Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами
методическая разработка по русскому языку по теме

    Важным аспектом  решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модернизации предполагают значительное обновление содержания  и качества общего образования в средней школе. Идеи культурно – исторического подхода  находят воплощение в музейной педагогике. Необходимым условием использования музейной педагогики в образовательном процессе является создание музейной среды в образовательных учреждениях Республики Хакасия. Хакасия расположена в центре Южной Сибири, на левом берегу Среднего Енисея, в Хакасско-Минусинской и Чулымо-Енисейской котловинах. В Хакасии  осуществляются следующие                                                                                                                            подходы к языковому образованию: билингвальное, межкультультурное, мультилингвальное. В связи с тем, что перечисленные подходы к языковому образованию носят культурно-историческую направленность, одним из факторов успешной модернизации образования в Аскизском районе Хакасии стало использование культурного потенциала школьных и краеведческих музеев. Школьные музеи создаются и функционируют с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию. Применение частной экскурсионной методики «как механизма, совершенствующего «подачу» материала и как процесса упорядочения деятельности экскурсовода» может способствовать решению проблемы формирования языковой личности учащегося школьными, музейными средствами.[6; 107]. Попадая в образовательную музейную среду, обучающийся становится носителем, хранителем, пользователем и творцом культуры, поэтому «именно в рамках культурно-исторического подхода целесообразно рассматривать вопросы обучения языку, так как присвоение культуры возможно только в процессе освоения языка. Оценка личности и деятельности личности с позиций многомерности  возможна только в том случае, когда данная личность интегрирована в культуру» [3;138]. Профиль школьного музея, направление его деятельности педагогические коллективы выбирают исходя из местных условий, накопленного опыта работы. Вместе с тем, во всех школьных музеях представлены разделы экспозиций, посвященные истории школы, истории села, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.

     Отделом народного образования  Аскизского  района плодотворно проводится работа: приняты  и творчески реализуются программы, направленные на сохранение исторического наследия района: «О развитии языков народов муниципального образования Аскизский район на 2007-2010 гг», «Сохранение и развитие культурного наследия как основы развития села на 2007-2011гг». В настоящее время в  районе накоплен положительный опыт работы педагогов по использованию музейной педагогики (музейных средств обучения в частности) в образовательном процессе по следующим направлениям: 1. Проведение в системе музейно-педагогических занятий, уроков по всем учебным предметам на базе экспозиций школьных музеев. 2.  Организация и проведение воспитательных мероприятий во внеучебное время (праздников, тематических классных часов, родительских собраний, вечеров, встреч, КВН, театральных постановок, конкурсов, экскурсий, интеллектуальных марафонов).

       3. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, кружковой работы (например, в одной только Казановской основной школе педагогами и учащимися опубликовано более 20 научных статей).

      4. Организация сотрудничества всех имеющихся музеев, в том числе, привлечение музейных сотрудников к решению задач образовательного процесса. [7;18 ].

       В настоящее время школьные музеи созданы в 25 из 26 средних и основных общеобразовательных  школах Аскизского района, что составляет 96 %. Кроме того, в районе функционируют Хакасский республиканский национальный музей-заповедник и 4 муниципальных музея. Следует отметить, что школы в Аскизском районе именуются по названию сел. Это этнографический музей - в Нижне-Тейской СОШ,  музей экологической направленности – в Лесоперевалочной СОШ № 1, боевой и трудовой славы – в Вершино-Тейской СОШ №1 и  исторической: в Усть-Чульской и  Болгановской школах. В самих наименованиях образовательных учреждений проявляется уважительное отношение населения к культуре малой Родины, топонимическим особенностям Аскизского района.

      Любая культура и общественная жизнь человечества сопровождается речью. В течение ряда последних лет  в Республике Хакасия, субъекте Российской Федерации, значительно изменилось и расширилось социокультурное пространство, что  привело к пониманию того, как отмечает Т.Г Боргоякова, профессор Хакасского государственного университета имени первого хакасского ученого, чей 150- летний юбилей будет отмечать Республика 6 мая 2012 года, в  приветствии к участникам конференции « Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России», что «…многоязычие способствует избавлению от эгоцентризма монолингвов, формированию поликультурной личности. Полилингвы обладают  интеллектуальными и коммуникативными преимуществами для более высокой социальной мобильности, жизненного и профессионального успеха»[1;4.].

     В последние годы в связи со сменой социокультурных приоритетов в системе российского образования  в методике преподавания русского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода появилось понятие коммуникативной компетентности, что связано с более глубоким изучением механизмов речемыслительной деятельности человека  [2;112]. Развитие речи учащихся школьными музейными средствами необходимо ещё и в связи с тем, что «традиционные уроки не решают проблемы формирования языковой личности, потому что ориентированы на «виды работ» (сочинение, изложение и др.) [2 ; 181 ].

