Элективный курс "Многоаспектный анализ текста для 10-11 классов, авторская программа"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Многоаспектный анализ текста для 10-11 классов, авторская программа" | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на Рассмотрено на Утверждено решением
заседании МО учителей заседании муниципаль- методического совета МОУ
русского языка и ного экспертного совета «СОШ №21»
литературы МОУ МОУ « ИМЦ»
«СОШ № 21»
от « 18» апреля 2008г. от «_» августа 2008г. от « 01» сентября 2008г.
№ 4 № №1
Многоаспектный анализ текста
Элективный курс по русскому языку
10 – 11 класс
Никишова С.А.
Сорокина Л.В.
Соколова И.А.
Старый Оскол – 2008 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе Программы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общеобразовательного образования Министерства образования Российской Федерации. Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 35 часов.
Построена программа на углублённом изучении структуры текста и его языковых особенностей.
Программа включает в себя:
- Теоретический материал
- Вопросы и задания практического характера
- Вопросы и задания занимательного характера
Цель - способствовать углублённому изучению структуры текста на основе роста речевой культуры школьника, активизировать работу при подготовке и написании сочинения по прочитанному тексту на ЕГЭ
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов
- Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять
- Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки
- Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера
- Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков
- Учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
1. Обобщение, систематизация знаний о тексте, стилях и типах речи
2. Развитие интонационно выразительной речи
3. Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи
4. Проведение стилистических экспериментов
5. Развитие логического и абстрактного мышления
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание
трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно подбирать и правильно использовать языковой материал
2. Обогащать свою речь и не переставать учиться у мастеров культуры
3. Находить различия между предметной, понятийной и синонимичной близостью языковых конструкций в тексте
4. Владеть навыками стилистической правки текста
5. Использовать выразительные средства языка
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Текст и его признаки | 5 |
2 | Речь, её формы | 8 |
3 | Функциональные стили речи | 15 |
4 | Художественные средства выразительности | 4 |
5 | Анализ текстов | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Текст и его признаки (5 часов)
Введение. Текст и его признаки. Тема, идея, проблематика текста. План, тезисы, конспекты. Средства связи предложений в тексте.
- Речь, её формы. (8 часов).
Речь, формы речи. Диалог, монолог. Типы речи. Сочетание
типов речи в одном
тексте. Описание общего вида местности. Описание
действий.
- Функциональные стили речи. (15 часов).
Функциональные стили речи. Уроки устной речи. Сфера использования стиля. Сфера использования стиля. Научный стиль, сфера использования. Публицистический стиль, основные признаки. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.
4. Художественные средства выразительности. (4 часа).
Средства художественной выразительности. Стилистические фигуры.
5. Анализ текстов. (2 часа).
Прозаический и поэтический тексты. Комплексный анализ текста
Учебно-тематическое планирование:
№п\п | Тема | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1 | Введение. Текст и его признаки Тема, идея, проблематика текста | Практическая работа. Составление предложений, работа со словарём. Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» | Устный опрос, взаимопроверка Нахождение алгоритма «восстановление строки» |
2 | План, тезисы, конспекты Средства связи предложений в тексте | Сообщения учащихся. Создание проектов по темам Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа | Индивидуальная работа. Составление рассказа Словарная работа, конструирование предложений |
3 | Речь, формы речи Диалог, монолог | Практическая работа Графическое обозначение связи | Нахождение алгоритма «расшифровка записи» Формулирование принципа группировки словосочетаний |
4 | Типы речи Сочетание типов речи в одном тексте | Семинар, работа в группах Сообщения учащихся | Составление таблицы, работа в парах Сочинение - миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами |
5 | Описание общего вида местности Описание действий | Беседа. Практическая работа Лекция. Беседа. Работа с картинками. Конструирование самого длинного и короткого предложений | Рассказ о спорте. Изложение Игра «Будь внимателен!» |
6 | Функциональные стили речи Уроки устной речи Сфера использования стиля | Семинар. Работа в группах Практикум Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами | Письменный ответ на вопрос Игра «Своё предложение». Рассказ «Кто лучше?» Работа с текстом |
7 | Научный стиль, сфера использования | Наблюдение поэтического текста, работа в группах | Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса» |
8-9 | Публицистический стиль, основные признаки | Работа в группах, работа со словарём | Составление памяток |
10 | Жанры публицистики | Написание научной статьи в сборник «Хочу всё знать» | Взаимопроверка и взаимоконтроль |
11 | Официально-деловой стиль | Редактирование стилистических текстов | Устное выступление, доклад, дискуссия |
12 | Художественный стиль | Стилистическое лото | Рассказ на лингвистическую тему |
13 | Средства художественной выразительности | Семинар | Игра «Всё о выразительности», «Найди меня» |
14 | Стилистические фигуры | Практикум | Редактирование |
15 | Прозаический и поэтический тексты | Устный журнал | Игровой рассказ |
16-17 | Комплексный анализ текста | Лингвистический карнавал | Определение победителей в 3-х номинациях |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Актуальность курса велика, так как современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования – принцип гуманизации и более глубокого изучения родного языка.
