Обстоятельство. Виды обстоятельств
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Королева Юлия Вячеславовна

Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obstoyatelstvo8kl.zip462.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы: Королева Ю.В.

Класс: 8

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Цель:

  1. познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

Задачи: 

  1. расширить представления учащихся об обстоятельстве,
  2. развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
  3. обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.

Ход урока

1. Синтаксическая разминка. Закончите правильно предложения:

  1. Особый вид определения, выраженный существительным, – …
  2. Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …
  3. Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
  4. В предложении В классе тихо, слово “тихо” – …
  5. Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …
  6. Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …
  7. Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …

2. Новый материал.

– Запись темы урока.

– Цель урока:

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

  1. – Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

Примеры

Способы выражения  обстоятельств:

1.Звонко кукушка вдали куковала.         

наречие

2. Она изменилась до неузнаваемости.

сущ. с пред.

3.Он работал не покладая рук.

фразеол. оборот

4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

дееприч. оборот

5. Я приехал повидать тебя.

инфинитив

6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.

сравнительный об.

7. И звуки полетят, красуясь и играя.

деепричастие

  1. – Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?
  2. – Какие орфограммы встретились в этих предложениях?
  3. – По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

3. Следующее задание – тестовое (самопроверка).

  1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

  1. В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,

     Но раньше, чем послать его на вернисаж,

     Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

  1. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

  1. Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

4. Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

 (Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

  1. – Можно ли назвать данные предложения текстом?
  2. – Определите стиль и тип речи данного текста.
  3. – Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!
  4. – Что такое обстоятельство?
  5. – Чем оно может быть выражено?
  6. – Какова роль обстоятельств в тексте?
  7. – Какое задание показалось интересным на уроке?
  8. – Какое задание показалось достаточно простым?

5. Оценки.

6. Д/з.( Заполнить таблицу «Основные виды обстоятельств», дополнив её своими примерами.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Материал урока способствует расширению представления учащихся об обстоятельстве; познакомит с основными видами обстоятельств и способами их выражения....

Второстепенные члены предложений. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Находить  второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств  по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятел...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Данный урок рассчитан на учащихся 8 класса. К началу изучения заявленной темы, у учащихся сложились определённые знания по данной теме.  Для данного урока были разработаны раздаточный материал, с...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Технологическая карта урока русского языка. Класс: 8.Тема:Обстоятельство. Виды обстоятельств.Тип урока. Урок «открытия» нового знания.Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный ч...


 

Комментарии

спасибо за материал