     В связи с ориентацией на  современные потребности общества  в содержании предметной области – филологии  выделены следующие основные задачи: формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. В рамках культурно-исторической теории развития личности Л.С.Выгодского и его последователей: А.Г. Асмолова, А.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова и других разработаны подходы, определяющие результат обучения  как культурно – историческое развитие личности ребёнка, поэтому одним из важнейших аспектов развития  «субъекта культуры»  является формирование навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами как  одного из условий успешного становления языковой личности обучающегося. Государственной программой определены цели методики развития связной речи, которые  основаны на изучении закономерностей речевого развития и совершенствования  учебного процесса.

    Таким образом, одним из оптимальных условий реализации культурно-исторического подхода становится использование межпредметных связей в рамках музейной  среды. На современном этапе развития системный подход при организации музейной среды в Аскизском районе Республики Хакасия  является результатом усиления интегративных тенденций в сфере образования. Проблема межэтнического взаимопонимания  и взаимодействия  является  насущной для  многих российских школ. Решение этой проблемы видится  в обращении к самоопределению личности в парадигме  национальной культуры и  в парадигме культуры общечеловеческой по средствам  культурно- исторического, коммуникативно - деятельностного и системного подходов. При  этом идея деятельности и идея системности тяготеют друг к другу. В соединении с системным коммуникативно-деятельностный подход становится более эффективным,  так как он выполняет  функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности.В соответствии с принципом системности и результативности  система формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами  в школах Аскизского района направлена на воспитание  языковой личности, имеющей собственное полилингвальное языковое сознание, менталитет, национальный характер и региональный колорит. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором ученик   чувствует неразрывную связь с окружающим миром. Обращение к ценностям народной культуры означает включение индивида в историко-культурное пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры.

    В соответствии с принципом системности  и результативности методика формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами в средних школах Аскизского района Республики Хакасия направлена на воспитание языковой личности, которая отличается  полилингвальным языковым сознанием, менталитетом, национальным характером и региональным колоритом.                                       Литература :

1.Боргоякова Т.Г. Приветствие участников конференции. Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы III Международной  научной конференции.23-25 сентября 2010года,г.Абакан/отв.ред. Т.Г.Боргоякова. -Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,2010.-312с.

2.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка : коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С.Антонова.- М.: КНОРУС,2007.-464с.

3.Ю.В.Медведева. Культурно-исторический подход в языковом образовании учащихся. Вестник Московского университета.  Серия 19 // Лингвистика и межкультурная коммуникация,2010,№4.

4.Боргоякова А.П.Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии ХГУ им.Н.Ф.Катанова. Выпуск V.// Изменения в языковом сознании хакасов в результате языкового смещения и аккультурации - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова,2001

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. - М.: Высшая школа, 2004.

6.Емельянов Б.В. Экскурсоведение : Учебник-5-е изд.,- М .: Советский спорт,2004.-216с.

7. Сагалаков Н.У. Музейная педагогика как средство реализации НРК и воспитание патриотизма у школьников.Национально-региональный компонент и музейная педагогика в образовательном процессе: Аскизский опыт. Сборник практических материалов для учителя ./- Абакан : Хакасское книжное издательство , 2006, С. 6-9.

8.С.А.Белова. Реализация проекта «Мы новое поколение» в музейном воспитании. Образование как ресурс развития личности: идеи, опыт, практика. Сборник научно-методических материалов - СПб.: ИПКСПО, Выпуск 2.2008.-152с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_udovletvorennosti_obrazovatelnym_processom.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ удовлетворенности потребителей ГБОУ №1179 образовательным процессом за 2011-2012г.

Для определения степени удовлетворенности образовательными услугами потребителями образовательного процесса был произведен анализ   результатов  анкетирования учащихся и родителей за последние 2 года.

