывами ветра, облетают последние листья.  =  [1, (которые 2),…1].

              Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке. =  [1, (когда 2),…1].

                  NB:

[Тот, (кто…)…].

[Там, (где…)…].

[Туда, (куда…)…].

Трудные случаи пунктуации в сложном предложении

1

1. Общий второстепенный член предложения

Перед одиночным союзом И (= ИЛИ = ДА) запятая не ставится

2. Общее главное предложение

3. Общее придаточное предложение

Примеры.

  1. На экзамене [сердце его билось] и [руки дрожали].
  2. [Он рассказывал], (что сердце его билось) и (руки дрожали).
  3. (Когда он отвечал), [сердце его билось] и [руки дрожали].

  1. Перед одиночным И (= ИЛИ = ДА) запятая не ставится, если

а) 1 и 2 – назывные предложения:

Хриплый стон и скрежет ярый!

б) 1 и 2 – восклицательные или вопросительные предложения:

Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?

  1. Сложные подчиненные союзы.

ЧТО_____ЕСЛИ

ЧТО_____ХОТЯ                   , ТО

И__КОГДА

ЧТО, ЕСЛИ

ЧТО, ХОТЯ                           , ТО                            

И, КОГДА

        Тигр говорит, ЧТО ЕСЛИ мы заберемся выше, ТО нам не так хорошо будет видно дом Пятачка, так что уж мы тут останемся.

Сова уселась на веткуИ, ЧТОБЫ его морально поддержать, стала рассказывать ему про свою тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо.

Пуху ужасно надоела эта ямка с песком, и он серьезно подозревал, что она просто бегает за ним по пятам, ПОТОМУ ЧТО, КУДА БЫ они ни направлялись, они обязательно натыкались на нее.

  1. Сложные подчиненные союзы.

            ПОСЛЕ ТОГО КАК Кристофер Робин прибил хвост на место, Иа принялся носиться по лесу, с таким восторгом размахивая хвостом, что Пуху захотелось немедленно подкрепиться.

            Пятачку стало так стыдно, что он стремглав помчался домой, и лег в постель с головной болью, и лежал ДО ТЕХ ПОР, ТОКА ему не пришла в голову мысль убежать из дому и стать моряком.

Бессоюзное сложное предложение

Материалы для отработки

Вариант 1.

Объясните постановку знаков препинания

  1. Волков бояться – в лес не ходить.
  2. Тот час  в окно стучался не без торжественных затей: съезжались гости и начальство различных  рангов и статей.
  3. В часы дорожные ночные вглядишься – глаз не отвести: как Млечный путь, огни земные вдоль моего текут пути.
  4. До седин я у жизни хожу в подмастерьях, все еще не зачислен в разряд мастеров.
  5. Шумит зимний лес – ожидай оттепели.
  6. Светло-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, отпотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
  7. Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер, и вы пожнете судьбу.

Вариант 2.

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы,

 раскройте скобки.

  1. Дремотно где(то) щ..лкал соловей (не)внятно доносился ар..мат резеды с цветника у балкона.
  2. Забил заряд я в пушку туго и думал уг..щу я друга.
  3. Пут..шествовал мало (не)позволяло здоровье.
  4. Дружбу помни зло забывай.
  5. (На)лево чернело глубокое ущелье за ним и (в)переди нас темно(синие) в..ршины гор изрытые м..рщинами рисовались на бледном неб..склон..
  6. Вот мои условия вы нынче же публично откажетесь от кл..веты и буд..те просить у меня изв..нения.
  7. Ты сам замет..л день ото дня я вяну.
  8. П..чален я со мною друга нет.
  9. Сыр выпал с ним была плутовка такова.
  10. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
  11. На глаз повер..шь криво отмер..шь.
  12. Мелкий дождь се..т с утра выйти (не)возможно.

Да

Нет

и

В корне?

Не в корне?

Нет

 Да

-ы, -ый. -ын

Пиши Ы

Пиши И

Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц

1. Слово на –ЦИЯ

2.   Из 11 глаголов?

