Схема подготовки к ОГЭ (русский язык)
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Направления деятельности по подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_podgotovki_k_oge_russkiy_yazyk.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

План по подготовке к ОГЭ

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

  В ходе занятий учащиеся должны: 

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и  систематизировать знания по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • работать с бланками экзаменационной работы

Требования к уровню подготовки (планируемые результаты):

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

самоопределению.

Метапредметные: проявлять самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; самостоятельно распределять время на выполнение заданий; четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;  хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка; правильно отмечать в бланке вариант ответа; вносить исправления в бланк экзаменационной работы; сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

Предметные:

 Знать трудные случаи правописания;

 Понимать их роль в общекультурном развитии человека;

 Объяснять языковое явление;

 Уметь применять знания при тестировании;

 Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

 Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

 определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

 работать над расширением словарного запаса;

 опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

 выполнять различные типы тестовых заданий;

 определять синтаксические конструкции и постановку знаков препинания при них, уметь трактовать синтаксические структуры.

Формы диагностики: самостоятельные работы с заданиями в форме ОГЭ, тренировочные диагностические работы в формате ОГЭ.

Подготовка к ОГЭ тематически и методически включает в себя работу над тремя аспектами:

1. Решение тестовых заданий формата ОГЭ.

2. Сжатое изложение.

3. Сочинение на лингвистическую тему.

1. Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания 2 части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

2. Подготовка к сжатому изложению

        Первая часть работы  государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

3. Подготовка к сочинению-рассуждению

   Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.

Необходимо изучить особенности рассуждения как типа речи, его структуру, лексические, морфологические, синтаксические признаки, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи. Учащиеся должны освоить клише, необходимые ля написания сочинения, уметь формулировать тезис, выводы, строить логически связный текст. В программу подготовки к ОГЭ входит и ознакомление с критериями оценивания сочинения.

Направления по подготовке к ОГЭ

выполнение заданий демоверсий ОГЭ

с последующим аналитическим разбором         проведение репетиционных работ по блокам

ошибок и верных ответов        

                                                   

                                                                             написание программных сочинений

                                                                и изложений в соответствии с системой требований

                                                                к сочинению и изложению на ОГЭ

Общая схема подготовки к ОГЭ:

Ознакомление с типами заданий ОГЭ, требованиями к форме ответа

Определение языкового материала, знание которого необходимо для благополучного решения задачи

        

Выполнение заданий с методической поддержкой учителя

        

Самостоятельное выполнение заданий обучающимися

        

Анализ работ обучающимися (работа с  текстом) при помощи учителя

        

Определение «зон» знаний и умений (языковых и общепредметных), в которых имеются пробелы

        

        

Ликвидация недочётов в знаниях, расширение имеющихся языковых знаний путём введения на уроке новых типов заданий, изучения справочных таблиц, индивидуальных консультаций и др.

        

        

Повторная апробация с введением нового материала для диагностики (новых типов заданий, нового языкового материала и др.). На данном этапе необходимо сочетать диагностику сформированности умений работать с уже апробированным материалом с ознакомлением с относительно новым материалом

        

        

Определение «зон» знаний и умений (языковых и общепредметных), в которых остаются пробелы. Дальнейший мониторинг и коррекция способов подготовки к ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы и таблицы по русскому языку

Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....

Схемы и алгоритмы по русскому языку

Схемы и алгоритмы (орфография и пунктуация) помогут как учителю, так и ученику...

Применение графических схем предложений при обучении русскому языку

Данная обобщающая работа преподавателя поможет применять схемы на уроках русского языка в разделе: "Синтаксис и пунктуация". Практическая значимость данного вида  деятельности очевидна. Работа с ...

схемы и таблицы по русскому языку и литературе

схемы и таблицы по русскому языку и литературе...

Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы

Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов...

Схемы и таблицы по русскому языку

Весь теоретический материал: схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....