Урок русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н.Яблонской "Утро"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

«Подготовка к сочинению-описанию по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Цели: 

1. подготовить материал к сочинению-описанию;

2.познакомить с художницей Т.Н. Яблонской и ее творчеством; с историей картины, её художественными достоинствами;

3. развивать творческие способности учащихся

Оборудование:

Слайд-проектор; презентация по теме урока; позывные «Пионерской зорьки», карточки с заданием; круги, эпиграф на доске.

                Ход урока:

1 Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Доброе утро! А доброе ли оно? Перед вами лежат цветные кружочки. Какому кружочку соответствует каше настроение? Поднимите.

2. Проверка домашнего задания.

        Дома вы выполняли упр.176, давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Что такое кашпо и эстамп?

Материал этого упражнения нам понадобится на уроке.

3. Актуализация знаний

Сегодня мы будем говорить о картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Запишите число и тему урока.

- А какая цель нашего урока, ктодогадался? (подготовить материал к сочинению-описанию по картине)

Прежде чем мы приступим к основной работе, ответьте на вопрос:

- Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

- Сейчас я буду зачитывать отрывки, а вы попытайтесь определить их тип речи.

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что он лишился сознания. (А. И. Куприн)( Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. )

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.    (К. Г. Паустовский) (Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.)

        Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (Описание)

  1. Что такое описание, что характерно для этого типа речи?

(Описание – это тип речи.

В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем)

  1. Чем различается научное и художественное описание?

(В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения)

  1. Можно ли в художественном стиле описать помещение?

        (Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание:

  • А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
  • Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича)
  • И.С.Тургенев «Муму»)

4. Работа по теме урока

- Откройте в учебнике  репродукцию картины «Утро»

Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны  - еще чуть-чуть  - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», о которой мы сегодня и будем говорить. Но сначала узнаем немного о самой художнице – Татьяне Ниловне Яблонской.  (сообщения учащихся)

  • Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
  • В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте. После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась.
  • Официальное признание  Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и композиции картины художница идеализирует  труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

        Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.

                Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.

  • Картина «Утро» была написана в 1954 году, не так давно закончилась Великая Отечественная война, страна возрождалась, страна радовалась жизни, мирной спокойной жизни. Вот как вспоминает дочь художницы об этих днях: Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью.  Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!

           из воспоминаний Елены Яблонской

- А знаете, ребята, вместе с какой передачей вскакивали по утрам советские школьники?

Вот послушайте: заставка «Пионерской зорьки». Вы, наверное, знаете, кто такие пионеры? (ответы детей)

- Ребята, а как вы думаете, каково лексическое значение слова «утро» (начало дня, весна, дети)

- А какие ассоциации у вас возникают при произношении слова утро? (зарядка, завтрак, уборка комнаты и т.д.)

- А какими эпитетами можно охарактеризовать это слово? Запишите на доске и в тетради. (сияющее, солнечное, яркое, чистое, светлое, чудесное и т.д.)

- Вспомните пословицы, поговорки, загадки об утре. Какие стихотворения об утре вы знаете?

(Утро вечера мудренее; утро день начинает, а вечер заканчивает).

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
/С.Есенин/

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток…
/И.Никитин/

 - Давайте посмотрим на репродукцию картины, что на ней изображено?

- А теперь, ребята, мы перейдем с вами к композиции картины, ее колориту, работе над деталями.

- Давайте рассмотрим передний план картины. Мы уже говорили с вами, что на переднем плане художник обычно располагает самое важное.

- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света.

- Пожалуйста, опишите девочку.

(У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений).

О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)

Словарно-семантическая работа.

Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться)

Чем можно зарядиться? (энергией здоровья)

А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.

Какие ещё упражнения могла выполнять героиня картины? (1-2 упр.)

Я предлагаю вам сделать зарядку. Физкультминутка

- Итак, на переднем плане картины  - девочка.

- Какая она? (Опрятная, Аккуратная, Чистоплотная, Стройная, Подтянутая, Спортивная, Организованная, Прилежная)

- Как вы думаете, ребята, она счастлива?

- А как вы это поняли? Конечно, по окружающей ее обстановке. Все в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.

- Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.

- Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?

(Стоит весна. Учебный год еще не закончился, потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках  постели.)

- А теперь давайте рассмотрим боковые планы картины: комнату девочки. Как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой.

(Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.) 

- Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) (Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме. По верованию древних славян, круг, колесо  - символ защищенности, мира.)

На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример. Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни.

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. 

Преобладают желтый и  коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение.

- Какие еще цвета есть в картине? Зеленый, синий и голубой, немного красного.

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.

- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

- Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких  значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна  - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.

- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной?

(Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.  В ее картине много воздуха, света и человеческого счастья.)

Работа с карточками

        Сейчас я вам раздам карточки, где написаны слова и словосочетания. Вам нужно распределить их по группам, т.е. к тем предметам комнаты, к которым подходят.

(Окно, стены, дверь на балкон, общий вид комнаты, кровать, пол, стул?)