Да

II спряжение

Нети

3. Глагол на  – ить? искл: брить, стелить,

                                                     

Да

Нет

II спряжение

    -ишь

    -ит

    -им

    -ите-

    - ат / -ят

I спряжение

    -ешь

    -ет

    -ем

    -ете-

    -ут--------ут / -ют

11 глаголов:

гнать                 слышать

держать            ненавидеть

смотреть           обидеть

видеть               терпеть

дышать             зависеть

вертеть

Определить, к какой группе относится

Неизменяемая

На  -з, -с

ПРИ-, ПРЕ-

Пиши так, как всегда пишется

Найди корень

С какой он буквы?

Правописание зависит

от значения

О-

ОТ(О)-

ДО-

ОБ(О)-

ПО-

ПОД(О)-

ПРО-

НАД(О)

НА-

ПРЕД(О)-

ПЕРЕ-

В(О)-

ВНЕ-

С(О)-

ПРИ-

Приближение

Присоединение

=близко, около

неполнота действия, признака

доведения действия до конца

движение сверху вниз

     ПРЕ-

   =очень

   =ПЕРЕ

НЕТ приставки  -З

обознач.

глухой

звук

обознач..

звонкий,

гласный

звук

Пиши в приставке -С

 

бес-

рас- (рос-)

вос-

вс-

ис-

чрес-

нис-

к,. п, с,

т, ф, х,

ц, ч,

ш. щ

б,. в, г,

д, ж, з,

м, л,

н. р

без-

раз-

воз-

вз-

из-

чрез-

низ-

Пиши  -З

1. Корень ПОЛ-

С чего начинается вторая часть слова?

Буква для согласного

(кроме Л)

Буква для

гласного

Буква Л

Прописная буква

Пиши через дефис

Пиши слитно

пол – Москвы

пол – Сибири

пол - Европы

пол-листа

пол-лимона

пол-линейки

пол-яблока

пол-апельсина

пол-огурца

полведра

полчаса

полночь

2. Корень ПОЛУ-

Корень ПОЛУ – всегда пишется слитно (полугодие, полуобнаженный).

НО

раздельно:   пол чайной ложки;

                                                      пол вишневого сада      

Определи часть речи

Существительное

   Глагол

Наречие

Кр. прилаг.

Служебные ч.р.

Ь пишется

жен.р. ед.ч.

тишь, ночь,

помощь

Ь не пишется

1) муж.р.

нож, калач,

товарищ

2) Р.п.мн.ч.

нет туч

много рощ

Ь пишется

1) инфинитив

беречь,

стричься

2) 2 л. ед. ч.

бережешь,

улыбаешься

3) повелит.

    наклонение

намажь,

отрежьте,

не плачь,

НО

прочти

Ь пишется

Кроме 3 исключений:

уж, замуж, невтерпеж,

например,

вскачь, настежь, наотмашь

Ь не пишется

горяч,

могуч,

хорош,

сведущ

Предлог

меж,

промеж

Частица

вишь,

бишь,

лишь,

ишь,

Ь не пишется в следующих сочетаниях: ЧК (ночка), ЧН (конечно), ЧТ (почти), ЧШ (лучше), НЧ (нянчишь),

искл. – маньчжурский, РЩ (фонарщик), ЩН (помощник), НЩ (барабанщик), НО  ЛЬЩ (пильщик, застрельщик)

1. Кто «родитель»? (от чего образовано слово?)

Существительное

1) Какой суффикс прибавляем?

Глагол

1) Есть суффикс –ова-/-ёва- ?

-ан-, -ян-, -ин-

      Пиши  -Н-

        …н  - н-

      Пиши   -НН-

   -онн-,  -енн-

      Пиши   –НН-

Да

  Пиши   -НН--

Нет

 2) Как образовано слово?

От глагола несов. В. без зависимых слов

Пиши -Н-

От глагола сов. в.

