Словосочетание. Урок для обучающихся 6 классов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку. Материал для обучающихся 6 класса. Тема урока: "Словосочетание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku._6_klass.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Тема урока: «Словосочетание»

                                                    ( 6 класс )

             Ход урока.

1. Организационный момент.

2  Активизация и систематизация знаний.

   На доске записаны слова:

Пос…дить,  чу?ствительное, пор…жаться, (в)т…плице, сер…дце, вс…гда.

-Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющиеся в них одинаковую  орфограмму. Составленные пары слов запишите. (Дается время на выполнение задания).

- Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?

- Первая пара слов – посадить в теплице.   (Орфограммы в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).

- Какие еще слова можно объединить?

- Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова.  

- Назовите третью пару слов.

- Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова. (Объясняется написание слов).  

3. Формирование обучающимися темы и цели урока.

- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Посадить в теплице, чувствительное сердце,   поражать всегда  –         это  словосочетания.

Учитель записывает тему урока, а ученики в тетрадь.

- Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.

Запись на доске:

Цель:

 повторить все, что  … о            .

развивать умения ……   отличать от …..  и                .

- Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умения отличать словосочетание от слова и предложения.

4. Повторение теории.

Беседа:

 - Скажите, из скольких и каких частей состоит  словосочетание?

-  Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?

- Как связывается главное слово с зависимым?

- С помощью чего устанавливается смысловая связь?

- С помощью чего выражается грамматическая связь?

- Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?

- Найдите главное  и зависимое слова в наших словосочетаниях.

5. Выполнение тренировочных упражнений.

Запись  на доске:

1)  маленький р..сток, …

2)  пахнет ар..матно, …

3) прил..гать усилия,…

Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно,  красивое р..стение.

- Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание.

- Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.  

- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для рядов?  

- Словосочетания нужно подбирать по двум признакам:  по составу  словосочетаний и имеющихся в корне слов орфограммам.

- Какие словосочетания нужно включить в первый ряд?

- В первый ряд можно включить словосочетания маленький росток, красивое растение.  Состав этих словосочетаний одинаков: «прил. + сущ.».  Второй признак - одинаковая орфограмма: чередующаяся  гласная в корне слова раст – рос – ращ.

    Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ:

    Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.

    Третий ряд: приглагать усилия, предложить решение

  Учитель:  Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых  есть все составные части слова. Объясните свой выбор.

Физкультминутка.

Словарно-орфографическая работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: летать в небе, идти далеко, генная инженерия ( объясняется значение последнего словосочетания ).

 А теперь будьте особенно внимательны.

Первая часть нашего слова является слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.

- Первая часть –  ле, так как является первым слогом главного слова в словосочетании летать в небе, где грамматическая связь выражается с помощью предлога в и окончания –е.

 - Вторая часть слова – ген, так как это первый слог зависимого слова генная в словосочетании генная инженерия, которое имеет состав «существительное + прилагательное».

- Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.

- Третья часть слова – да, так как является первым слогом зависимого слова далеко  в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.  

  - Какое слово у вас получилось?

-  Это  слово  легенда.

- Ребята, что же такое легенда?

- Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.

- Ребята, у слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает  вымышленные сведения о себе, т. е. о том, кто выполняет секретное задание.

 Учитель:  Послушайте легенду о прекрасном цветке ландыше. Из легенды выберите словосочетания.

С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как – то на охоте Диана заблудилась  и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся  на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

 Запись на доске:

 Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.

 Славяне создали свою («прил.+сущ.») о ландыше.

 Водяная царевна Волхова («гл.+сущ.»)

 На свою беду она («гл.+сущ.»). Садко к прекрасной Любаве.

 Вышла Волхова на берег послушать («сущ. +гл.»), но не нашла его на берегу.

(«Нар.+гл.») Волхова, («сущ.+ гл.») среди трав, превратившись  в («прил.+Сущ.») с изумительным ароматом.

Итог урока.

 -  Скажите, о каком языковом явлении мы сегодня говорим на уроке?

-  Расскажите все, что вы знаете о словосочетании.

- Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием?

Дается задание на дом (на выбор учителя).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление предлогов в составе словосочетаний.Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов технологии Ю.А.Поташкиной и методики Т.Я.Фроловой...

Методическая разработка урока в 8 классе "Строение и значение словосочетаний"

Тема: "Строение и значение словосочетаний".Цели: познакомить со строением и значением словосочетаний, научить выделять их в тексте, конструировать новые....

Конспект урока для 8 класса по теме "Словосочетание"

Цель урока: обобщить знания, умения, навыки по теме «Словосочетание»; уметь находить словосочетания в предложении, определять вид синтаксической связи, повторить морфемный разбор слов; формирование мо...

Презентация к уроку для 8 класса по теме "Словосочетание" ("Пираты Карибского моря")

Презентация является частью урока-игры по теме "Словосочетание" для 8 класса...

Презентация к уроку для 8 класса по теме "Словосочетание" ("Пираты Карибского моря")

Приложение к уроку в 8 классе по теме "Словосочетание"...

Урок на тему: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения» в 11 классе

Урок-презентация, исследование омонимичных явлений, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ, развитие культуры речи...

Урок ФГСР 3 класс Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения

Составление предложений со словосочетаниями обозначающими  пространственные отношения...