Урок по теме: "Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Данилова Ольга Михайловна

Цель урока: Обучить словесному описанию картины, развитию связной речи учащихся; прививать любовь к искусству и родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_danilova.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».

Мороз и солнце, день чудесный

А.С. Пушкин

Цели урока:

- обучать словесному описанию картины;

- развивать связную речь учащихся;

- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложненные ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения;

- прививать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: репродукция картины Юона «Русская зима. Лигачёво» (вкладыш учебника «Речь»); запись музыкальной композиции «Зима» из «Времен года» П.И. Чайковского.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Учитель. Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Ребята, а что означает слово «пейзаж»?

Ответ: Пейзаж – это картины природы.

Учитель: Правильно. Вот их и рисовал художник. Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картина Юона «Мартовское солнце. Лигачёво», «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень». Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства. Он являлся доктором искусствоведения. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Русская зима. Лигачёво». Перед вами репродукция картины. Что означает слово «репродукция»?

Ответ: Уменьшенная копия картины.

Учитель: Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?

Ответ: Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Учитель: Давайте посмотрим репродукцию ещё одной картины Юона о зиме.

Ребята рассматривают репродукцию картины «Конец зимы. Полдень» на втором вкладыше.

Учитель: Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. Что это подтверждает? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорится в упражнении 84 (II).

II. Беседа по картине.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученики: На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке Лигачёво, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.

Учитель: Какое время дня изобразил художник?

Ученики: Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время – поиграть и покататься на санках.

Учитель: Как вы думаете, какие строчки стихотворений русских поэтов подойдут для описания картины?

Ученики: Строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Учитель зачитывает строчки из романа «Евгений Онегин» со слов: «Зима. Крестьянин, торжествуя…»

Учитель: Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Воспользуйтесь примерами из упражнений $9 (упр. 83 II, 84).

Ученики: Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов, и на ветках деревьев, и от этой белизны слепит глаза. Он скрипит под ногами, и этот скрип, словно музыка, раздаётся вокруг.

Учитель: Замечательно. Теперь опишите деревья, которые изображены на картине художника.

Ученики: Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев. Заденешь ветку рукой, и с неё, словно тяжёлая шапка, свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.

Учитель: Красивая картина у нас получается. Много сравнительных оборотов и олицетворений. Кстати, что называется олицетворением, и зачем мы используем в тексте описание?

Ученик: Олицетворение – такой художественный приём, при котором мир природы, предметы, животные отождествляются с миром людей. Таким образом, неживой предмет выполняет действия живого. Сравнение получается красочным, ярким, за счёт этого красочным, ярким и выразительным становится весь текст.

Учитель: Но картина будет не полной, если мы ничего не скажем о занятиях людей, изображённых на картине. Давайте сначала попробуем описать занятия самых маленьких героев репродукции. Кто сможет сделать это?

Ученик: Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были готовы к работе санки. Садись, - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче: весёлые крики детей или заливистый лай собак.

Учитель: очень хорошо. А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?

Ученик: Нет, конечно, мы видим, что зима - не время для отдыха, хотя все основные приготовления к зиме уже давно закончены. На заднем плане репродукции мы видим домики, в которых идёт трудовая жизнь. Зимой темнеет рано, и пока ещё светло, женщины, наверное, готовят вкусный ужин и наводят порядок в дома, а мужчины в это время выполняют самую трудную работу. Они запрягли лошадей, чтобы отправиться в город за продуктами или в ближайший лесок за дровами. Ведь будут в доме дрова, будет и тепло.

Учитель: Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученик: Он хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.

III. Заключительное слово учителя (на фоне музыки Чайковского)

Учитель: Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что всё вокруг родное, близкое. Много снега - значит, будет в деревне богатый урожай. Да, у нас пока нет снега, но зима - хитрая и коварная волшебница. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима - кудесница, которую воспевает художник. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как картины Юона.

Звучит отрывок из стихотворения о зиме.

IV. Запись плана и ключевых слов в тетради.

План.

1. Слово о художнике К.Ф. Юоне.

2. Описание картины К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".

1) Белый и пушистый снег.

2) Снежные деревья-великаны.

3) Забавы маленьких селян.

4) Привычные заботы взрослых.

5) Как хороша русская зима в Лигачёво!

Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своём сочинение - описании.

Пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима-кудесница, русская зима - кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.

V. Подведение итогов урока. Оценки.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение - описание по картине Юона "Русская зима. Лигачёво."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Открытый урок по теме:«Подготовка к написанию сочинения  по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»...

Презентация на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине А.В. Чикачева" 7 класс.

На презентации представлена краткая биография художника А.В. Чикачева и его картины, с которыми учащиеся должны сопоставить к каждому жанру живописи. Также отображается итог совместного поиска учащихс...

Самоанализ урока развития речи в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце".

Самоанализ урока развития речи в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"....