программа курса "Речевой этикет"
материал по русскому языку по теме

Усманова Лилия Хисатулловна

 

Курс «Речевой этикет» рассчитан на учащихся 5-8 классов и объединен общим принципом организации обучения, предполагает 35ч.  в каждой параллели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_rechevoy_etiket.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств   идля установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

        В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
         Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, —  оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть  и их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
         Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

Курс «Речевой этикет» рассчитан на учащихся 5-8 классов и объединен общим принципом организации обучения, предполагает 35ч.  В каждой параллели.

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Необходимо широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении.

Основная цель программы курса «Речевой этикет» - на основе систематизации и обобщения сведений по русской лексике и грамматике развивать и совершенствовать навыки русского речевого этикета, готовить учащихся к грамотному общению как в школе, так и вне ее.

Отсюда вытекают конкретные задачи:

  1. Формировать устойчивые навыки речевого этикета в стандартизированных ситуациях общения; повышать на этой основе общую культуру общения, предупреждать проявления невоспитанности и грубости;
  2. Готовить детей к самостоятельному речевому поведению во «взрослой» среде с целью предупреждения психологического дискомфорта, в котором могут оказаться молодые люди, не владеющие стандартизированными формами общения;
  3. Расширять и обогащать активный словарь, необходимый для содержательного повседневного общения;
  4. Обобщать и систематизировать сведения по русской грамматике, совершенствовать навыки  конструирования разнообразных словосочетаний, предложений и связных текстов;
  5. Знакомить с различными видами речевых, грамматических, фактических и логических ошибок с приемами их предупреждения и исправления.

                          Основные виды работы

  1. Знакомство с образцовыми и негативными (содержащими ошибки) монологами, диалогами, полилогами, их анализ, оценка и исправление; составление различных текстов по образцу.
  2. Упражнения с целью формирования отдельных коммуникативных умений и навыков: диалоги с учителем, в парах и тройках, цепочкой, ролевые игры, инсценировки, речевые ситуативные этюды, условные диалоги с воображаемым собеседником и т.п.
  3. Составление текстов праздничных поздравлений, обращений, адресов, писем и т.п.
  4. Работа с книгами и наглядными пособиями, анализ отрывков из художественной литературы.
  5. Помощь учителю в составлении разного рода таблиц и наглядных пособий; иллюстрирование коммуникативных ситуаций, разработка и оформление газет, витрин, выставок, уголков; подготовка внеклассных мероприятий для других классов, работа по речевому этикету в начальной школе, выступление перед родителями и т.п.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
  2. иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;
  3. знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
  4. владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
  5. иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
  6. уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
  7. уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

                                   5 класс

Тема

Кол-во часов

Введение

6

Качества хорошей речи

6

Орфоэпия

13

Лексикология

8

Повторение

Обобщение и систематизация изученного


2

                                     

Введение (6ч)

Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как форма существование языка. Речевая ситуация, ее компоненты и характеристика. Две формы существования речи - устная и письменная. Общее и различное в них. Древние письмена: их происхождение и своеобразие. Из истории буквенного письма. Формирование языка в Древней Руси.

                               Примерные практические работы:

- подбор высказываний писателей и поэтов о русском языке;

-  подбор пословиц и поговорок, характеризующих разные формы речи;

- подготовка сообщений "Что мне особенно интересно в русском языке";

- моделирование и участие в речевых ситуациях, "Какую книгу советуете прочитать и почему", "Как проехать в музей в незнакомом городе", "Посоветуйте, какой подарок подарить другу" и т.д.

Качества хорошей речи (6ч)

Общее понятие о культуре устной и письменной речи. Культура речи как умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения. Речь правильная и хорошая. Правильность речи, выражающаяся в соблюдении норм ударений и норм грамматики. Качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

                          Примерные практические работы:

-  анализ схемы «Речь хорошая. Речь правильная»;

-  подготовка сообщений «Что значит говорить правильно?», «Как я       понимаю красоту и выразительность речи?»;

-  анализ текстов с точки зрения их правильности и выразительности;

-  моделирование и участие в речевых ситуациях «В магазине», «В школьной библиотеке», и т.д.

Орфоэпия  (13ч)

Понятие об орфоэпии. Роль орфоэпии в речевом общении. Орфоэпические словари и справочники. Методика и интонация русской речи. Характеристика интонации: мелодичность (плавность, порывистость), интенсивность (вялость, энергичность), длительность (быстро, медленно), тон, тембр. Интонация как средство передачи смысловой и эмоциональной стороны речи. Правильная речь и ударение. Особенности русского ударения. Смыслоразличительная сторона ударения (слова-омографы). Особенности произношения некоторых безударных гласных, отдельных согласных и их сочетаний. Упражнения для правильного артикулирования гласных и согласных звуков. Скороговорки. Звукопись как средство выразительности речи.

                             Примерные практические работы:

- составление словариков ударений и материалов для упражнений со скороговорками;

- орфоэпические упражнения;

- подготовка текста для произношения вслух;

- выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;

- придумать и записать сказку по орфоэпии.

Лексикология (8ч)

Речевое богатство и речевая бедность. Понятия о лексических нормах литературного языка. Синомическое богатство русского языка. Словари и справочники по современному русскому литературному языку. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Паронимы. Нарушение лексической сочетаемости слов как речевая ошибка. Лишнее слово как речевая ошибка. Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки.

                              Примерные практические работы:

-  определение типа словаря по словарной статье;

- подготовка "паспорта" понравившегося лингвистического словаря;

- редактирование текстов;

-рисунки слов-паронимов, сочинение этюдов с использованием паронимов.

Повторение (2ч)

                                            6 класс

Темы занятий

Основные

вопросы

Основные понятия

Формы работы

Проверка знаний:

виды контроля

Часы

Правила речевого этикета. Вежливость и этикет.

Для чего нужны этикетные слова?

Этикет, речевая ситуация

Беседа, анализ предложенного текста

Сочинение “вредных” советов.

2

Из истории русского этикета.

Как обратиться к собеседнику?

Исторические изменения

Лекция, конспектирование,

Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов.

3

Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях

Как обращаться к собеседнику?

Умеем ли мы разговаривать по телефону?

Ситуация знакомства. Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах.

Работа в группах.

Ролевая игра.

Написание писем.

Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.

3

Умение спорить.

Разговоры со взрослыми.

Спорим или ссоримся?

Как правильно вести диалог?

Части спора

Решение проблемных ситуаций.

Работа в группах.

Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов.

4

Формулы вежливости: просьба, извинение, утешение, поздравление, пожелание, приглашение.

Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости?

Формулы вежливости.

Работа в группах.

Ролевая игра.

Работа с фразеологизмами.


Составление диалога.

3

Роль мимики и жестов в жизни человека.

О чём расскажут мимика и жесты?

Мимика, жесты, позы, телодвижения.

Анализ текста художественного произведения

Сообщения учащихся.

3

Роль интонации в речевом общении, речь героев в художественных произведениях.

Знаем ли мы правила литературного произношения?

Интонация логическое ударение, пауза, мелодика речи,

Словарная работа

Работа в группах.

Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте.

4

Речевой этикет других народов.

Зачем надо знать речевой этикет других народов?

Речевые ситуации.

Заочное путешествие. Сообщения учащихся.

Сформулировать практические рекомендации туристам.

4

Изменения в речевом этикете.  Общение в Интернете.

Нужны ли орфографические правила?

Урок – практикум: работа в Интернете

Работа в группах.

Написать заметку “Новое в русском речевом этикете”

4

Речевой этикет – культура общения – воспитанность.

Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать?

Культура общения – воспитанность.

Урок – диалог по итогам изучения речевого этикета.

Сочинение-миниатюра «Я и этикет».

3

Итоговое занятие

2

 

                 

                 7 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количест-во часов по теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения занятия

Формы контроля

1

Введение. Понятие о культуре речи. Понятие о стилистике.

1

Разбираться в лингвистических терминах

Лекция-беседа

2

Что это такое правильная речь? Качества хорошей речи.

1

Знать качества хорошей речи

Дискуссия

Вывод по занятию

3, 4

Наблюдаем, замечаем, оцениванием...

2

Уметь оценить текст с точки зрения правильности и нормативности

Тренинг

Анализ текста

5

Понятие о литературном языке. Составляющие литературного языка. Литературный язык — основа культуры речи.

1

Знать составляющие литературного языка

Лекция + беседа

Сочинение-рассуждение

6

Функциональные стили русского литературного языка.

1

Знать отличительные черты стилей речи

Лекция +беседа

Конспект

7.

Язык документов

1

Уметь отличать тексты официально-делового стиля

Исследование документов

8.

Составление текстов официально-делового стиля

1

Навыки создания текста данной стилистической направленности

Письменная работа

Заявление, автобиогафия

9.

Публицистика

1

Уметь отличать тексты публицистического стиля

Проект –исследование по жанрам публицистики

Презентация жанров публицистики

10.

Анализ текста публицистического стиля

1

Знать отличительные особенности текстов публицистического стиля

Работа в группах

Анализ текста

11.

Язык науки

1

Уметь отличать тексты научного стиля и подстилей

Лекция + беседа

Составление конспекта учебно-научного текста

12.

Разговорный стиль

1

Уметь отличать

Исследование представленных текстов

Составление диалогов в парах

13.

Язык художественной литературы

1

Уметь отличать тексты

Художественного стиля речи

Дискуссия

Анализ художественного текста

14.

Виды норм. Языковая и речевая нормы.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях

Лекция + тренинг

15.

Орфоэпические нормы Акцентологическая норма.

1

Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Знать правильное произношение слов в объёме 8 класса

Лекция + тренинг

Соревнование в группах

16.

Лексические нормы.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях

Лекция + тренинг

Соревнование в группах

17.

Грамматическая норма.

1

Уметь различать морфологические и синтаксические нормы

Лекция + тренинг

Соревнование в группах

18.

Практическая работа по теме «Норма».

1

Показать уровень владения нормами русского языка

Практическая работа – соревнование

Презентация результатов

19.

Диалект — говор. Диалектизмы.

1

Знать основные говоры, их отличительные признаки

Проект

Презентация

20.

Жаргон и жаргонизмы.

1

Уметь находить жаргонизмы, знать историю их возникновения

Лекция + беседа

Письменное рассуждение

21.

Просторечие. Разговорный стиль. Лексические и орфоэпические особенности.

1

Уметь находить просторечные слова в тексте. Знать об их роли в тексте

Лекция + беседа

Устное рассуждение

22.

Лексика — самая подвижная часть языка. Активная лексика Пассивная лексика.

1

Разбираться в лингвистических терминах и понятиях

Исследование

23.

Демократизация или обеднение современных языка и речи?

1

Уметь наблюдать за изменением языка

Дискуссия

24-25

Лексическая сочетаемость. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости.

2

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Лекция +

Практическая работа

26.

Тавтология и точность речи. Тавтология и чистота речи.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Лекция

Работа с текстом

27.

Смысловая неточность.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Лекция

Работа с текстом

28.

Практическая работа

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Анализ текста

29.

Плеоназмы и чистота речи. Плеоназмы и точность речи.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Практическая работа

30

Что такое «речевая избыточность»?

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Практическая работа

31.

Речевая недостаточность, паронимы.

1

Уметь отличать паронимы от омонимов

Практическая работа

32.

Ошибки в стилистической оценке слов. Ошибки в сочетаемости слов. Речевая недостаточность и эффективность общения.

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Анализ текста

33.

Практическая работа на тему «Речевая недостаточность».

1

Уметь выбирать подходящие слова, владеть речевыми нормами

Анализ текста

34-35.

Подведение итогов

2

Самооценка

                               8 класс

Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч)

Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении.

Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Из истории эпистолярного жанра в России.

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14ч)

Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.

Национальные особенности жестов, мимики.

Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях.

Характеристика словарей языка жестов.

Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежелание скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.).

Интонация и культура речевого общения (14ч)

 Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

Интонация и правила речевого этикета.

Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 1 класса

Программу внеурочной деятельности можно использовать при проведении внеклассного часа....

Программа кружка "Этикет поведения и общения" для учащихся 2 класса

Программа кружка предназначена для проведения занятий на внеклассных часах....

Программа кружка "Этикет"

предлагаю планирование кружка "Этикет"...

Программа кружка "Этикет"

предлагаю планирование кружка "Этикет"...

Дополнительная образовательная программа "Школа этикета"

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, а также может быть использована учителями начальных классов, среднего звена, а также классными руководителями...

Программа "Азбука этикета"

Программа "Азбука этикета"...

Рабочая программа "Школа Этикета"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, п...