или есть завис. слова

Пиши -НН-

Запомнить: названый (брат), приданое, посаженый (отец), смышленый, прощеное (воскресенье), конченый (человек)

Исключения:

нежданный, негаданный, желанный, невиданный, священный, деланный, чеканный, медленный, неслыханный, жеманный, нечаянный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Запомнить:

а) непроизводная форма

юный, рьяный, румяный, синий, пряный

б) притяжательные на –ий-:

павлиний, бараний

Исключения: ветреный.

В производных существительных и наречиях столько –Н-, сколько в исходных словах на -ный

1. Сочетается ли данное слово с творительным падежом имени?

                     ДА

( и отвечает на вопрос:

что сделано с предметом?)

                     Нет

( и отвечает на вопрос:

каков –а, -о, -ы?, может иметь сравн. степень?)

Пиши –Н-

Это краткое причастие

стихотворение выучено, ошибки исправлены

Выясни, сколько –Н- в полной форме попроизводящемслове

-Н-

-НН-

Пиши -Н-

погода ветрена, щеки румяны

Пиши –НН-

даль туманна, улица длинна

Сравнение:

1. Группа организована (=организовали)  –  группа организованна и    

    недавно (кем-то)                                           дисциплинированна

2. Семена рассеяны (=рассеяли)                 –  дети невнимательны,

    по полю (кем-то)                                          рассеянны

3. Атака неприятеля была сдержана           -  они сдержанны, немногословна

    (=сдержали)

1. Употребляется ли слово без НЕ ?

Нет

Пиши слитно

(ненастье, негодовать, нелепо, нельзя, неряшливый)

Да

2. Определи части речи

Всегда пишутся раздельно: глаголы (не был,  

 не успел, не плачь), деепричастия (не спеша, не увидев), кратк. причастия (работа не закончена, поле не вспахано), кратк. прил., не имеющие полной формы или в полной форме имеющие другие значения (не рад, не должен, не готов,

 не жаль), сравнит. степень (не больше, не хуже), служебные части речи (не из-под), мест. (кроме неопредел. и отриц.): не я, не мой, не все, не каждый.

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, НАРЕЧИЯ на О

Не утверждает противоположное

неискренность = лицемерие

нелегко = трудно

небогатый = бедный, небогат = беден

НЕ отрицает

не богатый = среднего достатка

не богат  =  среднего достатка

  1. утвердительное значение НЕ усиливается словами меры и степени: совсем, крайне, очень, весьма.

крайне некрасивый, весьма нежелательно

  1. имеет противопоставление

не хорошо, а плохо, не легкий, а трудный, не правда, а ложь


  1. в составе частиц отнюдь не, вовсе не, далеко не, совсем не

отнюдь не легко, вовсе не интересный.


  1. усиление отрицания с НИ

никому не нужный, нисколько не интересно

Слова на –МЫЙ ( -ем-, -им- )

Не имеют зависимых слов с НИ или в Тв.п.

необитаемый остров, невидимый объект, независимая экспертиза

Имеют зависимые слова с НИ или в Тв.п.

не видимый глазом объект, ни от кого не зависимый, никем не обитаемый

Полные ПРИЧАСТИЯ

Нет противопоставления и зависимых слов

неунывающий герой, незасеянное поле, нерастаявший снег.

Есть противопоставление или зависимые слова

никогда не унывающий герой; не засеянное, а вспаханное поле; не растаявший до сих пор снег.

Отрицательные, неопределенные МЕСТОИМЕНИЯ (под ударением НЕ)

Нет предлогов

некого, нечем

Есть предлоги

не у кого, не с чем

  1. Слово на –мый ?

(с суффиксами ЕМ/ИМ)

Да

Нет

2. Имеет зависимое слово в творит. падеже или с НИ ?

3. Является ли причастие кратким ?

Да

Да

Нет

Нет

Раздельно

Слитно

Раздельно

4. Имеет ли полное  

    причастие завис.

    слово?

Да

Раздельно

        Нет

5. Есть ли противо-  

    поставление?