- Ребята, при написании сочинения, помните, что Девочка одета в,

но на девочке надеты

- Чтобы не было речевых ошибок в вашем сочинении, какими синонимами можно заменить художницу? (Яблонская Татьяна Ниловна, автор картины, художник и т.д.) А девочку? (Лена, хозяйка комнаты, она)

- С этой же целью подберите синонимы к слову картина. (Холст, полотно)

- Посмотрите, какие можно использовать глаголы при написании сочинения (слайд)

-Ребята, как вы думаете, подойдет ли этот эпиграф к сочинению?

«Здравствуй, солнце да утро веселое!» (И.Никитин) 

-Каков эмоциональный настрой автора? Согласны ли вы с тем, что утреннее настроение задает тон всему дню? Можем ли мы вложить в уста девочки, изображенной на картине, эту стихотворную строку?

Иван Никитин хотел передать своей cтрокой радость, которую испытывает человек утром, когда он бодр, ведь как начнешь день, так и проведешь его, поэтому девочка, изображенная на картине может начать свой день этими словами.

- А сейчас давайте попробуем составить план сочинения и записать его в ваши тетради.

План.

I. Т.Н.Яблонская – известная художница.

II. Картина «Утро» - одна из ее замечательных работ.

  1. утро в городской квартире

а) чудесная погода за окном

б) уютная комната

в) жизнерадостная, счастливая девочка

  1. почему картина имеет такое название?
  2. какие краски преобладают на полотне?

III. Радостно на сердце!

Или

  1. В 1954 г. была написана картина…
  1. Автор картины – Т.Н.Яблонская…
  2. Название картины.

II. Комната девочки.

  1. На переднем плане…
  2. На заднем плане…

III. Хозяйка комнаты.

IV. Впечатление от картины.

- Как можно начать сочинение? А закончить?

Возможное начало сочинения.

Т.н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.

Возможное заключение.

Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на  эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»

- Сейчас попробуем вместе создать наше сочинение. Вместо пропусков нужно вставить подходящее слово. Какое? А какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов? (прилагательные)

Т.Н.Яблонская всегда любила изображать на своих полотнах быт народа. Началу (трудового) дня посвятила она картину «Утро».

(Летнее, солнечное) утро. Воздух (прозрачный, теплый, нагретый солнцем). Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым.

На картине солнце не изображено, но мы чувствуем (золотой, солнечный) cвет, видим его отблески на полу, балконе. Даже только вставшая девочка подставила лицо солнцу!

В центре картины (жизнерадостная) девочка Катя делает (утреннюю) зарядку. Справа художница расположила (круглый) стол, покрытый (полосатой) скатертью и стул, с аккуратно сложенными вещами. Слева кровать, на которой спала (юная) спортсменка. Но более всего на переднем плане нас привлекает свет. Художница наполнила комнату (ярким) блеском солнца, чтобы лучше показать красоту утра и бодрость настроения. Здесь, на картине, лучи солнца как бы впитали в себя всю жизнерадостность и теплоту (раннего) утра.

Сквозь дверной проем виднеется (просыпающийся) город. (Лазоревое, светло- синее) небо подчеркивает (радостное) начало дня. Второй план картины заполнен (cвежим) воздухом, комната не загромождена, просторная и светлая. Этот простор как бы подчеркивает красоту и раскованность движений девочки.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (радостное) настроение. Художница хорошо показала радость (утреннего) пробуждения и жизнерадостность главной героини.

        6. Самостоятельная работа (написание сочинения в черновики)

        7. Итог урока

- Понравилась ли вам картина Яблонской?

- Какова основная идея картины? Что хотел нам показать автор?

(Красота  жизни, умение радоваться ей -   идея (основная  мысль) этой картины. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас,  радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь)

- Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
- О чём бы вы стали говорить с девочкой?

        8. Рефлексия «Цветные кружочки» (поднимите тот кружочек, который подходит вашему настроению сейчас)

ОЦЕНКИ

Домашнее задание: написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.

Заключительное слово учителя:

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут содержательны, интересны и грамотны.

КАРТОЧКА

  • _________________– высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая;
  • _________________ – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком,  бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на …………..эстамп,  кашпо с цветами резеды;
  • ____________________– двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка;
  • __________________– большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света;
  • __________________(круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на ……………глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка;
  • ________________(легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), аккуратно сложена школьная одежда девочки;

  • ___________________ – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем;
  • _________________– паркетный, «в  ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый.

КАРТОЧКА

  • _________________– высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая;
  • _________________ – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком,  бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на …………..эстамп,  кашпо с цветами резеды;
  • ____________________– двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка;
  • __________________– большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света;
  • __________________(круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на ……………глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка;
  • ________________(легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), аккуратно сложена школьная одежда девочки;

  • ___________________ – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем;
  • _________________– паркетный, «в  ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе. Развитие речи. Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом".

Данная презентация помогает проверить знания по теме "Имя прилагательное"; развивать интерес к произведениям живописи,наблюдательность, умение составлять рассказ по картине, навыки развития ...