На протяжении нескольких лет в нашей школе периодически проводиться анкетирование родителей и учащихся всей  школы. Результаты анкетирования являются барометром удовлетворенности образовательным процессом, они доводятся до преподавателей школы, обсуждаются на педсоветах, дают возможность  наметить  дальнейшее движение развития учебного процесса

   

Результаты анонимного анкетирования учащихся

     

     Результаты анонимного опроса показали в целом удовлетворенность     учащихся образовательным процессом  и комфортность обучения в школе. Учащиеся выразили доверие преподавательскому составу. От 83%до 93% учащихся в трудную минуту могут обратиться к школьному учителю за советом. От 45,5% до 80% могут свободно высказать свое мнение на уроке. От 92% до 94,5%  испытывают уважительное отношение учителей. От 89% до 93,5% учащихся не имеют конфликтов с учителями. К 83% до 92%   учащихся учителя обращаются по имени. От 90% до 93% учащихся считают школу безопасным местом, где можно себя комфортно чувствовать. От 92% до 100% в зависимости от возраста и класса любят свою школу и гордятся тем, что учатся в ней. Но есть позиции,  исследование  которых требует более внимательного отношения и дополнительного изучения. Это вопрос о самостоятельных и контрольных работах . От59%до 70%учащихся (есть положительная тенденция снижения с 2011г)испытывают  усталость из-за множества контрольных и самостоятельных работ. Этот вопрос рассматривался на педсовете и поставлен на контроль.

Вопросы

да

да

да

нет

нет

нет

Затрудняюсь ответить

Затрудняюсь ответить

Затрудняюсь ответить

Время проведения анкетирования

контенгент анкетирования

Октябрь 2012

9кл

Февраль 2012

11кл

Ноябрь

 2011

7 кл

Октябрь 2012

9кл

Февраль 2012

11кл

Ноябрь

2011

7 кл

Октябрь 2012

9кл

Февраль 2012

11кл

Ноябрь

2011

7 кл

1

Я иду в школу с радостью.

62%

75%

55%

27%

13%

30%

11%

12%

15%

2

К нашим школьным учителям можно обратиться за                советом и помощью в трудной ситуации.

75%

93%

83%

10%

5%

17%

15%

2%

-

3

На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение.

65%

80%

45,5%

31%

12%

45,5%

4%

8%

9%

4

В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему.

84%

93%

76%

4%

3,5%

12%

12%

3,5%

12%

5

На уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение.

88%

85,5%

90%

4%

8%

5%

8%

6,5%

5%

6

Нецензурные выражения в общении со сверстниками - признак бескультурья.

92 %

85,5%

76%

4%

11%

12%

4%

3,5%

12%

7

Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

86%

70%

38%

4%

16%

50%

10%

14%

12%

8

На каникулах я скучаю по школе.

25%

33%

38%

58%

63,5%

36%

17%

3,5%

26%

9

В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны

учителей.

4%

3,5%

5,5%

92%

93%

94,5%

4%

3,5%

-

10

На уроке учитель обращается ко мне по имени.

92%

90%

83%

8%

10%

12%

-

-

5%

11

Я подвергался  унижению, оскорблению, избиению со стороны других учащихся.

8%

6,5%

11%

92%

93,5%

89%

-

-

-

12

Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую»

92%

93%

90%

4%

3,5%

5%

4%

3,5%

5%

13

На каникулярное время  мне задают домашнее задание по предметам.

12%

26%

25%

88%

74%

75%

-

-

-

14

В нашей школе есть интересные кружки, клубы, студии

88%

75%

76%

4%

12%

12%

8%

13%

12%

15

У меня есть желание и потребность участвовать в школьных делах

58%

53%

66%

31%

29,5%

22%

11%

17,5%

12%

16

У меня часто бывают конфликты с учителями

8%

6,5%

11%

92%

93,5%

89%

-

--

-

17

В моей школе замечают мои успехи, когда я делаю что-то полезное и важное для нее.

85%

82%

83%

4%

12%

12%

11%

6%

5%

18

Я часто испытываю усталость в школе из-за множества самостоятельных и контрольных работ в один день

32%

31%

20%

60%

59%

70%

8%

10%

10%

19

Нас часто задерживают на переменах .

8%

8%

10%

92%

79%

80%

-

13%

10%

20

Считаете ли Вы, что в Вашей школе существует «национальная» проблема

4%

-

-

96%

100%

100%

-

-

-

21

Я люблю свою школу и  горжусь, что учусь в ней.

92%

97%

100%

4%

-

-

4%

3%

-

                                        Анонимный  опрос родителей

Опрос родителей выявил следующие тенденции: с одной стороны устойчивая динамика позитивного восприятия родителями учебного процесса, доверия родителей к качеству преподавания и воспитания детей . От 91,5 до 97 % выбрали бы нашу школу для своего ребенка , от 82 до 87 % родителей считают наших учителей высоко квалифицированными специалистами, от 86 до 89 % удовлетворены качеством преподавания. 0т 92% до 100% довольны своими классными руководителями. Но при этом на 3 пункт анкеты: «Сталкиваются ли Ваши дети с факторами психического насилия  и с какими ?», несмотря на низкий % родителей ( от 3 до 6%) , говорящих об этой проблеме, оставили свои комментарии на эту тему :«предвзятое отношение к ребенку», «крик на ребенка», «из-за плохого поведения снижение оценки за знание», «эмоциональное отторжение ребенка»,  «некорректные замечания ребенку в присутствии других учащихся» , «высмеивание, критика и демонстрация неприязни». Все эти комментарии обсуждались на педсовете с целью дальнейшей работы по ликвидации психологического давления на всех участников образовательного процесса.