еще не вспаханное поле,

не совпадающий с нашими представлениями взгляд

Да

Раздельно

         Нет

         Слитно

Незасеянное поле

Неулыбающееся лицо

Не засеянное поле, а вспаханное поле,

Не улыбающееся, а грустное лицо

1. Под ударением?

ДА

ДА

НЕТ

НЕТ

Пиши Не

нечего,  некуда

Пиши Ни

ничего,  ниоткуда

2. Есть ли предлог? (для местоимений)

Пиши в три слова

не с кем, ни с кем

Пиши в одно слово

некем, никем

Наречия всегда пишутся в одно слово

некуда, никуда, неоткуда, ниоткуда

1. Части БСП равноправны, возможен союз И?

Проверить:

  1. Вторая часть содержит:

      а) вывод (поэтому);

  1. Первая часть указывает на:

      а) время (когда);

      б) условие (если);

  1. Обе части содержат:

      а) резкое противопоставление (а);

      б) быструю смену событий.

2. Части БСП самостоятельны или осложнены?

   2. Вторая часть

  1. раскрывает содержание (а менно);
  2. указывает причину (потому что);
  3. дополняет (что);

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

;

,

:

-

 

ИЗ-                           ДО-                     С-

+ ПРИЛ. + а

 В                          

НА                     ЗА

1.приставка + наречие                            отныне, донельзя

2. ПО + ср.степень наречия:               повыше

3. В-, НА- + прилаг. + УЮ:                    вчистую                                   НО:  на боковую

                                                 врассыпную                                     на мировую                                                        

                                                напропалую                                          на попятную

4.

издалека

досыта

свысока

+ ПРИЛ. + О

вправо

начисто

заново

6. В-, НА- + числ.                     вдвоем                                НО:   по двое

                                     надвое                                            на троих

 

7.  В- + глаг. + КУ:                 врастяжку                                       НО:   в прибавку                       

                                    вразброску        

     НА- + ПЕРЕ- +глаг. + О:   наперевес, наперебой                НО:   в рассрочку

     НА + ВЫ – глаг. + О:        навыкат, навыпуск                        НО:   в насмешку

                                                                              в диковинку

                                                                             на выбор        

           

NB

  1.                Перейти вброд  –  вступить в брод

   Быть вправду счастливым  –  верить в правду

   Разбить наголову  –  надеть на голову

   Сделать назло  –  жаловаться на зло и несправедливость

   Склониться набок  –  повернуться на бок

  1. Если образовано от существительного с пространственным или временным значением:

Вверх, ввысь, вглубь, навек, наконец, вначале, сначала и т.п.

Раздельно – только при наличии пояснительного слова или по смыслу контекста.

В даль туманную, в начале осени, на веки вечные и т.п.

Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала.

Нужно начать все сначала (= заново, снова, еще раз).

 

5. прист.+ прил. + У, Е:         повсюду, доныне, попросту, вчерне

Союз КАК присоединяет

СПП

вводн.констр.

одн.члены

приложения

сказуемое

речевой оборот

Запятая ставится

составн. союз

, в то время как;

, после того как;

, с тех пор как;

, подобно тому как

, перед тем как

,между тем как

, как сейчас помню,

, как говорят,

, как нарочно,

, как правило,

, как всегда,

как       , так и

причина

(=будучи)

= в качестве

в роли

__  как

а) , как и

 

б) такой, как

так, как

то, как

в) не кто иной, как

не что иное, как

а) фразеологизм

(запятая не ставится)

б) не как

   совсем как

точь-в-точь как

в) как лучше

  как нельзя

Запятая

не ставится

Запятая

 ставится

Запятая

не ставится

Запятая

не ставится

Запятая

не ставится

Запятая

ставится

сравнительный оборот

можно заменить творит.падежом

(способ действия) или наречием?

Нет

Да

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. Повторяется ли союз при однородных членах?

Нет

Два

Нет

Да

2. Разряд союза

2. Сколько однородных членов?

противительный (а, но, да = но)

Разделяй!

разделительный (или, либо)

Не разделяй!

соединительный

 (и, да = и)

3. Имеет ли присоединит.

    значение?

                     И

Запятая ставиться между парами

Больше двух

3. Образует смысловое  

    единство?

3. Соединены

    попарно?

Да

Разделяй!

Нет

Не разделяй!

Да

Не разделяй!

Нет

Разделяй!

Да

4. Если выражает противопоставл.

   (и = а) или указывает на быструю

   смену действий, на следствие –

   тире.

4. Какими союзами?

Разделяй все одн.члены!

Парными союзами

Как…, так и … , не только …, но и …,

 не столько …, сколько …

, не  то чтобы …, но …

Запятая ставится перед второй частью союза

НО запятая не ставится перед присоед. И, за которым идет указ.мест. и перед ДА, И в соединит. знач. в сочетании взял да и, нет, нет да и

1. Есть ли глагол-связка?

Да

Нет

Тире

Тире

Тире

2. Чем выражены главные члены предложения

Сущ. в И.п., числ. в И.П., инфинитивом

Иначе

3. Есть ли перед сказуемым

Тире

отрицание (не)

сравнение (как, словно, что…)

несогласованный член предл. (обращение, вводн. сл.)

наречие или второст.чл., относящийся к сказуемому, союз,

частица

Примечание: в неполном предложении на месте пропуска недостающего члена ставится тире.

Да

Нет

Если перед сказуемым стоят слова вот, значит, то тире ставится перед этими словами.

1. Определи, где стоит определение.

После определяемого слова

Перед определяемым соловом

Разделяй!

2. Есть ли среди них распространенное?

Да

3. Как расположены?

Одиночн. распрост.

Разделяй!

Распр. одиночн.

Не разделяй!

Нет

3. Обознач. признаки однотипных предм.?

Да

Разделяй!

Нет

4. Определ. в группах противопост. др. другу?

Да

Разделяй!

Нет

5. Синонимы?

Да

Разделяй!

Нет

6. Эпитеты? Метафоры?

Да

Разделяй!

Нет

7. Можно ли вставить потому что, поэтому?

Да

Разделяй!

Нет

8. Можно ли заменить одним словом, описат. выражение?

Да

Разделяй!

Нет

Не разделяй!

Расставьте знаки препинания там, где нужно, пользуясь алгоритмом

  1. Как люблю я этот легкий свежий солнечный утренний час.
  2. Он ненавидел скудную серую жизнь.
  3. Там, куда попадала капля, вздымался маленький пыльный дымок.
  4. Довольно высокая старинная фаянсовая лампа горела над розовым абажуром.
  5. За окнами Лувра в сизом белесоватом тумане серела парижская зима.

  1. Совсем другая свободная радужно-легкая атмосфера была на семинаре.
  2. Был жаркий солнечный степной день с тусклым блеском неба с горячим ветром.
  3. Словом он чрезвычайно дорожил. Слово высокопарное фальшивое книжное резко действовало на него.
  4. Тяжелая отсыревшая стенка сосняка не шевелится безмолвствует.
  5. Дед переступает с ноги на ногу размазывая грязь по желтому крашеному полу.
  6. В серых вялых утренних сумерках толпа казалось действительно огромной.

* Л.И. Журавлева. Русский язык в алгоритмах

Неопр., определит. Указ., притяж, мест.

Не обособляется

        Личным мест.                Сущ.                                    Нет О.С.                        

1. Чем выражено определяемое слово (О.С.)?

Да

Обособляется

Обособляется

2. Определение оторвано от О.С.?

Обособляется

Нет

3. Место определения

После О.С.

4. Какое определение по составу?

Перед О.С.

4. Имеет ли дополнительное обстоятельственное значение?

Распростан.

Обособляется

Нераспростр.

5. Имеет ли опре-деление перед О.С.?

Да

Обособляется

Нет

Не обособляется

Да

Обособляется

       Нет

6. Входит ли в ряд однородных членов или имеет обстоятельственное или уточняющее значение?

Да

Обособляется

Нет

Не обособляется

1. Чем выражено определение?

Сравнит. степ. прил.

Инфинитивом

Формами косвен. падежей сущ.

