Элективный курс "Многоаспектный анализ текста для 10-11 классов, авторская программа"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на Рассмотрено на Утверждено решением
заседании МО учителей заседании муниципаль- методического совета МОУ
русского языка и ного экспертного совета «СОШ №21»
литературы МОУ МОУ « ИМЦ»
«СОШ № 21»
от « 18» апреля 2008г. от «_» августа 2008г. от « 01» сентября 2008г.
№ 4 № №1
Многоаспектный анализ текста
Элективный курс по русскому языку
10 – 11 класс
Никишова С.А.
Сорокина Л.В.
Соколова И.А.
Старый Оскол – 2008 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе Программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общеобразовательного образования Министерства образования Российской Федерации. Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 35 часов.
Построена программа на углублённом изучении структуры текста и его языковых особенностей.
Программа включает в себя:
- Теоретический материал
- Вопросы и задания практического характера
- Вопросы и задания занимательного характера
Цель - способствовать углублённому изучению структуры текста на основе роста речевой культуры школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ЕГЭ
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов
- Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять
- Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки
- Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера
- Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков
- Учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
1. Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи
2. Развитие интонационно выразительной речи
3. Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи
4. Проведение стилистических экспериментов
5. Развитие логического и абстрактного мышления
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание
трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно подбирать и правильно использовать языковой материал
2. Обогащать свою речь и не переставать учиться у мастеров культуры
3. Находить различия между предметной, понятийной и синонимичной близостью языковых конструкций в тексте
4. Владеть навыками стилистической правки текста
5. Использовать выразительные средства языка
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Текст и его признаки | 5 |
2 | Речь, её формы | 8 |
3 | Функциональные стили речи | 15 |
4 | Художественные средства выразительности | 4 |
5 | Анализ текстов | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Текст и его признаки (5 часов)
Введение. Текст и его признаки. Тема, идея, проблематика текста. План, тезисы, конспекты. Средства связи предложений в тексте.
- Речь, её формы. (8 часов).
Речь, формы речи. Диалог, монолог. Типы речи. Сочетание
типов речи в одном
тексте. Описание общего вида местности. Описание
действий.
- Функциональные стили речи. (15 часов).
Функциональные стили речи. Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.
4. Художественные средства выразительности. (4 часа).
Средства художественной выразительности. Стилистические фигуры.
5. Анализ текстов. (2 часа).
Прозаический и поэтический тексты. Комплексный анализ текста
Учебно-тематическое планирование:
№п\п | Тема | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1 | Введение. Текст и его признаки Тема, идея, проблематика текста | Практическая работа. Составление предложений, работа со словарём. Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» | Устный опрос, взаимопроверка Нахождение алгоритма «восстановление строки» |
2 | План, тезисы, конспекты Средства связи предложений в тексте | Сообщения учащихся. Создание проектов по темам Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа | Индивидуальная работа. Составление рассказа Словарная работа, конструирование предложений |
3 | Речь, формы речи Диалог, монолог | Практическая работа Графическое обозначение связи | Нахождение алгоритма «расшифровка записи» Формулирование принципа группировки словосочетаний |
4 | Типы речи Сочетание типов речи в одном тексте | Семинар, работа в группах Сообщения учащихся | Составление таблицы, работа в парах Сочинение - миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами |
5 | Описание общего вида местности Описание действий | Беседа. Практическая работа Лекция. Беседа. Работа с картинками. Конструирование самого длинного и короткого предложений | Рассказ о спорте. Изложение Игра «Будь внимателен!» |
6 | Функциональные стили речи Уроки устной речи Сфера использования стиля | Семинар. Работа в группах Практикум Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами | Письменный ответ на вопрос Игра «Своё предложение». Рассказ «Кто лучше?» Работа с текстом |
7 | Научный стиль, сфера использования | Наблюдение поэтического текста, работа в группах | Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса» |
8-9 | Публицистический стиль, основные признаки | Работа в группах, работа со словарём | Составление памяток |
10 | Жанры публицистики | Написание научной статьи в сборник «Хочу всё знать» | Взаимопроверка и взаимоконтроль |
11 | Официально-деловой стиль | Редактирование стилистических текстов | Устное выступление, доклад, дискуссия |
12 | Художественный стиль | Стилистическое лото | Рассказ на лингвистическую тему |
13 | Средства художественной выразительности | Семинар | Игра «Всё о выразительности», «Найди меня» |
14 | Стилистические фигуры | Практикум | Редактирование |
15 | Прозаический и поэтический тексты | Устный журнал | Игровой рассказ |
16-17 | Комплексный анализ текста | Лингвистический карнавал | Определение победителей в 3-х номинациях |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Актуальность курса велика, так как современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования – принцип гуманизации и более глубокого изучения родного языка.