 

Вопросы

да

да

не знаю

не знаю

нет

Нет

Время анкетирования и контингент

анкетирования

октябрь

2012 г. в участвовали родители из 2-классов

Февраль

2012 г В опросе участвовали родители 3-х классов

октябрь

2012 г в опросе участвовали родители из 2-классов

Февраль

2012 г В опросе участвовали родители 3-х классов

октябрь

2012 г

в опросе участвовали родители из 2-классов

Февраль

2012 г

В опросе участвовали родители 3-х классов

1

 Если бы пришлось выбирать из всех школ района , отправили бы Вы ребенка в свою?         

97,5%

91%

2,5%

9%

0%

0%

2

 Ваши дети сталкивались с фактами физического насилия в своей школе (добавьте ваши комментарии)

0%

Со стороны взрослых

0%

Со стороны взрослых

3%

5%

97%

Со стороны взрослых

95%

Со стороны взрослых

3

Сталкиваются ли Ваши дети с факторами психического насилия, с какими ? (добавьте ваши комментарии)

3%

6%

5%

7%

92%

87%

4

Мой ребенок учится в надежной и безопасной обстановке

85%

82%

15%

14%

0%

4%

5

Учителя моего ребенка высоко квалифицированные специалисты

87%

82%

13%

16%

0%

2%

6

Меня обеспечивают достаточно полной информацией относительно успехов моего ребенка

85%

91%

11%

7%

4%

2%

7

Взрослые в школе относятся к моему ребенку с уважением

89%

90%

11%

6%

0%

4%

8

Меня удовлетворяет качество образования, которое получает ребенок.

86%

89%

10%

9%

4%

2%

9

На родительском собрании мне дают важную информацию

88%

84%

10%

8%

2%

8%

10

У меня часто возникает недопонимание с классным руководителем

0%

4%

0%

0%

100%

96%

11

Я знаком с уставом образовательного учреждения

12%

15%

15%

15%

73%

70%

12

Я читала  Правила школьной жизни

10%

6%

10%

9%

80%

85%

13

Меня интересует все, что происходит в школе у моего ребенка

90%

92%

10%

8%

0%

0%

14

Я стараюсь принимать активное участие в жизни школы

60%

53%

20%

30%

20%

17%

15

Авторитарный стиль управления - это не про нашу школу

88%

85%

12%

15%

0%

0%

16

В школе моего ребенка всегда выслушают и поймут

90%

85%

10%

15%

0%

0%

17

 Мы уважаем нашего классного руководителя

100%

92%

0%

8%

0%

0%

                       

Общие выводы и тенденции

В целом по результатам анкетирования потребителей образовательных услуг  наблюдается тенденция удовлетворенности качеством образовательных услуг, комфортностью обучения в школе, сформировано  доверие учащихся и  их родителей к учителям, классным руководителям, к уровню преподавания дисциплин и воспитанию учащихся.

Вопрос утверждение к учащимся из анкетирования «Я люблю свою школу и  горжусь, что учусь в ней.»  ответили «да» в %

Вопрос к родителям; «Если бы пришлось выбирать из всех школ района , отправили бы Вы ребенка в свою?»      ответили «да»   в %

Из результатов анкетирования  можно сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности образовательными услугами, но образовательный процесс не стоит на месте, он требует постоянного движения, развития, анализа , контроля, самоконтроля, в котором положительную роль играет регулярное анкетирование всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Формирование навыков письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку"

Данное методическое пособие дает краткий теоретический обзор наработок по теме. Содержит практическую часть, написание писем личного характера, эссе, критерии оценивания раздела "Письмо".В насто...

Методическая разработка: "Формирование навыков диалогической речи"

Диалог как объект обучения. Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи и при изучении иностранного языка, является одним из неотъемлемых компонентов обучения....

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

Сценарий урока для 4 класса. ENGLISH IV. Верещагина. Формирование навыков диалогической речи. "Moe школьное расписание"

УМК: «К английскому с любовью!» «English IV»Авторы:  Верещагина И.Н., Афанасьева О.Е.Год и место издания: «Просвещение» 2019 г. МоскваТема урок...

Методическая разработка "Формирование навыка письменной речи (составление электронного письма по теме "My Family")

Формирование навыка письменной речи (составление электронного письма по теме “My Family”)...