В программе по каждому разделу предусматривается проведение проверочных работ.
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологии, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими формами занятий должна быть вузовская система. В связи с этим при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры, дискуссии, конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.
Данный элективный курс можно рекомендовать для классов любого профиля.
Литература
Для учителя:
- Каменская Р.А. Культурология - В. НОУ ВПО ВИБ , 2004
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 11 изд.- М.,: Просвещение,1977
- РозентальД.Э. Как лучше сказать?- М, 1988
- Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М, Просвещение, 1977
- БлиновГ.И. Изучение связи слов на уроках русского языка.- М., 1963
- Мызина В.А Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса и орфографии. - М..: Просвещение , 1976
Для учащихся:
- АрсирийА.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2х ч. – ч2.- М.,1967
- ДерягинВ.Я.Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 1978
- ОдинцовВ.В.Лингвистические парадоксы.- М.: Просвещение,1976
- КодуховВ.И.Рассказы о синонимах. - М.: Просвещение,1984
Рецензия на элективный курс по русскому языку для 10-11 классов
«Многоаспектный анализ текста»
Авторы – составители: Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А.
Актуальность элективного курса по русскому языку «Многоаспектный
анализ текста» чётко прослеживается как в пояснительной записке, так
и в тематике уроков.
Так как из года в год самым слабым звеном в подготовке к ЕГЭ обучающихся является часть С, то данный курс вполне своевременен, охватывает весь объём материала, необходимого для активизации обучающихся к написанию сочинения по прочитанному тексту, развивает умение не только видеть его тему и проблему, но и глубоко и верно анализировать, характеризуя художественные средства выразительности.
Часы, отведённые для уроков русского языка по программе, не предусматривают всестороннего изучения стилистики. А ведь это наука разветвлённая и многосторонняя. Область её теории и практического применения как раз и рассматривается в данном элективном курсе.
Особо важно, что программа «Многоаспектный анализ текста» способствует росту речевой культуры школьников, углубляет и расширяет их языковые знания благодаря различным формам обучения и контроля.
Данный курс пробуждает интерес учащихся к лингвистике, учит правильно и умело пользоваться языковым материалом
Материал разделён по принципу доступности: от простейшего к сложному.
Реализация данной программы зависит от мастерства учителя. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных приёмов и методов, что в изобилии присутствует в курсе «Многоаспектный анализ текста». Особое внимание уделено подбору заданий и упражнений, которые направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний.
23.09.2008 года
Рецензент Мирошникова Н.И.
Зам. директора по УВР
Личную подпись Мирошниковой Н.И. заверяю
Директор МОУ «СОШ №21» И.В. Костина
Рецензия на элективный курс по русскому языку в 10-11 классах «Многоаспектный анализ текста»
Авторы – составители: Никишова С.А., Сорокина Л.В., Соколова И.А.
Программа курса « Многоаспектный анализ текста» предназначена для углубления знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему.
Содержание курса предусматривает углубление навыков работы с текстом на основе закрепления орфографических и пунктуационных умений.
Цель курса - научить грамотному владению устной и письменной речью через многоаспектный анализ текста.
Программа предполагает дальнейшее развитие у обучающихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.
Исходя из задач преподавания курса программа предусматривает формирование следующих умений и навыков: выполнять лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных систематических типов; соблюдать нормы современного литературного языка; научить творчески, использовать алгоритм анализа текста; пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
В результате изучения курса предусматриваются самостоятельные поиски знаний учащихся, их наблюдения, что способствует развитию творческой познавательной активности обучающихся.
23.09.2008г.
Рецензент Поспехова В.И
методист ИУУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс
Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"
Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А. МОУ «СОШ с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс
Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...
программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс
программа элективного курса "От текста к творчеству 10 класс...