обособляется

сущ.

2. Есть ли перед О.С. определение?

2. Имеет ли дополн. обстоятельств. знач.?

Да

обособляется тире

Нет

не обособляется

Да

обособляется

Нет

3. Чем выра-

    жено О.С.?

Обособляется

личн. мест.

Примечание: 1) В середине предлож. – два тире;

2) Если по условиям контекста после определения стоит запятая, второе тире опускается

имя собствен.

Обознач. лиц в степени родства, должности

иначе

обособляется

обособляется

Нет

не обособляется

4. Отдельно от О.С.?

Да

обособляется

        Нет

5. В ряду с обособлен. согл. опр.?

Да

обособляется

1. Есть ли при приложении слова по имени, по фамилии, родом,  

        или (=то есть), например, даже, а именно, то есть ?

              Нет

2. Присоединяется с помощью союза КАК?

Да

обособляется

          Нет

3. К чему относится приложение?

                    Да

= в качестве     = причина

к личн. мест.     к отсутств.члену              к сущ.

обособляется      обособляется                          

не обособляется

обособляется

4. Имеет ли прилож. дополн. обст. значение?

Да

обособляется

                   Нет

5. Приложение отделено от определяемого слова?

Да

обособляется

Нет

6. Определяемое слово

             имя собственное

7. Где расположено прилож.?

          нарицательное

7. Имеет ли прилож.  

     завис. слова?

NB: Обособляются тире приложения,  обычно стоящие в конце пред-ложения  и  имеющие поясняющий  смысл          (а именно, то есть)

после О.С. обособляется

одиночное – дефис Москва-река, Ильмень-озеро

перед О.С.

 не обособляется

  река Москва, озеро Ильмень

Да

 обособляется

           Нет

обычно дефис,

но:

красавец мужчина (красивый), цветок хризантема (вид)

8. Есть ли перед О.С. завис. слово?

Да

обособляется

                          Нет

9. Имеет ли уточн. знач.?

Да

обособляется

                Нет

не обособляется

1. Сливается ли по смыслу со сказуемым?

Нет

2. Имеются ли зависимые слова?

Да

Не обособляется

             Нет

3. Имеет значение наречия?

     Да

3. Зависимое слово «который»?

         Нет

Обособляется

                Да

Не обособляется

       Да

Не обособляется

                    Нет

4. Является ли

      фразеологизмом?

                   Да

Не обособляется

                             Нет

5. Перед дееприч. оборотом  

       стоит усилительная частица И?

                Да

Не обособляется

                       Нет

6. Стоит в ряду однородных  

    членов с необособленным

    обстоятельством?

                Да

Не обособляется

                       Нет

7. Включен в другой  

   обособленный член?

              Да

Не обособляется

            Нет

Обособляется

БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО

ВВИДУ ТОГО ЧТО

ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

В ТО ВРЕМЯ КАК

ДО ТОГО КАК

ПОСЛЕ ТОГО КАК

С ТЕХ ПОР КАК

ПЕРЕД ТЕМ КАК

если союз в начале предложения, запятая закрывает то придаточное, которое он вводит;

если в середине предложения, запятая либо перед ним, либо перед его второй частью, но всегда одна!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка

Мини-опыт, рассказывающий о применении алгоритмов, таблиц и схем на уроках русского языка, способствующих формированию орфографических навыков письма. Ежегодно повышаются требования к уровню грамотнос...

Опорные схемы и таблицы по русскому языку

Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....

Применение графических схем предложений при обучении русскому языку

Данная обобщающая работа преподавателя поможет применять схемы на уроках русского языка в разделе: "Синтаксис и пунктуация". Практическая значимость данного вида  деятельности очевидна. Работа с ...

схемы и таблицы по русскому языку и литературе

схемы и таблицы по русскому языку и литературе...

Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы

Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов...

Схема подготовки к ОГЭ (русский язык)

Направления деятельности по подготовке к ОГЭ....

Схемы и таблицы по русскому языку

Весь теоретический материал: схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....