В программе по каждому разделу предусматривается проведение проверочных работ.
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологии, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими формами занятий должна быть вузовская система. В связи с этим при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.
Данный элективный курс можно рекомендовать для классов любого профиля.
Литература
Для учителя:
- Каменская Р.А. Культурология - В. НОУ ВПО ВИБ , 2004
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 11 изд.- М.,: Просвещение,1977
- РозентальД.Э. Как лучше сказать?- М, 1988
- Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М, Просвещение, 1977
- БлиновГ.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.- М., 1963
- Мызина В.А Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса и орфографии. - М..: Просвещение , 1976
Для учащихся:
- АрсирийА.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2х ч. – ч2.- М.,1967
- ДерягинВ.Я.Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 1978
- ОдинцовВ.В.Лингвистические парадоксы.- М.: Просвещение,1976
- КодуховВ.И.Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение,1984
Рецензия на элективный курс по русскому языку для 10-11 классов
«Многоаспектный анализ текста»
Авторы – составители: Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А.
Актуальность элективного курса по русскому языку «Многоаспектный
анализ текста» чётко прослеживается как в пояснительной записке, так
и в тематике уроков.
Так как из года в год самым слабым звеном в подготовке к ЕГЭ обучающихся является часть С, то данный курс вполне своевременен, охватывает весь объём материала, необходимого для активизации обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту, развивает умение не только видеть его тему и проблему, но и глубоко и верно анализировать, характеризуя художественные средства выразительности.
Часы, отведённые для уроков русского языка по программе, не предусматривают всестороннего изучения стилистики. А ведь это наука разветвлённая и многосторонняя. Область её теории и практического применения как раз и рассматривается в данном элективном курсе.
Особо важно, что программа «Многоаспектный анализ текста» способствует росту речевой культуры школьников, углубляет и расширяет их языковые знания благодаря различным формам обучения и контроля.
Данный курс пробуждает интерес учащихся к лингвистике, учит правильно и умело пользоваться языковым материалом
Материал разделён по принципу доступности: от простейшего к сложному.
Реализация данной программы зависит от мастерства учителя. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных приёмов и методов, что в изобилии присутствует в курсе «Многоаспектный анализ текста». Особое внимание уделено подбору заданий и упражнений, которые направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний.
23.09.2008 года
Рецензент Мирошникова Н.И.
Зам. директора по УВР
Личную подпись Мирошниковой Н.И. заверяю
Директор МОУ «СОШ №21» И.В. Костина
Рецензия на элективный курс по русскому языку в 10-11 классах «Многоаспектный анализ текста»
Авторы – составители: Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А.
Программа курса « Многоаспектный анализ текста» предназначена для углубления знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему.
Содержание курса предусматривает углубление навыков работы с текстом на основе закрепления орфографических и пунктуационных умений.
Цель курса - научить грамотному владению устной и письменной речью через многоаспектный анализ текста.
Программа предполагает дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.
Исходя из задач преподавания курса программа предусматривает формирование следующих умений и навыков: выполнять лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных систематических типов; соблюдать нормы современного литературного языка; научить творчески, использовать алгоритм анализа текста; пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
В результате изучения курса предусматриваются самостоятельные поиски знаний учащихся, их наблюдения, что способствует развитию творческой познавательной активности обучающихся.
23.09.2008г.
Рецензент Поспехова В.И
методист ИУУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/03/picture-55200.jpg)
Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс
Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-600876-1426415991.jpg)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-649048-1479920636.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"
Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А. МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1302111-1610344369.jpg)
Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...
программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс
программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс...