Доклад на тему "Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения-рассуждения".
статья (русский язык) по теме

Огородникова Людмила Николаевна

Для учителей русского языка и литературы. При подготовке к ЕГЭ научить детей в своем сочинении использовать выразительные средства языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на секционном заседании учителей русского языка и литературы школ города Бавлы и Бавлинского района.

Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения-                рассуждения.

Русский язык – один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей. Образность устной и письменной речи всегда привлекали к ней внимание писателей.  Доказывая своим современникам полную пригодность русского языка для науки, философии и художественной литературы. М. В. Ломоносов обращал их внимание на его исключительное богатство. Так в чём же заключается богатство русского языка? Бесспорно, в его выразительных возможностях  (средствах). Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста использует различные средства языковой выразительности.
      Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
      Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса. Сегодня хотелось бы остановиться на  лексических средствах языка.  

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
      Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться:
      — синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
      — фразеологизмы;
      — стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.

Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
      Все метафоры делятся на две группы:
      1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
      2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.
      Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель)). Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов))

Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
      Чаще всего олицетворения используются при описании природы. Реже олицетворения связаны с предметным миром. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
      К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин). Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
      Помимо этого, эпитеты могут:
      — усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество).Создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский); передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:  Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев).       

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
      В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

      Сравнения выражаются различными способами:
      — формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела (А. В. Кольцов);

      — формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
      Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
      — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

      — при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);

      — при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится
И когда оно поет, жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед (А. А. Прокофьев);

      В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

 Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Это приём краткой выразительной речи. Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка.
      Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Синекдоху  относят к одним из самых выразительных средств художественного языка. Ведь благодаря ей можно выразить весьма сложные и глубокие понятия и по одной, точно найденной детали дать широкую картину.  Она помогает автору быть сжатым, экономным в своих словах. Синекдоха усиливает выразительность и экспрессивность речи. Кремль — в значении «власть», Москва — в значении «правительство»).       

Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах А. С. Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души. Перифразы позволяют:
      — выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
      — избежать неоправданной тавтологии;
      — ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
      Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:

...о град державный,
Твердыня северных морей,
Венец отчизны православной,
Жилище пышное царей,
Петра державное творенье. (А. С. Пушкин)

 Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
      Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

      Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
      Сегодня пересматривается мировая основа.
      Сегодня
      До последней пуговицы в одежде
      Жизнь переделаем снова. (В. В. Маяковский)

      Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
      Какие крохотные коровки!
      Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов). Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
      Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.

Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка:
      Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов). Разновидностью иронии и ее высшим проявлением является сарказм — злая ирония, язвительная насмешка:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне.
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил. (М. Ю. Лермонтов)

Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

При написании сочинения-рассуждения вы должны  использовать публицистический стиль. Чтобы сделать текст выразительным, эмоциональным не только можно, но и нужно проявить собственное отношение к тому, о чем Вы пишете. Наша задача -воздействовать на читателя, выразить собственные чувства.  Как научиться создавать выразительный публицистический текст? Каким он должен быть? В целом  "книжным" и сложным, и с точки зрения отбора лексики, и по синтаксическому строю. К этому необходимо присоединить выразительность. Способов сделать текст экспрессивным, воздействующим на читателя множество. Вот некоторые из них: Например, тропы и риторические фигуры. К числу фигур относятся: риторический вопрос ("Кто не читал стихов А.С. Пушкина?"), риторическое обращение ("Вы, друзья мои, некоторые, конечно, знаете наизусть."), умолчание ("Но если не читали..."), парцелляция ("Прочтите. Обязательно. Сию же минуту."), многосоюзие ("И вы получите огромное удовольствие, и вы навсегда запомните эти чудные минуты, и вам откроется необыкновенный мир поэзии."). Кроме фигур и тропов есть и другие секреты придания тексту выразительности. Вы можете употреблять в тексте предложения разные по интонации и цели высказывания, в том числе восклицательные и вопросительные. "Вопросно-ответные конструкции" очень подходят для построения рассуждения: Вы задаете вопрос (сами себе) и отвечаете на него. Имейте также в виду, что короткие предложения выразительнее, чем длинные, односоставные интереснее, чем двусоставные, неполные экспрессивнее, чем полные; обычное нарушение прямого порядка слов (инверсия) может стать интересным приемом. Но помните о чувстве меры! Рассуждая о каком-либо интересном и важном для Вас явлении, думайте о том, что Вам необходимо убедить в своей правоте читателя (а в нашем случае экзаменатора), воздействовать на него таким образом, чтобы он с Вами согласился, из оппонента превратился в союзника. Поможет Вам овладеть мастерством публициста и чтение хороших газетных материалов. При написании сочинения Вы должны продемонстрировать богатство собственной речи, большой словарный запас, умение пользоваться синонимами, как лексическими, так и синтаксическими.